Научная статья на тему 'Своеобразие русской философской прозы начала ХХ века'

Своеобразие русской философской прозы начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1113
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / СТИЛЬ / ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА / GENRE / STYLE / PHILOSOPHICAL PROSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кулагина Г. Н.

В статье рассматривается стилевое и жанровое своеобразие философской прозы начала ХХ века, отмечается становление новых тенденций. Автор полагает, что через философскую прозу этого периода можно постичь сложный характер русской культуры начала ХХ века. Философская проза рассматривается как социальный, культурный, эстетический феномен, появившийся как ответ на вызовы эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINAL RUSSIAN PHILOSOPHICAL PROSE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article deals with style and originality of the genre of philosophical prose the early twentieth century marked the emergence of new trends. The author believes that through the philosophical prose of this period can grasp the complex nature of Russian culture at the beginning of the twentieth century. Philosophical prose is regarded as a social, cultural, aesthetic phenomenon, which emerged as a response to the challenges of the era.

Текст научной работы на тему «Своеобразие русской философской прозы начала ХХ века»

УДК:82:1

Г.Н.Кулагина

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В статье рассматривается стилевое и жанровое своеобразие философской прозы начала ХХ века, отмечается становление новых тенденций. Автор полагает, что через философскую прозу этого периода можно постичь сложный характер русской культуры начала ХХ века. Философская проза рассматривается как социальный, культурный, эстетический феномен, появившийся как ответ на вызовы эпохи.

Ключевые слова: жанр, стиль, философская проза.

G.N.Kulagina ORIGINAL RUSSIAN PHILOSOPHICAL PROSE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article deals with style and originality of the genre of philosophical prose the early twentieth century marked the emergence ofnew trends. The author believes that through the philosophical prose of this period can grasp the complex nature of Russian culture at the beginning of the twentieth century. Philosophical prose is regarded as a social, cultural, aesthetic phenomenon, which emerged as a response to the challenges of the era.

Keywords: genre, style, philosophical prose.

Цель статьи - исследовать специфику философской прозы начала ХХ века.

Философская проза - понятие, не имеющее ясно очерченного и однозначного определения, применимо и к философским, и к литературным прозаическим произведениям. Только те литературные произведения являются философской прозой, где автор ставит глубокие онтологические, гносеологические, этические проблемы. Как правило, у автора есть своя философская концепция, которая становится предметом художественного творчества и определяет композицию произведения, развитие сюжета. В философской прозе привлекает сочетание философского и художественного, рационального и иррационального, системнос-ти и фрагментарности.

Произведение философской прозы - это система словесной коммуникации, система смыслов, «сцена истории», «игра мира»; целый мир, внутренний и внешний, поданный через сознание автора и героя. Это структура, которая включает в себя мировоззрение автора, сюжет, характеры, общую атмосферу эпохи, ее идеи, нравы, чувства.

Где находятся истоки русской философской прозы? Истоки прозы - в мифах, в традиционном православии, в духовном наследии Древней Руси. Как утверждал Каприан, «ренессанс начала века действительно возрождал, сам того не подозревая, глубокие философские прозрения христианского Средневековья» [1, с.327]. Усвоение опыта

прошлого позволило философам и писателям создавать особую эстетическую реальность, способствовало развитию художественного мифотворчества. Создавались мифы о человеке, о будущем России, жизни, смерти, творчестве и т.д.

Философская проза ХУШ и Х1Х веков оказала значительное влияние на развитие философской прозы начала ХХ века (Ломоносов, Радищев, Чаадаев, Тютчев, Достоевский и другие). Можно рассматривать произведения философской прозы как произведения искусства, как часть

традиций изящных искусств, возникших в ХУШ веке. Функции философской прозы менялись на протяжении веков, В одни периоды истории преобладала гедонистическая функция, в другие -воспитательная, моральная, дидактическая. Главная функция философской прозы - дать читателю «уверенность в мире».

Философская проза выполняет следующие функции: гносеологическую, социальную,

эстетическую, коммуникативную,

гуманистическую, аксиологическую, критическую.

