Научная статья на тему 'Сущность понятия «Социальная компетентность»'

Сущность понятия «Социальная компетентность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3961
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейлина Наталья Семеновна

В статье приводятся результаты аналитического исследования по обоснованию социальной компетентности специалистов гуманитарного профиля. Сформулировано определение социальной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бейлина Наталья Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Социальная компетентность»»

УДК 378.14

Н.С. Бейлина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.В. Куриленко СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

В статье приводятся результаты аналитического исследования по обоснованию социальной компетентности специалистов гуманитарного профиля. Сформулировано определение социальной компетентности.

Компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, социальная компетентность.

The article focuses on the results of analytical research on the the article the definition of social competence is given.

Competence, professional competence, social competence.

Как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. [2], развивающемуся современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность в ситуациях выбора, способные к сотрудничеству, обладающие большой мобильностью, динамизмом, конструктивностью, высоким чувством ответственности за судьбу страны, готовые к социальному взаимодействию.

Вместе с тем наблюдение за выпускниками вуза показало, что молодые специалисты демонстрируют отсутствие опыта сотрудничества в группе, умения находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях и т.д. Перечисленные качества составляют суть социальной компетентности специалистов, что делает необходимым ее формирование.

В связи с этим говорим о компетентностном подходе к подготовке специалистов, что обусловлено общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики; необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования»; экономическими и общественными проблемами российского общества; проблемами профессионального образования: необходимостью смены образовательной парадигмы; увеличением коммерческого приема студентов; низким уровнем трудоустройства выпускников государственных вузов [3].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что компетентность в большей степени связывают с личностными характеристиками (В.Н. Введенский, И. А. Зимняя, Дж. Равен, Г.П. Щедровиций), а компетенцию - с конкретной профессиональной деятельностью, то есть компетенция служит основой для дальнейшего формирования и развития компетентностей.

В современной психологии труда, организационной и профессиональной психологии, а также и в профильном образовании компетентность наиболее часто используется в контексте профессиональной деятельности.

Будущий специалист того или иного профиля, окончив высшее учебное заведение, должен обладать

substantiation of social competence of humanitarian specialists. In

профессиональной компетентностью.

Научная трактовка профессиональной компетентности изобилует множеством авторских дефиниций.

Несмотря на то, что существует множество различных трактовок термина «профессиональная компетентность», исследователь Е.А. Гнатышина [5] выделяет общие основные черты, характерные для многих трактовок, позволяющие уточнить сущность рассматриваемого понятия: интегральность профессиональной компетентности; ее уровневая характеристика, которая свидетельствует о заложенном в ней стремлении к саморазвитию; качественная характеристика (мерило квалифицированности специалиста); деятельностная характеристика (способность к выполнению профессиональных действий); опо-средованность нравственной позицией личности, детерминирующей готовность к принятию персональной ответственности за совершаемые профессиональные действия.

Таким образом, анализ представленных понятий позволяет понимать под профессиональной компетентностью совокупность профессиональных компетенций молодого специалиста, отражающих уровень его способности к успешному выполнению профессиональной деятельности и степень готовности к профессиональному развитию в условиях динамики.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К. Маркова и ряд других ученых (В.Г. Максимова, В.А. Сластенин и др.) выделяют четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную [1], [5].

Социальная компетентность является одним из важнейших видов компетентностей, так как, во-первых, по мнению И. А. Зимней, все компетентности социальны в широком смысле, ибо они формируются в социуме; во-вторых, она является одной из важных ключевых компетентностей выпускника учебного заведения, так как представляет собой систему компетентностей, необходимых для успешной адаптации личности к социуму, обеспечивая профессиональный и личный успех [3]. Социальная компетентность является, по мнению исследователя Т.Б. Беляевой, интегративным системным качеством

личности, а значит, мы можем говорить о том, что она интегрирует в себе другие виды профессиональной компетентности (индивидуальный, личностный и т.д.) [4]. Опираясь на мнение А.К. Марковой, можно сделать вывод, что социальная компетентность, как правило, определяется содержанием профессиональной деятельности специалистов, а также является залогом ее успешности [5].

Н.В. Куницына указывает на тот факт, что зарубежная и отечественная литература, посвященная изучению социальной компетентности личности, немногочисленна [4]. В современной науке отсутствует единое определение такого феномена, как социальная компетентность личности, ее структура, механизмы и условия целенаправленного развития в образовательном процессе. Причина заключается в сложности и интегративности рассматриваемого понятия, представляющего собой комплексное образование, охватывающее знания, умения, способности, навыки и опыт человека. В связи с этим затруднительно проводить изучение социальной компетентности и механизмов ее развития у учащихся.

По мнению Доджа, «определений социальной компетентности столько же, сколько исследователей этой проблемы» [6].

Рассмотрим некоторые варианты трактовок понятия «социальная компетентность» (см. таблицу).

