Научная статья на тему 'Свобода как моральное содержание анархистской модели жизнеустройства в философии М. А. Бакунина'

Свобода как моральное содержание анархистской модели жизнеустройства в философии М. А. Бакунина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2499
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАРХИЗМ / СВОБОДА / СОЛИДАРНОСТЬ / БУНТ / ANARCHISM / FREEDOM / SOLIDARITY / REVOLT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гнилицкая Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме свободы в понимании классика русского анархизма М.А. Бакунина. Свобода в учении мыслителя выступает моральной основой общества, построенного по принципам анархии. В статье представлена анархистская теоретическая конструкция освобождения человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freedom as moral content of the anarchist life model in M.A. Bakunin's philosophy

The article deals with the problem of freedom as it was understood by M.A.Bakunin, the classic of Russian anarchism. In his doctrine, freedom is perceived as a moral ground of the society based on the principles of anarchy. The article presents the anarchist conception of mankind liberation.

Текст научной работы на тему «Свобода как моральное содержание анархистской модели жизнеустройства в философии М. А. Бакунина»

УДК 123

ББК Ю33(2)51

Т.А. Гнилицкая

г. Чита

Свобода как моральное содержание анархистской модели жизнеустройства в философии М.А. Бакунина

Статья посвящена проблеме свободы в понимании классика русского анархизма М.А. Бакунина. Свобода в учении мыслителя выступает моральной основой общества, построенного по принципам анархии. В статье представлена анархистская теоретическая конструкция освобождения человечества.

Ключевые слова: анархизм, свобода, солидарность, бунт.

T.A. Gnilitskaya

Chita

Freedom as moral content of the anarchist life model in M.A. Bakunin’s philosophy

The article deals with the problem of freedom as it was understood by M.A.Bakunin, the classic of Russian anarchism. In his doctrine, freedom is perceived as a moral ground of the society based on the principles of anarchy. The article presents the anarchist conception of mankind liberation.

Key words: anarchism, freedom, solidarity, revolt.

С именем Михаила Александровича Бакунина связано начало эпохи русского классического анархизма. Девизом всей жизни и деятельности мыслителя был принцип: быть свободным и освобождать других людей. По замечанию П.В. Рябова, именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения [см.: 8].

Стремление к свободе, как к результату солидарности, является целью построения анархистского общества. Бакунин утверждал, что существует только один-единственный догмат, одна-единственная моральная основа для людей — свобода и, следовательно, вся организация общественной жизни должна быть построена в соответствии с этим принципом. Свобода, по его мнению, является единственным «устрояющим» началом всей социальной организации, как политической, так и эконо-

мической. Идеал устройства общества, построенного по принципу свободного объединения и федераций, и означал, по Бакунину, анархию.

Бакунинская свобода представляет собою положительное, но очень сложное явление. Она всецело социальна, так как может быть реализована только через общество и посредством равенства и солидарности каждого человека со всеми. Такую свободу мыслитель называл реальной, в то время как свобода «пожалованная и отмеренная» государством, а также индивидуалистическая, о которой говорил, например, Ж.Ж. Руссо, является, по его мнению, формальной.

Идеолог анархизма связывал реальную свободу с реальной возможностью удовлетворять материальные и духовные потребности. Иными словами, благодаря свободе, люди смогут жить по потребностям. Равенство возможностей при этом будет способствовать развитию способностей.

Рациональный же смысл свободы Бакунин видит в господстве над внешними вещами, основанном на почтительном наблюдении законов природы. Это — независимость перед лицом деспотических претензий и деяний людей; это — наука, труд, политический бунт; это — одновременно сознательная и свободная организация социальной среды в соответствии с естественными законами, присущими любому обществу.

Провозглашая, что свобода — это, прежде всего, способность человека к постепенному освобождению от гнета внешнего физического мира при помощи науки и рационального труда, Бакунин в науке и труде видел своеобразное орудие освобождения народа.

