Научная статья на тему 'Сущность понятия «Педагогическая поддержка в образовании»'

Сущность понятия «Педагогическая поддержка в образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6893
671
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OLEG SEMENOVICH GAZMAN’S WORK / THE PROGRAM «CLASS TEACHER» / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РАБОТА ГАЗМАН ОЛЕГА СЕМЁНОВИЧА / ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИДЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРОГРАММА «КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ» / THE PEDAGOGICAL SUPPORT / THE CHARACTERISTIC OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT / THE IDEOLOGY OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курников Д. В.

Автор анализирует содержание термина «педагогическая поддержка» в современном образовательном процессе. Основой для изучения данного термина являются работы отечественного исследователя О.С. Газман. В статье рассматриваются основные характеристики, цель и условия педагогической поддержки в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTENSION «PEDAGOGICAL SUPPORT IN EDUCATION»

The author analyzes the intension «The Pedagogical support» in the modern educational process. The works of the domestic researcher O.S. Gazman are the basis for studying of the given term. The basic characteristics, the purpose and conditions of the pedagogical support are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Педагогическая поддержка в образовании»»

Bibliography

1. Lyutikas, V.S. Fakuljtativnihyj kurs po matematike: teoriya veroyatnosteyj: ucheb. posobie dlya 9-10 kl. sred. shk. - M., 1990.

2. Bunimovich, E.A. Veroyatnostno-statisticheskaya liniya v bazovom shkoljnom kurse matematiki // Matematika v shkole. - 2002. - № 4.

3. Mordkovich, A.G. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass. Metodicheskoe posobie dlya uchitelya (profiljnihyj urovenj) / A.G. Mordkovich, P.V. Semenov. - M., 2010.

4. Egorchenko, I.V. Metodika izucheniya ehlementov kombinatoriki, teorii veroyatnosteyj i matematicheskoyj statistiki: ucheb. posobie. - Saransk, 2011.

5. Mordkovich, A.G. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass: ucheb. dlya uchathikhsya obtheobraz. uchrezhd. (profiljnihyj urovenj): v 2 ch. / A.G. Mordkovich, P.V. Semenov. M., 2010. - Ch. 1.

6. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass: zadachnik dlya uchathikhsya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj (profiljnihyj urovenj): v 2 ch. / pod red. A.G. Mordkovicha. - M., 2010. - Ch. 2.

7. Abihlkasimova, A.E. Algebra i nachala analiza: uchebnik dl 11 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obtheobrazovateljnihkh shkol (na kazakh. yazihke) / A.E. Abihlkasimova, I.B. Bekboev, A.A. Abdiev, Z.A. Zhumagulova. - Almatih, 2007.

8. Abihlkasimova, A.E. Algebra i nachala analiza: uchebnik dlya 10 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obtheobrazovateljnihkh shkol (na kazakhskom yazihke) / A.E. Abihlkasimova, K.D. Shoyjihnbekov, V.E. Korchevskiyj, Z.A. Zhumagulova. - Almatih, 2010.

9. Metodiki i tekhnologii obucheniya matematike. Laboratornihyj praktikum: ucheb. posobie dlya studentov matem. fak-tov ped.un.-tov / pod nauch. red. V.V. Orlova. - M., 2007.

10. Okunev, A.A. Vihstraivanie sobstvennogo ponimaniya shkoljnogo kursa matematiki // Matematika v shkole. - 2007. - №1; 2007. - № 3.

11. Mikhayjlova, E.Yu. Pedagogicheskie masterskie kak innovacionnihe formih organizacii obucheniya matematike / E.Yu. Mikhayjlova, R.A. Uteeva // Matematicheskoe obrazovanie: koncepcii, metodiki, tekhnologii: sb. trudov IV Mezhd. nauch. konf. «Matematika. Obrazovanie. Kuljtura», 231-24 aprelya 2009 g. / pod obth. red. R.A. Uteevoyj: v 3 ch. - Toljyatti, 2009. - Ch. 2.

12. Bodryakov, V.Yu. Geometricheskaya veroyatnostj kak ehffektivnihyj menedzher mezhpredmetnihkh svyazeyj shkoljnogo kursa matematiki / V.Yu. Bodryakov, N.G. Fomin // Matematika v shkole. - 2010, № 8.

13. Vasiljev, N. Geometricheskie veroyatnosti // Kvant. - 1991. - № 1.

Статья поступила в редакцию 25.07.12

УДК З7.0

Kurnikov D.V. THE INTENSION «PEDAGOGICAL SUPPORT IN EDUCATION». The author analyzes the intension «The Pedagogical support» in the modern educational process. The works of the domestic researcher O.S. Gazman are the basis for studying of the given term. The basic characteristics, the purpose and conditions of the pedagogical support are considered in the article.

Key words: the pedagogical support, Oleg Semenovich Gazman’s work, the characteristic of the pedagogical support, the ideology of the pedagogical support, the program «Class Teacher».

