Научная статья на тему 'Свобода от выбора? Постэлекторальные размышления'

Свобода от выбора? Постэлекторальные размышления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
174
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левада Юрий

Situation in Russian society after the elections of 2003-2004 requires detailed sociological analysis from several perspectives. These electoral campaigns that do not seem to bring about unexpected changes in the state institutions are highly interesting as they reveal the mecha nisms being formed up in recent years of function ing and maintenance of power structures, unifica tion of political field and leadership, employment of mass expectations, etc. up to social atmosphere of peri-political intrigues and manipulations. Having claimed political and civil freedoms in early 90-s of the XXth century Russia took a long and difficult course of forming up the democratic regime and searching the ways of its rooting in domestic soil. And it is this course that is endangered now. Each situation of the President's elections in Russia (1991, 1996, 200 and 2004) appeared to be unique taking into account not only the number of voters and of those who refuse to do it, but the character of social-political choice, expectations and overt and covert opposition of forces. The main intrigue of the 2004 elections became a super-task of providing the power succession for the next electoral cycle (up to 2008) or even further. The mechanism that provides non-alternative-ness of the present power structures and bearers has been established and is working now. And at last, this electoral cycle has undoubtedly shown the opportunities of "technological" manipulating all the participants of electoral process (voters, the elected ones, organizers, informants, etc.) far more obviously and on a far greater scale as compared to the elections of 1999-2000. Neither the recognition of the President's success in the previous years, nor the level of new expectations addressed to him can explain the principal peculiarity of past elections, their non-alternativeness. The key reason here is the mentioned above transition to non-political, administrative means of governing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freedom from Choice? Post-electoral Reflec tions

Situation in Russian society after the elections of 2003-2004 requires detailed sociological analysis from several perspectives. These electoral campaigns that do not seem to bring about unexpected changes in the state institutions are highly interesting as they reveal the mecha nisms being formed up in recent years of function ing and maintenance of power structures, unifica tion of political field and leadership, employment of mass expectations, etc. up to social atmosphere of peri-political intrigues and manipulations. Having claimed political and civil freedoms in early 90-s of the XXth century Russia took a long and difficult course of forming up the democratic regime and searching the ways of its rooting in domestic soil. And it is this course that is endangered now. Each situation of the President's elections in Russia (1991, 1996, 200 and 2004) appeared to be unique taking into account not only the number of voters and of those who refuse to do it, but the character of social-political choice, expectations and overt and covert opposition of forces. The main intrigue of the 2004 elections became a super-task of providing the power succession for the next electoral cycle (up to 2008) or even further. The mechanism that provides non-alternative-ness of the present power structures and bearers has been established and is working now. And at last, this electoral cycle has undoubtedly shown the opportunities of "technological" manipulating all the participants of electoral process (voters, the elected ones, organizers, informants, etc.) far more obviously and on a far greater scale as compared to the elections of 1999-2000. Neither the recognition of the President's success in the previous years, nor the level of new expectations addressed to him can explain the principal peculiarity of past elections, their non-alternativeness. The key reason here is the mentioned above transition to non-political, administrative means of governing.

Текст научной работы на тему «Свобода от выбора? Постэлекторальные размышления»

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Юрий ЛЕВАДА

СВОБОДА ОТ ВЫБОРА? Постэлекторальные размышления

Ситуация в российском обществе после выборов 2003—2004 гг. требует обстоятельного социологического анализа в нескольких аспектах. Электоральные кампании, как будто не принесшие неожиданных изменений в государственных институтах, в высшей степени интересны именно в социологическом плане, поскольку выявляют складывающиеся за последние годы механизмы функционирования и поддержки властных структур, унификации политического поля и лидерства, использования массовых ожиданий и пр., — вплоть до общественной атмосферы околополи-тических интриг и манипуляций. Тем более, что в данном случае на передний план вышла роковая для всех общественно-политических образований отечественного XX в. проблема преемственности этих механизмов и структур на перспективу, скорее всего, намного превышающую очередной избирательный цикл. Впервые почти за 20 лет как официальные установки, так и массовые ожидания концентрируются не вокруг перемен, а вокруг сохранения как будто достигнутого уровня общественной стабильности (в предыдущем цикле 1999—2000 гг. имелось в виду скорее достижение такого по-разному понимаемого состояния). Поэтому чем менее интересными в "количественном" плане оказались минувшие электоральные кампании, тем важнее их "качественные" стороны, атмосфера, значение, непосредственные и отдаленные последствия.

"Бегство" — от чего? Об одном банальном недоразумении. В известной книге Э. Фромм представлял готовность некоторых европейских народов в XX в. отказаться от демократических свобод в пользу жесткого тоталитаризма как "бегство от свободы"1. Подобная тема часто звучит в современных дискуссиях относительно характера общественно-политических переломов

1 Фромм Э, Бегство от свободы. М.: ХарвестГод, 2003.

в России с конца 1990-х годов. К сожалению, в содержании и тоне многих из них небезопасные банальности часто подменяют серьезный анализ происходящего. На сетования по поводу утраты (ограничения, зажима) свобод и надежд перестроечных лет как будто резонно отвечают ссылками на то, что у нас в России никогда и не было подлинных демократических институтов, свобод и прав человека, а потому, собственно, и "бежать" не от чего, и жалеть не о чем. Подобные доводы в последнее время используются в официальных декларациях высокого уровня для отпора либеральной и западной критики при оправдании мер по "упорядочению" политического и информационного поля.

