СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
© Колесникова Е.В.*, Дуванская Н.А/
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты
Свободная экономическая зона является перспективным направлением развития мировой экономики. В статье рассмотрены виды свободных экономических зон, сравнивается опыт создания свободных экономических зон в России и за рубежом.
Ключевые слова экономика, свободная экономическая зона, международный опыт.
Одно из перспективных направлений развития мировой экономики, и особенно российской, - создание и формирование свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), представляющих собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна.
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона». В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валют-но-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.
В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная
* Профессор кафедры «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук.
♦ Студент.
зона - это «не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, неиспользуемая в других его частях» [3, с. 21].
В странах со зрелой рыночной экономикой свободные экономические зоны служат инструментом преимущественно региональной политики (подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий). В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах Латинской Америки практика зонирования охватывает и внешнеэкономические, и региональные приоритеты. В Израиле курс на организацию свободных зон стал составной частью национальной стратегии развития.
Хотя сегодня само понятие «свободная зона» ассоциируется, прежде всего, с Китаем, моду на них в современной экономике ввели именно США еще в 1934 году, создавшие «зону внешней торговли» для поддержания вывоза собранных в этой стране автомобилей. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек. Здесь их начали создавать еще в середине 30-х годов для преодоления последствий мирового экономического кризиса. Теперь таких зон, расположенных в портовых городах и транспортных узлах, уже несколько сотен. Другим мировым лидером и законодателем в области создания, опыта развития и совершенствования СЭЗ является Ирландия. Она за 20 лет использования зон свободной торговли превратил ась из аграрной страны в ведущего члена европейского экономического сообщества. Ирландский опыт и стал основой для экспериментов в бесчисленном количестве стран.
В России опыт создания первых свободных экономических зон был отрицателен. К сожалению, он не дал ожидаемого эффекта ни в привлечении инвестиций, ни в качестве одного из инструментов развития депрессивных регионов РФ. М.В. Рубченко, в своей статье, назвал свободные экономические зоны «черными дырами», подчеркнув, что «свободные экономические зоны - это дефективный ребенок, обреченный на жалкое и бесславное существование» [1, с. 36]. По его мнению, три обязательных залога эффективности свободных экономических зон - это выгодное экономико-географическое положение, нормальная инфраструктура, и нормальный, привлекательный для инвесторов объем льгот, прежде всего налоговых. Без этих трех «китов», трех обязательных условий ни одна свободная экономическая зона действовать не будет, не будет успешной. Это показывает весь мировой опыт, и Россия оказалась не исключением. По крайней мере, так Еврейская автономная область или другие глубинные
регионы России - явно не самое привлекательное место для инвесторов. Инфраструктуру нормальную не создали, налоговых и других льгот тоже не предоставили. Поэтому российский опыт и не мог быть удачным.
Создание свободной экономической зоны очень дорогое «удовольствие». Обустройство кв.км свободной экономической зоны обходится государству от 20 до 70 млн. долларов в зависимости от того, какая зона создается. Торговая зона стоит меньше - 20, технико-внедренческая больше -70, промышленно-производственная - где-то 40-50 млн. долларов. Дешевле никому создать нормальную функционирующую свободную экономическую зону не удавалось. Более того, все эти деньги должны быть вложены государством. Частных инвесторов к созданию инфраструктуры привлечь тоже не удалось еще никому. И, как правило, 1 доллар привлеченных инвестиций обходится государству в 4 доллара вложенных средств, по крайней мере, проведенный по развивающимся странам анализ дал именно такие результаты. Т.е. для того, чтобы создать нормальную инфраструктуру, нужны деньги. Отсюда следует и необходимость очень небольших размеров зон. У нас же свободные экономические зоны создавались в границах чуть ли не целых субъектов Федерации.
В мировой практике существует множество видов СЭЗ. Бывают торговые свободные экономические зоны или зоны свободной торговли, причем бывают разные их виды. Основная цель создания этих зон - стимулирование торговли. Эти зоны основываются на предоставлении предпринимателям внешнеторговых льгот.
Второй тип зон - разные виды производственных зон с самой разнообразной их специализацией. Это могут быть и импорто-ориентированные зоны и экспортно-ориентированные, но в любом случае эти зоны создаются для того, чтобы стимулировать развитие реального сектора экономик, стимулировать развитие промышленности.
