Научная статья на тему 'Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России'

Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1962
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / PROFESSIONALISM / MILITARY MEN / CONTRACT SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

В статье раскрывается сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с формированием и развитием профессионализма в различных видах социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia

The set of the essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia is revealed in this article. It is intended to the broad audience of the readers who are interested in questions, connected with formation and development of professionalism in various kinds of society.

Текст научной работы на тему «Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России»

Список литературы

1. Горбатов, В.В. Формирование физической подготовленности курсантов ВУЗов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы. - СПб., 2006.

2. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - № 3. - 2008.

3. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

4. Физическая подготовка : учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

5. Холодов,Ж.К.,Кузнецов,В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Literature

1. Gorbatov, V.V. The formation ofthe physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs during mastering by fighting receptions of struggle. - SPb., 2006.

2. Journal of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - № 3. - 2008.

3. Maximenko, A.M. Fundamentals of the theory and methodology of physical education. -Moscow, 1999.

4. Physical training. Manual. - Moscow, 2003.

5. Kholodov, Z.K., Kuznetsov, VS. Theory and Methods of Physical Education and Sport : A manual for students. - Moscow, 2001.

1 См.: Горбатов В.В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы. Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. 161 с.

2 См.: Физическая подготовка : учеб. пос. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 284 с.

3 См.: Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 1999.

4 См.: Кудин В.А. О профессионально-нравственном воспитании // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2008. № 3. С. 5-8.

УДК 355.34:37.032 В.А. Митрахович*

Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России

В статье раскрывается сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с формированием и развитием профессионализма в различных видах социума.

Ключевые слова: профессионализм, военнослужащий, контрактная служба.

V.A. Mitrakhovich*. The essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia.

The set of the essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia is revealed in this article. It is intended to the broad audience of the readers who are interested in questions, connected with formation and development of professionalism in various kinds of society.

Keywords: professionalism, military men, contract service.

Современный этап строительства Вооружённых Сил РФ (комплектование их военнослужащими-контрактниками) остро проявил проблему формирования профессионализма у военнослужащих указанной категории.

Одним из методологических оснований в решении данной проблемы может служить педагогический подход, предполагающий использование развёрнутого сущностного понятия «профессионализм военнослужащих контрактной службы» в практической работе командиров и начальников всех звеньев управления воинских частей и подразделений по профессиональному образованию военнослужащих-контрактников.

* Митрахович, Вячеслав Александрович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин филиала Астраханского государственного университета в г. Знаменске Астраханской области, подполковник. Россия, 416540, г. Знаменск Астраханской области, ул. Янгеля д. 4-б, кв. 22, тел. 8-(85140)- 2-16-57, e-mail -V_mitrakhovich@mail.ru.

* Mitrakhovich, Vyacheslav Alexandrovich, Ph. D. in Pedagogy, head of the Chair of Pedagogic, Psychology and Humanitarian’s branch’s of science at the branch of the Astrakhan State University in Znamensk Astrakhan region, lieutenant-colonel. E-mail -V_mitrakhovich@mail.ru.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Проблемы формирования военных профессионалов и профессионализма военнослужащих-контрактников тесно связаны с вопросом о потенциалах и ресурсах психического развития. Б.Г. Ананьев писал, что «для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, ещё крайне недостаточно использующиеся обществом» [2, с. 4].

Профессионализм военнослужащего-контрактника является интегральной личностной характеристикой человека, который на высоком уровне овладел обобщёнными приёмами профессиональной деятельности, способен решать военно-профессиональные задачи не только в штатных, но и в экстремальных условиях (дефицит времени, сложные погодные условия, нехватка материальных средств, огневое воздействие противника), на высоком уровне овладел нормами профессионального общения, следует военно-профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает воинскую этику, самостоятельно развивает свою личность, стремится вызвать интерес общества к результатам своей военной специальности, любит свою Родину, уважает конституцию РФ, верен воинской Присяге и готов защищать интересы своего государства.

Содержание военного профессионализма определяется целями, задачами и характером воинского труда и включает в себя: обусловленность целей и задач военной службы социальным заказом общества и закрепление их в законах, воинских уставах и приказах; сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность воинского труда; интегративный характер результатов воинского труда, складывающийся из боеготовности воинских подразделений и частей, морально-психологического состояния личного состава и качественных позитивных изменений в конкретной личности военнослужащего; соответствие индивидуальных качеств и действий военнослужащего выдвигаемым целям, задачам и функциям [4, с. 81-82].