Таким образом, философская проза -показатель, критерий духовного развития общества, источник духовной жизни общества, самосознание и совесть эпохи; ее функция -“глаголом жечь сердца людей” (А.Пушкин); Философская проза осуществляет связь времен, обеспечивает непрерывность духовного опыта, духовно стимулирует, целеориентирует, гармонизирует чувства. Философская проза -энциклопедия духовной жизни эпохи, она синтезирует в себе все исторически сложившиеся формы духовной деятельности и саму духовность как меру человеческого в человеке, является способом оценки социокультурной динамики, ее направленности, темпов и характера; является способом прогнозирования, духовно-

художественного предвидения новых фаз развития культуры. Философская проза способствует развитию творческого и критического мышления; обладает терапевтической функцией.

Философская проза начала ХХ века обладает глубоким моральным пафосом. В центре внимания авторов философской прозы всегда была духовная сторона бытия личности. Писателей-философов часто привлекали “герои нашего времени”, идеальные типы людей, поэтому философская проза нрав-ственно воспитывала читателей.

Н.А.Бердяев признавал, что «в России нравственный элемент всегда преобладал над

интеллектуальным» [2, с.57].

Произведение философской прозы можно рассматривать как форму этического рассуждения, как форму рефлексивного понимания того, как мы должны жить, какие поступки надо оценивать как правильные, хорошие. Писатели не только изображали духовное преображение героя, но и стремились к духовной трансформации читателя. Поэтому чтение литерного произведения - это этическое чтение. Философская проза, как и вся классическая литература, учит открывать Прекрасное, Истину, Добро, Красоту. Способность сопереживать в процессе восприятия произведения философской прозы дает возможность компенсировать то, что человек не может реализовать в действительности. Человек воображает себя другим, перевоплощается, расширяет границы Я. Духовность в философской прозе - это своеобразная форма коммуникации, диалога. Это процесс признания другого, приобщения к чужому опыту, культуре. В ходе такого диалога меняется каждый участник.

Для начала ХХ века было характерно возрастание роли искусства, литературы. Философскую прозу в России в начале ХХ века можно рассматривать как экспериментальную эстетику, в которой категория Красоты сливается с Истиной, Добром. У некоторых философов и писателей Красота есть модификация Бесконечного, атрибут Бога, высшее благо и истина. Арцыбашев пишет: «Может быть, оправдание всего мира есть в красоте. Может быть, все существует только для того, чтобы была красота?» [3]. Жизнь в искусстве рассматривалась как смысл бытия. Эстетизация философской прозы явилась ответом на нигилизм эпохи. Русская философская проза характеризуется существованием принципов эстетического плюрализма, что нашло выражение в существовании различных типов мировоззрения. Деятели культуры этого периода желают уйти от условностей литературной формы, хотят создать новые жанровые разновидности, выработать новый язык, «стремятся выстроить жизнь по законам искусства». Эстетический аспект философской прозы связан с рассмотрением концепций, идей, принципов, поэтому считается наиболее важным.

Духовная культура начала XX века характеризовалась антиномичностью,

пересечением старого и нового. Поляризующие тенденции принимали крайние формы. Предельность, максимализм характеризовали эпоху начала XX века. Атмосфера в России в начале ХХ века - это атмосфера кризиса, мятежей, невиданных перемен. Предчувствие социальных катастроф, апокалипсические ожидания

способствовали созданию особого типа мировоззрения. Противоречия в судьбах России «Серебряного века» выразились в расколотости сознания человека. На всех свойствах его мировоззрения лежал отпечаток особой двойственности: высшая самоотверженность

превращалась в моральный нигилизм, уважение к достоинству другого - в пренебрежение к его свободе, готовность к смерти - в страх перед ней. Борьба за пространство духовномировоззренческой свободы, стремление уйти от всех предписаний, от власти последовательности, закономерности, партийности отразились на содержании и форме русской философской прозы начала ХХ века.

Одни исследователи определяют этот период как «русский ренессанс» (Н.Бердяев), другие как декаданс. А.Ремизов пишет: «А о прозе вернее было бы сказать не ренессанс, а декаданс» [4, с.378]. Противоположное мнение высказывает В.Набоков в письме к Эдмонду Уилсону: «Упадок русской литературы периодов 1905-1917 годов <...> есть советская выдумка. Блок, Белый, Бунин, да, и другие пишут лучшие свои вещи» [5, с.255]. Русская литература и философия пропагандировали новое мировоззрение, новое искусство, стремились

создать новые ценности, являлись духовной и интеллектуальной квинтэссенцией эпохи. В эпоху модерна возникает междисциплинарный диалог и, как следствие этого, возникает новый вид

энциклопедизма.

