Научная статья на тему 'Сущность, структура, свойства образовательного пространства'

Сущность, структура, свойства образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2995
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROPERTIES OF EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Греховодова Дарья Валерьевна, Сажина Наталья Михайловна

В статье осуществляется анализ различных подходов к определению сущности понятия «образовательное пространство»; выявляются свойства образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Греховодова Дарья Валерьевна, Сажина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, STRUCTURE AND PROPERTIES OF EDUCATIONAL SPACE

The article made an analysis of different approaches to defining the essence of the concept of "educational space"; identified characteristics of educational space.

Текст научной работы на тему «Сущность, структура, свойства образовательного пространства»

Греховодова Дарья Валерьевна Сажина Наталья Михайловна

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия alisadv@mail.ru, sazhinanm@mail.ru

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация: в статье осуществляется анализ различных подходов к определению сущности понятия «образовательное пространство»; выявляются свойства образовательного пространства.

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, свойства образовательного пространства.

Grehovodova Daria V.

Natalia Sazhina

(Kuban State University, Krasnodar)

ESSENCE, STRUCTURE AND PROPERTIES OF EDUCATIONAL SPACE

Abstract: The article made an analysis of different approaches to defining the essence of the concept of "educational space"; identified characteristics of educational space.

Key words: educational environment, educational environment, properties of educational space.

Понятие «образовательное пространство» появилось в педагогике в конце восьмидесятых годов 20 века в документах о развитии образования. Популярным оно стало наряду с такими понятиями, как "экономическое пространство", "информационное пространство", "культурное пространство" и другими. В последнее время часто встречается в научно-педагогической литературе, несет большую смысловую нагрузку, о чем, в частности, говорит использование его в государственных документах, правительственных соглашениях, постановлениях департаментов образования, комитетов по образованию, документах высших учебных заведений.

Понятие образовательного пространства является важной характеристикой образовательного процесса, тесно связано не только с развитием педагогической науки, но и с другими более фундаментальными процессами, происходящими в обществе.

Между тем, само понятие образовательного пространства в педагогике и разработано недостаточно, не раскрыта его сущ-

ность. Об этом свидетельствует и его отсутствие в различных словарях.

"Пространство образовательное"- education space - данное понятие отсутствует в Британской энциклопедии, БСЭ, Международной энциклопедии образования, Философском энциклопедическом словаре, Педагогической энциклопедии, Педагогическом словаре, Словаре русского языка в 17 томах и т.д. [3].

Понятие "образовательное пространство", "единое образовательное пространство"до сих пор не имеет однозначного толкования. Существуют научные статьи, в которых рассматриваются различные характеристики образовательного пространства. Так, например, В.И. Гинецинский рассмотрел проблему структурирования образовательного пространства. В его статье [2] рассматривается введение классификационных характеристик для оценивания качества национально-государственных образовательных систем. Образовательное пространство рассматривается с точки зрения системного подхода. Однако, генезис появления системных свойств у образовательного пространства, его эволюция остаются за чертой интересов авторов статьи. Культурологический подход к образовательному пространству развивается в работе В.А. Конева [4]. Кроме того, необходимо отметить, что появилось довольно много статей, посвященных формирующемуся в настоящее время и тесно связанному с образовательным пространством современному информационному пространству. Можно отметить неполную аналогию в подходах к соответствующим понятиям, а также сложности при рассмотрении и определении терминов.

Вот, например, что пишут по отношению к информационному пространству Юсупов Р.М., Заболотский В.П., Иванов В.П. : «Что же такое информационное пространство? Каково место человека в нем? Ответы на эти вопросы, очевидные при поверхностном подходе, оказываются весьма сложными и емкими при детальном обсуждении проблемы, тем более, что в научно-методологическом отношении проблема является весьма малоисследованной. Это касается и терминологии, и содержательных аспектов» [5]. Все сказанное в полной мере относится и к понятию образовательного пространства.