В работе «Наука и народ» теоретик анархизма говорил о значимости «разумного», строго научного знания. Он заявлял: «Мы хотим совершеннолетия народного, а для совершеннолетия действительного нужна наука» [3, с. 135]. Под совершеннолетием Бакунин понимал качественное изменение в умах людей, которое произойдет при переходе от народного невежества к его просвещению. «До тех пор, пока существует вера в высшее божество, пока государство имеет свою власть над людьми, разум наш будет «детским»», —говорил мыслитель.

Бакунин был убежден, что народная сила только тогда станет действительной силой, способной бороться за свое освобождение, когда «поднимется народный ум». Большинство — пока недостаточно образованы, а для того чтобы помышлять о практических преобразованиях общества, необходимо, прежде всего, «много учиться и всему научиться». Следовательно, чтобы поднять народную массу для коренного упраздне-

ния «всякого государствования», необходимо, в первую очередь, просветить народ. Невежество мешает ему осознать свою солидарность, свою численную силу, «мешает ему сговориться и создать организацию бунта против организованного грабежа и утеснения — против государства» [4, с. 148] .

Таким образом, в учении Бакунина истинное назначение науки заключается в освобождении без исключения всех «умов». Тем самым она приготовит освобождение самого общества.

В анархистской теоретической конструкции освобождения человека немаловажную роль играет и такой элемент, как образование. Если данный элемент выпадает, то рушится вся конструкция освобождения. Бакунин считал, что в обществе кто знает больше, будет господствовать над тем, кто знает меньше. Пока существуют степени образования для различных слоев общества, ни о каком равенстве не может идти и речи. Следовательно, необходимость всестороннего и равного образования для всех возникает сама собою. А достичь такого уровня образования можно лишь в свободном обществе.

В трудах Бакунина содержится идея «примирения науки и жизни». В будущем совершенном обществе, о котором мечтает философ, каждый его член должен трудиться как умственно, так и физически. Иными словами, речь у него идет об интеграции образования: «При всестороннем образовании рядом с преподаванием научным или теоретическим необходимо должно быть образование прикладное или практическое. Только таким образом образуется цельный человек» [6, с. 364]. При этом Бакунин отмечал, что, руководствуясь личной свободой, люди, несомненно, должны обладать правом выбора своего образования.

По Бакунину, образование впитывает в себя «институт» и опыт народа. Образование он не сводил к книжной учености. В содержание образования философ включал познание закономерностей, способов исследования действительности, развитие художественного чувства и в целом нравственности. «В процессе образования, — считал ученый, — происходит своеобразный возврат человека к «естественному» состоянию с его внешним хаосом и внутренней духовной гармонией».

Один из путей приобщения человека к царству свободы анархист видел в познании законов такой науки, как социология. Свобода в данном случае рассматривается им как познанная необходимость. После открытия законов социологии и их изучения через систему народного образования, согласно идее Бакунина, человечество вполне может освободиться от тро-

ицы зла: институтов управления, организации, права, всегда пагубных и противных свободе народа. Но в то же время философ заявлял, что научная социология, призванная открыть эти законы развития общества, пока не создана, да и создание ее в ближайшее время представлялось ему проблематичным. В связи с этим мыслитель выдвигал конкретные пути ускорения решения проблемы социального освобождения человечества.

По мнению идеолога анархизма, бунт сможет осуществить решение проблемы освобождения. Бунт человеческого индивида против всякой власти рассматривался Бакуниным как естественная реакция «духа возмущения» против сил, ущемляющих свободу человека. Ущемление свободы индивида вызывает объективную реакцию протеста. Это обусловлено тем, что в теории философа свобода неделима: нельзя урезать даже часть ее, не убивая целого. Суть свободы заключается именно в той ее ограниченной властью части, которая вызывает реакцию бунта индивида.

Обнаруживается противоречие в позиции Бакунина, это отмечает и В.М. Артемов, заключающееся в том, что анархист, с одной стороны, отдает предпочтение идущей снизу бунтарской стихии; с другой — выступает за инициирование ее со стороны образованных людей [см.:1].