С юридической точки зрения принцип профессионализма обязывает военнослужащего-контрактника: знать должностные обязанности и быть в постоянной готовности к их исполнению (применению вверенного ему вооружения и военной техники); хорошо знать предмет собственной служебной деятельности; знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функциональные обязанности, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями; иметь соответствующую подготовку для исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности; знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере военно-служебной деятельности; владеть правилами и процедурами деятельности в воинских частях и учреждениях.

Однако особенности профессионального исполнения должностных обязанностей военнослужащими данной категории заключаются в том, что подчас для этого не требуется иметь даже начального профессионального образования, поскольку необходимые навыки приобретаются в системе обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, в т.ч. по военно-учётным специальностям.

Таким образом, профессионализм военнослужащих означает: во-первых, необходимость получения общего военного профессионального образования, позволяющего выполнять как узкоспециальные функции, так и функции управления; во-вторых, качественное выполнение именно специальных функций и задач, характерных для военной службы, для чего не всегда есть необходимость получать военно-профессиональное образование.

Учитывая, что военнослужащий-контрактник на начальном этапе своей военной службы, т.е. на момент подписания контракта на прохождение воинской службы, как правило, имеет военноучётную специальность, полученную при прохождении воинской службы по призыву, не имеет высокого социально-профессионального статуса в обществе, статуса защитника Отечества, то можно утверждать, что профессионализм военнослужащего контрактной службы - это интегративное качество, свойство личности, социальное явление, определяющее продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующееся в процессе его военнопрофессиональной деятельности в условиях воинского социума, и как результат имеет целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях.

Профессионализм военнослужащего-контрактника, являясь свойством конкретного воина-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, субъектность, одновременно реализуется как качество «надындивидуальное», поскольку формируется под воздействием воинского социума, его педагогического потенциала, с учётом профессиональных требований всей системы воинской службы и обеспечивает её воспроизводство, сохранение и развитие в воинском социуме. В этом случае можно говорить об индивидуальном и групповом развитии воинского профессионализма.

Индивидуальное развитие воина-профессионала - это процесс приобретения индивидуальной военно-профессиональной квалификации и индивидуального военно-профессионального опыта по соответствующей военно-учётной специальности, развитие личности военнослужащего-контрактника, военного профессионала. Развитие же военно-профессиональной группы - это приобретение военнослужащими-контрактниками профессиональной сплочённости, сработанности, коллективного стиля военно-профессиональной деятельности.

Таким образом, профессионализм военнослужащего-контрактника выступает основным гарантом успеха его воинского труда и критерием развития воинского социума.

Феномен профессионализма военнослужащего-контрактника как объект изучения интересен прежде всего результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других качеств,

свойств личности и социальных явлений в воинском социуме. Поэтому в познании профессионализма указанной категории военнослужащих необходимо выделить и описать его функции, структуру и критерии сформированное™. Функциональный подход требует изучения условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм.

Мы исходим из понимания того, что профессионализм военнослужащего-контрактника предназначен для «обслуживания» («обеспечения») системы более высокого уровня, в качестве которой выступает система военно-профессиональной деятельности. Поэтому стоит уточнить, что далее рассматриваются функции не в смысле круга обязанностей военнослужащего-контрактника, которые он выполняет в соответствии со своей военно-учётной специальностью, а в смысле круга профессиональных задач, которые решает военнослужащий-контрактник в преобразовании действительности. При этом продуктивное решение профессиональных задач стимулирует самореализацию творческого потенциала военнослужащего-контрактника на пути к вершинам профессионализма и продуктивности самой военно-профессиональной деятельности.

Преобразовательная функция, характеризующая процессуальную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений и отвечающая за процесс преобразования субъекта воинского труда. По мнению К. Роджерса, поведение и деятельность человека всегда регулируется неким объединяющим мотивом - потребностью актуализации, то есть «свойственной человеку тенденции развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» [5]. По мнению А.А. Бодалёва, у людей с потенциалом профессионала эта тенденция развита особенно сильно: «Подлинный и последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, имеет место лишь у тех людей, которые настроены именно на достижение крупномасштабных целей в жизни. Это заставляет их направленно работать над развитием у себя... индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, развитием отношений и способностей, которые все вместе оказываются одной из обязательных предпосылок осуществления намеченных жизненных целей» [3, с. 44].

