Научная статья на тему 'Свобода как феномен русской культуры в истории и современности'

Свобода как феномен русской культуры в истории и современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1918
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНАЯ СВОБОДА / СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ СВОБОДЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ / RUSSIAN CIVILIZATION / FREEDOM IS A MAIN SPIRIT VALUE OF RUSSIAN CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суровцева Елена Викторовна

Русский климат и северная природа сформировали цивилизацию упорного Труда и Совести, устремленности к высшим ценностям Бытия: Богу, Душе, Любви и Добру. Важнейшей духовной ценностью русской цивилизации является Свобода. Свобода в русской культуре не имеет ничего общего с разгулом темных страстей и низменных инстинктов, она связана с глубоко искренней верой в Бога, высокой духовностью, благородством и возвышенностью Души. Свобода как возможность жить по духовным стандартам своей культуры, никогда не соглашаться на компромиссы в духовной сфере, на жизнь по духовным стандартам чужой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freedom as a phenomenon of Russian culture in the history and modern times

Freedom is a great value of Russian civilization. Russian people value their own spirit freedom most of all. They value freedom of another people, cultures and civilization too. Besides the freedom, Russian civilization has others spirit values. They are: God, Soul, Labor, Conscience, Love, Kindness. The high spirit values of Russian civilization are the base of activity of international organizations of finance, trade, economic and educational fields.

Текст научной работы на тему «Свобода как феномен русской культуры в истории и современности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340). Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 51-58.

Е. В. Суровцева

СВОБОДА КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

Русский климат и северная природа сформировали цивилизацию упорного Труда и Совести, устремленности к высшим ценностям Бытия: Богу, Душе, Любви и Добру. Важнейшей духовной ценностью русской цивилизации является Свобода. Свобода в русской культуре не имеет ничего общего с разгулом темных страстей и низменных инстинктов, она связана с глубоко искренней верой в Бога, высокой духовностью, благородством и возвышенностью Души. Свобода - как возможность жить по духовным стандартам своей культуры, никогда не соглашаться на компромиссы в духовной сфере, на жизнь по духовным стандартам чужой культуры.

Ключевые слова: русская цивилизация; духовная свобода; сущность духовной свободы в русской культуре.

Свобода - одна из самых сложных категорий духовной культуры. Встает вопрос: свобода от чего? И свобода для чего? Каждый человек понимает свободу по-своему, так же как и счастье. И в каждой культуре она имеет свое содержание, смысл и значение.

Свобода - одна из важнейших духовных ценностей цивилизации. Духовные ценности - это жизнь Духа, жизнь человеческой Души. А что отличает русского человека, что характеризует его Душу? Представляется, что это предельная широта русской Души, её неуемная энергия и устремленность к Абсолюту, к абсолютным и высшим ценностям Бытия.

«...Русский народ любит жить в сфере чудесного и живет в области идей, ждет разрешения духовных задач, поставленных его внутренним миром. Он постоянно стремится к богопознанию и уяснению себе истин господствующего вероучения»1.

Так характеризовал духовную жизнь русского человека выдающийся русский писатель Н. С. Лесков.

На бескрайних просторах Северной Европы и Азии веками формировалась русская

цивилизация, великая русская культура и русский народ. Выдающийся русский ученый, историк и географ Л. Н. Гумилев писал о том, что природа и климат, состав воды и почвы накладывает свой отпечаток на формирующуюся культуру. Энергия воды, почвы и атмосферы превращается в психическую, душевную энергию каждого человека и нации в целом2. Л. Н. Гумилев писал о том, что русские люди исключительно пассионарны и энергичны. Казалось бы, откуда взяться такой неуемной душевной энергии в холодной стране, где восемь месяцев в году стоит минусовая температура и где почти нет солнца?

Но, наверное, огромные просторы наших полей, лесов и рек как бы вошли в русскую Душу, и она сама сделалась огромной. «Мы огромны, как матушка Русь», - любил повторять Ф. М. Достоевский.

