Научная статья на тему 'Свободное время молодежи г. Якутска вне дома: результаты контент-анализа печатных СМИ'

Свободное время молодежи г. Якутска вне дома: результаты контент-анализа печатных СМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / МОЛОДЕЖЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слепцова Т.В.

В статье рассматривается тема свободного времени молодежи в современных условиях, влияние социальной среды на формирование тех или иных досуговых возможностей, а также представлены результаты контент-анализа печатных СМИ на тему практик свободного времени вне дома (г. Якутск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободное время молодежи г. Якутска вне дома: результаты контент-анализа печатных СМИ»

Принципиально новым явлением в исследовании 2014 году оказалась номинация «стал (а) бы рантье». В 2004 году ни один из респондентов не отразил ее в опросе, тогда как в 2014 году 15,6 % участников анкетирования высказались за то, что хотели бы жить на проценты от капитала. Возможно, такие изменения связаны не только с широким распространением подобной практики, но и с углублением экономических знаний у молодежи.

Важным положительным изменением в 2014 году явилось абсолютное сокращение числа респондентов, которые вообще не верят в возможность получения ими больших денег (в 2004 г. таковых насчитывалось 6,7 %). Мы полагаем, что это свидетельствует о возрастании оптимистических ожиданий молодежи в отношении своего будущего и о большей уверенности в завтрашнем дне.

Таким образом, проведенный нами анализ показал несколько основных тенденций в генезисе ценностных ориентаций молодежи. Положительными являются, во-первых, доминанта ценности семьи и стремление сделать счастливыми близких людей, во-вторых, устойчивая фиксация молодыми людьми таких значимых личностных свойств, как доброта, честность, бескорыстие и др. Это позволяет сделать заключение о том, что в сознании молодого поколения сложился образ «Настоящего человека» и он может выступать нравственным ориентиром. Однако, неблагоприятным обстоятельством, на наш взгляд, является стабильное сохранение ориентации молодежи на собственные интересы и потребности, а также то невысокое место, которое занимают ценности патриотизма и гражданственности в системе значимых приоритетов молодежи. Выявленные проблемные зоны требуют целенаправленной воспитательной работы государства в целом, и института образования.

Список литературы:

1. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 3-11.

2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учеб. пособие. - СПб.: СПб ГУП, 2000. - 519 с.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖИ Г. ЯКУТСКА ВНЕ ДОМА: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ПЕЧАТНЫХ СМИ

© Слепцова Т.В.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассматривается тема свободного времени молодежи в современных условиях, влияние социальной среды на формирование тех

* Магистрант кафедры Социологии и управления персоналом.

или иных досуговых возможностей, а также представлены результаты контент-анализа печатных СМИ на тему практик свободного времени вне дома (г. Якутск).

Ключевые слова досуг, свободное время, молодежь, контент-анализ.

Город Якутск можно считать молодым городом с точки зрения демографического состава населения. Согласно статистическим данным за 2012 г., наиболее многочисленными группами людей г. Якутска являются молодые люди в возрастных категориях «20-24», «25-29», «30-34» (9,46 %, 9,44 %, 8,5 % соответственно) [1]. Тему свободного времени, или досуга сложно обойти стороной при исследовании молодежи. Современные условия привели к тому, что молодежь самоидентифицируется за счет практик свободного времени. Различные исследования во всем мире повторно доказывали, что молодость, молодая взрослость (young adulthood) - это те жизненные ступени, на которых люди больше всего тратят на досуговую деятельность время и деньги [2].

В поле интереса автора попадают те практики, которые являются досугом вне дома: мероприятия и места развлекательного характера - как социально значимая область. Современные российские исследования указывают на расширение традиционных форм досуга (домашнее времяпрепровождение) и активное участие вне дома - посещение ночных клубов, дискотек, музыкальных «тусовок», баров и ресторанов, а также участие в гражданских инициативах [3]. Активный досуг определяется как параметр качества жизни, а его условием называются внедомашние виды культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. И именно это придает социальной жизни людей наибольшую полноту, а внедомашний тип досуга венчает собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности. И тем более он богат, разнообразен, чем более продвинут социальный слой. «Та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности досуга, важным условием высокого качества жизни» [4].