Преобразовательная функция основывается: на мотивации военнослужащего-контрактника на самостоятельное продвижение к собственной вершине в воинском труде; на целенаправленной активности военнослужащего-контрактника в процессе самосовершенствования и реализации им конкретных профессиональных задач в соответствии со своей военно-учётной специальностью и занимаемой должностью; на специфической самоорганизации военнослужащим-контрактником своего личностного образовательно-развивающего пространства; на организации своей военнопрофессиональной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и выполнении плана действий по творческому её исполнению в любых условиях и ситуациях.

Преобразовательная функция проявляется в создании условий в воинском социуме: по развитию профессионально значимых свойств или профессионально важных качеств; по совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков; по формированию профессиональной мотивации; по умению оценивать свои личностно значимые физические, психические, социальные параметры по отношению к профессиональным задачам; по обеспечению саморегуляции; по профессиональному взаимодействию.

Всё перечисленное может развиваться неравномерно, в зависимости от индивидуальных особенностей военного профессионала, с одной стороны, и от требований военно-профессиональной среды - с другой. Например, знания и навыки военнослужащего-контрактника могут достигнуть высокого уровня при некотором отставании в области профессионального взаимодействия или несовершенной структуре самооценки. В случае неразвитости данной функции нарушается процесс преобразования субъекта воинского труда, основу которого составляют профессиональное воспитание, обучение и самосовершенствование в своей военно-профессиональной деятельности.

Если же данная функция гипертрофирована, может иметь место повышенное внимание командования к созданию условий в воинском подразделении или воинской части по формированию ПВК военнослужащих-контрактников, к совершенствованию их профессиональных знаний, умений и навыков и совершенно не создаваться условия для самосовершенствования военнослужащих указанной категории. Или же наоборот, военнослужащим-контрактникам командованием воинской части будет отдан на откуп процесс самосовершенствования и совершенно не уделяться внимание организации процесса профессионального воспитания и обучения.

Результативная функция, характеризующая результативную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений. Данная функция отвечает за реальный уровень профессионализма военнослужащего-контрактника и получение обобщённых и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определённые социальные потребности военнослужащих указанной категории. Выполнение данной функции основывается на прогнозировании результатов воинского труда, а также на получении не только общественно полезных результатов (готовность и способность выполнять профессиональные задачи по защите Отечества и т.д.), но и определённых издержек (затрат), которые могут быть как материальными, так и нематериальными (социальными, психологическими). Прогнозируемые результаты воинского труда складываются из двух компонентов — процессуального (как достигается результат, или насколько оптимален труд военнослужащего) и результирующего (что достигнуто, т.е. соответствие продукта труда целям и задачам военной службы). Сопоставление их с заданной целью, конкретными профессиональными задачами характеризует успешность прогнозирования военно-профессиональной деятельности и воинского труда, а также указывает на степень эффективности исполнения решения.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Действие результативной функции проявляется в самооценке каждым военнослужащим-контрактником результатов своего воинского труда и его оценке со стороны вышестоящего командования. Совпадение выдвигаемых целей и задач с его личностными позициями и качествами выступает принципом и условием продуктивности действий по их реализации. На этой основе обеспечивается мотивация достижения и потребность в профессиональном самосовершенствовании своей военно-профессиональной деятельности. Результаты самосовершенствования воина аккумулируются в его творческом потенциале. Раскрытие творческого потенциала личности, творческая самореализация в профессиональной деятельности являются залогом роста профессионализма личности [1, с. 117].

В случае неразвитости данной функции нарушается процесс: самооценки военнослужащим-контрактником результатов своего воинского труда; уяснения целей и задач военной службы; планирования работы по реализации решения и организации его исполнения; анализа результатов и корректировки деятельности по самосовершенствованию; продуктивного осуществления воинской деятельности; наращивания и реализации своего творческого потенциала; достижения высоких результатов, соответствующих целям и задачам военной службы и собственным потребностям.