Понятие «образовательное пространство», используемое в литературе и образовательной практики реже, чем понятие системы образования, имеет, тем не менее, существенное значение для характеристики, как самого образования, так и его правового регулирования. Дело в том, что понятием «образовательное пространство» охватывается не одна, а множество различных образовательных систем (подсистем), которые складываются в образовательной сфере. Это, например, система (подсистема) дошкольного

образования, система (подсистема) общего образования, система (подсистема) профессионального образования, которая, в свою очередь, включает в себя подсистемы более низкого уровня подсистемы начального, среднего и высшего профессионального образования и т.д. Кроме того, данным понятием охватываются не только системные параметры самой «большой», интегрированной системы образования в масштабе общества (страны), но и иные характеристики, которые позволяют на основе анализа состояния, структуры и динамики образовательного пространства судить о направлениях и качествах развития общественных отношений в целом.

С учетом этого Г.Н. Сериков предлагает выделить несколько координат образовательного пространства.

Нормативно-регламентирующая координата, которая призвана характеризовать правовые и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования любой образовательной системы в соответствующем образовательном пространстве. Именно данная координата отражает собой, с одной стороны, возможность и необходимость урегулирования отношений в сфере образования при помощи правовых средств, и, с другой стороны, самою специфику правового регулирования системы образования и ее различных образовательных подсистем.

Перспективно-ориентирующая координатаориентирует в определении социальной ценности ожидаемых результатов функционирования образовательных систем. Характеристика данной координаты содержит, в частности, анализ двух важнейших социально-ценностных ожиданий, свойственных практически для всякого общества - качества образования и востребованность выпускников различного уровня квалификации (речь, конечно, идет о выпускниках учреждений профессионального образования).

Деятельностно-стимулирующая координатаобразовательно-го пространства отражает специфику материальных и нематериальных условий жизнедеятельности участников образовательных отношений в соответствующем образовательном пространстве в целом либо в каком-либо его секторе или элементе.

Коммуникативно-информационная координатаслужит средством отражения взаимосвязей между различными и многообразными образовательными системами, входящими в «большую» образовательную систему и, соответственно, в самообразовательное пространство[6,7].

Также стоит обратить внимание на работуШалаеваИ.К.и Ве-ряева А.А «От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства»[1],в которой проводится анализ понятия образовательного пространства. В педагоги-

ке фактически развивался и разрабатывался раздел, который получил название педагогика среды. В данном разделе подвергается рассмотрению процесс взаимодействия школы и среды. Одними из первых работ в этом направлении в нашей стране были работы С.Т. Шацкого. Он обосновал три точки зрения: а) полной автономии школы в вопросах воспитания, самодостаточности школы; б) очень тесной неразрывной связи школы и среды; в) промежуточный взгляд на роль среды, необходимость учета взаимодействия школы и среды в вопросах воспитания личности [10].

С точки зрения ШалаеваИ.К.и Веряева А.А, набирающие силу тенденции горизонтальной интеграции в обществе и образовании позволяют утверждать, что открытость школы должна быть возведена в ранг дидактического принципа, на котором должно основываться проектирование всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, один из подходов к выяснению сути образовательного пространства основан на принципе открытости образовательного процесса.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, необходимо создавать соответствующие неравновесные ситуации для тех, кого надо обучить и воспитать. Темпы осуществления образовательных функций в естественных условиях недостаточны. Поэтому естественная среда подвергается целенаправленным изменениям, подвергаются изменениям взаимоотношения людей для интенсификации образовательного процесса. Совершенно естественным образом возникает потребность в образовательных средах, да и самой педагогике. Дальнейшая эволюция образовательных сред, их объединение и социализация приводят к формированию образовательного пространства[9]. Формирование образовательного пространства идет по мере приобретения образованием институализированного характера. При этом превращение образования в социальный институт сопровождается приобретением образовательным процессом стабильного, организованного характера, привносит устойчивость в существование общества, регулярность в удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Следовательно, соответствующим специальным образом организованные, структурированные, социализированные образовательные среды - медии, выполняющие функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры, превращаются в образовательное пространство и составляют его суть[1].