Д.В. Курников, аспирант Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: dinak@cn.ru

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОБРАЗОВАНИИ»

Автор анализирует содержание термина «педагогическая поддержка» в современном образовательном процессе. Основой для изучения данного термина являются работы отечественного исследователя О.С. Газманова. В статье рассматриваются основные характеристики, цель и условия педагогической поддержки в образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, работа Газман Олега Семёновича, характеристика педагогической поддержки, идеология педагогической поддержки, программа «Классный воспитатель».

Новейшие тенденции в изучении сущности понятия «педагогическая поддержка» связаны со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов, возникающих в тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения.

Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка [1]. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности [2].

М. Монтессори определяет педагогическую поддержку как: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам» [3].

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

О.С. Газман, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы по-

мочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.

При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович Газман пришёл к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.

Не случайно, он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. Следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Целью педагогической поддержки является «выращивание» субъектной позиции ребенка. Такой, которая предполагает: а) наличие развитого сознания, способного к самостоятельному

выбору; б) наличие воли механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора; в) наличие деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать, а значит, наличие умения проектировать.

Наиболее успешно данная цель достигается педагогом при условии, когда ребенок попадает в проблемную ситуацию, которую он сам оценивает как помеху, которая приковывает его внимание, отражается на его чувствах, вызывает потребность что-либо предпринять. Таким образом, педагогу нет необходимости мотивировать ребенка на деятельность, наоборот, у ребенка есть этот мотив как естественное желание (побуждение) к деятельности и он чаще всего ее и осуществляет - совершая действия в целях избавления.

Однако это вряд ли можно назвать проявлением свободы ребенка, если ребенок не обладает «свободоспособностью» (термин О.С. Газмана) - способностью строить сознательную деятельность по преобразованию проблемы в нужном для себя направлении.

Цель педагогической поддержки - становление в сознании обучающегося представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят (т.е. занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению).

О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:

• ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;

• самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка;

• всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

• все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

• не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;

• дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;

• не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

• доверяя — не проверяй!

• признавай право на ошибку и не суди за неё;

• умей признать свою ошибку;

• защищая ребёнка, учи его защищаться.

Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в «правильности» выбора. Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки ребенка мы называем «чувство плеча», то есть создание атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает - у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе». Роль педагога - «друг», «плечо», «батут» [4].

Многие из соратников и учеников О.С. Газмана разрабатывали педагогическую поддержку, прежде всего, в русле оказания помощи человеку (ребёнку) в решении его проблем (Т. Фролова, Т. Анохина, Н. Пакулина, Н. Михайлова). В этом случае среди наиболее важных, ключевых слов, характеризующих понятие «педагогическая поддержка», находятся проблемы человека, а не педагога. Суть идеологии педагогической поддержки в этом случае выражается тремя понятиями: «проблема», «защита», «самостоятельность».

Проблема - это индивидуальная характеристика, которая выражает доминирующее негативное состояние личности в данный момент, связанное с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.

Защита предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав.

Библиографический список

Самостоятельность - результат совместной деятельности взрослого и ребёнка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:

1. Согласие ребёнка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает когда её предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребёнка, а также в ситуациях асоциального поведения.

2. Приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребёнку. Педагог лишь создаёт для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках её решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика. В зарубежной педагогике такого педагога называют «фасилитатором».

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем.

4. Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимных личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребёнком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

5. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом, как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идёт «от ребёнка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причем его трудностей и проблем.

6. Защита прав и интересов ребёнка на всём пространстве его жизни. Педагог - воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребёнка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности «смягчить наказание», имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий поддержку, - это защитник интересов учащихся.

Перечисленные условия были выработаны классными воспитателями разных городов России, которые участвовали в экспериментальной работе по реализации педагогической поддержки в школе, и изложены в программе «Классный воспитатель» (руководитель О.С. Газман).

Их опыт показал, что соблюдение этих условий позволяет уйти от стихийно-спонтанной реакции на ситуацию, осуществлять целенаправленную деятельность по поддержке ребёнка на пути к саморазвитию. Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь человеку самостоятельно преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельности действий. Поддержать можно только начинающееся проявляться. Увидеть это можно, когда человек, особенно растущий человек, уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во-втором - удержать, чтобы не скатиться вниз, не упасть.

Поддерживать и развивать следует субъективность, т.е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность, неповторимость, особенности человека, которые выделяют его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой.

1. Вейте, Р Новые ценности образования / О.С. Газман, РМ. Вейте, Н.Б. Крылова. - М., 1995.

2. Полякова, Н.А. Научно-педагогические аспекты проблемы педагогической поддержки обучающихся / Н.А. Полякова, Т.Р Тихонова, Л.Ф. Рябченко [Э/р]. - Р/д: http://www.socobraz.ru/index.php/

3. Чакрян, Т.К. Педагогическая поддержка в образовательной практике // Материалы XII научно-технической конф. «Вузовская наука -Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь, 2008. - 2 т. Общественные науки.

4. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. - 2000. - № 3.