Русский человек меньше всего увлечен обыденными материальными ценностями: материального достатка, собирания и накопления добра, обустройства своего быта, роскошью, богатством. В душе своей он бессе-ребренник. Он устремлен к горним высотам,

к высшим ценностям Бытия: к Богу, Правде, Истине и Справедливости, Любви и Добру. Веками в России народная душа требовала чистоты помыслов и деяний, «Царства Божьего на земле и внутри нас».

«Делай добро людям и проживешь достойную жизнь», - главное моральное кредо, главная заповедь русского православия. Но какое добро мог сделать людям простой человек? Это мог быть только его собственный, личный труд, его результаты и его плоды. Поэтому труд в русской цивилизации - священен. Он не только способ добыть средства для жизни, а главный, важнейший моральный Долг простого трудового человека перед Богом и перед людьми.

Веками Россия была крестьянской страной, и русская цивилизация создана крестьянским трудом и духовно-нравственными отношениями крестьянской общины. Жить чужим трудом в крестьянской общине было невозможно. Также невозможно было существовать в ней человеку без совести. Совесть

- главный духовный фактор жизни, «искра Божья» в душе человека. Про нетрудовых людей, про людей вообще склонных к бесчестным поступкам, крестьяне говорили: «не по совести ты живешь, не по-Божески».

Для русского человека счастье - «в высшей гармонии Духа» (Ф. М. Достоевский). Русские люди - это люди «глубокой совести» (В. С. Соловьев). «Ибо как успокоить Дух, если позади стоит бесчестный поступок?»3 -писал Ф. М. Достоевский. Любой бесчестный поступок каждого человека резко осуждался общественным мнением крестьянской общины. И с годами, с веками! - это вошло в привычку: соизмерять свои поступки с мнением других людей и мерить их высшей меркой Совести и Бога.

Русская цивилизация - это цивилизация Совести, Бога, Добра, Любви и Труда. Это трудовая цивилизация, и в этом её главное отличие от цивилизации-рантье, где жить чужим трудом - и морально, и престижно. Безудержное потребительство, потребительская гонка были невозможны в русской цивилизации, в крестьянской среде осуждалось накопительство, страсть к деньгам, к богатству, к роскоши и излишествам. «Сыты будем, богаты не будем», - говорили крестьяне. В крестьянской среде существовал идеал скромного достатка и абсолютный приоритет духовных ценностей над материальными. Русское

православие обогатило не только русскую духовную культуру, но и мировую культуру практиками и учением Преображения Души, очищения Души от корысти и пороков, от жадного стяжания материальных потребительских благ, от темных страстей и низменных инстинктов (от «карамазовщины»), по Ф. М. Достоевскому.

В русской культуре Душа человека неизбежно восстанет «против любого внешнего насилия и против любого внутреннего падения» (В. С. Соловьев), и поднимется к Богу, к человеческому достоинству. Русский человек никогда не возводил в культ и в закон свои пороки и недостатки, а всегда старался преодолеть их силой своего духа (Ф. М. Достоевский)4.

Свобода имманентна Душе русского человека. И поскольку Душа эта огромна, русский человек ни в чем не знает меры. Обыденное, приземленное, материальное, мещанское его не интересует. Русский человек всегда устремлен к Абсолюту. Больше всего он склонен ставить перед собой самые запредельные, заведомо ясно, недостижимые цели. И это -главная движущая сила развития русской цивилизации. Именно в этом плане и именно поэтому Россия - страна непредсказуемая, и в ней нет ничего невозможного.

Современные психологи утверждают, что если человек не ставит перед собой предельно высокой цели, достижение которой требует от него предельного напряжения всех душевных и физических сил, то он деградирует, причем деградирует необратимо. Так и цивилизация. Если люди цивилизации не горят Свободой достижения запредельных, невозможных, но высоких духовных целей, то эта цивилизация - обречена.