К определению образовательного пространства можно подойти и с более формальной точки зрения. Если взять за основу понятие образовательной услуги и образовательной информации, то образовательное пространство можно определить как про-

странство, в котором осуществляются образовательные услуги. Образовательные услуги возможны только при наличии самых разнообразных источников таких услуг и потребителей. Таким образом, можно говорить о потоках образовательной информации и образовательных услуг в обществе, являющемся соответствующим "каналом" передачи этих услуг и информации. Вся совокупность соответствующих "источников, стоков и канала передачи" дает представление об образовательном пространстве и определяет его.

Социальные связи в процессе формирования образовательного пространства дифференцируются, среди них становится возможным выделить связи, в рамках которых оказались четко определены права и обязанности каждого из субъектов взаимодействия (учителя, ученика, родителя), произошла регламентация взаимодействия (она стала более жесткой), начал осуществляться контроль за этим взаимодействием. В итоге поведение личности в образовательном процессе стало более предсказуемым, а деятельность института образования самовозобновляющейся. Можно отметить еще одно важное отличие связей в образовательных средах от связей в образовательном пространстве - их обезличен-ность. Обезличены оказываются и требования к тому, кто участвует в деятельности института образования и организует ее. Шагом к такой обезличенности является стандартизация требований к знаниям и умениям, стандартизация, ведущая к деперсонификации обязанностей в социальном институте образования.

Понятие "образовательное пространство" органично вписывается в систему представлений педагогики, ассоциируемых с локализацией образовательных услуг, образовательной инфраструктурой общества, образовательными системами, цепочками учреждений при непрерывном и последовательном получении образования, образовательными стандартами, образовательным потенциалом общества, образовательной средой, интеллектуальной системой, социальным институтом образования и т.п.

Г.Н. Сериков определяет образовательное пространство как совокупность образовательных систем, каждой из которых в его рамках «отводится определенное место», организуемое по образу и подобию государственного устройства и обладающее следующими качествами: формируемость - позволяет создавать специфические условия, способные стать фактором развития образовательной системы в соответствии с задачами, выдвигаемыми теми или иными субъектами этого пространства; полицентричность -заключается в том, что любая образовательная система может составить центр, относительно которого осуществляется организация всех образовательных метасистем для решения поставлен-

ных перед нею задач; концентричность - выражается в том, что в образовательном пространстве все составляющие его системы складываются одна в другую, что позволяет формировать целостное образовательное пространство [7].

Соглашаясь с концепцией Г.Н. Серикова, мы рассматриваем образовательное пространство как сложную интегральную целостную систему, состоящую из разнородных подсистем, выполняющих функцию образования (воспитания, обучения и развития) личности и характеризующуюся таким качествами, как формируемость, по-лицентричность, концентричность, культуросообразность, гуманистическая направленность [8].

Библиографический список

1. Веряев А.А,ШалаевИ.К.От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. - М., 2000.

2. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. С. 10-15.

3. Левчук Л.В. Глоссарий современного образования // Народное образование. 1997. С. 94.

4. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. С. 46-57.

5. Юсупов Р.М., Заболотский В.П., Иванов В.П. Человек в информационном пространстве // Проблемы информатизации. 1996. С. 3.

6. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения //Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.

7. Сериков, Г.Н. Ориентиры измерения качества образования / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 7. - № 3 (179). - С. 19-32.

8. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системы отражения. - Курган, 1997.

9. Синько В.М., Петьков В.А.Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования //Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.

10. ШацкийС.Т. Педагогическиесочинения. М., 1964. Т. 4. С. 179-184.

© Греховодова Д.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.