Bibliography

1. Veyjte, R. Novihe cennosti obrazovaniya / O.S. Gazman, R.M. Veyjte, N.B. Krihlova. - M., 1995.

2. Polyakova, N.A. Nauchno-pedagogicheskie aspektih problemih pedagogicheskoyj podderzhki obuchayuthikhsya / N.A. Polyakova, T.R. Tikhonova, L.F. Ryabchenko [Eh/r]. - R/d: http://www.socobraz.ru/index.php/

3. Chakryan, T.K. Pedagogicheskaya podderzhka v obrazovateljnoyj praktike // Materialih XII nauchno-tekhnicheskoyj konf. «Vuzovskaya nauka - Severo-Kavkazskomu regionu». - Stavropolj, 2008. - 2 t. Obthestvennihe nauki.

4. Gazman, O.S. Pedagogika svobodih: putj v gumanisticheskuyu civilizaciyu XXI veka // Klassnihyj rukovoditelj. - 2000. - № 3.

Статья поступила в редакцию 19.07.12

УДК 371 «73»

LegenchukD.V. THE CONTENT OF THE EXPERIMENTAL SIMULATION OF THE SYSTEM CONTINUITY OF THE SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM. The article considers the content of the modeling experimental work in the study of hereditary multilevel professional education in modern conditions. The author describes the substantial entity of its own pedagogical research simulation in the framework of the concept of continuity of a multi-level professional education.

Key words: activity, concept, method, a model of education, training, research and experimental work, the continuity of the education system.

Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган, E-mail:

doc600@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматривается содержание моделирования системы преемственного многоуровнего профессионального образования в современных условиях. Автор излагает содержательную сущность собственного исследования педагогического моделирования в рамках концепции преемственности многоуровнего профессионального образования.

Ключевые слова: деятельность, концепция, метод, модель образование, обучение, опытно - экспериментальная работа, преемственность, система образования.

Разработанная нами теоретическая модель преемственности среднего и высшего профессионального образования имеет структурную организацию, задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы, морфологически представлена в четырех подструктурах и представляет собой своеобразную программу, пользуясь которой можно определить конкретные задачи, пути и средства преемственности среднего и высшего профессионального образования на его различных этапах.

Нами установлено, что для обеспечения качественной подготовки специалистов необходимо включение в модель подготовки следующих взаимосвязанных и обусловливающих друг друга компонентов:

1) экспертная оценка образовательного и личностного потенциала студентов-первокурсников учреждения высшего профессионального образования;

2) реализация образовательного процесса с привлечением специалистов-практиков и широким использованием активных методов обучения;

3) реализация профессионально направленной внеаудиторной деятельности и учебно-исследовательской работы студентов;

4) реализация программ учебных и производственных практик в условиях учебно-профессиональной деятельности, по возможности максимально приближенных к условиям деятельности на предприятии;

5) реализация образовательного процесса как открытой системы с обеспечением интеграции в образовательное пространство учреждений СПО и ВПО и поликультурное пространство региона.

При разработке модели подготовки специалистов по социальной работе, ориентированной на региональную специфику, мы исходили из аналитического сопоставления требований к подготовке выпускников на уровнях СПО и ВПО. Необходимо углубление связей сотрудничества кафедр учреждения высшего профессионального образования с предметно-цикловыми комиссиями учреждений среднего профессионального образования, определения единых принципов и подходов в разработке учебно-программного, методического сопровождения профессиональной подготовки по «смежным» специальностям и принципов его реализации в учебном процессе, приведения структуры учреждения среднего профессионального образования в соответствие со структурой учебных подразделений ВПО, повыше-

ния теоретического, научно-методологического и методического уровня, профессиональной компетентности всех субъектов педагогической деятельности. Для специалистов двух ступеней профессионального образования в ГОС определены в целом одни и те же виды профессиональной деятельности, их разграничение условно, а преемственность подготовки специалистов предусмотрена самой профессиональной деятельностью.

Опираясь на методологические положения и критерии, которым должна удовлетворять модель педагогической системы, мы пришли к выводу, что для проектирования и логики проблем образования эффективнее всего применять методы системного анализа. При этом профессиональное образование рассматривается как сложное специально организованная система передачи и приема опыта поколений, предназначенное для воспитания и развития человека [1].

Построение любой модели в педагогике предполагает выбор ценностных основании, ведущих концепции, на которые опирается исследователь. В нашем случае вектор решения поставленной задачи задает модель гуманизации профессионального образования, представленная в работах ряда ученых, которые рассматривают гуманизацию образования как воспитание на основе уважения личности, признание приоритета добра, формирование таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, уважение, трудолюбие. Разработка модели преемственности среднего и высшего профессионального образования осуществлялось в следующей форме: 1) теоретическое, прогностическое моделирование как способ решения исследовательской проблемы на гипотетическом уровне (высший уровень); 2) методическое моделирование подсистем процесса развития преемственности среднего и высшего профессионального образования как прием модуляции (средний уровень); 3) праксиологическое моделирование комплексов низших подсистем (элементарный уровень).

Структурные компоненты предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса реализации преемственности среднего и высшего профессионального образования -цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм, методов и средств — и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, т.е. способ организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.