Все сферы жизнедеятельности общества в целом, так или иначе, обусловлены внешними условиями, социальной средой. Это затрагивает и организацию свободного времени. Досуг вне дома можно рассматривать как показатель полноценности досуга отдельных индивидов, равно как и показатель социального развития города. В соответствие с вышеуказанными рассуждениями, появляется вопрос - насколько условия города удовлетворяют досуговые потребности жителей? Какие возможности молодой горожанин имеет для саморазвития за счет практик свободного времени вне дома? Для ответа на эти и другие вопросы автором было проведено исследование, объектом которой выступила досуговая сфера вне дома г. Якутска; предмет исследования - характер и форма практик свободного времени вне дома молодежи г. Якутска. В качестве метода был выбран контент-анализ печатных СМИ. Для анализа использовались материалы двух газет:

1. «Якутск Вечерний» - независимое и одно из самых тиражируемых издательствв в Республике Саха (Якутия). Тираж составляет 53 000 экземпляров, периодичность - еженедельно. Объем - до 80 страниц (полос).

2. «Молодежь Якутии» (издательство министерства по делам молодежи и семейной политики Республики Саха (Якутия)). Тираж составляет 5 000 экземпляров, периодичность - еженедельно. Объем -до 32 страниц (полос).

Газеты - крупнейшие осветители местной общественной жизни, поэтому могут и должны отражать социальную жизнь различных категорий граждан и города в целом. Более того, газету можно рассматривать как распространителя рекламных сообщений, «продвигающей» силой тех или иных мест, событий.

Смысловая единица анализа - абзац. Единица счета - практики свободного времени (наименования мероприятий, событий, заведений, развлекательных и культурных центров, мест отдыха).

Автором было заявлено две основные гипотезы:

- Условия г. Якутска приводят к ограниченности выбора практик свободного времени вне дома.

- Существующие практики свободного времени вне дома носят характер, не способствующий духовному развитию молодежи г. Якутска.

Помимо основных гипотез, была выдвинута гипотеза-следствие, которая гласит, что существующие практики свободного времени вне дома носят характер пассивного потребления, а не созидания.

Охват СМИ ограничен выпусками за 2013 год. В ходе сбора первичных данных, было зафиксировано свыше 3500 упоминаний практик свободного времени. Всего было выявлено 29 тематик, или сфер мероприятий, 23 типа заведения и 24 ценности.

При анализе данных необходимо было выявить, прежде всего, какие тематики, или сферы встречаются чаще, какие - реже. Для этого был проведен соответствующий частотный анализ. Наибольший частотный вес набрали практики свободного времени «вне дома» с тематикой «образование / просвещение» (20,36 %), «кинопоказы» (13,85 %), «музыкальные мероприятия» (10,94 %), «художественное искусство» (10,82 %). Наименьшее количество упоминаний пришлось на такие сферы как «еда / питание», «материальное потребление», «фотография» (0,23 % на каждую из указанных сфер).

Частотный анализ выявленных ценностей представил распределение следующим образом: наибольшее упоминание пришлось на «творчество» (20,94 %), «развлечение» (16,57 %), «знания» (14,81 %), «традиции, культура» (12,31 %), «родина, патриотизм» (10,5 %). Наименьшее упоминание у ценностей «религия, вера» (0,19 %), «свобода» (0,1 %), «деньги, финансы» (0,1 %).

Отдельно было выявлено, какие заведения упоминались в газетах чаще всего. На первом месте с большим отрывом оказались «музеи» (36,04 %), далее следуют: «кинотеатры» (21,58 %), «выставочные и торгово-выста-вочные ряды» (12,36 %), «естественная природная среда» (6,34 %), «театры» (5,02 %). Наименьшая частота упоминаний пришлась на такие заведения как «бар, паб», «медицинское учреждение», «церкви, храмы» (по 0,05 % на каждое указанное заведение).

Дополнительно был проведен перекрестный анализ с целью выявления, в каком текстовом объеме и каком эмоциональном окрасе преподносятся публике те или иные практики. В данном случае анализировались именно ценности как основной компонент выявленных практик. Для анализа объема информации было подсчитано среднее количество абзацев для каждой ценности. Наибольшее количество абзацев было уделено ценности «новшества» (8,86). Далее следует ценность «успех, саморазвитие» (7,84) и ценность «самобытность» (6,88). Наименьший текстовый объем пришелся на ценности «семья» (3,26), «любовь, секс, отношения» (3,44), «высокое искусство» (3,86).

Анализ эмоционального окраса сообщений представил следующую картину: чаще всего положительный окрас удостаивалась ценность «творчество», таким образом, ее удельный вес - единица. Далее следует ценность «развлечение» с удельным весом 0,76 и ценность «общение» с удельным весом 0,49. Следует отметить, что каждая выявленная ценность была удостоена положительной оценки хоть раз за отчетный период. Реже всего она досталась ценностям «вера, религия» (0,02), «любовь, секс, отношения» (0,02), «накопление материальных благ» (0,04).

