Научная статья на тему 'Сведения о халифе ал-Мансуре в рукописи сочинения «Мухтасар ад-дувал» Бар Гебрея'

Сведения о халифе ал-Мансуре в рукописи сочинения «Мухтасар ад-дувал» Бар Гебрея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ РАН / АРАБСКАЯ РУКОПИСЬ / «МУХТАСАР АД-ДУВАЛ» / ЙУХАННА ГРИГУРИЙУС АБУ-Л-ФА-РАДЖ (ИБН АЛ-''ИБРИ) БАРХЕБРЕУС АЛ-МАЛАТИ (1226-1286) / БАР ХЕБ-РАЙА / БАР ГЕБРЕЙ / BARHEBRAEUS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кункова Вероника Ильинична

В собрании Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге хранится арабская рукопись № С-703. Это сочинение «Мухтасар ад-дувал» («Компендий (истории) государств»), автором которого является сириец-христианин, историк, филолог и богослов Йуханна Григурийус Абу-л-Фа-радж (Ибн ал-'Ибри) Бархебреус ал-Малати (1226-1286), известный также как Бар Хеб-райа, Бар Гебрей или Barhebraeus. В манускрипте содержится весьма информативный отрывок, посвященный правлению одного из наиболее известных и сыгравших большую роль в истории Аббасидского государства правителей халифа ал-Мансура (754-775).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сведения о халифе ал-Мансуре в рукописи сочинения «Мухтасар ад-дувал» Бар Гебрея»

-<0^!ssr.;t^=,Tr=^.>.==.г..-...= - ■ - ......г=.........=<|С>-

В.И. Кункова

СВЕДЕНИЯ О ХАЛИФЕ АЛ-МАНСУРЕ В РУКОПИСИ СОЧИНЕНИЯ «МУХТАСАР АД-ДУВАЛ» БАР ГЕБРЕЯ

В собрании Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге хранится арабская рукопись № С-703. Это сочинение «Мухтасар ад-дувал» («Компендий (истории) государств»), автором которого является сириец-христианин, историк, филолог и богослов Иуханна Григурийус Абу-л-Фа-радж (Ибн ал-'Ибри) Бархебреус ал-Малати (1226-1286), известный также как Бар Хеб-райа, Бар Гебрей или Barhebraeus1. В манускрипте содержится весьма информативный отрывок, посвященный правлению одного из наиболее известных и сыгравших большую роль в истории Аббасидского государства правителей - халифа ал-Мансура (754775). В данном списке рукописи имя автора отсутствует2. Дата переписки - 26 августа 1605 г. (13 раби' второго 1014 г.х.). Текст написан в стиле неровного насха (заголовки - крупного сулса) на европейской бумаге с филигранью в виде якоря в овале с использованием черных чернил; красными чернилами выделены некоторые заголовки, обрамление текста и знаки, разделяющие предложения3. Список содержит 115 лис-

4

тов .

Данное сочинение представляет собой краткое изложение мировой истории - библейские сюжеты, историю Древнего Ирана, Греции, Римской империи, Византии, Арабского халифата до монгольского нашествия включительно. Арабской истории посвящена большая часть книги. «Мухтасар ад-ду-вал» делится на десять частей (по названию страны - даула), которые в свою очередь делятся на главы (фасл).

Глава «Абу Джа'фар ал-Мансур» относительно большая по сравнению с главами, посвященными другим халифам, она занимает два листа рукописи. Приводимый ниже перевод отрывка содержит как общеизвестные факты о времени правления халифа ал-Мансура, так и некоторые интересные для

историков детали, которые помогут в создании более полного представления о халифате Аббасидов.