Между тем такие приемы аргументации не просто банальны. Очевидно, что ни в какие моменты своей истории российское общество не приближалось к идеалам подлинной, развитой, устойчивой и т.д. демократии с ее атрибутами. Столь же очевидно, что в любых общественных системах, имеющих давние демократические традиции, легко обнаружить множество несовершенств и отступлений от демократических принципов, что всегда давало поводы для аргументации типа "сама такая". Когда речь идет о столь сложных и не просто прививаемых институтах, как демократия со всеми ее атрибутами и производными, мало что можно объяснить или понять с помощью формул "да—да, нет—нет, прочее от лукавого". Демократия — прежде всего не состояние, а процесс утверждения и защиты определенных институтов и принципов в постоянной, не всегда юридически закрепленной, борьбе с нарушениями или отступлениями от таковых. Мы (страна, общество) не попали в царство демократии с провозглашением политических и гражданских свобод, но "только" (при этом не слишком твердо, не слишком осознанно) вступили на долгий и трудный путь формирования демократических порядков, поиска спо-

собов их укоренения на отечественной почве. Этим шагом ознаменован весь исторический по любым меркам поворот конца 1980-х годов. И именно он оказывается под угрозой в условиях "упорядочения”.

Здесь мы вновь попадаем в паутину тривиальных и глубоко фальшивых суждений: де, после напора всегда происходит откат, за подъемом следует спад, за переворотом — какая-то реставрация, за ускорением — замедление, за революционным хаосом — термидор, "Пиночет", наведение "порядка" и т.д. и т.п. Подобные банальности бессодержательны, поскольку аналогии с пульсарами ничего не объясняют и опасны, потому что превращаются в оправдание, в легитимацию любого поворота вспять. Чтобы перейти от декларативных банальностей к анализу, нужно принять во внимание "структуру" происходящих событий (при каких условиях, чьими усилиями, при какой поддержке, при каком сопротивлении, с какой эффективностью и пр. осуществляются данные "накаты" и "откаты"...).

Фантом "авторитарной модернизации" из-за отсутствия иных идей стал в последнее время основным оправданием для торжествующей партии власти и главным утешением для разочарованных демократов. Отчаявшиеся в собственных силах, не видя перспективы и не желая всерьез оценить ни собственный (страны) исторический опыт, ни современные социальные реальности, соединяют голоса в нестройном хоре надежд на твердую руку власти, которая будто бы только и способна двигать общество по желанному пути современной или европейской модернизации.

Реальные возможности "авторитарной модернизации" всегда были ограничены. Отечественный опыт XVIII—XX вв. показал, что властные стимулы были пригодны преимущественно для наведения современного лоска на архаичные институты и для внедрения некоторых технических элементов модернизации (ВПК, инфраструктура) без соответствующей институциональной опоры, в том числе без обеспечения прав и без формирования интересов человека как субъекта модернизационного процесса. Главным носителем модернизаторских стимулов неизбежно оставалась коррумпированная бюрократия. Уродливость результатов, достигаемых таким образом, наиболее наглядно продемонстрирована в ходе крупнейшего по историческим масштабам "советского" эксперимента (архаизирующей или традиционализирующей) модернизации — самой неэффективной, самой "затратной", прежде всего в смысле расходования человеческих и моральных ресурсов обще-

ства. Об этом достаточно много и серьезно написано в последнее время.

В конкретных сегодняшних условиях лозунг авторитарной модернизации означает попытку загнать под колпак государственного регулирования едва высвободившуюся от него инициативу бизнеса, граждан, политических и региональных субъектов. На любом сложном историческом повороте отечественной истории авторитарные, а точнее, тоталитарные, архаичные, насильственные, модели изменений выступают на передний план не потому, что они эффективны, и даже не потому, что за ними стоят мощные организованные силы, а потому, что они наиболее просты и "привычны" для людей, для власти и прочих социальных институтов, т.е. и "сверху", и "снизу". Чтобы скатываться "вниз" во всех смыслах этого термина, требуется меньше усилий, чем для того, чтобы карабкаться "вверх", к более сложным образцам общественной организации. Вариант архаичной модернизации проще, доступнее, он как бы всегда под рукой и легко становится преобладающим, когда более сложные варианты оказываются слишком трудными и не приносят немедленных плодов.

До сих пор половина россиян (49%) полагают, что путь развития, по которому движется страна после 1985 г., ей "искусственно навязан", лишь 37% считают этот процесс "естественным и неизбежным". Как обычно, разделителем служит возрастной рубеж 40 лет и уровень высшего образования (январь 2004 г.). Возврат к "брежневским" временам готовы одобрить 41%, но считают его вероятным не более 5% (март 2004 г.)1.

Четыре ситуации — четыре типа президентских выборов. Каждая ситуация выборов президента в России (1991, 1996, 2000 и 2004 гг.), оказывалась уникальной, если принимать во внимание не просто цифры голосующих и отказывающихся это делать, а характер общественно-политического выбора, надежд, явного и скрытого противостояния сил.

Первые выборы, принесшие Б.Ельцину пост президента РСФСР в составе Союза, имели преимущественно демонстративный, символический характер. Они означали не перераспределение власти, а лишь выбор между согласием и отказом поддержать еще существовавшие институциональные механизмы партийно-советского государства. В этом смысле президентские выборы 1991 г. продолжали традицию протопарламентских

1 Здесь и далее приводятся данные общероссийских репрезентативных опросов, объем выборки —1600 человек.