Третий тип зон - технико-внедренческие зоны. В их отношении существует огромная путаница в терминологии. Бывает, что их называют «бизнес-инкубаторами», «технопарками», «технополисами». Когда писался закон, был принят на вооружение термин «технико-внедренческие зоны». Технико-внедренческие зоны также бывают разных видов. Бывают собственно бизнес-инкубаторы, бывают зоны, занимающие несколько квадратных километров, и в этом отношении они очень схожи с производственными зонами, бывают наукограды и технополисы - скопления наукоградов. Но суть технико-внедренческих зон одна - развитие не просто промышленности, а промышленности высоких технологий.
И, наконец, четвертый тип зон сервисные зоны. Они тоже бывают разными, и один из подтипов сервисных зон - это оффшоры. Что такое оффшоры в строгом смысле, как он понимается в научной литературе, как он понимается экспертами? Это такой тип зон, в котором разрешается реги-
страция предприятий, но при этом фактическая деятельность компаний в этой зоне не предполагается, предприятиям предоставляются определенные льготы по оплате налогов в бюджеты тех регионов, где предприятия регистрируются, либо оффшором может быть целая страна. Такие зоны в мире создаются специально для того, чтобы привлечь деньги в бюджеты. Как правило, и даже чаще всего предприятия, которые работают в стране-оффшоре, права пользоваться налоговыми льготами не получают. Т.е. оффшор никогда не создается для своих, он создается только для чужих. И, как правило, страна не только предоставляет, как принято говорить, удобный флаг, но и определенные, связанные с оффшором услуги. Это могут быть и банковские услуги, и какие угодно другие. Таков смысл оффшора. Бывают еще туристические зоны, банковские центры и т.д.
У нас в России есть все условия, чтобы свободные экономические зоны начали действовать с полной отдачей.
Свободные экономические зоны - это интернациональные экономические формирования, они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира. С их помощью осуществляется весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей, что в значительной степени способствует развитию экономике отдельных регионов. В сложившихся условиях, когда на внутренние инвестиции рассчитывать особенно не приходится наиболее реальным способом привлечения внешних инвестиций, в том числе и иностранного капитала, становится организация СЭЗ. Они способны привлекать крупные международные компании, использующие в производстве высокие технологи и ноу-хау, создавать новые и совместные предприятия. И что очень важно для развития отечественного бизнеса, создаются реальные экономические условия для вложения частного капитала коммерческих структур в экономику. В конечном итоге образование свободных экономических зон будет способствовать организации новых предприятий, увеличению занятости населения и уровня заработной платы, увеличению дополнительных налоговых поступлений в бюджет региона, страны, исчисляемых в десятках миллиардов долларов, обеспечению продовольственной безопасности как страны в целом, так и отдельных регионов.
Список литературы:
1. Князева Н.В.Перспективный экономический проект / Н.В. Князева // Человек и труд. - 2006. - № 3. - С. 70-73.
2. Рубченко М.В. Точки роста или черные дыры / М.В. Рубченко // Эксперт. - 2002. - № 28. - С. 36-39.
3. Савин В. А. Нужны ли в Росси свободные экономические зоны / В.А. Савин // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2000. - № 3. - С. 67-71.
4. Сидоренко В.И. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России / В.И. Сидоренко // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 5. - С. 20-22.
5. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учебные пособия для студентов вузов / Р.И. Зименков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
© Ксенофонтов В.И.*, Зайков В.П/
Краснодарский центр научно-технической информации, г. Краснодар, Анапский филиал Российского государственного социального университета, г. Анапа
Статья посвящена нормативно-правовому регулированию инвестиционной деятельности в контексте проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в российских регионах. Дано авторское определение региональной инвестиционной политики, обобщен опыт формирования регионального инвестиционного законодательства.
Ключевые слова инвестиционный климат, регион, региональная инвестиционная политика, инвестиции, инвестиционная деятельность, нормативно-правовые акты, региональные законы, инвесторы.
Вопрос об инвестиционном климате в России в условиях современного мирового финансового кризиса вышел на первый план, о чем постоянно говорят представители органов власти всех уровней. Заметно повышение активности действий региональных властей в части реализации стратегии государственной инвестиционной политики и есть основания полагать, что от эффективности этих действий в большей мере зависит будущее российской экономики в целом.
Проводимые конференции и симпозиумы, посвященные инвестиционному климату, показывают, насколько государство заинтересовано в его улучшении и активизации. Само же понятие «инвестиционный климат» (например, [1-3]), отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в том или ином регионе по отношению к направляемым в него инвестициям, которая может быть оценена по таким параметрам, как, при-
* Директор Краснодарского центра научно-технической информации, кандидат экономических наук, доцент.
♦ Заведущий кафедрой Экономики Анапского филиала РГСУ, профессор, доктор экономических наук, доцент.