Научная статья на тему 'Сущностные характеристики квалификации как образовательной цели работы с персоналом'

Сущностные характеристики квалификации как образовательной цели работы с персоналом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / РАБОЧИЕ КАДРЫ / ПРОИЗВОДСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МАСТЕРСТВО / QUALIFICATION / SYSTEM OF FURTHER TRAINING / PERSONNEL / PRODUCTION / COMPETENCE / PROFESSIONALISM / MASTERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лащёнов Денис Николаевич

Представлено авторское видение понятия «квалификация» как образовательной цели работы с персоналом, уточнена современная научная трактовка данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики квалификации как образовательной цели работы с персоналом»

Д.Н. ЛАЩЁНОВ (Фролово)

сущностные характеристики квалификации как образовательной цели работы с персоналом

Представлено авторское видение понятия «квалификация» как образовательной цели работы с персоналом, уточнена современная научная трактовка данного понятия.

Ключевые слова: квалификация, система повышения квалификации, рабочие кадры, производство, компетентность, профессионализм, мастерство.

Модернизация экономики современной России вызывает необходимость совершенствования системы повышения квалификации лиц, занятых в производственной сфере. В процессе обучения рабочих кадров необходимо учитывать, что нужно не просто научить работника выполнять какую-либо работу, а способствовать развитию у него умения адаптироваться к различным жизненным и профессиональным ситуациям, находить решения. Изменение системы обучения рабочих кадров влечет за собой пересмотр основных ориентиров в организации данного процесса.

Анализ научной литературы и опыта работы с персоналом показывает, что система повышения квалификации рабочих кадров на производстве была сформирована несколько десятков лет назад и с тех пор ее содержание практически не изменилось, поэтому в современных социально-экономических условиях она утрачивает свою эффективность. Идея изменения системы повышения квалификации рабочих кадров на производстве в направлении ее оптимизации, технологизации и повышения результативности должна быть подкреплена уточнением современной трактовки понятия «квалификация», а также разработкой соответствующих методов и приемов обучения, что не представляется возможным без выявления и изучения закономерностей процесса обучения рабочих кадров в условиях современного производства. Таким образом, необходимо уточнение современного понимания квалификации рабочих кадров как цели работы с персоналом.

термин «квалификация» часто используется в философии, экономике, психологии, пе-

дагогике, социологии для обозначения процесса профессиональной подготовки человека, его обученности в той или иной сфере деятельности.

Так, в толковом словаре С.И. Ожегова,

Н.Ю. Шведовой квалификация определяется как «степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности» [7]. Аналогичную трактовку предлагает «Словарь иностранных слов»: «установление степени чьей-нибудь подготовки, годности к какому-нибудь виду труда» [10]. «Малый толковый словарь» также рассматривает квалификацию как «степень подготовленности к какому-нибудь виду труда» [6]. В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» [3] и в «Школьном толковом словаре русского языка» квалификация трактуется как «определение качества чего-либо, оценка чего-либо» (от лат. qualis - «какой по качеству» и facio - «делаю»). Таким образом, можно выделить наиболее распространенные составляющие понятия «квалификация» — степень годности, подготовленности к выполнению какой-либо работы или определенного действия, синоним к слову «профессия», определение качества выполненной кем-то работы.

В экономике под квалификацией понимается «профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта» [12]. Помимо этого квалификация требует формального засвидетельствования - квалификация работников отражается в их тарификации. Присвоение тарифного разряда свидетельствует о пригодности работника к выполнению определенного круга работ. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя) [2].

В соответствии с вышесказанным человек считается квалифицированным по окончании учебного заведения, получении диплома, а также после присвоения тарифного разряда.

В психологии квалификация понимается как степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных видов работ. Квалификация рассматривается в качестве комплекта знаний, умений и навыков, ко-

© Лащёнов Д.Н., 2011

торые необходимы человеку для соответствия требованиям, предъявляемым в связи с выполнением рабочих заданий. Неотъемлемой частью понятия «квалификация» является аспект применимости, т.е. те умения, которые действительно требуются в системе занятости, а не умения желательные и коммерческие [8]. Следовательно, в психологии квалификация понимается не как полный объем знаний и умений, которыми обладает человек, а как умения и навыки, необходимые в определенной сфере деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными слагаемыми квалификации являются степень годности к какому-либо виду труда; уровень подготовленности; оценка и определение качества и степени достоинства чего-либо; профессиональная зрелость работников, определяемая наличием профессиональных знаний, умений, навыков, опыта.