кампаний 1989—1990 гг. (выборы союзного и российского Съезда депутатов). Об эмоциональной атмосфере тех дней свидетельствуют данные опроса, проходившего в июле 1991 г.: доверие Б.Ельцину выражали 82% (в том числе полное доверие — 56), М.Горбачеву — 58 (полное — 15%). Выбор происходил между повсеместно и шумно осуждаемой, но еще реально действующей традицией советского прошлого и крайне расплывчатым образом некоего условно "демократического" будущего; вторая перспектива привлекала широкий спектр общественных симпатий — от либеральной ("перестроечной") номенклатуры до радикальных демократов, патриотов, национал-демократов и др. Тогда эти выборы воспринимались как самые маловажные, а возможно, потому и как самые свободные. Угрозы военно-политического реванша уже были обозначены, но казались далекими, как и перспективы получения российским президентом реальных властных полномочий.

Историческая уникальность этих выборов, точнее, всей электоральной "серии" 1989— 1991 гг., состоит в том, что они выражали крушение партийно-советской государственной системы (69% признавали, что компартия дискредитировала себя) при том, что все официальные ее институты как будто сохранялись. К середине 1991 г., правда, были уже отменены цензура и пресловутая 6-я статья Конституции СССР, что оформляло гласность и политический плюрализм, но нараставший вакуум власти фактически оставался незаполненным.

Совершенно иную картину представляли тяжелейшие, вымученные вторые президентские выборы 1996 г. Формально выбор предстоял между непрочной, во многом скомпрометировавшей себя президентской властью, демонстрировавшей курс на радикальные реформы и антикоммунизм, и "красным" реваншем. Массовую поддержку власть утратила из-за неспособности защитить большинство населения в ходе реформ, а поддержку демократически настроенной интеллигенции — из-за все более явного "державного" уклона, чеченской войны и кровавых разборок с Верховным Советом в 1993 г. Общее доверие к Б.Ельцину к моменту выборов в июне 1996 г. сохраняли 41% (полное — только 9%). Опросы февраля—марта 1996 г. показывали минимальную, хотя все же существовавшую возможность действующего президента законно сохранить власть. Как позже стало известно, Б.Ельцин готовился тогда сорвать выборы, прибегнув к опасной политической провокации. Поэтому реальным был выбор между различными вариантами сохранения существующего режима.

Важнейшим фактором массового выбора оказался принцип "наименьшего" (или "более привычного") зла, давший президенту некоторый перевес уже в первом туре, в обстановке искусственно раздутой конфронтации с кандидатом коммунистов Г. Зюгановым. Во втором туре пошли в ход административный ресурс и "политтехнологические" средства (внезапное изменение симпатий татарских избирателей, интригующий "перехват" президентскими силами электората А.Лебедя). Решающим доводом для двух третей из голосовавших за Б. Ельцина послужило представление о том, что "иного выбора не существует" (июнь 1996 г.). Предпринятая между двумя турами выборов отчаянная попытка радикально изменить окружение Б.Ельцина в пользу реформаторов (А.Чубайса) довольно скоро оказалась неудачной. До конца своего правления первый российский президент не слишком успешно балансировал между силовиками и демократами, державниками и реформаторами. В этой обстановке власть лишалась политической определенности, приобретая все более выраженный административный, "распределительный" смысл. Одним из признаков такой трансформации явилось превращение президентской канцелярии (администрации) в главный институт власти. Б.Ельцин сохранил власть на второй срок, отказавшись от роли радикального демократа, которую он скорее по карьерным, чем по идейным мотивам, должен был исполнять в конце 1980-х и начале 1990-х годов.

Третьи президентские выборы (первые "путинские") 2000 г. проходили при фактически полной смене политических декораций и самого смысла электорального действия. Выбирали не политический курс, не лозунги и не эмоциональные симпатии, а стиль правления. Выбирали не "наследника", а скорее "могильщика" стиля предыдущего президента. Причем выбирали практически без сопротивления, поскольку главный оппонент (стиль предыдущего правления) фактически утратил влияние до начала формальной электоральной кампании. По-военному исполнительный функционер, лишенный политического лица или профессионально его прячущий, оказался наиболее удобным фокусом расчетов всех групп правящей бюрократии и массовых надежд. Принципиальное отсутствие собственной программы долго позволяло команде В.Путина интриговать попеременно с "левыми" и "правыми" или против тех и других, поддерживая видимость симпатии противоположным программам, точнее, массовым ожиданиям. Основной интригой тех месяцев, реализованной еще перед думскими выборами декабря 1999 г.,

стал разгром, а потом и поглощение наспех созданной партией власти конкурировавшей группы Ю.Лужкова—Е.Примакова, а тем самым — устранение серьезных персональных альтернатив на президентских выборах. Это привело к тому, что впервые за постсоветские годы была реализована модель "выборов без альтернативы". Попытки сопротивления этой модели, в том числе через СМИ, оказались неудачными.

Сейчас очевидно, что один из основных результатов первого президентского срока В.Путина — фактическая деполитизация политического пространства в стране. Административный стиль правления и соответствующий ему аппарат распределяет материальные и властные ресурсы, а не отстаивает какие-либо идеи. Он способен подорвать основы политического плюрализма, просто отбирая идеи у "правых" и "левых", у "патриотов" и "западников" и присваивая себе реальные или мнимые достижения в их реализации, будь то повышение пенсий, развитие отношений с Западом и т.д.