***

Абу Джа'фар ал-Мансур - 'Абд Аллах ибн Мухаммад ал-Имам ибн 'Али ибн 'Абд Аллах ибн ал-'Аббас, которому присягнули в 139 году. В том же году был убит Абу Муслим ал-Хурасани, убил его ал-Мансур из-за того, что когда они оба вместе совершали паломничество во время правления ас-Саффаха, Абу Муслим [по пути] одевал бедуинов и приводил в порядок колодцы и дороги, что принесло ему славу; за это Абу Джа'фар возненавидел его. Когда люди покидали место паломничества, Абу Муслим двигался впереди Абу Джа'фара и в пути его настигла новость о кончине ас-Саффаха; он написал Абу Джа'фару о его брате, и не радовался он тому, что тот станет халифом; и не стал его догонять и не вернулся. Абу Джа'фар ал-Мансур устрашился его, обдумал все и замыслил козни; и не мог спать, пока не схватит его. Абу Муслим спросил совета у своих сотоварищей о том, вернуться ли ему к ал-Мансуру. Сказал [один из них]: «Я не считаю, что ты должен идти; я считаю, что ты должен стремиться в Хорасан, потому что не настигает ал-Мансура дремота с тех пор, как сказали ему, как принимается мнение из-за утоления жажды, и ты ушел также». Когда Абу Муслим прибыл к ал-Мансуру, он приказал встретить его с высочайшим почетом и уважением; затем он пришел к ал-Мансуру и поцеловал его руку; приказал он ему удалиться и освежить свою душу этим вечером и пойти в баню, и тот удалился. На следующий день ал-Мансур снарядил четырех своих стражников, поставил их в засаду за балдахином и сказал им: «Если я хлопну рукой, то делайте свое дело». [Потом он] послал за Абу Муслимом,

приглашая к себе, и пришел он к ал-Мансу-ру, предстал перед ним и упрекал он его, напоминая о его ошибках. Вот некоторое из того, что он ему поставил [в упрек]: «Разве ты не первый писал мне, и ты пришел ко мне и сказал: “Где стражники, пришло ко мне письмо, прочитай его; потом ты сообщаешь о нем Малику ибн ал-Хайсаму, он читает его, и вы оба насмехаетесь”. Начал Абу Муслим оправдываться перед ним и целовал землю у его ног. Ал-Мансур сказал: “Да убьет меня Аллах, если я тебя не убью!” и хлопнул [рукой]. Вышли стражники и ударили его своими мечами, и кричал он и молил о пощаде, говоря: “Оставь меня [в живых] против своих врагов, о, повелитель правоверных!” Ответил ему ал-Мансур: “Кто же из врагов больший враг для меня, чем ты?”» <...>

В 140 году ал-Мансур отправил 'Абд ал-Ваххаба, сына его брата Ибн Хаймара ибн Мухаммада имама, с 70 тысячами воинов в Малтийу, они прибыли туда и восстановили там все, что разрушили византийцы, это заняло у них шесть месяцев. Поселил там ал-Мансур более четырех тысяч воинов с оружием и боеприпасами и построил крепость Фалаузийа. В том же году выступили равандийа, один из народов Хорасана, против ал-Мансура в городе ал-Хашимийа. Они говорили о переселении душ и утверждали, что их господь, который их кормит и поит, -это ал-Мансур, и начали совершать обход вокруг его дворца, говоря, что это дворец нашего господа. Ал-Мансур не одобрил подобное, вышел к ним пешком, словно не было во дворце ни одного верхового животного, и отвел их на рынок, где они все собрались. Там на равандийа напали и всех убили, а было их шестьсот человек.

В 144 году ал-Мансур схватил двенадцать потомков ал-Хасана ибн 'Али (мир ему) и отправил их из Медины в Куфу, где их заперли в маленьком доме, <...> где они все умерли. Затем выступил [против ал-Мансура] Мухаммад ибн 'Абд Аллах ибн ал-Хасан ибн ал-Хусайн ибн 'Али ибн Абу Талиб (мир ему) в Медине и собрал народ, который провозгласил его махди. Выступил

также его брат Ибн Хаймар в Басре с тридцатью тысячами [воинов], оба они сражались, но проиграли.