В 1997 году вышел на экраны фильм «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого, производство Голливуд. Фильм сделан талантливыми людьми, плюс гений Толстого, получился действительно шедевр киноисскуства. Но есть один казус. Американцы не поняли, почему Анна бросилась под поезд. С их точки зрения, у нее было всё, чтобы быть счастливой и наслаждаться жизнью. Она была богата, муж её любил, у неё уже были дети и еще могли быть дети. Но русская Душа устремлена к Абсолюту, и если Абсолют утрачен, то жить незачем. Для Анны таким Абсолютом была Любовь в самом высоком и чистом её понимании; Любовь как горение Души. «Там,

где нет любви, там все ложь, все обман», - говорит Анна Каренина.

В этом плане примечательна сама личность Л. Н. Толстого как истинно русского человека и гения русской культуры. Мы можем не принимать его учения, ни толстовства, ни опрощения, ни его критику Евангелия, но сама эта личность, сам его образ жизни и стиль жизни, как неистовый, неуемный, просто ошеломляющий по накалу поиск Бога, Правды, Истины и Справедливости, характерные именно для русского человека, не могут не вызывать бесконечного уважения и преклонения современников, всех честных русских людей современной России.

Русскому человеку нужна была не свобода от труда, а свобода как возможность свободного труда; ни свобода от культуры, её жестких требований и норм, а свобода нового социального и культурного творчества. Сама жизнь в таком тяжелом климате была своеобразной платой за такую свободу. Русские люди устремлялись на Север, за Урал, в Сибирь, спасаясь от гнета помещиков, в поисках возможности свободного труда. Именно вслед за русской вольницей шло и русское государство, благодаря этому высокому стремлению русской Души к Свободе Россия превратилась в самое большое государство в мире; именно оно обеспечило огромные ресурсы русской цивилизации.

Свобода духовного творчества была главной ценностью русской цивилизации, всей русской культуры. Возможность любить по-русски, играть русские свадьбы, по-русски молиться Богу и т. д. формировала и питала весь русский патриотизм; а борьба за такую свободу рождала невиданное мужество и силу Духа в годину тяжелых испытаний для всей России: Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 годов. «Духовные колодцы глубоко национальны», - писал выдающийся русский философ И. А. Ильин. Жить по духовным стандартам чужой культуры - неприемлемо для русского человека; об этом И. А. Ильин писал: «...мы Западу не ученики»5.

Известно, с какой бескомпромиссностью А. С. Пушкин отстаивал свободу духовного, литературного творчества, и сколько гениальных строк он посвятил этой ценности русской духовной культуры: «Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы, // Мой друг, Отчизне посвятим // Души прекрасные

порывы»; «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я свободу // И милость к падшим призывал».

Методами литературы исследовал пределы человеческой свободы и Ф. М. Достоевский: «По своей-то по глупой воле-то по-жить»6.

В этой короткой фразе Ф. М. Достоевский выразил невозможность для русского человека жить по чужим, извне грубо навязываемым духовным стандартам.

То, что народная Душа веками требовала чистоты помыслов и деяний, а Душа русского человека с невероятной духовной энергией была устремлена к высшим ценностям Бытия, формировало в народе представления о Свободе как о высоком душевном порыве к самому чистому, высшему и достойному: к Богу, Правде, Истине и Справедливости, к Любви и Добру.

Характеризуя эти качества русской Души, И. А. Бердяев писал: «Только глубоко и искренне верующий человек может быть духовно свободным»7.

Только духовно зрелая и развитая личность может быть свободной. Слепо следовать разрушительным страстям и порокам, темным инстинктам - ничего общего не имеет с подлинной человеческой свободой в русской культуре.

В истории России существовали два фактора, которые, как считается, наложили резко негативный отпечаток на всё национальное самосознание русских, их психологию и духовную культуру, - это многовековое татарское иго и крепостное право. Распространено мнение, что они сформировали рабскую психологию русских, навсегда убили всякое стремление к духовной свободе и максимально принизили ценность Свободы как высшей и главной потребности русской Души. Представляется, что это не так. Татарское иго было свергнуто неустанной духовной борьбой русских, а крепостное право означало лишь физическую (или материальную) зависимость крестьян от помещика, но не духовную. Конечно, были раболепствующие натуры, но они были скорее исключением, а не правилом. Духовно крепостной мужик был свободен, и никогда в Душе никому не подчинялся. В чем же была суть этих отношений

- можно привести конкретный пример: это А. С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.