Если же данная функция гипертрофированна, может наблюдаться несовпадение выдвигаемых целей и профессиональных задач с личностными позициями и качествами военнослужащего-контрактника. Например, военнослужащий-контрактник желает быть военным профессионалом и признанным в обществе, однако никаких действий к этому не предпринимает из-за того, что или не хочет продвигаться к собственной вершине в воинском труде или не знает и (или) не умеет строить процесс профессионального самосовершенствования.

Нормативная функция, ориентированная на обеспечение решения военно-профессиональной задачи по производству, сохранению и развитию нормативно одобряемого способа военнопрофессиональной деятельности, её развития за счёт индивидуального обогащения. Данная функция отвечает за действие системы личностных норм регуляции профессионального поведения и отношений, в которых реализуются побуждения и установки военнослужащего-контрактника, военнослужащего-профессионала как члена военно-профессиональной общности.

Нормативная функция профессионализма выражается в высоких эталонах качества военнопрофессиональной деятельности и отношений, довольно жёсткой системе нормативной регуляции, побуждающей военнослужащего-контрактника постоянно придерживаться этих эталонов и стандартов. Иными словами, нормы военно-профессиональной деятельности выступают ещё и нравственным регулятором стиля поведения и отношений всех военнослужащих.

Нравственные или моральные нормы военного профессионала являются своеобразной личностной проекцией норм всего воинского социума, что означает необходимость их безусловного выполнения. Данные нормы - это исторически сложившаяся совокупность правил и требований, представляющих собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к специфическим условиям военно-профессиональной деятельности, вырабатываемых на всех этапах своего развития реально функционирующим воинским социумом, заданных как нормативными правовыми актами различной юридической силы (законами, приказами, общевоинскими уставами, распоряжениями, инструкциями, директивами и др.), так и основе неофициальных: кодекса чести военнослужащих, норм и ценностей, принятых в военном социуме. Указанные нормы - важнейшее средство регуляции поведения членов всей военно-профессиональной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения в военно-профессиональной деятельности.

Последовательное формирование нормативной системы регуляции военно-профессиональной деятельности, поведения и отношений военнослужащих-контрактников является основой их профессионально-нравственной культуры, что является признаком настоящего профессионализма.

В случае неразвитости данной функции нарушается процесс решения военно-профессиональной задачи по производству, сохранению и развитию нормативно одобряемого способа военнопрофессиональной деятельности. В случае гипертрофированности нормативной функции профессионально-групповые нормы воинской службы, базирующиеся на принятых эталонах в воинском социуме, принимают искажённый характер и не позволяют повышать устойчивость воинского социума и противостоять волне безнравственности и криминальности современного общества, а также осуществлять социальный контроль над военнослужащими-контрактниками, чем повышают вероятность возможного уклонения от эффективного выполнения военно-профессиональной деятельности.

Ценностно-смысловая функция, определяющая роль ценностей и смыслов военного профессионализма военнослужащего-контрактника. Данная функция вытекает из: осознания и принятия военнослужащим-контрактником профессионализма как необходимости личностного и коллективного развития военной профессии; осознания значимости профессионального самосовершенствования в целях повышения социальной роли военной профессии и укрепления обороноспособности страны.

Ценности и смыслы военного профессионала выражаются в устойчивой, избирательной и предпочтительной связи военнослужащего-контрактника с повышением творческого отношения к своей военно-профессиональной деятельности, к воинскому труду в соответствии со своей военноучётной специальностью, выступая при этом в своём социальном значении, приобретая для субъекта воинского труда личностный смысл, который расценивается им как нечто значимое для его собственной жизни и жизни общества. Отличительной особенностью воинского социума является то, что хотя в общевоинских уставах чётко определён порядок выполнения приказов и приказаний,

военнослужащего всё же интересуют вопросы: «Зачем?», «Для чего?» «Правильно или не правильно?», «Достаточно или нет?» Если у военнослужащего таких вопросов не возникает, они остаются, лишь предметно-направленными и будут с лёгкостью перескакивать с выполнения одного приказа на другой, увлекаясь их многообразием. В такой личности не присутствует ценностносмысловая и творческая направленность деятельности: хотя приказ выполняется, но при этом военнослужащий не задумывается о его смысле, ценности и последствиях для воинского социума.