Примечательные показатели: оценивая качества, которые требуются президенту, в 2000 г. "ум, интеллект" наши респонденты поставили на первое место (66%), наличие "идейной убежденности" отметили только 8%. В 2004 г. аналогичные показатели изменились незначительно — соответственно 69 и 11%. Рассматриваемые вне "идейности" интеллектуальные качества сводятся к тому качеству ума, которое греческие философы называли "технэ", ловкостью. Управление "теченьем мыслей", о котором некогда писали поэты, явно не востребовано...

Четвертые президентские выборы (вторые "путинские", 2004 г.) вывели на поверхность многие скрытые пружины и механизмы этого стиля правления. К выборам власть пришла не столько с крупными "материальными" достижениями в разных областях жизни общества (об этом — несколько позже), сколько с демонстративными успехами самого стиля и механизма административного управления страной. При достигнутом уровне консолидации правящих элит переизбранию В.Путина на следующий срок реально могла помешать лишь низкая явка избирателей. Для противодействия этой угрозе в предвыборные дни были мобилизованы, как известно, все возможные ресурсы влияния на электорат. Несколько неожиданный для наблюдателей и исследователей по своим параметрам разгром "левых" (КПРФ) на думских выборах декабря 2003 г. одновременно с неудачами "правых" (демократов) явились, по сути дела, побочными результатами перемен, произошедшими на российском политическом пространстве (де-

политизация, "технологизация") за последние годы. Собственно, политические проблемы оказались сдвинутыми на периферию электоральных коллизий, они в значительной мере сводились к серии интриг и потаенных спецопераций, смысл которых остался неизвестным ни политикам, ни избирателям. Это относится к разнопорядковым по масштабу ситуациям, фигурантами которых по очереди оказывались И.Рыбкин, М.Касьянов, М.Фрадков, С.Глазьев.

Как и ожидалось, главной, "большой" интригой выборов стала сверхзадача обеспечения преемственности власти на перспективу следующего электорального цикла (к 2008 г.) или даже далее него. Известно, что ни один режим из существовавших в стране за последнее 100-летие не был способен с ней справиться, каждая смена "караула" на вершине выглядела как отрицание действий и деятелей непосредственно предшествующего периода. События предвыборных недель (особенно с отставкой правительства) показали доминирующую озабоченность правящих структур созданием механизма плавной, неконфронтационной преемственности. Можно полагать, что компонентами такого процесса, с которыми обществу, видимо, предстоит познакомиться в недалеком будущем, станут не только подбор подходящего "наследника", но и формирование механизма его поддержки (партии и прочих структур власти), устранение возможных конкурентов, определение неких "кондиций" верховной власти со своими спонсорами и т.д. Но уже то, что на первый план задолго до следующего избирательного цикла выходит проблема преемственности власти, означает существование неуверенности в надежности созданного административного механизма со всеми его поддерживающими и контролирующими структурами. А так как озабоченность перспективой явно сосуществовала с текущими интригами, тревогами по поводу возможного массового неучастия в голосовании, с показной перетряской правительства, то стало очевидным отсутствие не только слаженности этого механизма, но и какой-то разработанной программы его действия.

2003—2004 гг. продемонстрировали дальнейшее развитие модели "безальтернативных выборов". Если в этом сезоне и были какие-то альтернативы, то на каком-то "подковерном", скрытом от общественного мнения уровне, возможно, с этим связаны сроки и манера перетряски правительства в разгар избирательной кампании. Как левые, так и "правые" оппоненты боролись лишь за то, чтобы обозначить свое присутствие на официальной политической сцене. Не произошло изменений в расстановке сил, управляющих

страной, не появилось и новых, ранее неизвестных средств и способов их деятельности. Просто подтвердили свою значимость те механизмы власти, которые отрабатывались последние четыре года, на деле даже несколько ранее, с начала "технологической" трансформации политических процессов в середине 1990-х годов, причем с предельной откровенностью и цинизмом, безо всякой "плюралистической" маскировки, без апелляций к демократическим традициям и т.п. Собственно, и на думских, и на президентских выборах видимость конкуренции требовалась только для соблюдения буквы закона и, возможно, для некоторого повышения активности избирателей. Это одно из проявлений того же процесса деполитизации власти, перехода от политических к административно-технологическим методам управления.

Выборы показали, что этот переход сегодня не встречает фактически никакого внешнего сопротивления ни со стороны политических сил, ни со стороны общественного мнения и влиятельных СМИ. Сложился и действует механизм, обеспечивающий безальтернативность нынешних структур и носителей власти. И, наконец, этот электоральный цикл несомненно показал несравненно более очевидно и в гораздо большем масштабе, по сравнению с выборами 1999—2000 гг., возможности "технологического" манипулирования всеми участниками избирательного процесса (избирателями, избранниками, организаторами, информаторами и пр.).

Социальные параметры выборов. Количественные результаты прошедших выборов нуждаются в тщательном и разностороннем рассмотрении. В данном случае ограничимся некоторыми показателями (табл. 1).

При избрании В.Путина на второй срок молодые люди (моложе 30 лет) оказали ему заметно большую поддержку. Но так как одновременно увеличилась и поддержка фаворита среди старших возрастов, средний возраст избравших президента остался прежним.

С каждым электоральным циклом растет число уклоняющихся от участия в президентских выборах (табл. 2).