В 145 году ал-Мансур начал строительство города Багдада, причиной этого было то, что он уже построил ал-Хашимийу в окрестностях Куфы. Из-за того, что в ней (в ал-Хашимийе - В.К.) восстали против него равандийа, он возненавидел ее жителей, а также из-за ее близкого расположения к Ку-фе. Он не доверял ее жителям, [боялся] за себя (а они уже начали сеять раздор в его войске) и ушел оттуда в поисках места, где сможет поселиться вместе с его войском. Сказали ему знающие люди: «Ты знаешь, о эмир верующих, что [это место] должно быть на пересечении [путей] и между реками так, чтобы твой враг не смог добраться до тебя по самому высокому мосту. Ты перегородишь [этот мост], и они не приблизятся к тебе. Ты [будешь находиться] посередине между Басрой, Куфой, Васитом, Мосулом, Савадом, Тигром и Евфратом. Это [положение в качестве] связующего звена [будет] подобно рвам вокруг твоего города. Продукты для тебя в него будут поставляться по суше и по морю». И охватило ал-Мансура желание поселиться в таком месте. Когда он решил строить Багдад, то приказал разобрать ал-Мада’ин и дворец Хосрова, отправил куски от Белого дворца в Багдад и осмотрел их; а количество, необходимое ему, превышало стоимость железа, и он отказался от обломков. Вечером он заложил Круглый город, некоторые люди в нем располагались ближе к государю, чем другие. Он возвел два ряда стен, построил в центре [города] себе дворец, рядом с ним построил соборную мечеть, в которой неправильная кибла, поэтому молящийся должен поворачиваться в сторону ворот Басры. Рынки города поразили посланника правителя Византии, он провел всю весну, обходя город. И сказал [ал-Мансур]: «Что ты думаешь [о городе]?». Тот ответил: «Я видел прекрасные здания, однако также я видел твоих врагов рядом с тобой, то есть чернь». Когда посланник уехал, [ал-Мансур] приказал удалить [чернь] в район ал-Карх, а также прика-

зал, чтобы в каждом районе его города бакалейщики продавали овощи и уксус, согласно потребностям.

В 150 году умер Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн Сабит, имам.

В 158 году ал-Мансур отправился из Багдада в хадж и остановился во дворце 'Аб-давайх, во время его нахождения там исчезла звезда в лучах зари, и остался след от нее до восхода Солнца; позвал он ал-Махди, своего сына, а он его сопровождал, чтобы тот вверил и завещал ему имущество и власть. Он (ал-Мансур. - В.К.) сказал ему: «Я вверяю тебе людей твоего дома, чтобы разносились вести об их благородстве. По-истине твое могущество - их могущество. Помни о них. Делай то, что я говорю. Заботься о своих мавали, делай им добро, не жалей для них ничего, осыпай их деньгами, чтобы обрести силу. Делай то, что я говорю. Следи за этим городом, ты должен построить его восточную часть, не откладывай ее строительство. Делай то, что я говорю. Живи со своими женами. Делай то, что я говорю. Это мое завещание тебе. Аллах - мой заместитель для тебя». [После этого ал-Мансур] попрощался с ним, и каждый из них присоединился к своим спутникам. Затем он отправился в Куфу, и каждый раз, проходя мимо ее домов, усиливалась его боль о тех, кто умер там. Когда он дошел до Би’р май-муна, на рассвете в зу-л-хиджжу 158 года умер. Отнесли его в Мекку и вырыли для него сто могил, чтобы запутать людей, и похоронили его в другой могиле с непокрытой головой, что было символом нхрама. Было ему тогда 63 года. Срок его правления в халифате составил 22 года. По поводу его внешности и характера говорят, что он был смуглым, стройным, с редкой бородой, а по нраву был лучшим из людей; выходил к людям, имея много терпения. Его детской забавой было то, что он надевал свою [парадную] одежду и выходил [в таком виде на улицу], и от этого трепетали перед ним высокие чином, не говоря уже о низких. Не было в его доме никаких игр, забав или развлечений. Сказал Хамад ат-Турки: «Я стоял около ал-Мансура, когда он услышал какой-