В начале ХХ века отмечается становление новых тенденций в литературе, искусстве,

философии; происходит стирание границ между философией и литературой, философией и искусством, ху-дожественным и философским творчеством, научно-философским и

художественным познанием. В произведениях писателей и философов можно обнаружить взаимодействие философского, психоло-гического, эстетического, художественного аспектов, синкретизм образного и понятийного мышления. Происходит сближение светского искусства и православного мировоззрения. Философская проза воплотила в себе стремления к синтезу научного знания о человеке, обществе, природы и техники, явилась результатом поиска знания, представляющего собой синтез веры, разума и воли. В философской прозе происходит сближение научно-фи-лософского и художественного познания, стираются границы между мышлением в абстрактных понятиях и мышлением в чувственноконкретных образах. Жеребин А.И. утверждает, что философия жизни способствовала размыванию границ между наукой и дискурсом. «Если

реальность представляет собой единый поток жизни, то, сметая границы, которыми счертило мир рациональное сознание, он размывает и отвечающему этому разграничению

классификацию наук и дискурсов» [6].

Начало ХХ века - время господства поэзии. Некоторые писатели-философы начинали как поэты. О взаимопроникновение прозы и поэзии пишет исследователь В.Вейдле: «Проза

серебряного века была прозой поэтов либо не отказавшихся и в ней от стихотворного ритма, как Андрей Белый, либо, как он и почти все другие, включавших в самый ее замысел и структуру черты, бывшие до сих пор принадлежностью лирической поэзии. От самой широкой и бьющей в глаза из сравнительно скудных традиций нашей прозы, от традиции бытового, т.е. более или менее описательного и документального, романа, они отвернулись, воспользовавшись в ней очень немногим и не пытаясь истолковать ее по-своему, перестроить на новый лад» [7, с.179]. Лиризм философской прозы В.Розанова, И.Бунина придавал ей особую интимность и музыкальность. Исследователь творчества В.Набокова отмечает, что «проза Набокова уходит корнями в поэзию рубежа веков» [8, с.257]. Это время расцвета лирико-философского жанра. Писатели-филосо-фы стремились сблизить не только прозу и поэзию, но и поэзию и науку, искусство и религию, литературу и философию, литературу и психологию. Русские философы хотели постичь мир с помощью интуиции, поэтому русская философия шла на сближение с искусством. А.Белый, говоря о своеобразии Мережковского-художника, замечает: «.поэзию, ми-стику, критику, историю - все превратил Мережковский в ореол какого-то нового отношения к религии - теургического, в котором безраздельно слиты религия, мистика и поэзия» [9, с.377].

Можно отметить ярко выраженный мировоззренческий и идеологический аспекты философской прозы, усиление рефлектирующего начала и коммуникативной значимости философской прозы. Главная цель философской прозы этого периода - формирование мировоззрения читателя, создание миропроекта в соответствие с идеалом.

Ю.Манн так оценивает этот период: «Серебряный век стал эпохой появления новой чувственности, художественно-интуитивного

познания мира, переосмысления «вечных образов» мировой культуры, использования символа как единственно правильного способа выражения действительности» [10].

Серебряный век русской культуры отмечен

расцветом философского и литературного творчества. В конце Х1Х - начале ХХ веков появляются различные течения: символизм, акмеизм, авангард, футуризм, формализм и другие. Создание манифестов, прокламаций - черта времени. В этот период соперничают реализм и модернистские течения. Кризис критического реализма и ряда эпических жанров привел к тому, что в культуре ведущую роль стал играть модернизм, возникший как реакция, в основном, на жизнь города. Индивидуализм эпохи отразился и на форме произведений, которые часто пишутся от первого лица, имеют форму автобиографии.

Становление философской прозы начала ХХ в. связано с рефлективностью эпохи. Расцвет философской прозы - характерное явление начала ХХ века. В ней отразился стиль мышления и духовные искания мыслителей. Кризис позитивизма и начало развития экзистенциальной философии оказали вли-яние на русскую культуру. Своеобразие русской философской прозы объясняется православием и общественно-политической ситуацией. Эклектичность, нарастающая субъективность - черты философской прозы этого периода.