Свободу Бакунин рассматривал также как право человека «располагать самим собою и действовать сообразно своим собственным взглядам и убеждениям» [6, с. 310]. Именно ее он считает тем внутренним компасом, который, показывая человеку правильный путь, ведет его к совершенству через неповиновение.

Теоретик анархизма видел в свободе единственную среду, где может развиться ум, достоинство и счастье людей. Только в свободном обществе возможно формирование разносторонне развитой личности. Благополучие людей Бакунин целиком и полностью ставит в зависимость от степени их свободы — чем она выше, тем они счастливее.

Рассматривая свободу как право человека располагать самим собою, Бакунин выходит на такое понятие, как «свободная воля», которая понимается им как сила, образующаяся в каждом индивиде стечением внешних, материальных и социальных обстоятельств, влияний и действий, совершающихся независимо от его мышления и от его воли. При этом говорить об ее независимости возможно, однако независимость эта исключительно относительна. Тем самым философ признавал существование у человека свободной воли как некой причинности.

При этом Бакунин уточнял, что под свободной волей им понимается не религиозная, метафизическая или юридическая ее трактовка, согласно которой под свободой воли подразумевается свобода выбора, то есть предполагаемая способность человеческого индивида спонтанно самоопределяться, самостоятельно и независимо от внешнего природного или социального влияния. Согласно такому определению, человек вырывается из потока всеобщей причинности, а это недопустимо, следовательно, в таком смысле свобода воли является бессмыслицей.

По Бакунину, свобода воли имеет лишь тот смысл, который придает ей рефлексия в противоположность механическому действию. Человек улавливает и понимает природную необходимость в виде логической последовательности его собственных мыслей. Это понимание, при всей абсолютной зависимости, дает ему чувство самоопределения, сознательной спонтанной воли и свободы. «Без полного или частичного самоубийства ни один человек никогда не освободится от своих естественных желаний, но он может их регулировать и модифицировать» [5, с. 68].

Таким образом, свободная воля играет роль посредника между естественными (природными) желаниями и собственными (сознательными) действиями. «Именно посредством мысли, заявлял Бакунин, человек приходит к осознанию своей свободы».

Важным моментом в анархистской теории Бакунина является то, что свобода, по его мнению, есть неизбежное следствие и результат естественной и социальной необходимости. Он пояснял, что человек несвободен по отношению к законам природы, которые являются основой и необходимым условием его существования: «Свобода не есть независимость человека по отношению к непреложным законам природы и общества» [6, с. 310]. И любая попытка человека восстать против этих законов привела бы его к самоуничтожению. Однако человек должен освобождаться от «тяжелой подчиненности и от естественной и подавляющей его враждебности внешнего мира». А поскольку власть одного человека над другим является, по Бакунину, противоестественным явлением, то необходимость освобождения возникает сама собою.

Свобода выступает у него своеобразным родовым свойством человека, то есть она имеет естественную природу. Бакунин отмечал, что свобода, является характерной чертой человека, это то, что его отличает от диких животных, в ней заключено единственное доказательство его человечности.

Идеолог анархизма был убежден, что порядок в обществе не должен ограничивать свободу индивидов, из которых оно образуется, он должен вытекать из развития и неограниченного расширения свободы. Для того чтобы человек был свободен, необходимо, чтобы его право и его человеческая сущность были признаны, чтобы их образ был отражением свободного сознания всех других людей. Каждый человек может быть действительно свободным только среди людей, таких же свободных, как он сам.

Следует заметить, что Бакунин в то же время считал естественной коллективную жизнь народа и осуждал людей, признающих абсолютную взаимную независимость личностей. Особенно решительно и последовательно Бакунин защищал принцип связи свободы одного со свободой всех в будущем обществе. Следовательно, свобода — это не ограничение, а утверждение свободы всех, своеобразный закон взаимосвязи.

Бакунин утверждал, что в интересах своей собственной личности, своей собственной нравственности и личной свободы каждый человек должен стремиться к нравственности, к свободе и человечности всех людей. «Уважение к свободе другого человека представляет, следовательно, высший долг каждого человека. Любить эту свободу и служить ей - вот единственная добродетель. Это - основа всякой морали» [6, с. 312]. Свобода каждого человека не должна иметь других границ, кроме свободы других людей.