Обнаруживается небезынтересная тенденция: заметно растет доля неголосующих среди людей старше 40—50 лет, среди более молодых она тоже несколько увеличивается. Если учесть также, что выборы победителя становятся все более "женскими" (в 2004 г. среди избирателей В.Путина было 40% мужчин и 60% женщин), то можно предположить, что эмоциональные факторы выбора, в том числе фактор привычки, играют все более важную роль.

Таблица 1

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА ПРЕЗИДЕНТА (1991-2004 гг.)

(в % по возрастным группам)

Возраст 1991 г. 1996 г. 2000 г. 2004 г.

Победитель Б.Ельцин Б.Ельцин В.Путин В.Путин

18-19 лет 41 47 32 61

20-24 года 58 47 29 50

25-29 лет 59 51 28 58

30-39 лет 67 43 37 52

40-49 лет 68 37 39 54

50-54 года 68 42 40 53

55-59 лет 64 42 38 62

60 лет и старше 59 34 37 55

Средний возраст - 42 46 46

* Использована шкапа возрастов по опросу 1991 г.

Таблица 2

НЕ УЧАСТВОВАЛИ В ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА

(в % по возрастным группам)

Возраст 1991 г. 1996 г. 2000 г. 2004 г.

18-19 лет 42 52 49 52

20-24 года 27 41 57 55

25-29 лет 22 42 33 43

30-39 лет 13 35 37 40

40-49 лет 8 27 26 34

50-54 года 7 21 21 28

55-59 лет 5 19 30 31

60 лет и старше 14 19 19 22

Всего 16 29 31 35

После выборов 2000 г. 35% из голосовавших за фаворита отметили, что на их решение поддержать своего кандидата повлияли его действия в последнее время, а 50% сослались на то, что у страны "нет другого выбора". А в 2004 г., когда о действиях В.Путина избиратели знали несравненно больше, чем четыре года назад, их указывали реже (21%), а отсутствие другого выбора — чаще (53%). На первый план выходит безальтернативность как самое простое и самое универсальное оправдание лояльного варианта поведения.

Между тем среди мотивов отказа от голосования на первое место выходят политические. В 1996 г. их упомянули 43% "отказников", в 2000 г. — 59, а в 2004 г. — 62%. Создается впечатление, что именно неучастие в выборах, а не голосование "против всех" становится наиболее распространенным средством выражения политического недовольства в рамках электоральной кампании.

Показатели надежд. Оценить качественную сторону общественных процессов можно, только учитывая разные стороны динамики массовых надежд, а также, конечно, сопряженных с ними сомнений и разочарований. Согласно известному суждению А.Токвиля, возмущаются прежде всего те, кто обманут в своих надеждах. Очевидное подтверждение можно найти, в частности, в перипетиях возвышения и падения М.Горбачева, Б.Ельцина. От нескончаемых конвульсий страну спасало и спасает вновь то обстоятельство, что сами массовые надежды могут сохраняться на невысоком и даже снижающемся уровне, а могут и оживляться, например, в атмосфере общеполитических предвыборных и т.п. ожиданий.

"Баланс" успехов и неудач президента (табл. 3) оказывается, при самой осторожной оценке, весьма напряженным. Следует обратить внимание на то, что приведенные данные получены незадолго до дня голосования на президентских выборах, т.е. до наступления пика массовой электоральной эйфории, который, как показывает недавний опыт, наступает после выборов, точнее, после сообщений об их успешности.

В целом накануне выборов 49% опрошенных сочли, что их надежды, связанные с приходом к власти В. Путина, оправдались (по мнению 9% — "определенно", 40% — "скорее оправдались"), 32% — что эти надежды не оправдались (категоричны здесь тоже 9%); у 14% таких надежд "не было и нет”. Соотношение вариантов составляет, таким образом, 49:46. На следующий президентский срок больше надежд, чем на первые четыре года, возлагают 39% , столько же — 28, меньше — 12, не питают надежд — 18%. Как и следовало ожидать, больше всего надеются на В.Путина те, кто считает, что их надежды оправдались .

Рассматривая побудительные причины голосования на выборах 14 марта 2004 г., приходится отметить, что В.Путин по-прежнему остается "президентом надежд". 30% голосовавших за него (14% от общего числа опрошенных) объяснили свое решение тем, что президент "успешно руководил страной последние четыре года", 39% (18% от всех) — надеждами на то, что за следующий срок "он может справиться с проблемами, стоящими перед страной", а 29% (13% от всех) — тем, что больше не на кого надеяться.

Тем важнее обратить внимание на рамки надежд, выраженных уже после выборов. Опрошенные

Таблица 3

ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ В.ПУТИНА ЗА ПЕРВЫЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА

(в %, 5-9 марта 2004 г.)

Суждение Достижения Неудачи Баланс

1 2 (1-2)

Повышение оптимизма, надежд на скорое улучшение положения дел в стране 13 6 +7

Повышение уровня жизни граждан, рост зарплат и пенсий 24 21 +3

Улучшение отношений России со странами Запада 5 3 +2

Укрепление международных позиций России 4 2 +2

Сотрудничество с другими странами СНГ 3 2 +1

Защита демократии и политических свобод граждан 1 3 -2

Создание приемлемой экономической и политической обстановки для развития частного бизнеса 2 4 -2

Повышение боеспособности и реформа вооруженных сил 2 5 -3

Наведение порядка в стране, поддержание спокойной политической обстановки 5 11 -6

Улучшение отношений между людьми разных национальностей в России 1 8 -7

Экономическое развитие страны 10 18 -8

Укрепление морали и нравственности в стране 0 13 -13

Обуздание "олигархов", ограничение их влияния 5 19 -14

Устранение опасности терроризма в стране 1 25 -24

Борьба с коррупцией, взяточничеством 2 29 -27

Решение чеченской проблемы 1 34 -33

Борьба с преступностью 1 36 -35

Другое 1 2 -1

Не вижу никаких достижений/неудач 15 2 -13

Затрудняюсь ответить 6 9 -

Таблица 4

ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ УСПЕХИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБРАННОГО ПРЕЗИДЕНТА* (в % от числа опрошенных)

Задача Март 2000 г. Март 2004 г.