Что интересно - выявленные мероприятия ни разу не были оценены критически, исследуемые печатные СМИ не анализируют прошедшие выступления, продукты искусства, организацию мероприятия, ее технические параметры и саму атмосферу.

Помимо данных результатов, было интересно выявить доступность мероприятий по цене. Однако в данном случае не рассматривались конкретные цены, а было важно выявить, какая часть мероприятий проходит бесплатно. И оказалось, что среди выявленных практик 10 % пришлось на бесплатные, в то время как практики на платной основе составили 84%. Среди всех практик 6 % остались в разделе «неизвестно».

Организаторами выявленных мероприятий выступали «коммерческие предприятия» (72 %), «государство» - главным образом, региональные и муниципальные уровни власти (22 %) и «общественные объединения» (6 %).

Чаще всего, потребляя указанные практики, молодежь выступает «зрителем» (74 %), реже - «активным участником», или же «самозанятым» (9 %) и «участником общего дела» (8 %). Смешанный характер потребления (участия) носят 9 % выявленных практик.

Представив основные полученные результаты, вернемся к заявленным гипотезам. Первая гипотеза гласила об ограниченности выбора практик свободного времени вне дома. Но «ограниченность» - понятие условное и относительное. Чтобы опираться на весомые доводы, было решено исходить из социальных функций досуга. Социальные функции досуга представляются в разных формулировках и классифицируются по-разному. Хотя в целом обычно представляют суть одно и то же. Для данного исследования был использован подход, указанный Стрельцовым Ю.А. Согласно данному подходу выделяются: креативная функция (пополнение культуры основными предметно-практическими и духовно-психологическими ценностями); социально-организующая функция (приобщение человека к социуму, социализация, социальная адаптация личности, укреплении общественных связей между людьми); личностно-развивающая, педагогическая функция (развитие основных личностных потенциалов, включая познавательный, ценностно-ориентационный, творческий, коммуникативный потенциалы); функция отдыха, релаксации, восстановления сил; эмоциональная функция, которая выражается в веселье, поднятии настроения, выбросе негативной энергии и заряде позитивной энергией; функция удовлетворения определенных потребностей, или компенсаторная функция [5]. Согласно собранным данным, можно говорить о том, что досуговая сфера г. Якутска охватывает собой все основные функции досуга, и по полученным результатам говорить об ограниченности досуговой сферы г. Якутска не приходится.

Вторая гипотеза гласила о том, что существующие практики свободного времени «вне дома» не способствуют духовному развитию молодежи. В данном случае автором подразумевается преобразование человека в духовном, социальном, интеллектуальном плане. Развитие духовного, внутреннего богатства, накопление нематериальных благ. Для проверки данной гипотезы, обратимся к ценностям выявленных мероприятий. Результат таков, что преобладающее большинство приходится на практики, которые суть «духовная пища». Таким образом, можно заключить, что и вторая гипотеза опровергнута, молодежь г. Якутска находится в условиях возможного духовного роста, всестороннего развития, культурного обогащения.

Однако гипотеза-следствие подтверждается путем сбора данных по форме практик (для человека). Наибольшее количество практик представлены человеку как зрителю, наблюдателю, намного меньше практик имеют смешанное потребление, либо представляют собой площадку для самостоятельной активности и деятельности молодежи. Оценка данной ситуации не однозначна. Решающим фактором будет содержание практик, которых молодежь потребляет (смотрит, изучает, сопереживает, «впитывает»). Поэтому и здесь всё относительно. Как бы то ни было, гипотеза-следствие подтверждается, так как практики в основном носят характер потребления, напрямую не способствуя самостоятельной активности молодых людей.

Данное исследование представляет собой начальный этап, некий базис -анализ внешней среды, ее условий, в которых находятся те, на кого направлен интерес исследователя в целом.

Список литературы:

1. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) / Официальная статистика / население [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/population/ (дата обращения: 12.10.2013).

2. Roberts K. Sociology of leisure [Электронный ресурс] / University of Liverpool, UK. - Режим доступа: http://www.sagepub.net/isa/resources/pdf/Lei-sure.pdf (дата обращения: 20.05.2012).

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет [Электронный ресурс]. - 2-е изд., доп. и исп. - М.: Инстититут социологии РАН, 2010. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Molodez_ Rossii.pdf (дата обращения: 15.04.2014).

4. Институт социологии РАН. Молодежь Новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Doclad_Molodezh.pdf (дата обращения: 16.02.2014).

5. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. - изд. 2-е. -М.: МГУКИ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.