Рассуждая таким образом, Бакунин приходит к выводу о том, что свобода индивида может быть осуществлена лишь во всеобщем равенстве: «Осуществление свободы в равенстве есть справедливость» [6, с. 302]. Следовательно, в анархистской теории Бакунина равенство и справедливость выступают как некое условие и результат.

Философ, говоря о справедливости как о «свободе в равенстве», подразумевал лишь то, что равенство всегда должно быть основано на «чистой справедливости». Однако выражение «чистая справедливость» — не совсем удачно, так как взятое вне своего контекста, оно может обозначать наличие вечных, абстрактных состояний всеобщего равенства людей. У Бакунина «чистая справедливость» связана с таким политическим и социальным устройством общества, в котором самая широкая свобода предоставляется на деле и по праву всем. Так, например, обосновывая данную идею, анархист поясняет, что человек, рожденный глупым от богатых родителей, не должен иметь стартовых возможностей выше тех, которые имеет другой более развитый в интеллектуальном плане человек, но имеющий бедных родителей.

Иными словами, справедливость, как осуществление свободы в равенстве, согласно теории анархиста, имеет всецело социальный характер. Она теснейшим образом связана и обусловлена социальным и политическим общественным строем, поскольку справедливость требует, чтобы каждый человек был «сыном своих дел» [2, с. 274]. Такая позиция философа отражает его анархистское мировоззрение.

Подлинная свобода человека предполагает, по Бакунину, ответственность и взаимопомощь. В свою очередь, ответственность основывается на самосознании и самоопределении. Чувство ответственности ориентирует свободную деятельность людей, а также характеризует сознательность человеческих поступков. Взаимная помощь подразумевает солидарность, а, как отмечалось выше, — свобода личности есть результат и высшее выражение общей солидарности. Во взаимопомощи возможна реализация некоторой доли свободы. Получается, что ответственность и взаимопомощь у Бакунина представляют собою качественные характеристики свободы.

Личную же свободу каждого человека анархист выводил как производное от коллективной свободы общества. Он ратовал за коллективные действия, коллективный труд и коллективную собственность, называл себя и своих сторонников революционными социалистами, коллективистами.

Итак, в теории Бакунина речь идет о свободе индивидуальной и свободе коллективной. Быть индивидуально свободным — значит «не поступаться ни мыслью, ни волей перед какой-либо властью, кроме своего собственного разума и собственного понимания справедливости; одним словом, не считать за истину ничего другого, кроме того, в чем человек сам убежден, и не подчиняться никакому иному закону, кроме того, который приемлет его совесть» [6, с. 311]. Индивидуальную свободу он считал необходимым условием сохранения человеческого достоинства, неоспоримым правом человека, признаком его человечности.

А быть коллективно свободным, по Бакунину, — «значит жить среди свободных людей и быть свободными их свободой» [6, с. 311]. Человек не смог бы завоевать индивидуальную свободу вне общества и без его содействия. Личная свобода становится действительной и возможной только благодаря коллективной свободе общества. Отсюда вытекает мысль Бакунина о том, что свобода всех уже представляет собой некий предел, и, следовательно, идея ограничения личной свободы каждого лишена оснований.

Сопоставляя индивидуальную и коллективную свободу, Бакунин видит в достижении реальной свободы для каждого подлинную цель истории, а в уважении человеческого достоинства личности — высший нравственный закон. Общество очеловечивается по мере того, как все люди, составляющие это общество, становятся все более индивидуально и коллективно свободными. Моральное содержание анархической модели устройства жизни Бакунину представлялось следующим образом: полная индивидуальная и коллективная свобода, основанная на равенстве и справедливости.

Очевидно, на это обращает внимание и В.Г. Графский, что свобода воспринималась Бакуниным противоречиво: с одной стороны, как прогрессирующее явление, а с другой — как нечто абсолютно незыблемое в условиях анархистского общества [см.: 7].