в педагогической литературе квалификация рассматривается как степень и вид профессиональной обученности рабочего, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. По мнению И.т. Сенченко, квалифицированный рабочий должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, иметь организационные навыки, быть коммуникабельным [9].

Поскольку квалификация, по мнению исследователей, подразумевает не только профессиональную подготовку работника, но и его жизненную позицию, кругозор, потребности, коммуникабельность, т.е. отражает внутренние качества и ресурсы, можно сделать вывод, что квалификация является личностной характеристикой работника.

Изучение сущности квалификации как профессионально-личностной характеристики требует ее сравнения со смежными понятиями «компетентность» и «профессионализм».

так, в «Словаре русского языка» под компетентностью понимается степень подготовленности к какому-либо труду, а также профессия или специальность [11]. В «Малом толковом словаре» компетентность трактуется как знание, осведомленность, авторитетность в какой-либо области, а также как полноправие, обладание компетенцией [6]. В другом

словаре русского языка компетентность рассматривается как обладание основательными знаниями в какой-либо области [11], а в «Словаре иностранных слов» - как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [10].

Отечественные исследователи склонны рассматривать компетентность как меру образовательного успеха личности, проявляющуюся в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях [1]. В трактовке И.А. Зимней компетентность предстает как совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоциональноволевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов [5]. В понимании Ю.Г. Татура компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал для успешной деятельности в определенной области [14]. Стандарт ИСО 9000: 2000 понимает компетенцию как выраженную способность (работника) применять свои знания и умения [13].

Данные определения позволяют сделать вывод, что квалификация и компетентность не являются тождественными, но имеют ряд общих признаков - степень подготовки к выполнению определенного вида работы; наличие знаний и умений, необходимых в той или иной сфере деятельности; уровень осведомленности в определенной области. Специфичным же для квалификации, в отличие от компетентности, является акцент на уровне качества и степени сложности профессиональной деятельности, которую может выполнять работник, владении организационными навыками, способности действовать самостоятельно, принимать решения и брать ответственность за совершаемую работу, а не только на обладании основательными знаниями в какой-либо области.

Сходными с понятием квалификации характеристиками обладает термин «профессионализм», который определяется как занятие чем-либо как профессией, а также как степень умения, мастерства, свойственного профессионалу. В словаре русского языка профессионализм трактуется как занятие чем-либо как профессией, профессиональное мастерство, профессионализация [11]. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что понятия профессионализма, компетентности и квалификации обладают сходными характеристиками. Одной из неотъемлемых характеристик профессионализма является мастерство. Сле-

довательно, понятия мастерства и квалификации также имеют общие признаки. Определяя мастерство как большое умение, высокое искусство в какой-либо области [11], можно так же трактовать и понятие квалификации. Таким образом, понятие профессионализма не поглощает понятия квалификации и компетентности, но обладает рядом общих с ними признаков (в частности, признаком «мастерства»).

Вместе с тем квалификация характеризуется как степень годности к какому-то труду, в то время как профессионализм подразумевает подготовленность высокого уровня, основанную на теоретических знаниях и практическом опыте.

Объединяя рассматриваемые понятия, можно прийти к выводу, что в категорию «квалификация» входят:

- личностная характеристика, отражающая уровень профессионального развития человека;

- владение определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения той или иной работы;

- наличие документального подтверждения уровня профессионализма (квалификации), позволяющего заниматься определенным видом работ;

- обладание высоким уровнем профессиональной компетентности, т.е. способностью применять знания в профессиональной деятельности;

- психофизиологическое соответствие занимаемой должности;

- владение организационными умениями, готовность принимать решения в каких-либо производственных ситуациях и нести ответственность за свои действия;

- способность и желание к саморазвитию, повышению уровня своего мастерства;

- большой профессиональный творческий потенциал, способность и стремление к его реализации для повышения результатов своей деятельности в той или иной области;

- способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства в частности и экономики в целом;

- способность к самоанализу и оценке своих действий.

Данные характеристики квалификации приводят нас к выводу, что в процессе обучения необходимо сформировать у работников умение не только работать в стандартных условиях производства, но и оценивать различные незапланированные ситуации и при-

нимать решения для устранения нежелательных последствий, а также нести ответственность за свои действия.