Всю жизнь няня для Пушкина была образцом человечности и человеколюбия, говоря современным языком, - гуманизма; образцом душевной щедрости и теплоты, глубокой и искренней веры в Бога. Для него не было духовно более близкого человека, чем няня. Даже родителей своих он любил меньше, чем её. А ведь она была крепостная. Свои отношения с няней А. С. Пушкин позднее воплотил в персонажах своих произведений: Татьяна Ларина - Онегину: «Отдать я рада всю эту ветошь маскарада за <...> тихий крест и тень ветвей над бедной нянею моей». В этих строках сказано, что няня для Татьяны была духовно бесконечно близким и родным человеком. Такие же отношения связывали еще одного пушкинского персонажа - Гринева в «Капитанской дочке» с его крепостным дядькой Савельичем. Это также были отношения не просто духовно близких людей, но людей, духовно равноценных и равнозначных друг другу8.

В современном западном обществе произошла подмена высоких идеалов свободы личности и приоритета прав человека свободой продвижения капитала. Конечно, эту подмену осуществили не широкие массы трудового народа, а политические, деловые и финансовые круги западных стран, в первую очередь - США. И эта подмена как бы осталась незамеченной, или она тщательно, но демагогически камуфлируется, или замалчивается. Сама возможность такой «современной» интерпретации свободы была порождена общей приниженностью духовных ценностей человека западной цивилизации и принципиальной возможностью «двойных стандартов», которые допускаются западным человеком в отношении чужой культуры. «Свой дом, полный всякого добра, и аист на крыше», - так коротко характеризовал приниженность, приземленность, обыденность духовных идеалов западной культуры Ф. М. Достоевский. Мещанские идеалы человека западной культуры приводили в полное отчаяние и глубокое разочарование и другого русского мыслителя - А. И. Герцена9. О большой разнице в системе духовных ценностей России и Европы писал и Н. Я. Данилевский10.

Под свободой продвижения капитала, свободной конкуренцией и свободой рынка с безумным цинизмом скрываются возможности навязывания долгов с целью завладеть

ресурсами конкурентов; подкуп и моральное разложение национальной элиты с целью бесплатного вывода из страны этих ресурсов; «раздувание финансовых пузырей» и строительство финансовых пирамид - провоцирование финансового кризиса - как средства перекачки финансовых ресурсов стран-конкурентов (китайцев, арабов, русских) и др. Как мало общего имеют демократические лозунги «свободы» с высоким содержанием свободы в русской культуре!

В условиях глобализации и взаимозависимого мира происходит обострение борьбы идей, а идеи формируют политику борьбы за ресурсы и экономические интересы. В рамках североамериканской цивилизации сложилась русофобия как абсолютно мощный фактор политики. Никто о ней не пишет и не говорит, но она присутствует незримо (так же, как пещерный антиамериканизм многих русских политиков). Американские русофобы считают, что Россию вообще можно будет не принимать в расчет в самое ближайшее время и не считаться с ней как с фактором международной политики и влияния из-за чудовищных масштабов коррупции и воровства и неизбежного истощения запасов углеводородов. «Когда здесь кончится нефть, здесь умрет всё и вся». Такие выводы влиятельных политиков и представителей экспертного сообщества США не учитывают факторов духовной мощи и культуры русской цивилизации, которые не раз в истории оказывали решающее влияние не только на ход исторических событий внутри России, но и всего мира. «Россия вспрянет ото сна» именно за счет своих духовных ценностей и снова станет мощным фактором международного оздоровления и движения вперед, русская духовная культура - важнейший, (но не единственный) стратегический резерв и потенциал русской цивилизации.