Рост доходов населения * * 40/19

Спокойная жизнь, без потрясений * * 31/13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост производства 33/15 27/12

Укрепление порядка и законности 25/12 28/12

Решение чеченской проблемы 36/25 21/9

Борьба с коррупцией 33/14 21/8

Уменьшение влияния "олигархов" 6/2 20/10

* Перечислены только те позиции, которые отмечены в 2004 г. не менее, чем у 20% респондентов.

** Вопрос не задавался.

следующим образом представляют себе перечень задач, на которых сосредоточит свою деятельность вновь избранный президентом В.Путин, и надежды на успешное их решение (табл. 4).

Таким образом, даже в обстановке определенного эмоционально-политического оживления, связанной с электоральной кампанией, надежды населения на решение президентом ключевых проблем страны за новый президентский срок оставались сдержанными: как в 2000 г., так и в 2004 г. не более половины из числа отметивших проблему надеялись на ее успешное решение.

Ни оценки успехов президента за предыдущие годы, ни уровень обращенных к нему новых ожиданий не могут объяснить главный феномен прошедших выборов — их безальтернативность.

"Механизм" безальтернативности. Как представляется, ключевым моментом здесь является уже упоминавшийся переход к неполитическим, административным средствам управления. Политика всегда означает конкуренцию, борьбу, выражение и согласование интересов определенных общественных сил на различных уровнях. В административном же управлении происходит лишь исполнение полученных указаний, а если имеет место борьба и конкуренция между исполнителями, чаще всего скрытая, подковерная, то лишь за более выгодное распределение ресурсов. (Конечно, в реальной общественной жизни взаимодействуют различные типы организации и управления; в данном случае речь идет о гипертрофии одного из них, который может быть эффективен в одних институциональных рамках и не эффективен в других). В соответствии с давними отечественными традициями, "зачистка" политического пространства от конкурентов

и даже от возможностей конкуренции неизбежно приводит к тому, что политическая или хотя бы околополитическая конкуренция низводится до административной суеты и подковерной борьбы на различных этажах власти, начиная с верхнего.

Формирование административной системы в общегосударстенном масштабе, которое наблюдается после 1999 г., предполагало довольно последовательную ликвидацию разделения интересов и сфер ответственности во всех направлениях — горизонтальном (федерализм), вертикальном (уровни власти), функциональном (ветви власти). Аналогия с привычно советским режимом очевидна, но это все же аналогия, а не воссоздание. Труднопреодолимым препятствием на пути всеобщей централизации остается достигнутая независимость хозяйствующих субъектов. Отсутствует универсальный механизм партийно-государственного господства, привычки и страхи всеобщей зависимости. Тем яснее характер действия собственно административных рычагов управления.

Для политических и персональных альтернатив в такой структуре просто нет места. Исключительное положение "первого лица" определяется не его собственными талантами или достижениями — реальными или приписываемыми, а прежде всего его статусом в системе властвования. Именно он в конечном счете обеспечивает ту персонализацию массовых ожиданий и надежд, которая отражена в социологических рейтингах. (Сколь ни велика в этом роль направленной полит-рекламы и СМИ, она все же вторична.)

С трансформацией общественно-политического поля связана и очевидная переоценка политического плюрализма, едва обозначившегося после распада советской системы. В годы политической неустойчивости при М.Горбачеве и Б.Ельцине эмбриональный плюрализм, оппозиционность, определенная "отвязанность" СМИ и общественного мнения были нужны для поддержания демократического фасада (обращенного вовне), а также для внутреннего маневрирования. Для конструкции "управляемой демократии" они излишни, так как обе эти функции практически изжили себя. Наглядная иллюстрация складывающейся ситуации — судьба как "левой", так и "правой" (демократической) оппозиции после 1999 г., особенно после завершения избирательного сезона 2003—2004 гг.

Утрата голосов значительной части избирателей на обоих флангах так и не сложившегося российского политического спектра, как можно полагать, связана с "функциональной" дискредитацией этих образований, т.е. с тем, что власть сначала демонстративно присвоила себе замет-

ную часть идейного багажа своих оппонентов (лозунги заботы об уровне жизни, продолжения реформ, сближения с Западом и пр.), а затем и их электоратов. Слабо организованный, часто поверхностный протест утратил свое значение, а потому и свои позиции. Дело здесь не только в отсутствии у потенциальной оппозиции материальных или организационных ресурсов, сопоставимых с ресурсами государственной административной машины, но прежде всего в том, что оппозиция — все равно в данном случае "правая" или "левая" — не сумела даже обозначить соответствующие современным обстоятельствам способы противостояния этой машине. Получалось как будто так, что силы оппозиции пытались бороться с современными административно-технологическими структурами и соответствующими ресурсами политическими средствами недавнего, но ушедшего прошлого, тем самым заведомо, заранее обрекая себя на неудачи или, скажем, низводя функцию политического оппонента до функции если не должности — советника власти.

