Научная статья на тему 'Сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе'

Сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сороковых Г. В.

Рассматривается сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе, значение субъективного смысла учения для повышения активности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сороковых Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе»

Г.В. Сороковых

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Рассматривается сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе, значение субъективного смысла учения для повышения активности студентов.

В отечественных и зарубежных исследованиях последнего времени вопросы обучения и воспитания личности в процессе учебной деятельности рассматриваются в широкой социально-культурной парадигме: «общество - личность - культура - образование - учение - развитие - саморазвитие - самореализация личности» и определяются через понятие «субъективность».

Преобразование человеком (в ходе деятельности) окружающего мира и самого себя С.Л. Рубинштейн анализирует на основе предложенного им различия категорий «бытие» и «объект»: бытие независимо от субъекта, но в качестве объекта оно всегда соотносится с ним. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект начинает относиться с ним, т.е. в ходе познания и действия они становятся вещами для субъекта» [1. С. 57]. Значение деятельности для развития личности заключается прежде всего в том, что «...в ней и через неё устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта» [1. С. 83].

Актуальность становления и развития субъектно-сти будущего профессионала просматривается в нескольких плоскостях:

а) в плоскости саморазвития: обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсности человека;

б) в плоскости воспитательно-образовательного процесса: субъектные характеристики студента обеспечивают активность, избирательность, творческость;

в) в плоскости профессионально-педагогической деятельности: преподаватель служит детонатором, пусковым механизмом включения субъектности обучающихся, а значит, их личностного, индивидуального, неповторимого начала в жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Таким образом, субъектность образования может быть рассмотрена как важнейший педагогический принцип, отражающий современные тенденции в построении и функционировании системы образования.

Субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, самостоятельность, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придаёт деятельности неповторимое, личностное своеобразие; характеризует способ личностного и профессионального существования человека.

Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения. Однако относительно возрастных границ обретения им субъектной «ипоста-

си» в сегодняшней науке нет единодушного мнения. Одна группа учёных (Е.Н. Исаев, В.И. Слободчиков) считает, что «превращение» индивида в субъект происходит в дошкольном возрасте; другая группа учёных (В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова) полагают, что субъектные качества индивид обретает в процессе внутриутробного развития, «доформировывая» их в юности.

Моделируя процесс субъектного становления студентов, мы исходили из следующих соображений. Общими основаниями проектируемого дидактического процесса являются его уровневые сущностные характеристики и ориентация на развитие личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Профессиональная среда - организованный процесс обучения с определенными знаниями, нормами, отношениями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психофизическим регуляторам жизнедеятельности каждого студента. Возможность стать субъектом образовательной и профессиональной деятельности реализуется в процессе интери-оризации внешних регуляторов (норм, правил, ценностей) во внутренние регуляторы жизни и деятельности студента. При этом эффект перехода внешних воздействий во внутриличностный план будет тем выше, чем более они адекватны разнообразным уровням развития субъектной позиции будущего специалиста. Однако адекватность сама по себе означает не просто совпадение характера, силы, объёма внешних влияний с такими уровневыми характеристиками, но в конечном итоге - усиление параметров субъектнос-ти, представляющее из себя, по сути, перевод будущего профессионала на более высокий (по сравнению с наличным) уровень развития субъектной позиции. Все процедуры субъектного обучения студентов могут и должны осуществляться в полной мере на всех уровнях высшего профессионального образования, тактически изменяясь соответственно динамике индивидуального развития субъектной позиции студентов.

Таким образом, субъектность не просто важна для позитивного развития человека, не только способна проникать во все сферы человеческого бытия, но и обладает способностью к динамике, а значит - к развитию и формированию. В последнем и заключается собственно педагогический аспект проблемы субъектного существования человека, суть которой видится в отыскании механизмов «взращивания», становления и развития субъектности.

Успешность учения и интерес к нему неразрывно связаны с осмысленностью учения, т.е. с тем, что объективный смысл учения приобретает для студен-

тов и субъективный смысл. Интерес к учению выражает непосредственную потребность познавательного овладения учебным предметом.

Важным условием развития субъектной позиции является наличие мотивации достижения, оказывающей общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, мобилизующей творческие силы личности на поиск и решение познавательных задач. Мотивация достижения внешне выражается через стремление личности иметь определенную репутацию, получить признание в глазах окружающих людей, честолюбие, престиж. Внутренний характер мотивации достижения проявляется в оценивании личностью своих достижений с точки зрения преодоления трудностей, собственного роста и развития.

Активность как проявление субъектности двояка: активность как неадаптивный выход за пределы заданного, поиск новых смыслов и активность как постановка целей, преодоление трудностей и т.д.

