СУЩНОСТЬ ВЕДУЩИХ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© Базыльникова О.Ю.*
Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск
В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности педагогических концептов «компетенция» и «компетентность». Приведен анализ определений, данных толковыми словарями русского языка. Рассмотрены интерпретации понятий в психологии и социологии.
В соответствии с нормативными документами модернизации Российского образования общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Определенные таким образом цели образования, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественного нового уровня образования, тем самым ориентируют педагогов на применение более современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время одним из наиболее активно развивающихся направлений педагогической теории и практики является компетентностный подход, появившийся в России после присоединения к Болонскому процессу. Однако, несмотря на все более крепкую фиксацию данного подхода в образовании, в теории, на сегодняшний день, остается достаточно много вопросов, требующих изучения. Одной из первостепенных задач является выявление сущности используемых терминов. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные понятия, относящиеся к данному направлению развития современного образования.
В научных публикациях, посвященных теме компетентностного подхода, ведущими терминами являются такие понятия как «компетенция» и «компетентность». Несмотря на бурное обсуждение и многочисленные исследования данного вопроса (В.И. Байденко, В.А. Болотов, A.A. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, B.C. Леднев, H.H. Нечаев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, A.B. Хуторской и др.), в современной педагогической литературе до сих пор не существует единого мнения о понимании сущности вышеуказанных терминов и не дано однозначного, общепризнанного толкования соответствующим понятиям.
Обратимся к выяснению сущности понятий «компетенция» и «компетентность», в связи, с чем проведем всесторонний детальный анализ интересующих понятий по различным позициям.
* Аспирант кафедры Педагогики и психологии.
С точки зрения этимологии оба слова уходят своими корнями к латыни. Компетенция от competentia - надлежащий, способный; компетентность -competo - добиваюсь, соответствую, подхожу. Немаловажным является и то, что исследуемые понятия являются разными значениями одного многозначного слова competence. Зачастую ошибочную подмену понятий порождают частичное совпадение внешней формы и похожее звучание. Однако, компетенция и компетентность обладают семантическими различиями. Объясняется это тем, что суффикс «ность» означает степень овладения определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими. Таким образом, в великом русском языке данные понятия закрепились как совершенно разные лингвистические единицы, близкие друг другу по звучанию, но имеющие абсолютно разную семантику.
Из анализа определений, данных соответствующим понятиям в различных современных толковых словарях русского языка, следует, что общим в определении понятия «компетенция» является то, что она трактуется как знания, опыт в определенной области, требования к профессиональной деятельности. В свою очередь, компетентность определяется как качество, характеристика личности, позволяющая ей выносить суждения в определенной области. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности человека. Тем самым подчеркивается собирательный, интегративный характер понятия компетентность.
Таким образом, при всей схожести понятий «компетенция» и «компетентность», они несут разную смысловую нагрузку, их значения не перекрывают друг друга, и, следовательно, оба понятия имеют право на существование в научном педагогическом дискусе.
С целью раскрытия методической сущности понятий «компетенция» и «компетентность» рассмотрим историческое становление исследуемых терминов. Изначально понятие «компетенция» отражало совокупность полномочий, которыми располагал какой-либо орган или должностное лицо. Поэтому в современной юридической литературе термин «компетенция» определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях.
Разделение труда в сфере управления породило проблему соответствия действий органа управления или должностного лица его полномочиям, суть которой заключалась в противоречии между кругом полномочий, определявший ответственность должностного лица в решении практических вопросов, и знаниями, опытом и умениями этого должностного лица в реализации данного круга полномочий. Потребность привести в соответствие эти две стороны порождает необходимость характеризовать субъект
управления с точки зрения его знаний и умений, дающих возможность осуществлять управление, что в свою очередь приводит к возникновению термина «компетентность». Постепенно, начиная с 1958 г., исследуемые понятия начинают использоваться и другими науками, в том числе и педагогикой.
Термин «компетенция» пришел в педагогику из производственной сферы, в которой значительная часть профессий и должностей характеризуется списком компетенций, использующихся при найме на работу либо при повышении квалификации сотрудников.
Одним из первых ученых, применившим данный термин в своей деятельности в связи с исследованием проблем порождающей грамматики, считается Н. Хомский. Первоначально термин обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности на родном языке. Компетентный говорящий (слушающий) должен образовывать предложения (понимать речь), а так же иметь суждение о высказывании, т.е. усматривать формальное сходство и различие в значениях двух предложений. Применительно к изучению иностранного языка компетенция характеризует определенный уровень владения языком.
Разведение принятых педагогикой понятий можно отнести к 60-м годам прошлого века, именно в тот период, когда термин «компетентность» получил распространение в литературе по педагогике и лингводидактике.
Термин «компетентность» также вводится Н. Хомским, но уже с целью обозначения способности личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков. Разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» базируется на его утверждении о том, что существует фундаментальное различие ме^ду компетенцией и употреблением - реальным использованием языка. Именно употребление, по мнению Н. Хомского, есть проявление компетенции в различных видах деятельности, оно связано с мышлением и опытом человека. Такое употребление приобретенного опыта в виде знаний, навыков, умений впоследствии стали называть компетентностью.