О том, как в феврале 2004 г. респонденты оценивали перспективы отечественной демократии после думских выборов, свидетельствуют ответы на вопрос: "С каким из следующих суждений о судьбе демократии в России Вы более согласны?" (в % от числа опрошенных):

Вариант ответа %

С демократией и демократами

теперь в стране покончено 6

Через несколько лет обе партии,

называющие себя демократическими,

окрепнут и займут свое место

в политической жизни страны 19

Эти партии обречены; возможно,

появится и завоюет достаточную

поддержку какая-то новая партия,

движение демократов 24

Демократия чужда российскому

образу политической жизни 10

Настоящий защитник демократии

в России — президент В.Путин,

поэтому никто не может считаться

демократом, если стоит в оппозиции 13

Затруднились ответить 28

Стоит обратить внимание на то, что заметная часть, четверть опрошенных, связывает демократические перспективы с новой партией или движением.

Роль политических интриг и провокационных технологий в период электоральных кампаний известна достаточно хорошо и в данном случае особого внимания не требует. После думских выборов 2003 г. большинство избирателей достаточно ясно осознавали, какую роль в успе-

хе "Единой России" сыграл административный ресурс, в том числе прямая поддержка со стороны президента. В январе 2004 г. только 13% опрошенных сочли, что "Единая Россия" преуспела на думских выборах потому, что предложила привлекательную программу, 17% видели причину ее успеха в использовании "административного ресурса", а 60% — в прямой поддержке со стороны президента.

Главный показатель тяжелого поражения всего политического плюрализма в 2003— 2004 гг. отнюдь не в том, что какие-то партии получили слишком мало голосов для того, чтобы пройти в Государственную Думу. Даже если бы голосов оказалось на этот раз достаточно, это практически не изменило бы ни характера нынешнего российского парламента, ни политического пейзажа в стране — в этом, по всей видимости, самое существенное на сегодня и на довольно дальнюю перспективу.

Несомненный интерес представляет роль весьма специфической квазиоппозиции, которую на протяжении многих лет играет на российской политической сцене партия В.Жири-новского. Только это, как будто совершенно искусственное образование еще позднесоветского времени способно, во-первых, "упаковывать" потенциал социального протеста, превращая его в фактор лояльной поддержки власти, а во-вторых, создавать образец необузданного политического экстремизма, тем самым позволяя власти сохранять маску центристской респектабельности. Примечательно, что попытка хотя бы полусерьезно дублировать аналогичные функции в новообразовании "Родина" оказались малоудачными, даже опасными для административных управленческих структур. Впрочем, в новой думской ситуации может утратить свою востребованность и ЛДПР.

Для административного управления в его зрелом, оформленном виде "детские" игры политических махинаторов больше не нужны, здесь действуют прямые назначения, перемещения, перепоручения и т.п. аппаратные занятия, столь хорошо заметные в последнее время. Технология властвования тоже как бы деполитизирует-ся, превращается в оперативную манипуляцию людьми или должностями и полномочиями.

Внешних (по отношению к самому механизму) ограничений для такой тенденции не видно, в том числе и со стороны сегодняшнего "безальтернативного" общественного мнения. Так, в феврале 2004 г. 77% опрошенных (!) считали верным, что администрация президента "должна контролировать деятельность Государственной Думы". В марте, уже после выборов, 68% выра-

зили согласие с тем, что сосредоточение практически всей власти в стране в руках В.Путина "пойдет на благо России", а 54% сочли более эффективным правительство, "которое будет полностью подчинено президенту и его администрации" (32% предпочли бы правительство, "которое самостоятельно принимает решения и отвечает за свои действия").

Другой вопрос — насколько (и на какое время) может быть эффективен сам социальный механизм административного, "приказного" управления в масштабах страны при всех сложностях ее социального, экономического, внешнеполитического развития. Сосредоточение ответственности на одном уровне власти — условном или персонализированном — означает практически низведение государственных решений до уровня аппаратных исполнителей, а политики страны — до уровня межкабинетных интриг. Очевидно также, что такие трансформации всегда стимулируют универсальную безответственность всей иерархии исполнителей и не менее универсальную ее коррумпированность.

"Люди у власти". Исключительность позиции президента в общественном мнении, отмеченная выше, выражена в резком различии оценок — с высокими оценками высшего носителя власти соседствуют весьма критические суждения о ее институтах и исполнителях. Так, в марте 2004 г. полное доверие президенту выражал 61% опрошенных (при 6% совсем не доверяющих ему), правительству — 12 (против 29%), Государственной Думе — 9% (против 33%). Заметим, что эти показатели относятся уже к новым, донельзя "президентским" составам парламента и правительства.

За период между двумя выборами несколько выросли показатели доверия населения к президенту В.Путину (табл. 5 и 6).

Таблица 5

В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ В.ПУТИНУ?

(в % от числа опрошенных в каждом замере)

Вариант ответа Март 2000 г. Март 2004 г.