Формирование у студентов познавательных мотивов является одним из важнейших условий развития субъектной активности [3-5]. Мотивы учебной деятельности можно выявить через выполнение учебных заданий, анализ отношения к своей учебной деятельности, участие в разрешении проблемных ситуаций, через анализ и рецензирование деятельности других людей, через самостоятельную деятельность.

Под самостоятельной учебной деятельностью нами понимается любая организованная педагогом активная деятельность студентов, направленная на поиск знаний, их осмысление, закрепление, обобщение и систематизацию, формирование и развитие умений и навыков.

Проблеме развития познавательной самостоятельности как части творческого потенциала личности посвящено много работ педагогов.

Т.И. Шамова характеризует познавательную самостоятельность как одно из ведущих качеств личности, которое проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Она подчеркивает необходимость реализации дидактического принципа активности в практической деятельности. Познавательная самостоятельность - свойство личности, которое проявляется в стремлении своими силами овладевать знаниями и способами деятельности, она рассматривается как качество деятельности.

Познавательная самостоятельность является результатом развития мышления, что достигается подведением учащихся к наиболее сложным уровням обобщения, к овладению многообразными логическими операциями (умения сравнивать, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи, доказывать, аргументировать, делать обобщения и выводы), к переводу их из формально логических форм мышления к мышлению диалектическому.

И.Я. Лернер исследовал дидактические основы формирования познавательной самостоятельности, которую он предлагает рассматривать как качество личности, выражающееся в способности обучаемого

собственными силами организовать свою познавательную деятельность и осуществлять ее для решения новой познавательной проблемы.

Понятие «познавательная самостоятельность» подразумевает способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться. Выделяют такие его признаки: умение ученика самостоятельно добывать новые знания из различных источников и приобретать новые умения и навыки как путем заучивания, так и путем самостоятельного исследования и открытия; умения использовать приобретенные знания, умения и навыки для дальнейшего самообразования; умения применять их в практической деятельности для решения жизненных проблем.

П.И. Пидкасистый утверждает, что познавательная самостоятельность индивида определяется знаниями его о явлениях общества и природы в их взаимосвязи и взаимообусловленности (содержательный компонент), способами их овладения (операционный компонент), а также личным отношением не только к процессу получения знаний, но и к практическому применению их в преобразующей деятельности (мотивационный компонент). Ведущим в структуре познавательной самостоятельности как качестве социально активной личности является мотивационный компонент, определяющий активное отношение субъекта к познанию и преобразованию реальной действительности [6].

Несомненно, познавательную самостоятельность можно рассматривать как часть творческого потенциала личности.

Развитие творческих способностей является следующей характеристикой субъекта.

К.А. Абульханова-Славская обращает внимание на особую остроту развития творческой личности человека, на то, «.как и почему индивид не только развивается на основе объективности сущности человека (культуры), но и вносит в неё нечто принципиально новое, то есть становится субъектом исторического творчества» [7. С. 34].

Личностный компонент предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями. Однако образовательный процесс призван не только создавать условия для саморазвития личности, но и формировать личность, управлять процессом её развития.

Субъекту учебной деятельности присущи следующие свойства, которые раскрываются в процессе обучения в вузе на основе субъектно-деятельностного подхода:

а) интеллектуально-когнитивные свойства: компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция;

б) владение новыми технологиями обучения и воспитания своих обучаемых, осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах её осуществления;

в) направленность на саморазвитие, творческий потенциал, уникальность, неповторимость;

г) коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащим к разным возрастным категориям, социальным общностям, тактичность;

д) морально-ценностные свойства: гуманность, справедливость, рефлексивность, милосердие;

е) волевые свойства: работоспособность, настойчивость, самообладание.

В процессе изучения иностранного языка студент как субъект раскрывает следующие способности:

- созидать новое; способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

- самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, сохранять внутреннюю независимость от «внешнего мира» (не игнорирование его, а устойчивость взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции);

- совершать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»;

- способность к рефлексии, потребность в ней как в условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, «осознанием пределов собственной несвободы» - с другой;

- активную позицию личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений.

Особо можно выделить такое качество, как стремление к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В процессе обучения с использованием субъектнодеятельностного подхода студент, включаясь в учебную деятельность, не только «входит» в «новую ситуацию развития» (Л.С. Выготский), но и поднимается на новые ступени своего духовного совершенствования.

Названные характеристики очерчивают поле субъектной педагогики, которая во многом обусловливает самоопределение специалиста во всех ситуациях его личностного развития и профессионального роста [2]. Важнейшими характеристиками субъекта выступают способность к мобилизации своих сил и к сопряжению своей деятельности с деятельностью других.