Знаменитое высказывание Ф. Ницше -«Бог умер!», но это смотря какой Бог и смотря для какого человека. Для русского человека Бог не умрет никогда. Он всегда будет жить в его сердце, несмотря на десятилетия насаждавшегося сверху властями воинствующего атеизма. Потому что русский - бес-сребренник и трудяга, а на России лежит колоссальная Миссия, и жить ему по-прежнему очень тяжело, а надеяться больше не на кого. Русский никогда не уставал молиться. Молитва как диалог русской Души с Богом дав-

но вошла в привычку и стала неотъемлемой частью жизни. Но русский не молится идолу свободы бездуховного человека коммерчески понимаемой нации обывателей, Бога которых зовут «окей»11.

Европа приняла христианство в рационально-юридической форме римского католицизма. В XV столетии эту линию продолжила эпоха Ренессанса, обозначившая собой движение к культу самодостаточного человека. Европейский Запад свел вечность ко времени, сущностные ценности - к инструментальным, соборность - к индивидуализму. Бесспорным достижением Европейской цивилизации стал суверенный индивид как субъект права и культуры, однако утрата таким субъектом духовного содержания привела его к опасным нравственным и политическим опытам со свободой, вплоть до союза с Мефистофелем (Фауст). Набрав коллосальную производительную динамику, современный Запад переживает завершение проекта модерна - постмодерн. В содержательном плане его характеризует исчерпание абсолютизированной свободы, оказавшейся в религиозной нищете. В культуре это ведет к ликвидации граней между действительным и возможным, то есть к господству чистой мнимости.

В области социально-политической практики современный Запад гордится «открытым обществом», плюрализмом мнений и оценок, однако на самом деле под флагом гуманистической свободы идет бегство от единой мировоззренческой (и тем более религиозной) истины как слишком принудительной, «тоталитарной». Истина в том, что истин много, - вот последнее слово Запада на уровне философской политики и политической философии. Цивилизация Новой Европы и Америки покинула Дух и сама оказалась покинутой Духом. Её стратегии в ХХ веке направлены на сакрализацию прав человека и достижение им успеха (наслаждения, богатства, владения этой землей, то есть обеспечение элитарного «грешного рая»). Такой проект является великой утопией: экологический предел природы (ограниченность ресурсов) и нравственный коллапс культуры, не различающий больше правду и кривду, серьезное и смешное, мужское и женское, полет и падение. Ключевые тенденции постмодерна, будучи продолжены в будущее хотя бы еще на сто лет, грозят смертью всему человечеству.

Дальнейшая прогрессивная динамика Запада возможна только за счет глобального информационного, а затем и функционального подчинения всего не-Запада стратегиям «открытого общества», что крайне опасно для всего мира.

Вся наша история и география указывает на русскую задачу в мире служить примиряющим, объединяющим началом Востока и Запада, тоталитарного единства и индивидуалистического множества, бесчеловечного восточного Бога и безбожного западного человека. Проблема для России не в том, чьим сырьевым придатком она станет, а в том, сумеет ли она реализовать свой духовно-интеллектуальный потенциал на собственной православной почве. Важно, чтобы русская модернизация служила русской идее: живи не так, как хочется, а так, как Бог велит.

Как показывает история, православнорусская цивилизация обладает достаточно прочной структурой, воспроизводя её заново после каждого исторического погрома, так было в смуту XVII века, после петровских реформ, после 1917 года. Так происходит и сегодня. Переворот 1991-1993 годов и даже распад СССР не вылился в «цветную» революцию в России, оставшейся в собственном пространстве-времени, не поменяв его на периферию чужого ценностного хронотопа. Никакая политическая суета не может поколебать фундаментальной цивилизационной идентичности России, как бы она ни мешала тем или иным либеральным политтехноло-гам. Медленно, противоречиво, с зигзагами и отступлениями, наша страна все же движется в сторону восстановления своего статуса цивилизации - субъекта мирового процесса, обладающего духовным, культурным, политическим и экономическим суверенитетом.