В конце Х1Х-начале ХХ вв. пробуждается интерес к религиозной проблематике. Русские философы-писатели занимаются поисками абсолюта церковного, новых религиозных систем. Религиозные поиски захватывают все сферы жизни, в том числе искусства. Идея соборности, слияния человека с миром, обществом, природой, космосом владела умами людей. Это время трансформаций религий, время развенчания старых мифов и создания новых. Обращение к мифам позволяло философам-писателям использовать многочисленные приемы аналогий, параллелей, «встреч» и игр. Автомифотворчество выполняет функцию автосакрализации. Понимание диалектики рационального и иррациональных начал, демонического и сакрального в душе человека, эстетизация зла, восприятие мира как театра обусловило выбор формы философской прозы. Анненский пишет об атмосфере того времени: «.в ней носятся частицы и теософского кокса, этого буржуазнейшего из антисмертников, в ней можно открыть, пожалуй, и пар от хлыстовского радения, - сквозь нее мелькнет отсыревшая страница Шопенгауэра, желтая обложка «Света Азии», Заратустра бредил в этом тумане Апокалипсисом» [11, с.34].

Начало ХХ века в России - время изменений в прозе: персонажи теряют знаки идентичности и судьбы. Начало ХХ века в России - это период не только изменения «внешних оболочек, но и самих

тканей художественного произведения» (В.Вейдле) [12, с.180]. Происходит увлечение формой, по-новому понимается форма повествования - это структура произведения, стиль, авторская манера, блистательное сочетание метафор, сравнений. Форма рассматривается как универсальный принцип художественного творчества, зависящая от общественных, культурных, эстетических факторов. Фи-лософскую прозу можно рассматривать как социальный, культурный и эстетический феномен, появившийся как ответ на вызовы времени. В филосо-фской прозе можно выделить две противоречивые тенденции: с одной стороны, формотворчество, с другой стороны, саморазложение формы как подтверждение существования глубоких диссонансов эпохи, ее абсурдности, безумия и «бездомности». Все это нашло отражение в противоборстве двух эстетических парадигм: реализма и символизма.

В философской прозе происходит трансформация привычного синтаксиса, манипулирование временем, пространством, производятся эксперименты с языком, ведутся поиски новых эстетических закономерностей, новых жанровых форм. Писатели-философы стремятся уйти от заданных канонов и литературных форм, хотят создать новые выразительные средства. «Синтетические» формы и техники

художественного мышления привлекали писателей. Философская проза начала ХХ века демонстрирует разнообразие жанров. Можно отметить возникновение модели прозы неклассического типа. Писатели-философы ищут новые способы выражения мыслей, хотят «выразить невыразимое», свои мистикоапокалипсические настроения. Например, эффект непродуманного письма, прием потока сознания, феномен фрагментарной прозы - особенности философской прозы В.Розанова.

Для этого периода характерен исповедальный тон письма, «интимизация» прозы, использование афористического, фрагментарного стиля. Все это позволяло писателям-философам более глубоко выразить свои мысли,

художественно воплотить «поток сознания» героя, раскрыть его внутренний мир, показать

катастрофичность, расколотость сознания и бытия» [13, с.21]. Философы-писатели начала ХХ века создали новую концепцию человека, в то же время показали процесс распада личности, возникновение мифологического мировоззрения. Фрагментарность (Розанов В., Шестов Л., Бунин И. и другие), принципиальная незавершенность

(Розанов В., Шестов Л.), игра фантазии -характерные черты философской прозы начала ХХ

века. Л. Ше-стов полагал, что «привычка к логическому мышлению убивает фантазию» [14]. Он писал: «В конце концов, выбирая между жизнью и разумом, отдаешь предпочтение первой» [15].

Результатом всех этих экспериментов явилось создание новой модели мира, человека, формирование нового мировоззрения, новой культуры, расширение жизненного горизонта.

