Научная статья на тему 'Сущность социальной адаптации подростков'

Сущность социальной адаптации подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4078
903
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТОК / СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прачук Сергей Юрьевич

Данная статья повествует о сущности социальной адаптации подростков. В статье раскрывается определение социальной адаптации, ее виды и структурные компоненты. Дается характеристика подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность социальной адаптации подростков»

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Прачук Сергей Юрьевич, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

E-mail: serega_04@inbox.ru

Аннотация. Данная статья повествует о сущности социальной адаптации подростков. В статье раскрывается определение социальной адаптации, ее виды и структурные компоненты. Дается характеристика подросткового возраста.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, подросток, сущность о социальной адаптации подростков.

В посление годы в отечественной и зарубежной педагогической и псхологической дитературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации индивида.

Проблема адаптации является междисциплинарной. Данная проблема изучается на педагогическом, психологическом, социально-экономическом и др.уровнях. Само понятие «адаптация» появилось достаточно давно и с тех пор используется в различных областях знаний, не случайно Г.И. Царегородцев относит данное понятие к общенаучным.

Термин «адаптация» впервые ввел Г. Ауберт в 1865 году. Он стал употреблять его для характеристики изменения чувствительности анализаторов органов чувств к существующим раздражителям.[14]

После чего это понятие попало в биологию. В биологии термин «адаптация» означает процесс приспособления организмов к условиям их существования в окружающей среде. Из биологии понятие адаптации перешло в психологию. В психологии в общем смысле под адаптацией понимают процесс приспособления различных строений и функций организмов к условиям среды.

Философ Ю.А. Урманцев пишет, что понятие «адаптация» по объёму и содержанию является не только междисциплинарным, но и весьма сложным.

В общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный,

324

а

специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. [12]

На основе анализа различных определений понятия «адаптация» Д.П. Дербенев дает свое определение: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». [3]

Для преодоления вызовов окружающей среды у индивида разработаны различные механизмы адаптации. В научной литературе эти приспособительные механизмы называют видами адаптации. В общем виде можно выделить: физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую,

психологическую, социальную, профессиональную адаптации и т.д. Согласно П.К. Анохину, все виды адаптации представляют собой систему, в которой все компоненты направлены на получение полезного результата. [1]

При определениии структурных компонентов адаптации П.С. Кузнецов пишет, что элементами адаптации являются субъекты, объекты, виды и факторы. Субъектом адаптации может выступать индивид, совокупность индивидов, социальные институты и т.д. Объектами адаптации выступают индивид, группа „ индивидов, вид и результат деятельности. По мнению ученого, виды адаптации соответствуют различным классификациям адаптации (физиологическая, биологическая, экономическая, социальная). И последним элементом адаптации, являются факторы. П.С. Кузнецовым выделены семь факторов адаптации: экономические, регулятивные, когнитивные, коммуникативные факторы, фактор самосохранения, самореализации, а также фактор воспроизведения. По мнению автора именно эти семь факторов соответствуют основным потребностям индивида, и их удовлетворение способствует полноценной адаптации личности.

[5]

А.В. Мудрик, В.Н. Гуров, И.К. Кряжева[8,2,4] выделяют объективные и субъективные факторы адаптации. К объективным факторам относятся: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество), мезофакторы (принадлежность к субкультурам, национальность, город, село, регион), микрофакторы (взаимоотношения в коллективе, семье). К

субъективным факторам относятся индивидуально-личностные характеристики индивида (возраст, внешность и т.д.)

Философы при определении сущности социальной адаптациии, отмечают роль окружающей среды и ее отражение в сознании индивида. Педагоги рассматривают социальную адаптацию, как реализацию педагогических задач. Психологи изучают механизмы и факторы социальной адаптации.

Социальная адаптация на философском уровне рассматривается в работах Г.И. Царегородцева, В.Ю. Верещагиной, И.Д. Калайкова и др. На педагогическом уровне социальную адаптацию исследовали Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, А.В.

325

Мудрик, Т.Д. Молодцова, Н.Ф. Талызиной. Аспекты адаптации на социальнопсихологическом уровне исследовались Л. С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.А. Балл и др. В общей совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение.

Анализ педагогической и психологической литературы показал, что на определение понятия «социальная адаптация» так же имеется яркое многообразие взглядов. На наш взгляд, несмотря на огромное количество определений данного понятия, его сущность заключается в субъект-объектном отношении индивида и социальной среды. В процессе социальной адаптации взаимодействуют две системы-личность индивида и окружающая его социальная среда. В процессе адаптации личность может воздействовать на окружающую среду, пытаясь внести в нее изменения (так называемая, активная адаптация) или личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам и требованиям.

В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой - как результат этого процесса. [13]

Согласно Д.В. Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. [12]

Мы в дальнейшем будем использовать трактовку, разработанную А. А. Налчаджан, который под адаптированностью понимает существование «когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей». [9]

Интересен взгляд на проблему адаптации со стороны Т Парсонса, он рассматривал адаптацию как соотношение «действующее лицо-ситуация». Социальная адаптация в данном контексте рассматривается, как результат соотношения ожиданий индивида и социальных реалий, в которых человек является субъектом.

Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем - личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими

326

достижениями в условиях данной социальной среды.

В социальной психологии сложилось несколько теорий относительно сущности социальной адаптации. Психоаналитическое взаимодействие индивида и среды. Г. Селье описывает содержание социальной адаптации формулой: конфликт-тревога-защитные реакции. Конфликт возникает в случае несоответствия опыта и знаний индивида требованиям среды. Для снижения тревоги индивид прибегает к использованию своих защитных реакций. Показателем и критерием адаптированности, а так же целью социальной адаптации в данной концепции служит эмоциональная удовлетворенность личности.

Представители гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают целью процесса социальной адаптации наиболее конструктивное и динамичное взаимодействие индивида и окружающей среды. Процесс социальной адаптации А. Маслоу описывает формулой: конфликт-фрустрация-акты приспособления. Конфликт возникает, когда возникает

неудовлетворенность потребностей личности: эмоциональные потребности, физиологические, потребности в самореализации, самосовершенствовании, _ потребности в общении и т.д. Для решения возникших конфликтов индивид прибегает к конструктивным или неконструктивным поведенческим реакциям. Конструктивные поведенческие реакции-это реакции, которые удовлетворяют требованиям окружающей среды. Неконструктивными же реакциями являются-агрессия, реагрессия и т.д.

Представителями третьего направления (когнитивный подход) являются Ж. Пиаже, Р. Лазарус, они считают, что содержание социальной адаптации состоит в двух неразрывно связанных процессах-ассимиляции и аккомодации.

Ж. Пиаже понимает под ассимиляцией включение новой информации в уже имеющиеся механизмы жизнедеятельности индивида. Аккомодация-это объединение имеющегося у индивида опыта с новым полученным опытом.

Наиболее остро проблема социальной адаптации встает в подростковом возрасте. На данном возрастном этапе происходит половое созревание. Многие ученые отмечают, что именно в период пубертата происходит ослабление внимания, усиливается утомляемость, а так же повышается возбудимость и импульсивность. Л.Ф. Обухова отмечает, что подросток на данном возрастном этапе не способен отличать временное и постоянное, субъектное и объектное (ощущение себя в центре внимания), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой^ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. [11]

Анализ литературы показал, что подростковый возраст характеризуется

327

активным психическим и физическим развитием и изменением социальных ориентиров индивида. Жизнь подростка наполнена кризисами, переживаниями и волнениями. Сейчас подросток обретает собственную социальную позицию, у него оформляются постоянные черты характера, он накапливает знания, умения и усваивает навыки. Однако, одновременно с этим у подростков развивается чувство тревожности и дискомфорта. И поэтому именно в подростковом возрасте необходима помощь и поддержка в социальной адаптации.

В ходе социально-педагогической адаптации подросток не только приспосабливается к новым социальным условиям, но и реализует свои потребности и интересы. Результатом процесса социальной адаптации у подростка должно стать усвоение социально значимых норм и ценностей. Подросток начинает сравнивать себя со взрослыми и видит, что между ними нет никакой разницы, и поэтому требует к себе аналогичного отношения и стремится получить признания среди старших (родители, учителя, товарищи).

Для успешной социальной адаптации подростка особо важную роль играет процесс обучения. В учебных заведениях у подроста появляется возможность реализовывать свой потенциал, он совершенствует коммуникативные и социальные навыки. Возможности для социальной адаптации зависят от личных особенностей подростка, таких как темперамент, внешность и пр. Многие особенности индивида врожденны и неизменны, как например темперамент, но есть и те которые можно преобразовать (коммуникативные навыки).

Ключевую роль в социальной адаптации подростка играет семейная среда. Здесь имеет значение и материальное положение семьи, и отношение между ее членами, и наличие необходимого контроля со стороны родителей. Если семья не выполняет свою социальную роль, то это ведет к нарушению адаптации личности.

Для успешной социальной адаптации подростков необходимо создание таких условий, в которых подроски могут наиболее полно раскрыть свой потенциал, реализовать возможности. Подростка необходимо научить понимать свое социальное окружение. Для этого нужно привить механизмы адаптации и создать действенные программы по повышению адаптивных возможностей.

Литература:

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 35.

2. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Автореф. дисс. на соискан. докт. пед. наук. - М., 1997.

3. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков// Социологический журнал. - 1997. - № 12.

328

а

4. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптации рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983. - 296 с.

5. Кузнецов П.С. Уровни социальной адаптации // Материалы пятых страховских чтений. - Саратов: Саратовский пед. инст-т, 1996. - С. 17-19.

6. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984

7. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Л., 1974

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 206 с.

9. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.

10. Немов Р.С. Психология, книга 1. М.,1997.

11. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995.

12. Ольшанский Д. В. Адаптация социальная // Философский _

энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. М., 1989.

13. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

14. Aubert Н. Physiologie der Netzhaut.-Breslau, 1865.

329

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.