то шум и сказал мне: “Иди и посмотри, что это”. Я пошел и вдруг [увидел], что его слуга, вокруг которого сидят невольницы, играет для них на лютне, и они смеются. Я сообщил об этом ему. Он сказал: “А что такое лютня?” Я описал ему ее. Он сказал: “Ты не знаешь, что такое лютня”. Я сказал: “Я ее видел в Хорасане”. После этого он встал и пошел к ним, когда [невольницы] увидели его, испугались. Он подозвал слугу и так ударил его по голове той лютней, что она сломалась, а затем он выгнал его и продал. Когда дошло до него известие о смене моды и удлинении колпаков, под которыми прятали локоны, то он приказал сосчитать дома жителей Куфы, а доля каждого дома была пять дирхемов; когда он узнал их количество, то одарил их сорока дирхемами.

[Новая] глава. В разгар строительства Багдада ал-Мансура поразила желудочная болезнь, которая долго продолжалась. Каждый раз, когда лекари [пытались] его лечить, болезнь только обострялась. Ему сообщили, что лучший лекарь - это Хурхис (Георгий. - В.К.) ибн Лахтишу’ ал-Джундиша-пури, и он поспешил позвать его. Отослал его (лекаря. - В.К.) наместник Джундишапу-ра, который ненавидел его, и он уехал. Он вверил своему сыну Лахтишу' больницу и взял себе в спутники своего ученика 'Ису ибн Сахля. По его прибытии в Багдад [ал-Мансур] приказал ему явиться. Когда тот пришел на аудиенцию, он обратился к нему по-персидски и по-арабски. Ал-Мансур был поражен красотой его речи и внешнего вида, приказал ему сесть, расспросил его о разных вещах, на что тот ответил со спокойствием, и рассказал [халиф] ему о своей болезни. Сказал ему Хурхис: «Истинно, я вылечу тебя, если пожелает Аллах и поможет». И тут же [ал-Мансур] одарил его почетной одеждой, отправил жить в ал-Раби', а это было самое красивое место в его доме; и приказал оказывать ему такие почести, какие подобают благороднейшим из знатнейших. Хурхис усердствовал в лечении, пока [халиф] не выздоровел, что вызвало его огромную радость. Сказал ему как-то [ал-Мансур]: «Кто тебе здесь прислуживает?». Тот ответил:

«Мои ученики». Сказал ему халиф: «Я слышал, что у тебя нет жены». [Лекарь] сказал: «Моя жена старая и слабосильная, не может даже подняться с места», затем удалился с аудиенции и вышел вон. Ал-Мансур приказал своему слуге Салиму привести [лекарю] трех византийских невольниц и [дать] три тысячи динаров. Когда пришел Хурхис в свое жилище, увидел своего ученика 'Ису ибн Сахля, и узнал все, что касается невольниц. Затем сказал, обращаясь к ’Исс: «О, ученик дьявола! Зачем эти [невольницы] пришли в мой дом? Ты хотел, чтобы мне стало плохо? Верни их хозяевам!» Пошел он ('Пса. - В.К.) во дворец халифа и вернул их слуге. Когда весть об этом дошла до ал-Мансура, он приказал [лекарю] прийти. [Халиф] сказал ему: «Почему ты вернул невольниц?». Тот ответил: «Не разрешает нам христианский образ жизни брать в жены больше одной женщины, пока [христианин] жив, не женится ни на ком другом». Халифу понравились его слова, и еще больше увеличилось его уважение к нему из-за его добродетели. В 152 году заболел Хурхис тяжелой болезнью. Когда усилилась его болезнь, ал-Мансур приказал доставить его во дворец и вышел встречать его пешком, спросил о его состоянии, и тот сказал: «О эмир верующих, позволь мне вернуться в мою страну, чтобы повидаться с семьей и сыном, и если я умру, чтобы меня похоронили рядом с моим отцом». [Халиф так и] сделал и сказал ему: «О мудрец, да сохранит тебя Аллах и дарует тебе рай». Сказал [в ответ на это] Хурхис: «Я был бы доволен, если бы оказался рядом с моим отцом, неважно в раю или в аду». Засмеялся ал-Мансур от его слов и потом сказал: «Поистине, с тех пор, как я тебя встретил, я получил спасение от моих хронических болезней». Сказал Хурхис: «Я оставляю своим наследником для тебя, о эмир верующих, своего ученика 'Ису, он очень искусный [лекарь]». [Халиф] приказал [дать] Хурхису десять тысяч динаров, позволил ему уехать и отправил вместе с ним слугу и сказал ему: «Если он умрет в пути, доставь его в его дом, чтобы его там похоронили, как он пожелал». И они вдвоем отправились

