Греховодова Дарья Валерьевна Сажина Наталья Михайловна
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия alisadv@mail.ru, sazhinanm@mail.ru
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация: в статье осуществляется анализ различных подходов к определению сущности понятия «образовательное пространство»; выявляются свойства образовательного пространства.
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, свойства образовательного пространства.
Grehovodova Daria V.
Natalia Sazhina
(Kuban State University, Krasnodar)
ESSENCE, STRUCTURE AND PROPERTIES OF EDUCATIONAL SPACE
Abstract: The article made an analysis of different approaches to defining the essence of the concept of "educational space"; identified characteristics of educational space.
Key words: educational environment, educational environment, properties of educational space.
Понятие «образовательное пространство» появилось в педагогике в конце восьмидесятых годов 20 века в документах о развитии образования. Популярным оно стало наряду с такими понятиями, как "экономическое пространство", "информационное пространство", "культурное пространство" и другими. В последнее время часто встречается в научно-педагогической литературе, несет большую смысловую нагрузку, о чем, в частности, говорит использование его в государственных документах, правительственных соглашениях, постановлениях департаментов образования, комитетов по образованию, документах высших учебных заведений.
Понятие образовательного пространства является важной характеристикой образовательного процесса, тесно связано не только с развитием педагогической науки, но и с другими более фундаментальными процессами, происходящими в обществе.
Между тем, само понятие образовательного пространства в педагогике и разработано недостаточно, не раскрыта его сущ-
ность. Об этом свидетельствует и его отсутствие в различных словарях.
"Пространство образовательное"- education space - данное понятие отсутствует в Британской энциклопедии, БСЭ, Международной энциклопедии образования, Философском энциклопедическом словаре, Педагогической энциклопедии, Педагогическом словаре, Словаре русского языка в 17 томах и т.д. [3].
Понятие "образовательное пространство", "единое образовательное пространство"до сих пор не имеет однозначного толкования. Существуют научные статьи, в которых рассматриваются различные характеристики образовательного пространства. Так, например, В.И. Гинецинский рассмотрел проблему структурирования образовательного пространства. В его статье [2] рассматривается введение классификационных характеристик для оценивания качества национально-государственных образовательных систем. Образовательное пространство рассматривается с точки зрения системного подхода. Однако, генезис появления системных свойств у образовательного пространства, его эволюция остаются за чертой интересов авторов статьи. Культурологический подход к образовательному пространству развивается в работе В.А. Конева [4]. Кроме того, необходимо отметить, что появилось довольно много статей, посвященных формирующемуся в настоящее время и тесно связанному с образовательным пространством современному информационному пространству. Можно отметить неполную аналогию в подходах к соответствующим понятиям, а также сложности при рассмотрении и определении терминов.
Вот, например, что пишут по отношению к информационному пространству Юсупов Р.М., Заболотский В.П., Иванов В.П. : «Что же такое информационное пространство? Каково место человека в нем? Ответы на эти вопросы, очевидные при поверхностном подходе, оказываются весьма сложными и емкими при детальном обсуждении проблемы, тем более, что в научно-методологическом отношении проблема является весьма малоисследованной. Это касается и терминологии, и содержательных аспектов» [5]. Все сказанное в полной мере относится и к понятию образовательного пространства.
Понятие «образовательное пространство», используемое в литературе и образовательной практики реже, чем понятие системы образования, имеет, тем не менее, существенное значение для характеристики, как самого образования, так и его правового регулирования. Дело в том, что понятием «образовательное пространство» охватывается не одна, а множество различных образовательных систем (подсистем), которые складываются в образовательной сфере. Это, например, система (подсистема) дошкольного
образования, система (подсистема) общего образования, система (подсистема) профессионального образования, которая, в свою очередь, включает в себя подсистемы более низкого уровня подсистемы начального, среднего и высшего профессионального образования и т.д. Кроме того, данным понятием охватываются не только системные параметры самой «большой», интегрированной системы образования в масштабе общества (страны), но и иные характеристики, которые позволяют на основе анализа состояния, структуры и динамики образовательного пространства судить о направлениях и качествах развития общественных отношений в целом.
С учетом этого Г.Н. Сериков предлагает выделить несколько координат образовательного пространства.
Нормативно-регламентирующая координата, которая призвана характеризовать правовые и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования любой образовательной системы в соответствующем образовательном пространстве. Именно данная координата отражает собой, с одной стороны, возможность и необходимость урегулирования отношений в сфере образования при помощи правовых средств, и, с другой стороны, самою специфику правового регулирования системы образования и ее различных образовательных подсистем.
Перспективно-ориентирующая координатаориентирует в определении социальной ценности ожидаемых результатов функционирования образовательных систем. Характеристика данной координаты содержит, в частности, анализ двух важнейших социально-ценностных ожиданий, свойственных практически для всякого общества - качества образования и востребованность выпускников различного уровня квалификации (речь, конечно, идет о выпускниках учреждений профессионального образования).
Деятельностно-стимулирующая координатаобразовательно-го пространства отражает специфику материальных и нематериальных условий жизнедеятельности участников образовательных отношений в соответствующем образовательном пространстве в целом либо в каком-либо его секторе или элементе.
Коммуникативно-информационная координатаслужит средством отражения взаимосвязей между различными и многообразными образовательными системами, входящими в «большую» образовательную систему и, соответственно, в самообразовательное пространство[6,7].