Таким образом, основные черты русской философской прозы начала ХХ века:

- это усиление рефлектирующего начала, коммуникативной значимости философской прозы, ее мировоззренческого и идеологического аспекта;

- эстетизация и идеологизация философской прозы как ответ на нигилизм эпохи, ее дидактический характер;

-онтологизм русской философской прозы, изучение «жизненных явлений бытия» (А.Ф. Лосев);

- эссеизация философской прозы (имена собственные, например, София, мифологические образы приобретают мощный смыслообразующий потенциал);

- черты философской прозы - диалогичность, фрагментарность, психологизм, неомифологизм, неоромантизм, мистицизм, символизм, синкретизм, религиозный и социальный утопизм, антропологизм, литературоцентричность, связь с народным творчеством;

- установка на углубленный психоанализ ( в центре внимания авторов - бессознательное, невыразимое словами);

- расширение сферы самопознания человека, утрата личностью цельности своего «я», антиномизм и амбивалентность личности, кризисность сознания личности, доминирование деструктивных начал личности («Савва» Л.Андреева), торжество безумия («Красный смех» Л.Андреева);

- черта философской прозы - правдивость;

- маргинальность как разрушение стереотипов, отражение абсурда и дисгармонии мира;

- поиск новых форм и жанров, стилей; сознательное нарушение литературных канонов, многообразие проблематики, ирония, сатира, гротеск;

-сочетание лирики, эпики, реалистических и романтических начал, реализма и модернизма, синтезирование на уровне форм, идей;

- диалог с читателем, приглашение его софилософствовать;

- автобиографизм философской прозы, ее интимизация, лиричность;

- связь с предшествующей философской прозой (Пушкин, Тютчев, Гоголь, Достоевский и другие); диалог с другими культурами; полемический

характер философской прозы (критическая философская проза становится полноправным элементом русской культуры, она приобретает чувство социальной ответственности и социальной миссии);

- возникновение женской философской прозы;

- духовные искания, поиски Красоты, Гармонии, Истины;

- связь русской философской прозы с религией; выражение ею эсхатологических, апокалипсических настроений, антропологического пессимизма;

- смерть Бога, провозглашенная Ф.Ницше, явилась началом модернистского философского письма;

- философская проза начала ХХ века - проза

субъекта. Субъективизм, экзистенцианализм,

гуманизм - характерные черты философской прозы начала ХХ века;

- трагический характер философской прозы. Для нее было характерно повышенное чувство не только жизни, но и смерти;

- тема России - одна из центральных тем философской прозы;

- противостояние двух принципов формирования

мира, которые чужды и враждебны друг другу: духовный, религиозный и нигилистический;

формирование массовой культуры и ее влияние на философскую прозу.

Литература

1.Архим. Киприан (Керн) Антропология Св. Григория Паламы. М.: Поломник, 1996. - С.327.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х - начала ХХ века / О России и

русской философской культуре. Философы русского зарубежья. М.: Искусство, - 1990. - С.57.

3. Арцыбашев М. Смерть Башкина / Дневник писателя (электронный ресурс) ЦЯЪ:www.biblioclub.ru (да-та обращения 22.06.2011).

4. Цит. по: Грачева А. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910-1950-е годы). СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2010. - С.378.

5. Цит. по: Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика/Пер. с анг. Н.Анасьева. СПб.: Изд. «Алетейя», 1999. - С.255.

6. Жеребин А.И. Философская проза Австрии в русской перспективе: эпоха модернизма: автореферат дис. доктора фил. наук:10.01.13. -СПб.: 2006. - С.16.

7. Вейдле В. Умирание искусства. М.: Издательство «Республика», 2001. - С.179.

8. Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с анг. Н.Ананьева. СПб.: Изд. «Алетейя», 1999. - С.257.

9. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - С.377.

10. Манн Ю. Мировая художественная литература. ХХ век. Литература (электронный ресурс) и^Ъ: www.20centure-art.ru (дата обращения 16.07.2011).

11. Анненский И.О современном лиризме. М.: Директ-Медиа, 2010. - С.34.

12. Вейдле В. Умирание искусства. М.: Издательство «Республика», 2001.

13. Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб.: Тип. Стасюлевича, 1903. - С.21

14. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности/ «Вехи» (электронный ресурс) иКЬ: www.vehi.ru. (дата обращения 29.06.2011).

15. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности (электронный ресурс) иРЪ: www.biblioclub.ru/ (дата обращения 17.08.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.