Настоящий военный профессионал, помимо этих, ставит и иные, более значимые для него вопросы: «Ради чего и во имя чего я это делаю?», «Какую пользу это может принести Родине?» -т.е. вопросы о смысле воинского труда. При этом он соотносит свою военно-профессиональную деятельность со своими жизненными смыслами и смыслами государства, которому он служит. Деятельность военного профессионала всегда связана с переживанием этих жизненных смыслов. Профессионал активно ищет и находит всё новые смыслы в своей профессиональной деятельности.

Смыслы и ценности военного профессионала могут быть разнообразными, но всегда имеют позитивную индивидуальную или общественную направленность. Наиболее значимыми из них являются ценность эффективного военно-профессионального труда направленного на защиту Отечества, на защиту своего общества отрефлексированного ценностным и смысловым содержанием, являющиеся важнейшими ценностями для военнослужащих всех категорий.

В случае неразвитости или гипертрофированности данной функции у военнослужащего-контрактника, военнослужащего-профессионала ценность его военно-профессиональной деятельности не сводятся к единству обнаружения, извлечения, раскрытия, прочтения её смысла, истолкования и интерпретации. Интерпретация выступает лишь в качестве средства, раскрытия смысла или придания смысла всей воинской деятельности. Раскрытие же, обнаружение смысла происходит лишь только тогда, когда военнослужащий-контрактник, профессионал самостоятельно исходит из признания наличия смысла воинского труда в тех или иных проявлениях военно-профессиональной деятельности и пытается этот смысл самостоятельно обнаружить. Это означает, что он осознаёт свою социальную значимость и пытается применить свой профессионализм в воинском труде.

Коммуникативная функция, обеспечивающая реализацию действий, связанных с осуществлением повседневных отношений военного профессионала в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе выполнения военно-профессиональной деятельности. Данная функция основывается на совокупности: знания военнослужащим-контрактником видов воинского общения, обусловленных целями и задачами военной службы и потребностями военнослужащих; умений и навыков общения; психологических особенностей и качеств личности, позволяющих реализовать знания, умения, позиции в воинском труде и достигать намеченных целей и задач; профессиональной позиции военнослужащего, определяющей характер и результаты общения.

Коммуникативная функция выражается в повседневных отношениях военного профессионала и представляет собой его взаимодействие с сослуживцами и другими лицами, собственным «Я», всей армейской действительностью, которые обеспечивают ему профессиональные взаимосвязи в воинском коллективе, познание, обмен информацией или удовлетворение своих основных жизненных потребностей. Профессиональные отношения занимают особое место в воинском труде и представляют собой ту область, в которой реализуются все его стороны. Для военнослужащего они одновременно выступают фактором, влияющим на психическое самочувствие.

Знания о повседневных отношениях в воинском коллективе помогают военнослужащему-контрактнику добиваться его сплочения. Профессиональное общение как механизм повседневных отношений обеспечивает сопряжение самостоятельных, самобытных миров всех членов воинского коллектива, в которых присутствуют такие компоненты, как познание, участие, взаимодействие, толерантность. Они реализуются в процессе военно-служебного и неформального (обыденного) взаимодействия. Его особенность состоит в непрерывности, всесторонности и вместе с тем в жёсткой нормативной регламентации. Виды военно-профессионального общения обусловлены целями, задачами военной службы и потребностями военнослужащих-контрактников. Они включают распорядительноисполнительское, коммуникативно-развивающее, индивидуально-личностное общение. Средства и способы профессионально-служебного общения призваны обеспечить задействование вербальных и невербальных возможностей его участников. Это может достигаться как непосредственно, так, и опосредовано при вовлечении в процесс общения посредников - сослуживцев, командиров и начальников, других должностных лиц, технических, знаковых и иных средств.

В профессиональном общении важную роль играют такие умения и навыки, как сочетание рационального и чувственного во взаимодействиях; нахождение и поддержание эмоционального «сцепления»; способность слушать, понимать, принимать военнослужащего и убеждающее воздействовать на него; обеспечение психологической безопасности и условия для самореализации личности; владение оптимальным стилем общения. Профессиональная позиция военнослужащего-контрактника выступает базой и главным вектором, определяя характер и результаты общения. Такие характеристики позиции военнослужащего-контрактника, как социально-ценностная ориентация, военно-профессиональная компетентность, военно-служебная этика, обеспечивают ему успех в творческом отношении к воинскому труду и профессиональному самосовершенствованию, и дают возможность разрешать противоречия, возникающие при реализации принципов единоначалия и субъект-субъектных отношений.

