Научная статья на тему 'Сверхчеловек как итог, суть противоречивой философии Фридриха Вильгельма Ницше'

Сверхчеловек как итог, суть противоречивой философии Фридриха Вильгельма Ницше Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1038
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЦШЕ / "СВЕРХЧЕЛОВЕК" / ФИЛОСОФИЯ / «OVERMAN» / NIETZSCHE / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салахиев А. Р.

Целью данной статьи является исследование главной концепции, созданной Ф.Ницше, рассмотрение ее глубинных истоков, специфических черт, иррациональности, которые сделали «сверхчеловека» уникальной идеей, ставшей символом философии Ф.Ницше философии жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сверхчеловек как итог, суть противоречивой философии Фридриха Вильгельма Ницше»

Салахиев А.Р. ©

Российский университет дружбы народов

СВЕРХЧЕЛОВЕК КАК ИТОГ, СУТЬ ПРОТИВОРЕЧИВОЙ ФИЛОСОФИИ ФРИДРИХА

ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ

Аннотация

Целью данной статьи является исследование главной концепции, созданной Ф.Ницше, рассмотрение ее глубинных истоков, специфических черт, иррациональности, которые сделали «сверхчеловека» уникальной идеей, ставшей символом философии Ф.Ницше - философии жизни.

Ключевые слова: Ницше, «сверхчеловек», философия. Keywords: Nietzsche, «overman», philosophy.

Взгляды Ницше, такие противоречивые, то пессимистические, романтические, то скептические или вовсе без каких-либо проявлений эмоций с его стороны, сложно назвать философией. Ведь и сам Ницше не так уж стремился к тому, чтобы быть частью какой-то системы, которая диктовала бы ему, как организовывать и сопоставлять свои мысли. Свободный ум - вот то, что ценил немецкий мыслитель. Поэтому, зачастую, к Ницше относятся так, будто он вовсе и не философ, а, например, поэт или эссеист.

Однако некоторые его идеи резко выделяются на фоне всех остальных размышлений. Они образуют ту суть, смысл, которые хочет высказать Ницше. Очень легко заметить, когда поэт-скептик, насмехающийся над привычными принципами действующих форм социальных взаимоотношений, религией, человеком, способным лишь на «мышление в рамках», вдруг переходит на тон вдохновенный, серьезный. Так же, как и в мире материальном, заставившем Ницше страдать физически, в духовной жизни его происходили метания из стороны в сторону. Тяжелое физическое состояние, разрыв отношений с Вагнером, который был для него вдохновителем, соратником по духу и просто олицетворением многих идей Ницше, непризнание со стороны окружающих, даже среди близких(а их у Ницше было не так много), любовь к музыке, но невозможность состояться в ней -всего этого было достаточно для того, чтобы человек, считавший тщеславие самым важным и сильным качеством в человеке, сходил с ума. Но не только эти обстоятельства объясняют знаменитую афористическую манеру изложения Ницше, бессистемность его воззрений. Прославляя жизнь и материю, Ницше одновременно выступает оппонентом научному взгляду, выдвигая иррациональную картину мира: мир как хаос, где нет ни закона, ни цели, где нет абсолютного знания.

И вот среди всего этого беспорядка, что выдает нам немецкий мыслитель в своих произведениях, возвышается то, что имеет какую-то закономерность, цель, осознанность, то, что действительно важно. Важно, в первую очередь, для самого Ницше. Наконец, после работ, являющих собой отвержение устоявшихся ценностей («Веселая наука», «Человеческое, слишком человеческое»), мы получаем произведение «Так говорил Заратустра». Труд, в котором будет заключена главная идея немецкого мыслителя - идея о сверхчеловеке.

Сложно сказать, каково бы было состояние этого великого человека, если бы не «Заратустра», ставший отдушиной для него. Работа над книгой пришлась на очень драматические события в жизни мыслителя (смерть Вагнера, разрыв отношений с сестрой и матерью). Тем не менее, на свет появилось уникальное произведение, а «сверхчеловек» явился воплощением всей критики морали и ценностей того времени. Можно сказать даже о подобии концептуальности, чем, по сути, является «сверхчеловек», поскольку в себе представляет законченное явление, а не результат случайности; явление, осуществимое в материальном мире, но предполагающее некоторые волевые действия со стороны людей.

«Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: Да будет Сверхчеловек смыслом земли! Заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о неземных надеждах! Они - отравители»[1,12]. Этими словами Заратустра взывает к людям, ожидающим выступления плясуна. Канатный плясун, здесь - символ эпохи, в которой бал правят клоуны. Сверхчеловеку, судя по реакции народа, здесь не место. Но Ницше уверяет нас, что он появится, ибо он - смысл земли. Неодобрительное отношение к религии Ницше использует в этом моменте как аргумент в пользу всего истинного, того, что существует здесь и сейчас. А момент

© Салахиев А.Р., 2013 г.