Научные трактовки понятия «социальная компетентность»

Ф.И.О. автора Определение понятия «социальная компетентность»

А. Голфрид и Р. Дзурил-ла Способность индивида эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается

Д. Зиглер Повседневная эффективность индивида во взаимодействии со своим окружением [4]

Е.В. Коб-лянская Понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами

Н.И. Бело-церковец Определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли [4]

В.М. Басова Социальная компетентность - это интерио-ризированный личностью социальный опыт, адекватный определенной системе социальных отношений и обеспечивающий человеку возможности для самореализации в этой системе

Огромный вклад в трактовку понятия «социальная компетентность» внесла И.А. Зимняя. Исследователь выделяет три группы социальной компетентности [3]: 1) компетентности, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения; 2) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; 3) компетентности, относящиеся к деятельности человека.

Данная классификация позволила структурировать существующие в отечественной педагогики и психологии трактовки социальной компетентности.

Из анализа вышеизложенных определений понятно, что структура социальной компетентности составляет совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

Таким образом, каждое из перечисленных определений имеет свои особенности, однако в их структуре обнаруживаются объективно необходимые общие элементы. При рассмотрении социальной компетентности ученые, как правило, включают в ее структуру знания, социальные умения и навыки. Как видно, именно названные составляющие выступают основой социальной компетентности.

Рассмотрев множество трактовок понятия «социальная компетентность», учитывая и общую тематическую направленность многих определений, мы вывели свое определение данного понятия, которое наиболее полно отражает представление о социальной компетентности как части профессиональной компетентности: социальная компетентность - это интегративное свойство личности, позволяющее человеку адаптироваться, конструктивно и бесконфликтно взаимодействовать в современном обществе, продуктивно решать профессиональные задачи и проигрывать различные социальные роли.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет выделить следующие компоненты социальной компетентности: когнитивный, деятельностно-коммуникативный и рефлексивный. Содержание каждого из компонентов отражает основные компетенции, которые и составляют социальную компетентность.

Когнитивный компонент включает в себя:

- знания основ социологии, педагогики, психологии и этики, необходимые для успешной адаптации в профессиональной деятельности и социальной жизни;

- знание сущности и содержания процесса общения, его особенности в деятельности специалиста гуманитарного профиля;

- знание социально-психологических и этических проблем общения;

- умение эффективно строить отношения с различными категориями людей;

- определение барьеров общения и формирование условий для их успешного преодоления;

- знание вопросов делового этикета;

- знание основ планирования профессиональной карьеры.

Деятельностно-коммуникативный компонент включает в себя:

- умение устанавливать межличностные связи;

- умение решать психологические задачи, возникающие в процессе общения с клиентами, коллегами, руководством;

- умение правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимоотношениях с другими людьми;

- умение согласовывать свои действия с действиями других субъектов деятельности;

- умение вести деловую беседу, дискуссию и участвовать в данных формах делового общения;

- способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- навыки эффективного общения в практической деятельности специалиста гуманитарного профиля;

- способность субъекта брать ответственность за свои действия.

Рефлексивный компонент включает в себя:

- умение сознательно контролировать свою деятельность (учебную и профессиональную) и уровень собственного развития, личностных достижений;

- способность мысленного восприятия позиции собеседника;

- способность и умение осмысливать свою профессиональную деятельность, оценивать свои умения.

Таким образом, содержание и технологии обучения в вузе должны быть направлены на формирование данных компонентов, а значит, и на формирование социальной компетентности. Представленные в данной статье результаты исследования будут положены в основу построения теоретической модели и

педагогической технологии формирования социальной компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Литература

1. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. г. Новокузнецк. - 2005. - № 8. - С. 26-44.

2. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. -№ 4. - С. 23-30.

3. Зимняя, А.И. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / А.И. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

4. Краснокутская, С.Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе / С.Н. Краснокутская // Сб. науч. тр. СевероКавказского гос. техн. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». - 2005. - № 1 (13). - С. 98-109.

5. Маркова, А. Психология профессионализма / А. Маркова. - М., 1996.

6. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. - М., 1996.

УДК 371.94

ЕА. Воронина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О.А. Денисова

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В статье дается характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР). Освещены психологические особенности детей с ЗПР. Решается проблема диагностики данной категории детей. Представлены классификации ЗПР. Даны определения понятий «дошкольное образовательное учреждение» и «детский сад комбинированного вида». Освещены основные задачи детского сада комбинированного вида. Раскрыто понятие «Сопровождение ребенка с ЗПР», определены компоненты в структуре сопровождения. Раскрыта специфика сопровождения ребенка в ДОУ с ЗПР.

Задержка психического развития, отставания от программы, диагностика, классификация детей с ЗПР, детский сад комбинированного вида, комплексное сопровождение детей с ЗПР.

The characteristic of children with impaired mental function is given in the article. Psychological features of such children are presented. The problem of diagnostics of this category of children is being solved. Classifications of impaired mental function are given. The definitions of such notions as "preschool educational establishment" and "kindergarten of the combined type" are presented. The main goals of a kindergarten of the combined type are enumerated. The article discloses the notion of "support of a child with impaired mental function" and what components are retraced in the structure of the support. The specific character of support of such children in preschool educational establishment is disclosed.

impaired mental function, program retardation, diagnostics, classification of children with impaired mental function, a kindergarten of the combined type, complex support of children with impaired mental function.

Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и

усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.