В случае неразвитости или гипертрофированности коммуникативной функции: военнослужащий-контрактник не может выстраивать в воинском коллективе профессионально-целесообразных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

взаимоотношений и профессионально-служебные контактов в соответствии с общевоинскими уставами и нравственными принципами как с командирами и начальниками, так и с сослуживцами; между военнослужащими не существует подлинно творческой атмосферы поиска путей повышения профессионализма; он не способен вызвать к себе интерес и симпатию, а вместе с ними завоёвывать и поддерживать на протяжении продолжительного времени в коллективе авторитет, основанный на профессиональном опыте и профессиональной компетентности; отсутствует умение управлять своим настроением; не способен побуждать членов воинского коллектива ответственно и профессионально выполнять поставленные служебно-боевые задачи; не способен тактично и принципиально критиковать отдельных сослуживцев и предотвращать профессиональные конфликты.

Таким образом, совокупность функций профессионализма военнослужащего контрактной службы обусловлена общими целями и задачами воинского труда. Каждая функция направлена на обеспечение выполнения своей узконаправленной профессиональной задачи. Этим она способствуют более продуктивному решению частных задач, возложенных на другие функции.

Синтез всех функций профессионализма обусловлен наличием единой для каждого военнослужащего контрактной службы цели - постоянное самосовершенствование в своей военнопрофессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществление своего воинского труда в любых условиях и ситуациях. Выделение функций профессионализма военнослужащего контрактной службы позволяет нам определить в структуре профессионализма указанной категории военнослужащих структурные компоненты.

Так, результативная и нормативная функции позволяет обнаружить деятельностный компонент - владение собственно военно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие.

Данный компонент расценивается нами в качестве ведущей стороны воинского труда и выражается в синтезе целенаправленных взаимосвязанных предписаний действий конкретного военнослужащего-контрактника, образующих процесс реализации им конкретных профессиональных знаний, умений, навыков, функций и должностных обязанностей, соответствующих его военно-учётной специальности, выполнения служебно-профессиональных распоряжений, рациональную организацию своей военно-профессиональной деятельности. Совпадение выдвигаемых военно-профессиональных целей и задач воинского труда с личностными интересами, позициями и качествами военнослужащего-контрактника, выступают принципом и условием продуктивности действий по их реализации. Этим достигается совпадение мотивации профессиональных достижений, самосовершенствования и потребностей в военно-профессиональной деятельности, а также чёткое определение перспективных и текущих целей своей военно-профессиональной деятельности.

Профессионализм военно-профессиональной деятельности складывается из степени проявления в военно-профессиональной деятельности осознания социальной значимости своей профессии, понимания предназначения, миссии военной профессии; избрания деятельности по защите Отечества постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию; профессиональных знаний, профессиональных умений, навыков и степени их реализации в военно-профессиональной деятельности; высокой эффективности, достижения высоких и стабильных результатов; владения несколькими видами военно-профессиональной деятельности (военно-учётными специальностями) в рамках профессии; профессионального сознания (осознания максимального числа признаков в военно-профессиональной деятельности - предмета, средств, результата воинского труда); профессионального мышления, интуиции, самостоятельности в решении задач воинской деятельности; оптимальной психологической цены результата, отсутствия усталости и перегрузки при выполнении учебно-боевых задач; психологических качеств; профессиональной позиции военнослужащего.

Всё это служит оценочным основанием для определения уровня профессионализма военнопрофессиональной деятельности. Содержание данного компонента профессионализма не является застывшим образованием. О профессионализме деятельности военнослужащих-контрактников можно говорить только тогда, когда их система знаний, умений и навыков постоянно пополняется и обогащается, когда расширяется диапазон решаемых учебно-боевых задач, когда постоянно растёт эффективность военно-профессиональной деятельности, а сама она всё более приобретает творческий характер. Развитие данного компонента может осуществляться различным образом - в виде самостоятельной работы военнослужащих контрактной службы, путём их переподготовки или доподготовки, освоения смежных военно-учётных специальностей и пр.