Полностью

доверяют 15 19

Скорее доверяют 48 57

Скорее

не доверяют 17 12

Совершенно

не доверяют 7 4

Затруднились ответить 13 8

Если принять во внимание, что оценки президента в общественном мнении не эмоциональный, а прежде всего "статусный" показатель, т.е. это оценки исключительного положения высшего носителя власти в иерархии управления, становятся объяснимыми резкие различия в массовом восприятии В.Путина и всех тех, кто стоит у кормила власти. Приведем распределение ответов на вопрос: "Как бы Вы расценили людей, находящихся сейчас у власти?" (в % от числа опрошенных, февраль 2004 г.):

Вариант ответа %

Это люди, озабоченные только своим материальным и карьерным благополучием 53 Это честные, но слабые люди, не умеющие распорядиться властью и обеспечить порядок

и последовательный политический курс 14

Это честные, но малокомпетентные люди, не знающие, как вывести страну из экономического кризиса 9

Это хорошая команда политиков, ведущая страну правильным курсом 13

Затруднились ответить 11

Наиболее частые упреки в адрес правящей бюрократии — ее эгоизм и коррумпированность. В январе 2004 г. на то, что за последнее время коррупции в высших органах власти стало больше, указали 30% опрошенных, что масштабы коррупции не изменились — 45, что они уменьшились только — 13%. При этом население чаще замечает коррумпированность "в верхах" (35%), чем в низовых органах власти (11), почти половина (48%) не видят различий в этом отношении между уровнями власти.

На таком фоне может показаться странным повсеместное укрепление позиций во всех государственных институтах "партии власти", т.е. "Единой России", которая, по мнению опрошенных (июнь 2003 г.), выражает прежде всего

Таблица 6

КАКИМИ СЛОВАМИ ВЫ МОГЛИ БЫ ВЫРАЗИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К В.ПУТИНУ?

(в % от числа опрошенных в каждом замере)

Вариант ответа Март 2000 г. Март 2004 г.

Восхищение 2 4

Симпатия 29 34

Не могу сказать о нем ничего плохого 38 37

Нейтральное,безразличное 10 13

Настороженное, выжидательное 12 5

Не могу сказать о нем ничего хорошего 4 5

Антипатия 1 1

интересы чиновников, олигархов, директорского корпуса и "силовиков". На регулярный вопрос о симпатиях к партиям, политическим силам относительно преобладающим ответом стала ссылка на "партию власти" (в начале марта 2004 г. так отвечал 21 % опрошенных). Но в этом можно скорее видеть признак функциональной деградации политических сил, теряющих массовую поддержку. В условиях господства административных структур на бывшую политическую поверхность выходит организация функционеров и их клиентуры. Думские выборы 2003 г. показали, что такая организация, получив реально не больше голосов, чем ее участники ("Единство" и ОВР вместе взятые) в 1999 г., способна с помощью маневра ресурсами захватить даже конституционное большинство депутатских мест.

Заключительные замечания: опора, поддержка и реальный выбор. Предложенная попытка анализа социальных результатов выборов 2003— 2004 гг. была осуществлена в пределах рамок изучения общественного мнения, которые неизбежно ограничены и по мере дальнейшего укрепления административных управленческих структур, скорее всего, будут еще более деформироваться и сужаться. В связи с этим представляется важным уточнить некоторые категории исследуемых явлений.

Как показывают все данные наблюдений, существующая властная система пользуется значительной массовой поддержкой (доверием, одобрением). Однако опирается власть, как всегда, не на

опросные "рейтинги", а на государственные институты, на административные структуры. Недавняя история — и не только отечественная — показала ряд ситуаций, когда сохранялась система власти, утратившей массовую поддержку, или когда видимая массовая под держка исчезала сразу после институциональной катастрофы. Как известно, Б.Ельцин, лишившись массового доверия, мог еще 5—6 лет сохранять власть, поскольку действовали соответствующие опорные институты. Ранее в аналогичной ситуации, хотя и не так долго, находился М.Горбачев. Наиболее наглядным примером иной метаморфозы может служить судьба иракской диктатуры: демонстративная популярность и "всенародная любовь" к С.Хусейну, выраженная не в опросах, но в многочисленных единодушных голосованиях, рухнула после разрушения опор власти (в данном случае я не касаюсь средств и последствий этих акций).

Видимая сегодня поддержка президентской власти не обеспечивает ей ни эффективности, ни устойчивости на перспективу. Никакие электоральные успехи, нынешние или предстоящие, в том числе успехи в зачистке электорального пространства от политических "пережитков", не могут определить направление и механизм движения страны на десятки лет. Правомерно предположить, что чем лучше административно организованы, чем более безальтернативны электоральные процедуры разных уровней, тем меньше зависит от них постоянно необходимый реальный выбор пути, вариантов, способов решения старых и новых проблем страны.

Какую роль играют сейчас в жизни России газеты, радио, телевидение?

(в % от числа опрошенных в каждом исследовании)

Вариант ответа 1992 г. 1994 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Практически никакой 8 12 8 7 4 7

2 7 10 8 10 13 12

3 20 30 19 24 25 25

4 28 22 26 26 26 26

Очень большую 37 26 26 22 24 25

Нет ответа 0 0 13 11 8 5

Число опрошенных 1499 2957 1600 1600 1600 1592

В начале 1990-х годов самую высокую оценку масс-медиа (играют "очень большую" и "большую" роль) давали две трети россиян, сегодня так оценивают СМИ лишь около половины, причем теперь они доверяют преимущественно телевидению, а не печати. Заметной стала подгруппа затрудняющихся с ответом: в переходные, начальные годы президентства В.Путина (2000—2001 гг.) к таковым принадлежал каждый седьмой-восьмой из опрошенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.