Как самобытная евразийская цивилизация Россия никогда не принадлежала ни Востоку, ни Западу. В отличие от Востока, русская Христианская классика изначально включала в себя творческую активность личной воли (православный храм и икона есть взаимора-скрытие Бога и человека, а не подчинение одного другому). Вместе с тем, в отличие от Запада, религиозная свобода личности на Руси никогда не доходила до культа автономного индивида, оставаясь так или иначе, в рамках соборного целого (царство, империя, коммуна). Восточное рабство у Абсолюта или западное соперничество с ним - не рус-

ское занятие. Европейская свобода пережила ряд смертей - смерть Бога, смерть человека, смерть автора. Восточная душа по существу не знала религиозной свободы, заменяя её ритуалом. Противоречие между «тайной» свободой, восточной волей и западной формой

- это движущая сила нашей истории. До сих пор Россия успешно проходила испытание Востоком и Западом; в конечном счете, они только укрепляли её внутренний смысловой код и её высокие духовные ценности. (Народ-то не поменял бы их на более низкие, бессодержательные, менее достойные).

Привлекая к себе лучшее из Азии и Европы, Россия не переставала быть самой собой. Это делает её во многом страной будущего, способной сохранить мир для человека и человека для Бога. В то время как американизированный глобальный Фауст получит в XXI века своего Мефистофеля - но уже не вальяжного гетевского господина, а звероподобную биоэлектронную бестию, в которой будет смоделирован весь грех, накопленный за годы постмодерна «золотым миллиардом»12.

Русский православный человек имеет все возможности и права хранить безмолвие на фоне всеобщей декадентской болтовни, он волен оборонять своё пространство - время от кочующих монетаристских диаспор. По духовной природе своей русский человек

- верующий, а не скептик, монархист, а не демократ, воин и крестьянин, а не торговец или ростовщик. Главное дело русского воина Иоанна будет заключаться в защите храма от рынка, то есть в утверждении непродажных сегментов, атрибутов цивилизации. Нельзя допустить овладение центрами отечественной культуры, государства и даже Церкви человеком денег - этим нравственно худшим типом человека. Способный на противостояние деньгам духовный воин существует в настоящее время только в России13.

Сейчас предпринимаются гигантские усилия, чтобы преобразовать наш выстраданный национальный архетип, раздробить русский народ по кланам и сектам, чтобы он перестал быть самозаконным субъектом собственной и мировой истории. Однако до сих пор против этого ядра русской православной цивилизации были бессильны все революции модерна. России, как известно, принадлежит более половины всех разведанных мировых ресурсов - угля и алмазов, нефти и газа. Цена этого

богатства будет возрастать прямо на глазах. Но еще быстрее будут расти в цене духовные запасы Православия. Только они могут защитить людей - в том числе и наших братьев на Западе - от прямого воздействия демонов в катастрофическом XXI столетии.

После распада СССР США предприняли массивную и изощренную атаку на бывшие республики Союза. Геостратегическое пространство, добровольно оставленное Россией, начали активно заполнять США. Они скупили заводы и фабрики, рудники и электростанции, лаборатории и НИИ, построили везде военные базы и объявили бывшие республики СССР зоной своих стратегических интересов. Правящие круги США намерены сделать все, чтобы не допустить реинтеграции республик с Россией с тем, чтобы она никогда больше не возродилась как вторая сверхдержава - главный (и единственный) стратегический конкурент США. Особое внимание вашингтонские стратеги и их теоретики (Зб. Бжезинский) уделяют всем возможным средствам отделения Украины от России. Зб. Бжезинский утверждает, что без Украины Россия никогда не возродится как сверхдержава, а если и возродится, то только как азиатская сверхдержава14.

Не без влияния особой активности США резко возрастает миграция трудового активного населения из бывших среднеазиатских республик в Россию (и это на фоне демографической катастрофы, которую она переживает). США кровно заинтересованы в том, чтобы в результате этой миграции значительно изменился национальный, этнический состав населения России: представителями других культур и цивилизаций манипулировать можно, русскими - нельзя. Главная духовная ценность русских - свобода, ради нее они готовы на любые жертвы. Они готовы отдать жизнь за Родину, за Отечество и за личную цивилизационную и культурную свободу. Именно поэтому Россия никогда не станет ничьей марионеткой, а всегда будет свободной, самоценной, самодостаточной цивилизацией, равноправной среди других современных культур и цивилизаций.