Изучение различных трактовок понятия «квалификация», а также его сравнение с содержанием компетентности и профессионализма позволяют нам предложить следующее научное понимание данного термина: квалификация — личностная характеристика специалиста, отражающая степень и уровень его подготовленности в определенной области, соответствие занимаемой должности, способность к профессионально-личностному саморазвитию, умение находить оптимальный вариант решения различных производственных задач и внештатных ситуаций.

Наше уточнение современного понятия «квалификация» вносит определенный вклад в развитие педагогического образования. Вместе с тем мы осознаем, что проведенное исследование выявляет пласт проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. Среди этих проблем актуальными представляются выявление функций и компонентов квалификации, изучение закономерностей процесса обучения рабочих кадров на производстве, а также разработка более эффективных методов обучения рабочих.

литература

1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода : материалы к первому заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Большая советская энциклопедия. URL : http://bse.sci-lib.com.

3. Власов Е.А. Повышение квалификации рабочих кадров в условиях учебно- производственного комплекса : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : материалы по второму заседанию методологического семинара. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов // Большая энциклопедия Кирилла и Ме-фодия: мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.

6. Малый толковый словарь. М. : Рус. яз., 1990.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.

8. Психологический словарь. URL : http:// www.azps.ru/handbook.

9. Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект. М. : Педагогика, 1989.

10. Словарь иностранных слов. М. : Рус. яз., 1990.

11. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1983.

12. Современный экономический словарь. URL : http://www.enbv.narod.ru/text/Econom/ses/in-dex.html.

13. ИСО 9000: 2000. П. 3.9.12.

14. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования : материалы ко второму заседанию методологического семинара. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Essential characteristics of qualification as the educational goal of working with personnel

There is suggested the author’s idea of the notion "qualification " as the educational goal of working with personnel, specified the modern scientific interpretation of the given notion.

Key words: qualification, system of further training, personnel, production, competence, professionalism, mastery.

И.В. ЧЕРНЫШОВА (Воронеж)

особенности становления личности студентов в художественнообразовательной деятельности с разным уровнем развития художественного потенциала

Рассмотрены особенности развития художественного потенциала личности студента в художественно-образовательной деятельности, дана характеристика основных уровней развития.

Ключевые слова: художественный потенциал личности, художественно-образовательная деятельность, становление личности студента.

Период обучения в вузе является наиболее важным для личностного роста студента, становления его личности в профессионально-

ориентированной деятельности. Это время формирования познавательных и профессиональных интересов, активной духовнотворческой работы над собой, самопознания и поиска возможностей реализации своего потенциала. В структуре личностного потенциала студентов творческих специальностей особое место занимает художественный потенциал, который позволяет личности реализовать возможности внутреннего мира и раскрыть творческую индивидуальность.

Становление творческой индивидуальности является важным периодом дальнейшей актуализации потенциала личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовывать свои творческие возможности, успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, создает индивидуальный стиль деятельности, способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Если рассматривать художественный потенциал как особый личностный феномен, можно сказать, что ему свойственно не только развитие, но и саморазвитие, связанное с культурной средой, профессиональным образованием и духовным миром личности. Для того чтобы содействовать развитию художественного потенциала студентов в условиях обучения в вузе, необходимо учитывать психологические характеристики юношеского возраста.

Период юношества (17-21 год) является переходным этапом от подросткового возраста (13-16 лет) к периоду зрелости (22-55 лет). Он сложен для понимания окружающих в связи с высокой импульсивностью подростка и с необходимыми организационными рамками зрелости. Подростки психологически более подвижны и склонны к увлечениям, они нуждаются в большей интеллектуальной дисциплине и собранности. Напротив, взрослый, психологически оформившийся человек невольно тяготеет к привычному, хорошо знакомому, тогда как его творческое начало проявляется вне организационных рамок, в способности к спонтанным, неожиданным даже для него самого поступкам и ассоциациям.

Давая психологическую характеристику юношеского возраста, Л.С. Выготский акцентирует внимание на следующих новообразованиях: преобразование всей системы ценностных ориентаций, интенсивное формирование специфических способностей, рост самосознания и формирование личной идентичности

© Чернышова И.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.