настоящий, названный Заратустрой с таким упоением «мгновением», тогда приобретет наивысшую ценность, когда на Земле будут иметь место подлинные, самые сильные чувства и проявления людей, что найдут себе место в сверхчеловеке. Нет, смыслом земли не может быть всего-навсего высокоразвитый индивид, обладающий безумно развитыми качествами и возможностями. Ницше призывает нас поверить в высшую ступень эволюции, в то существо, которое несет в себе величайшую пользу, соразмерную только с его чувствами, духом, волей. Сверхчеловек навсегда ушел от тварного начала, сделав инстинкт второстепенным. Однако он хоть и сверх, но все же человек. Очень важно это понимать, ведь о метафизике здесь и речи не идет. Невозможно полностью подавить в себе инстинкт, невозможно перепрограммировать организм. Нужно принять свою физиологическую природу, а, надеясь на загробную жизнь, как скажет Заратустра, человек уже мертв: «Вот - чахоточные душою: едва родились они, как уже начинают умирать и жаждут учений усталости и отречения»[1, 40].

Одна из основных идей, имеющая место во всем творчестве Ницше, и так ярко воплощенная в «сверхчеловеке» - «воля к власти». «Воля к власти», как принцип мироздания и определяющий мотив в жизни, идеально сочетается с качествами сверхчеловека. Последний является «волей к власти», развившейся до огромных пределов. Если в современном Ницше обществе и до него человек маскирует «волю к власти» под видом того качества, что наиболее соответствует его духу, то сверхчеловек дает ей полный простор для действий. Разумеется, приятие такой воли предполагает и «свободный ум», и отказ от религии, и максимальную включенность человека в единый поток существования, что является критерием значимости проявлений духа.

Нельзя не сказать о, на первый взгляд, конфликте двух идей - «сверхчеловеке» и «вечном возвращении». Можно предположить, что второе указывает на бессмысленность первого. Если мы рано или поздно вернемся назад, то возникает диссонанс: сверхчеловек и все усилия на пути к нему обесцениваются. Однако та истина, что открылась Ницше, повергнув его в шок, (отчего он впоследствии будет говорить о ней только шепотом) в глазах мыслителя тем прекраснее, если ее частью станет сверхчеловек. Тем важнее достигнуть его появления, чтобы он являлся вновь и вновь, знаменуя собой ценность всего пути до него и после. Великие страдания, неизбежно настигающие человека в мире бессмысленности и хаоса, будут компенсированы великими свершениями, волей, что найдет колоссальное выражение в «сверхчеловеке», великими чувствами.

Ницше действительно очень много внимания, пусть и косвенно, уделял вопросам культурного развития, эстетики, этики. Оценивая современную ему эпоху как эпоху декаданса, Ницше приходил к осознанию ее абсурдности и пустоты. Индивидуализация, научно-технический прогресс и приобщение к его результатам все большего числа людей, развитие общего уровня интеллекта

приглушают вкус к жизни. Невыносимо для немецкого мыслителя господство христианской морали, которая подразумевает принижение земной жизни, ослабление связи с природой, дарящей жизнь. Кроме того, что религия приводит человека к мышлению, загнанному в границы, она диктует такие принципы взаимоотношений людей, как сострадание и милосердие, что абсолютно не соотносится со сверхчеловеком. «Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение[6,1]». И снова сверхчеловек выступает антиподом устоявшихся ценностей, которые необходимо, по Ницше, переосмыслить. В период напряженного переживания, вызванного духовным взрослением, человек, претендующий на «сверхчеловечность», обязан отказаться от ценностей и норм, что навязали ему могучие традиционные институты формирования человеческого воззрения. Наконец, авторитеты, имевшие тотальное влияние, исчезают. Величественный колосс идей и ценностей, навязанных ими, рухнет и даст дорогу к собственному определению ценностной системы. И тогда творец торжествует над хаосом и грязью.