Функции преобразовательная, ценностно-смысловая и коммуникативная позволяют обнаружить личностный компонент профессионализма военнослужащего-контрактника как главного субъекта военно-профессионального труда, определяя его сущность и соответствие высокому призванию быть системообразующим приоритетом во взаимосвязях всех компонентов профессионализма военнослужащего-контрактника.

Данный компонент выражается: в личностно-профессиональном развитии субъекта воинского труда до уровня профессионала, что возможно только при наличии продуктивной Я-концепции, основу, которой составляют различные представления о самом себе, отличающиеся различной степенью адекватности («Я» реалистичное в настоящем времени; «Я» идеальное (т.е. каким субъект стремиться быть, ориентируясь на моральные нормы); «Я» динамическое (каким намерен стать в будущем в процессе своего развития); «Я» фантастическое (каким желал бы стать, если это оказалось бы возможным) [1, с. 123-124]); в наличии у военнослужащего-контрактника, военного профессионала

совокупности личностных качеств (общих социальных качеств; индивидуальных качеств, характеризующих его профессионала, как человека; специфических качеств, непосредственно детерминированных его профессиональной подготовкой и деятельностью, отражающих характерные особенности военной профессии и военно-учётной специальности); в совокупности общих и военноспециальных знаний (общего уровня интеллекта, компетентности в своей профессии и военно-учётной специальности, знания нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность военнослужащего-контрактника в различных видах служебно-боевой деятельности); в интересах и склонностях к военно-профессиональной деятельности; в мотивации продвижения военнослужащего-контрактника к вершинам профессионализма в ратном труде; в социально-ценностной Я-концепции, которую военнослужащий-контрактник успешно реализовывает и оценивает; в интересе к воинскому труду и его результатам (знании о собственном развитии, условиях и факторах продуктивности военной службы и достижении вершин совершенства в своей военно-учётной специальности).

Профессионализм личности военнослужащего-контрактника складывается из: совокупности психологического ресурса, основа которого - творческий потенциал, ценностные и мотивационнодеятельностные особенности (военно-профессиональное самосознание, направленность, стиль воинского труда); умения в любых условиях последовательно оставаться на позиции, обусловленной непреходящей значимостью воинского труда, развивать и реализовывать способности и творческий потенциал, добиваться оптимальности всех сторон воинского труда; активности в самосовершенствовании (ярковыраженный осознанный характер, критичность отношения к себе, адекватность самооценки уровня своего развития, целенаправленной работы в самосовершенствовании, активно-деятельностном поведении, самоутверждении, военно-профессиональной направленности на самосовершенствование); стремлении к профессиональному росту.

Функции коммуникативная и нормативная позволяют определить коммуникативный компонент -основанное на принятом в воинском социуме нормативном взаимодействии военнослужащего-контрактника с другими военнослужащими, в процессе выполнения служебно-боевых задач военнопрофессиональной деятельности и обеспечивающими ему взаимосвязи в воинском коллективе, познание, обмен информацией или удовлетворение своих профессионально-жизненных потребностей.

Данный компонент выражается: в системе нормативной регуляции, побуждающей как в индивидуальном плане, так и в групповом постоянно придерживаться эталонов и стандартов поведения, взаимоотношений (формальных и неформальных) принятых в воинском социуме; в знаниях о повседневных отношениях в современном воинском коллективе; в умениях и навыках общения (способность слушать, понимать, принимать военнослужащих и убеждающее действовать на них, обеспечивать свою психологическую безопасность, условия для самореализации личности, владение оптимальным стилем общения); в качествах личности (эмпатия, коммуникабельность, доступность, толерантность, искусство убеждать, способность поддерживать открытую обратную связь, авторитетность, соответствие должностному статусу); в профессиональной позиции (гуманизм, социально-ценностная ориентация, служебная этика, психолого-педагогическая компетентность).

Профессионализм общения военнослужащего-контрактника, военного профессионала складывается из: реализации Я-концепции, адекватные представления о которой позволяют ему сформировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программу профессионального развития и саморазвития, выстроить гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений в воинском коллективе; его морально-психологической готовности к действиям в любых условиях и ситуациях, как в составе воинского подразделения, так и единолично; из его личной и коллективной воинской дисциплины; в его достижениях в военной службе и собственном развитии как личности, как субъекта воинского труда, как индивидуальности.