Таким образом, в 60-х гг. прошлого века уже было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий ме^ду понятиями «компетенция» и «компетентность». В отличие от компетенции, которую принято рассматривать в виде знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе обучения и образующих содержательную сторону такого обучения, компетентность означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений.
Из вышеизложенного следует, что в историческом становлении исследуемых понятий можно выделить три этапа, соответствующие этапам становления компетентностного подхода в образовании.
Таблица 1
Историческое становление понятий «компетенция» и «компетентность»
Первый этап:
- 1960-1970-е гг.;
- введение в научный аппарат категории «компетенция»;
- созданием предпосылок разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Второй этап:
- 1970-1990-е гг.;
- использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку;_
Третий этап:
- 1990г. н.в.;
- исследование компетентности как научной категории применительно к образованию;_
Помимо педагогики исследуемые понятия достаточно активно используются и другими науками. В этой связи представляется целесообразным проанализировать определения, которые даются исследуемым понятиям в психологии и социологии.
В психологии термин «компетенция» получил пояснительный характер, поскольку включает не только совокупность знаний, необходимых для решения какого-либо вопроса, но и знание возможных последствий конкретного способа действий. В свою очередь компетентность рассматривается как атрибут общения, которое представляется как субъект-объектное либо субъект-субъектное, причем субъект-субъектный способ общения признается как компетентностный.
Первые попытки научно определить понятие «компетентность» были сделаны в связи с развитием науки управления и исследований субъективных факторов управления. Исследуемое понятие интерпретировалось как в узком, подразумевающем связь с отраслевой спецификой управленческой деятельности, так и в широком смысле слова. Широкое толкование при этом определяло сущность компетентности с трех сторон, включающих в себя методологический принцип руководства и управления, форму проявления сознательной общественной активности и элемент социальной роли руководства.
В целом обычно понятие компетентности в психологической литературе связывается с высоким уровнем развития какого-либо навыка у индивида, способа решения задачи или осуществления деятельности, что находит свое выражение в эффективности, скорости, точности их исполнения. При этом носителем компетентности может быть только индивидуальный или групповой субъект, а сама компетентность должна оцениваться по процессуальным и результативным показателям.
В исследованиях социальной психологии 80-90 гг. компетентность включает, кроме общей совокупности знаний, еще и знания возможных последствий конкретного способа воздействия. Таким образом, в работах по со-
циальной психологии «компетентность» трактуется как доскональное знание своего дела, сущности выполняемой работы, сложных связей явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных путей, а так же как один из основных компонентов личности и совокупность известных свойств личности, обусловливающих успех в решении основных задач, встречающихся в сфере деятельности человека.
С точки зрения социологии компетентность рассматривается как атрибут профессионализма, хотя наиболее часто в социологическом аспекте используется определение компетентности как досконального знания своего дела, сущности выполняемой работы, возможных способов и средств достижения намеченных путей.
Таким образом, знакомство с работами российских психологов и социологов позволяет сделать вывод, что, понятие «компетентность» связывается с достаточно широким кругом явлений, который включает в себя знания, умения, навыки, определенный уровень развития различных способностей, которые в совокупности обеспечивают индивиду решение какой-либо задачи или помощь в какой-либо деятельности. Такое понимание компетентности показывает, что она представляет сложное социокультурное явление.
Анализ различных интерпретаций исследуемых терминов, приводимых в современных толковых словарях русского языка, рассмотрение их исторического становления и этимологии достаточно наглядно показывают всю сложность, неоднозначность, полиструктурность и многогранность понятий «компетенция» и «компетентность», что объясняется их относительной новизной в педагогической науке. Разнообразие и разноплановость трактовок, наблюдающиеся в современной научно-методической и психолого-педагогической литературе, связаны с использованием различных научных подходов, на которых базируются ученые при определении понятий. Важно заметить, что все проанализированные определения имеют смысл. Кроме того, идеи, заложенные в определения, не противоречат, а дополняют друг друга. Таким образом, из вышеизложенного следует, что исследуемые понятия могут наполняться различным содержанием, в зависимости от того, в какой науке и на каком уровне они используются.
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.
3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.slovopedia.com/15/192-0.html.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: про-
блемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Иванова Д.И., Митрофанов K.P., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М.: АПК и ПРО, 2003.
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1984.
8. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.slovopedia.com/3/192-0.html.
9. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - М., 1972.
10. Энциклопедический словарь. - М., 1995.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
© Белозёрова A.C.*
Архангельский педагогический колледж, г. Архангельск
Современному многонациональному обществу свойственно культурное противостояние, враждебный настрой к незнакомому, нежелание вести конструктивный диалог с представителями других наций, непринятие и неуважение иностранного культурного наследия. Поэтому одной из основных задач учебных заведений сегодня является формирование в рамках социокультурной компетенции толерантного сознания учащихся.
Стремительный социально-экономический прогресс диктует высокие требования к уровню преподавания иностранного языка в высших и средне-специальных учебных заведениях, так как каждое новое поколение школьников и студентов должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Изменение социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обуславливают необходимость качественного изменения профессиональной подготовки студентов. Одним из способов интенсификации учебной деятельности студентов, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка, развивающих активность и творчество, умение командной работы является компетентностный подход к обучению иностранным языкам. Именно поэтому вопрос компетентностного подхода в образовании становится актуальным.
* Преподаватель.