Как именно тот факт, что «Бог умер», сказывается на сверхчеловеке? Самым прямым образом. Ницше очень часто противопоставляет мораль христианскую (как мораль мировую) морали, которая придет ей на смену-сверхчеловеческую. Падение тысячелетиями формировавшегося религиозного порядка ведет к возникновению тех обстоятельств, что породят сверхчеловека. Мы прекрасно знаем отношение Ницше к Богу. Свою позицию он вложит в уста Заратустре, чтобы тот максимально точно облек ее в слова. Тем не менее, для Ницше, и, как он считал, для большинства людей, Бог все-таки существовал в том смысле, что религия и миф, появившиеся еще в первобытных людских сообществах, существенно влияют на человечество, а порой и господствуют над ним. В результате Бог существует хотя бы в том смысле, что его заповеди, послания, наказы (верит человек в то, что они исходили непосредственно от Бога или нет), формируя в какой-то момент всю систему

взаимоотношений между людьми, становятся законом. В общем, то, что имеет столь глобальные последствия(материальные, в первую очередь), не может не существовать. Однако человечество вскоре «взрослеет». Ницше называет это совершеннолетием, имея в виду ту фазу, когда влияние авторитета (Бог, на которого человечество смотрит снизу вверх, как младенец на родителя) ослабевает, а общество, выработавшее интеллект, требует доказательства того, в соответствии с чем жило все это время. Человеку, отныне, нужна осознанность в действии. Творчество, до этого жившее только в Боге, становится прерогативой человека. Вот один из главных механизмов сооружения сверхчеловека.

«Бог умер», а значит, всё претерпевает изменения. Идеалы и учения, неразрывно связанные с религией, вынуждены исчезнуть: потребность в них отпадает. Примерно в этот момент появляется Заратустра, однако, он с удивлением обнаруживает, что не все люди знают о том, что Бога уже нет. В «Веселой науке» Ницше скажет:«Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. - И мы - мы должны победить еще и его тень!»

«Разве величие этого дела не слишком велико для нас? Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя история![2,593]». Да, уже в «веселой науке» наблюдается предвестие «сверхчеловека». Ницше уже тогда высказывает мысль о том, что «смерть бога» повлечет за собой тотальные изменения. Причем обращает внимание на то, что это будет нечто более совершенное по сравнению с тем, что было до этого. Забыв о религиозности, человек, наконец, отдастся полностью жизни земной. Сосредоточиваясь на своей истинной сущности, сущности биологической, человек возвысится над человеком, который был до настоящего времени и особо не задумывался о том, кто он, имея установку, привитую религиозным обществом. Итак, религия с мифом исчезнут, Ницше отчаянно верит в это. Возникнет колоссальный пробел там, где доселе господствовала религиозная мораль. Место христианской морали, приводящей к стагнации и гниению, займет мораль истинная. «Мы должны освободиться от морали.. .чтобы суметь морально жить».

«Так говорил Заратустра» - произведение, что стоит особняком во всем творчестве немецкого мыслителя. Говоря о предпосылках появление этой работы, Ницше отмечал, что на него снизошли видения. Это крайне важно, поскольку в этом необычном явлении, имеющем место в нашем мире, можно усмотреть бессознательный порыв выразить все свои мысли. Тем не менее, убеждение Ницше в том, что человек сегодняшний, по сути, еще только начал свое развитие и еще очень похож на обезьяну, а также еще множество его идей и высказываний искажают и передергивают очень часто. В его призыве верить в сверхчеловека, не поддаваться стадной морали, многие личности пытались и пытаются усмотреть приверженность философа тем идеям, что в двадцатом веке нашли проявление: национализм в Германии, фашизм в Италии, большевизм в России. Его обвиняют чуть ли не в становлении национализма, извращают его концепцию сверхчеловека, возлагая вину на Ницше за появление «сверхчеловека» Гитлера. Но сверхчеловек как существо или, тем более, раса, претендующая на превосходство по признакам физическим - фантазия тех личностей, кому подобная интерпретация была выгодна. Да, элитаризм свойственен Ницше, он не признает каждого человека личностью. Однако Ницше абсолютно не признает сверхчеловека вершителем судеб. Сверхчеловек -символ личности, одаренности, творца в человеке, а не душегуба, не человека, ставящего себя над другими. В строках «Так говорил Заратустра» нет и намека на те настроения, что являются порождением режимов, явившихся, как и предрекал Ницше, вследствие «смерти Бога»: «Друзья мои, что теперь у вас на сердце? Не скажете ли вы смерти, подобно мне: так это была - жизнь? Ну что ж, ради Заратустры - ещё раз![1,275]»

Литература

1. Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. М., изд-во Московского Университета. 1990. 302 с.

2. Ф.Ницше. Сочинения, том 1.Веселая наука. Изд-во «Мысль» М. 1990. 492-709 с.

3. Ф.Ницше. Сочинения, том 1. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Изд-во «Мысль» М. 1990. 232-490.

4. Ф.Ницше. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. Культурная революция. 2005. 880 с.

5. Д.Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. Н. изд-во «Наука». 216 с.

6. Ф.Ницше. Антихристианин. Проклятие христианству [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/antihrist/ 3 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.