Все отмеченные нами структурные компоненты взаимосвязаны. В целостном единстве они призваны выполнять функции профессионализма. Их знание позволяет представить как полифункциональную характеристику профессионализма военнослужащего-контрактника. Понимание военнослужащим всех компонентов помогает ему определить тот перечень знаний, который востребован практикой интегративного знания, используя которое, он сможет продуктивно решать проблему продвижения к собственной вершине в воинском труде.

Проблема критериев и показателей выраженности профессионализма достаточно широко представлена в ряде работ военных и гражданских авторов. Однако практическая сложность оценивания заключается в том, что выделить в качестве основания для выделения критериев и показателей их выраженности, и каким образом дать объективную оценку профессионализма воина. Выбор критериев является важнейшим этапом продвижения военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, подготовки настоящего профессионала, способного выполнять сложные боевые задачи.

Определение уровня профессионализма позволяет создать не только оптимальную модель («портрет») профессионального военнослужащего контрактной службы, но и объективно, всесторонне оценить все его стороны, в том числе и результаты.

Критерий — признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо. Критерий объективен, ибо он предстает, как обнаруженная сущность. Показатель же выступает по отношению к критерию как частное к общему, то есть каждый критерий включает группу показателей, которые качественно и количественно характеризуют объект.

Критерии и показатели выражают закономерности возникновения предмета или явления, его строения, функционирования и развития, а поэтому обладают устойчивостью при многократном измерении в данном отрезке времени.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Различают качественные и количественные показатели, где первые фиксируют наличие или отсутствие измеряемых свойств, признаков, сторон и т.п., а вторые — меру их развития и выраженности. Нормативные показатели служат ориентирами в исследовании. Аналитические — отражают отношения, зависимость между несколькими одноуровневыми или разноуровневыми исследуемыми свойствами, сторонами предмета.

Анализ научной литературы, руководящих документов органов военного управления, практика воспитательной работы позволяет выделить следующие критерии профессионализма военнослужащих контрактной службы: военно-профессиональная деятельность; повседневные отношения; личностнопрофессиональное развитие; оптимизация всех сторон воинского труда; совокупные результаты воинского труда. Выделенные критерии свидетельствуют, что профессионализм можно рассматривать как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень её продуктивности, успешности, и как системное качество её субъекта, отражающее его возможности достичь и реализовать заданные нормативы деятельности.

Таким образом, проведённый анализ ориентирует нас на системно-целостное и в то же время конкретное оценивание критериев и показателей выраженности профессионализма военнослужащего-контрактника с точки зрения оценивания эффективности, оптимальности его воинского труда и самосовершенствования в нём. Данные положения позволяют нам определить критериальный модуль, для оценивания профессионализма военнослужащих-контрактников:

Критерии профессионализма Показатели критериального модуля

Знания Умения К Военно- профессиональная позиция Профессиональноважные качества Акмеологические инварианты

Военно-профессиональная деятельность * * * * * *

Повседневные отношения ** ** ** ** ** **

Личностно-профессиональное развитие *** *** *** *** *** ***

Оптимизация всех сторон воинского труда **** **** **** **** **** ****

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупные результаты воинского труда ***** ***** ***** ***** ***** *****

Такой принцип классификации критериев и показателей профессионализма характеризует прежде всего соответствие индивидуального развития воина-профессионала и военнопрофессиональной группы задачам военно-профессиональной деятельности и требованиям воинского социума и даёт возможность объективно и всесторонне оценивать готовность и способность военнослужащего-контрактника выполнять функциональные обязанности

Список литературы

1. Акмеология [Текст] : учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] /Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.

3. Бодалёв, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалёв. - М.: Флинта-Наука, 1998.

4. Воинский труд: наука, искусство, призвание [Текст] : монография / Отв. ред. Лаптев Л.Г., Маркитан Р.В., Хоменко И.Е. - М.: Совершенство, 1998.

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1997.

Literature

1. Acmeology /A. Derkach, V. Zazykin. - SPb., 2003.

2. Ananyev, B.G. A man as the object of cognition. - SPb., 2001.

3. Bodalyov, A.A. The highest point of an adult person development: characteristics and the conditions of achievement. - Moscow, 1998.

4. Hyell, L., Ziegler, D. The theories of personality. - SPb., 1997.

5. The military work: the science, the skill, the calling. - Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.