в его страну. Затем ал-Мансур приказал явиться 'Исе ибн Сахлю. Когда тот предстал перед ним, он спросил его о некоторых вещах и понял, что он искусен и взял его [себе] лекарем. Ал-Мансур также сделал его своим советником в вопросах, касающихся митрополитов и епископов, их тайных заговоров, невзгод и случаев вымогательства взяток. Когда ал-Мансур отправился в одну из своих поездок и приблизился к Нисиби-ну, ['Иса] сообщил одному митрополиту, грозя ему и запугивая, что откажет ему в том, что он выпрашивал из церковной утвари. А 'Иса уже до этого ходатайствовал, чтобы дали ему ценных дорогостоящих предметов церковной утвари; и [написал] в своем письме к этому митрополиту: «Разве ты не знаешь, что халиф в моих руках, если я захочу, то вызову у него болезнь, и если захочу, излечу его?» Когда митрополит получил это письмо, то замыслил хитрость и обратился к своему товарищу, объяснил ему суть дела и дал ему прочитать письмо. После этого его товарищ отправил это письмо халифу и осведомил его об истинном положении дел. После этого ал-Мансур приказал взять все, чем владел 'Иса-лекарь, наказать его и отправить в ссылку. Так и было сделано. А ссылка - самое отвратительное из изгнаний, и это результат злодеяний.

Ал-Мансура сопровождал Бухт, перс-звездочет, и был он достойным, искусным и знатоком небесных светил и планет, их соединений и свойств. Когда он стал не способен сопровождать [халифа], ал-Мансур сказал ему: «Приведи своего сына, чтобы он занял твое место». И тот привел своего сына Абу Сахля. Рассказывал Абу Сахл: «Когда мы вошли к ал-Мансуру и я предстал перед ним, мне было сказано представиться перед эмиром верующих. Я сказал: “Мое имя Хур-шазмах Тимазмах Маназа Рахсар Ванхи-шаз”». И сказал мне ал-Мансур: «Чтобы запомнить твое имя, потребуется вся память». Я сказал: «Да». Ал-Мансур улыбнулся. Затем он сказал: «Твой отец ничего мне не оставил, кроме как выбрать одно из двух решений, либо сократить твое имя до одного, которое я смог запомнить - Тимаз, или при-

думать тебе кунью (прозвище. - В.К.), которая бы стала для тебя вместо имени, и эта кунья - Абу Сахл». Абу Сахл сказал: «Мне нравится эта кунья». Так за ним закрепилась кунья, а имя его не звучало5.

Примечания

1 Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л.. 1957. Т. IV. С. 826.

2 Михайлова А.И. Каталог арабских рукописей Института народов Азии АН СССР. М., 1965. Вып. 3. С. 54-55.

^ Там же.

4 Арабские рукописи Института востоковедения. Краткий каталог. М., 1986. Ч. 1. С. 423.

3 Абу ал-Фарадж Иуханна Баршригурийус ибн Харун ал-Мутатаббиб ал-Мулати ан-Насрани. Мухтасар ад-дувал. Арабская рукопись № С-703 из коллекции Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. Л. 52-54.

'Х2<Щ|Р>ЭГ>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.