Сказанное не означает призыва к «этническим чисткам» в России. И тем не менее, нельзя забывать об опыте гуманитарной катастрофы в Косово и натовских бомбардировках сербов, а также и о другом негативном опыте межнациональных (межцивилизован-

ных) отношений в Европе (немцы, турки и вьетнамцы в Германии; алжирцы, арабы и французы в Париже и т. п.). Возможно, речь не идет о необходимости тотальной депортации нерусских эмигрантов на Родину из России, но, безусловно, необходима тщательно продуманная и взвешенная политика в отношении эмигрантов из других культур и цивилизаций в Россию.

Что же должна сделать современная Россия, чтобы отстоять не только «свое место под солнцем», не только выжить в жестоких условиях глобальной конкурентной борьбы, но и сохранить высокие духовные ценности русской цивилизации?

Свое видение внешней экономической политики Владимир Путин изложил в ходе 12-го съезда партии «Единая Россия» 24 сентября 2011 года, когда принял предложение баллотироваться на пост Президента РФ.

Россия может и должна стать одной из ведущих экономических и политических держав мира, уверен В. Путин. Нам недостаточно довольствоваться поддержанием экономической стабильности и подавлением инфляции.

«Чтобы быть застрахованными от любых потрясений, нам нужно быть сильными. Нужно войти в пятерку крупнейших экономик мира - абсолютно реальная задача, причем это должен быть не сырьевой, а качественно иной рост, построенный на инвестициях, передовых технологиях, на повышении эффективности, создании современной индустрии», - заявил Владимир Путин.

Фактически Премьер объявил о радикальном изменении концепции развития страны: если на протяжении последнего десятка лет ставка делалась на несколько крупных прорывных проектов («Роснано», Сочинская олимпиада, Сколково и т. п.), то теперь ставка делается уже не на размер, а на количество сверхпроектов и численность кадров, в таких проектах задействованных.

Строя в 30-е годы сотни новых заводов ежегодно, Советский Союз обеспечил себе прорыв к статусу супердержавы. Если мы сможем сегодня также запустить «конвейерное производство» перспективных компаний и проектов, возможно достижение аналогичных результатов, и В. Путин к этому стремится15.

Хотя В. В. Путина справедливо критикуют за то, что он не привлекает олигархов к финансированию модернизации, не борется

с коррупцией и провоцирует бесконечный передел собственности, понятие необходимости масштабных перемен в экономике, науке и социальной сфере России есть не только у партийной элиты. Научное сообщество давно настаивает на масштабной модернизации России. И, как и много веков назад, этими амбициозными проектами движет стремление к высшей духовной ценности русской цивилизации к Свободе. И, как и сотни лет назад, свобода нужна русским для свободного труда, свободного интеллекта и творческого труда и как свобода развития духовной культуры русской цивилизации.

Модернизация в России должна осуществляться не по-американски и не по-китайски, а по-русски, иначе у нее ничего не выйдет. Модернизация без вестернизации, так можно определить её суть. Это означает, что экономика и технологии должны служить Духу, а не наоборот. В современных условиях России как православной по духу и общинной по традиции стране необходимо направить все силы на сохранение своей идентичности

- хотя бы в отдельно взятых, священных центрах и «нервных узлах» своей цивилизации: в науке, образовании, на национальном телевидении и радио.

Академик Л. И. Абалкин в своих произведениях неоднократно подчеркивал, что существует неразрывная связь между духовной культурой общества и экономикой16. Какие у человека духовные ценности - такой и труд. Какие у цивилизации духовные ценности - такая и экономика. Для человека цивилизации-рантье принципиально важно - не работать, но при этом масштаб его потребительских (материальных) ценностей просто безграничен. Отсюда и средства - «раздувание финансовых пузырей», пирамиды Понци, махинации с финансовой отчетностью («Энрон») и т. п. Не случайно многие российские ученые подчеркивают, что современный кризис - это кризис не экономический и не финансовый, а кризис цивилизационный17. Разве будет развивать такой кризис человек, для которого труд - главное средство делать Добро людям, для которого труд - священен перед Богом и перед людьми?