Учёные-педагоги, исследуя проблему деятельности в условиях вузовской подготовки специалиста, выделяют такие, например, виды деятельности: учебнопознавательную, ценностно-ориентировочную, профессионально-педагогическую, гуманитарно-преобразовательную и коммуникативную. Все эти виды педагогической деятельности представляют собой систему, в которой взаимосвязаны и взаимодействуют все её отдельные виды.

Учебная деятельность (в узком специфическом смысле слова как вид деятельности, а не как синоним обучения или учебного процесса) - это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленная на его саморазвитие на основе решения специально поставленных учебных задач и посредством учебных действий.

Учебно-познавательная деятельность - основной вид деятельности студента. Без неё невозможно обеспечить познание наук. Известно, что содержание педагогического образования - явление сложное и подвижное, т.к. оно отражает в себе фундаментальные понятия современной науки и запросы школьной

практики. Теоретическая подготовка будущего учителя охватывает комплекс общенаучных знаний, необходимых для профессиональной подготовки специалиста. Педагогический вуз не готовит историков, физиков, биологов и т.д. Педагогический вуз обеспечивает профессиональное воспитание учителя истории, физики, биологии и т.д., которые средствами и возможностями своего предмета решают задачи образования и воспитания школьников. Отсюда и учебно-познавательная деятельность студентов всегда профессионально направлена.

Проблема формирования активности учащихся приобрела особую актуальность в связи с формированием субъекта учебной деятельности в процессе обучения в вузе. Ещё Я.А. Коменский считал активность необходимым условием обучения и писал, что у своих учеников всегда развивал самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении. Подход Ж.-Ж. Руссо также был основан на развитии самодеятельности, пытливости, активности ученика, но акценты в нём смещены на индивидуальный опыт ребёнка как источник его активности. К.Д. Ушинский предостерегал от подавления активности как личностного свойства и отмечал, что воспитатель «должен зорко отличать упрямство, каприз и потребность свободной деятельности, чтобы не подавить последней, без которой душа человека не может развить в себе никакого человеческого достоинства» [8. C. 8].

Л.Н. Толстой особое место в обучении отводил развитию творческой активности учащихся путём предоставления простора их самодеятельности, непо-давления их естественного развития.

Идея активности рассматривалась педагогами как в общем плане, так и в процессе обучения (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). «Если раньше основной целью считалась передача ученикам определенной, относительно законченной системы знаний, то в современных условиях на первый план встаёт стремление развить у них способность самостоятельно приобретать знания и быстро приспосабливаться к новым сферам деятельности» [9. С. 10].

Активность учащегося в учении, стремление к саморазвитию, познанию представляет развитие и реализацию отношений личности. Для понимания того, почему студент занимает активную или пассивную позицию, добивается высоких результатов, успешен недостаточно фиксировать внешние объективные свойства, такие как интеллект, способность к самоконтролю и др. Все эти явления в учебной деятельности могут стать понятными при исследовании «со стороны учащегося» - реконструкции его отношений.

Таким образом, под субъектно-деятельностным подходом в процессе профессионального развития понимается способ познания и организации учебной деятельности, включающий в себя комплекс структур и механизмов, направленных на формирование активной личности обучаемого как самоорганизующегося и саморазвивающегося субъекта, способного самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. T. 1.

2. Сластенин В.А., По 'дымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 116 с.

3. Леонтьев А.А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня // Глядя в будущее. Первый советско-амери-

канский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. М.: РЕМА; МГЛУ, 1992. С. 93-98.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова и др.

М., 1983. Т. 2. С. 378.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 50-56.

6. Пидкасистыш П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретические экспериментальные иссле-

дования. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1990. 240 с.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собрание сочинений. М.: Просвещение, 1960. Т. 8. 324 с.

9. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1976. С. 10.

Статья представлена ученым советом факультета иностранных языков Томского государственного университета, поступила в секцию «Иностранные языки» научной редакции «Филологические науки» 27 апреля 2005 г.

Предполагаемые секции:

1. Языковая картина мира

2. История индоевропейских языков и классическая филология

3. Актуальные вопросы теоретического и прикладного языкознания

4. Идеи русского космизма в современном образовательном пространстве

5. Психолого-педагогические методы и аспекты преподавания иностранных языков

6. Немецкий язык: проблемы изучения и преподавания

7. Студенческая секция: Мотивы природы в культуре народов мира

томскии государственный университет факультет иностранных языков

634050, томск пр. Ленина, 36

тел. (38-22) 52-97-42 e-mail: Gural@fld.tsu.ru

XIX Международная научная конференция «Язык и культура» на базе факультета иностранных языков Томского государственного университета

30-31 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.