Необходимо заметить, что в анархистской теории Бакунина свобода отождествляется с таким нравственным явлением как добро. Свободу он считает источником и «абсолютным условием» добра, в то время как добро не существует вне свободы. Чем шире будет свобода личности, тем скорее исчезнут антисоциальные поступки и преступления. Следовательно, нравственный рост возможен только в свободном обществе. Однако фразу: «Добро есть не что иное, как свобода», где уравниваются понятия добра и свободы, можно объяснить тем, что добро понимается Бакуниным как некая положительная в нравственном отношении форма, которую можно наполнить любым нравственноположительным содержанием [см.: 5].

Бакунин утверждал, что общественная и частная мораль всегда падали и возвышались в зависимости от ограничения и расширения личной свободы. Отсюда следует, что моральное оздоровление современного общества требует «радикального разрушения» политической и общественной организации, основанной на неравенстве, привилегиях, авторитете и презрении к человечеству. Морализовать мир возможно путем всенародного общечеловеческого освобождения.

Мыслитель был твердо убежден, что свобода никогда не уживается с властью. Поэтому он так страстно выступал за идею уничтожения всего властного, всего того, что построено на принуждении. В восстании, бунте человека против всякой власти: божеской и человеческой, коллективной и индивидуальной Бакунин видит отрицательный момент общественного развития. В то же время есть положительный момент, который состоит в использовании всех человеческих способностей, предоставленных

каждому через воспитание, образование и материальное благополучие, которые могут быть даны каждому человеку естественно, посредством качественного труда свободных людей.

В своей теории Бакунин отрицательному моменту свободы уделяет более пристальное внимание, чем положительному, поскольку именно тирания теологии и тирания власти являются существенными основаниями, оправдывающими правомерность существования идей и практики анархизма в обществе.

Согласно философу, всякая человеческая власть непосредственно вытекает из власти духовной. Тот факт, что любая власть — это отрицание свободы, говорит о том, что и власть Бога также является ее отрицанием. Следовательно, свобода людей будет полной только тогда, когда люди окончательно уничтожат «зловредную фикцию» Бога. А в связи с тем, что власть теологии Бакунин тесным образом связывает с государственной властью, то очевидно, что государство также должно быть уничтожено.

Всякое государство, по мнению анархиста, по условиям и цели своего существования диаметрально противоположно человеческой

справедливости, свободе и нравственности. Политическое назначение государства сводится к обеспечению свободы только для меньшинства, для привилегированных классов. Бакунин считал, что даже демократическое государство, основанное на свободном голосовании всех граждан, может стать отрицанием их свободы. В данном случае все зависит от «назначения власти», которую граждане предоставляют государству. Таким образом, по мнению идеолога анархизма, любое государство является существенным препятствием реализации свободы людей.

Утопическое видение в теории Бакунина путей освобождения человечества заключалось в том, что обретение людьми свободы в будущем изображалось им без должного соотнесения с объективными условиями. Однако его неустанные поиски в этой области показали некоторые присущие проблеме свободы черты и реальные противоречивые свойства. Бесспорным фактом является то, что установки ученого на свободу соответствуют гуманистическому идеалу и являются прогрессивными для современного общества.

Библиографический список

1. Артемов, В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Автореф. дисс д-р.филос.наук — М., 1999. - 36 с.

2. Бакунин, М.А. Международное тайное общество освобождения человечества // Избранные философские сочинения и письма. — М.: Мысль, 1987. - 573 с.

3. Бакунин, М.А. Наука и народ // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989. - 621 с.

4. Бакунин, М.А. Наука и насущное революционное дело // Бакунин М.А. Философия.

Социология. Политика. — М.: Правда, 1989. -621 с.

5. Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989. - 621 с.

6. Бакунин, М.А. Анархия и Порядок: Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

7. Графский, В.Г. Бакунин. — М.: Юридическая литература,1985. - 142 с.

8. Рябов, П.В. Философия бунта Михаила Бакунина // Памяти М.А. Бакунина. — М., 2000. -С. 38 - 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.