Люди цивилизации-рантье не только часто занимают ключевые посты в американских фирмах и банках, но занимают их во многих международных организациях торгового, финансового и экономического про-

филя: ВТО, Парижский и Лондонский клубы и т. д. Россия не может стоять в стороне от глобализации, от главной мировой тенденции

- усиления взаимозависимости мира и всех составляющих его цивилизаций. Но при этом она должны решительно отстаивать свои национальные интересы в рамках международных организаций, а не уступать жестко навязываемым требованиям других. В рамках ВТО Россия должна проводить политику, направленную на возрождение национальной высокотехнологичной промышленности, и жестко преломлять тенденцию превращения России в сырьевой придаток Запада.

Присутствие России в международных организациях облагораживающим образом скажется на всей их деятельности: устремленность русского человека к высшим ценностям Бытия, к Абсолюту будет объективно повышать духовную планку целей и средств международных организаций, будет способствовать их демократизации и гуманизации, а не склонности к двойным стандартам морали и общей приниженности духовных ценностей, демагогически прикрываемых «заботой

о правах человека и свободе личности».

Необходимо подвести некоторые итоги. Современность не отменяет борьбы идей. В условиях глобализации она только меняет форму, становясь важным фактором конкурентоспособности. Противостояние и борьба России и Запада переместилась в сферу государственности, религии, духовности. Если Западу не удалось установить в России управляемую извне демократию и подчинить себе её ресурсы, то сегодня ставка делается на размывание духовных ценностей русской цивилизации и русского православия и активная их замена ценностями западной потребительской цивилизации. Русская свобода как свобода активного социального творчества и напряженного духовного труда подменяется свободой продвижения капитала и свободой безудержного потребления.

Говоря о возрождении Державы, надо иметь в виду не только возвращение государству стратегических высот в экономике и неоиндустриализацию. Надо серьезно гово-

рить о возрождении и дальнейшем развитии духовных ценностей русской цивилизации, важнейшей из которых является Свобода.

Примечания

1 Цит. по: Троицкий, В. Ю. России Лескова : русская идея и русский характер // Лесков Н. С. В пространстве современной филологической мысли. М. : ИНФИ РАН, 2010. С. 35.

2 Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало. М. : Республика, 1999.

3 Цит. по: Маймин, Е. А. Л. Н. Толстой. Путь писателя. М. : Политиздат, 1990. С. 125.

4 Роземблюм, Л. М. Творческие дневники Достоевского Ф. М. М. : Наука, 1981.

5 Ильин, А. И. Наши задачи // Ильин, А. И. Собр. соч. : в 10 т. Т. 2, кн. 2. М. : Рус. кн., 1993.

6 Кудрявцев, Ю. Г. Три круга Достоевского : (Событийное, Временное, Вечное). М. : Изд-во МГУ, 1991. С. 322.

7 Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989.

8 Сапронов, П. А. Россия и Свобода. СПб., 2010.

9 Герцен, А. И. Былое и Думы. М., 1980.

10 Данилевский, И. Я. Россия и Европа. М. : Книга, 1991.

11 Казин, А. Л. Восток, Запад и Россия. К вопросу о наших перспективах // Культура как стратегический ресурс России. СПб., 2011. С. 107.

12 Там же. С. 111.

13 Казин, А. Л. Указ. соч. С. 112.

14 Бжезинский, Зб. Великая шахматная доска. М., 1990.

15 Свиридов, И. За что Запад не любит Владимира Путина // Аргументы и факты. Урал Дайджест. 2012. С. 2.

16 Стратегический ответ России на вызовы нового века / под ред. акад. Л. И. Абалкина. М. : Экзамен, 2004.

17 Пахомов, Ю. Мировой финансовый кризис : цивилизационные истоки // Экономист. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.