Также стоит обратить внимание на работуШалаеваИ.К.и Ве-ряева А.А «От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства»[1],в которой проводится анализ понятия образовательного пространства. В педагоги-
ке фактически развивался и разрабатывался раздел, который получил название педагогика среды. В данном разделе подвергается рассмотрению процесс взаимодействия школы и среды. Одними из первых работ в этом направлении в нашей стране были работы С.Т. Шацкого. Он обосновал три точки зрения: а) полной автономии школы в вопросах воспитания, самодостаточности школы; б) очень тесной неразрывной связи школы и среды; в) промежуточный взгляд на роль среды, необходимость учета взаимодействия школы и среды в вопросах воспитания личности [10].
С точки зрения ШалаеваИ.К.и Веряева А.А, набирающие силу тенденции горизонтальной интеграции в обществе и образовании позволяют утверждать, что открытость школы должна быть возведена в ранг дидактического принципа, на котором должно основываться проектирование всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, один из подходов к выяснению сути образовательного пространства основан на принципе открытости образовательного процесса.
Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, необходимо создавать соответствующие неравновесные ситуации для тех, кого надо обучить и воспитать. Темпы осуществления образовательных функций в естественных условиях недостаточны. Поэтому естественная среда подвергается целенаправленным изменениям, подвергаются изменениям взаимоотношения людей для интенсификации образовательного процесса. Совершенно естественным образом возникает потребность в образовательных средах, да и самой педагогике. Дальнейшая эволюция образовательных сред, их объединение и социализация приводят к формированию образовательного пространства[9]. Формирование образовательного пространства идет по мере приобретения образованием институализированного характера. При этом превращение образования в социальный институт сопровождается приобретением образовательным процессом стабильного, организованного характера, привносит устойчивость в существование общества, регулярность в удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Следовательно, соответствующим специальным образом организованные, структурированные, социализированные образовательные среды - медии, выполняющие функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры, превращаются в образовательное пространство и составляют его суть[1].
К определению образовательного пространства можно подойти и с более формальной точки зрения. Если взять за основу понятие образовательной услуги и образовательной информации, то образовательное пространство можно определить как про-
странство, в котором осуществляются образовательные услуги. Образовательные услуги возможны только при наличии самых разнообразных источников таких услуг и потребителей. Таким образом, можно говорить о потоках образовательной информации и образовательных услуг в обществе, являющемся соответствующим "каналом" передачи этих услуг и информации. Вся совокупность соответствующих "источников, стоков и канала передачи" дает представление об образовательном пространстве и определяет его.
Социальные связи в процессе формирования образовательного пространства дифференцируются, среди них становится возможным выделить связи, в рамках которых оказались четко определены права и обязанности каждого из субъектов взаимодействия (учителя, ученика, родителя), произошла регламентация взаимодействия (она стала более жесткой), начал осуществляться контроль за этим взаимодействием. В итоге поведение личности в образовательном процессе стало более предсказуемым, а деятельность института образования самовозобновляющейся. Можно отметить еще одно важное отличие связей в образовательных средах от связей в образовательном пространстве - их обезличен-ность. Обезличены оказываются и требования к тому, кто участвует в деятельности института образования и организует ее. Шагом к такой обезличенности является стандартизация требований к знаниям и умениям, стандартизация, ведущая к деперсонификации обязанностей в социальном институте образования.
Понятие "образовательное пространство" органично вписывается в систему представлений педагогики, ассоциируемых с локализацией образовательных услуг, образовательной инфраструктурой общества, образовательными системами, цепочками учреждений при непрерывном и последовательном получении образования, образовательными стандартами, образовательным потенциалом общества, образовательной средой, интеллектуальной системой, социальным институтом образования и т.п.
Г.Н. Сериков определяет образовательное пространство как совокупность образовательных систем, каждой из которых в его рамках «отводится определенное место», организуемое по образу и подобию государственного устройства и обладающее следующими качествами: формируемость - позволяет создавать специфические условия, способные стать фактором развития образовательной системы в соответствии с задачами, выдвигаемыми теми или иными субъектами этого пространства; полицентричность -заключается в том, что любая образовательная система может составить центр, относительно которого осуществляется организация всех образовательных метасистем для решения поставлен-
ных перед нею задач; концентричность - выражается в том, что в образовательном пространстве все составляющие его системы складываются одна в другую, что позволяет формировать целостное образовательное пространство [7].
Соглашаясь с концепцией Г.Н. Серикова, мы рассматриваем образовательное пространство как сложную интегральную целостную систему, состоящую из разнородных подсистем, выполняющих функцию образования (воспитания, обучения и развития) личности и характеризующуюся таким качествами, как формируемость, по-лицентричность, концентричность, культуросообразность, гуманистическая направленность [8].
Библиографический список
1. Веряев А.А,ШалаевИ.К.От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. - М., 2000.
2. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. С. 10-15.
3. Левчук Л.В. Глоссарий современного образования // Народное образование. 1997. С. 94.
4. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. С. 46-57.
5. Юсупов Р.М., Заболотский В.П., Иванов В.П. Человек в информационном пространстве // Проблемы информатизации. 1996. С. 3.
6. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения //Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.
7. Сериков, Г.Н. Ориентиры измерения качества образования / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 7. - № 3 (179). - С. 19-32.
8. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системы отражения. - Курган, 1997.
9. Синько В.М., Петьков В.А.Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования //Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.
10. ШацкийС.Т. Педагогическиесочинения. М., 1964. Т. 4. С. 179-184.
© Греховодова Д.В., 2016