Научная статья на тему 'Сущность политического времени'

Сущность политического времени Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2476
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукина Ю. А.

В статье рассматривается феномен политического времени, дается его сравнительный анализ со временем социальным, определяются характеристики временных событий. Автор статьи приводит противоположные точки зрения на понятие политического времени и пространства, распространенные в современной отечественной политологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность политического времени»

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Время политическое стало разрабатываться намного позже, чем социальное, однако, так как оно затрагивает политическую жизнь общества, вторгаясь тем самым в сферу времени социального, можно сделать вывод о том, что политическое время может считаться подвидом социального времени.

Социальное время (иначе говоря, время человеческого бытия) — это коллективно воспринимающееся время, некая универсалия культуры, которая составляет ритм и скорость протекания событий за некоторый период существования индивида или группы.

Таким образом, время политическое выступает неким иным качеством времени, взаимодействующим с политической сферой жизни общества.

Для того чтобы не допустить неточности и разночтения в трактовке понятия политического времени, необходимо рассмотреть трансформацию соответствующего понятия со сменой эпох, а также взгляды различных ученых на данную категорию, и синтезировать их, получив в результате общее определение политического времени.

Изучение категории времени в политике ведется отечественными учеными-политологами с начала 90-х годов прошлого века. Эти исследования были тесно связаны с общим процессом становления отечественной политической науки. Кроме того, кризисная политическая обстановка в нашей стране в обозначенный период обусловила особый интерес ученых к темам модернизации, реформирования политических институтов, которые несомненно тесно связаны с пониманием времени в политике. Смена политического режима в процессе «перестройки», кризисы власти 1991 и 1993 годов заставили задуматься ученых-теоретиков не только о модели переустройства российского общества и государства, но и о вопросах преемственности власти и властных институтов, о закономерностях трансформации и смены их во времени. Так, появилась теория политического транзита, которая в конце 90-х годов стала разрабатываться А.Ю. Мельви-лем и рядом других исследователей, объясняющая процессы трансформации политических режимов, перехода от авторитарных и тоталитарных политических режимов к демократическим1.

В 1992 году вышла статья доктора философских наук, профессора С.С. Андреева «Политическое время и политическое пространство», в которой раскрывается понятие политического времени, история трансформации понимания политического времени и обосновывается важность и необходимость детального его изучения. Однако идеи С.С. Андреева находятся в русле советского подхода к

историческому и социальному процессу, в частности, он говорит о социальном прогрессе как о процессе смены формаций. И если С.С. Андреев сумел вырваться из системы марксистской идеологии, называя Высшим Идеалом, к которому идет политической прогресс, идеалы демократии, то подход к изучению проблем времени остается советским.

По мнению С.С. Андреева, политические отношения существуют в пределах конкретного, постоянно изменяющегося, пространства. Эти пространственные изменения не происходят в один момент, они всегда разделены временными промежутками, отражающими последовательность развития политических процессов. Таким образом, политические отношения существуют не только в пространстве, но и во времени. Главными атрибутами политического времени являются длительность и последовательность, которые определяют соответственно устойчивость и направление изменчивости политических отношений и процессов.

С.С. Андреев говорит и об объективности времени, о его независимости от сознания человека. Человек оказывается беспомощным перед временем вообще и временем политическим в частности, он не может задержать, растянуть момент настоящего, не может изменить события прошедшие и заглянуть в будущее.

Еще одним главным свойством политического времени С.С. Андреев называет одновременную его непрерывность и дискретность. По его мнению, непрерывность времени складывается из конечных отрезков, отличающихся друг от друга качественным содержанием, структурой, внутренними свойствами. Дискретные отрезки, составляющие линию политического времени, представляют собой как раз ряд единиц политического времени, отражающих поступательное движение к Высшему Идеалу. И если единицей социального времени является формация, то единицей времени политического — тип политических отношений на данном отрезке.

Таким образом, политическое время это не только фактор, упорядочивающий последовательность процессов и определяющий их длительность, но и определяющий длительность политических отношений, обеспечивающих политический прогресс.

С.С. Андреев разделяет абсолютное и относительное политическое время. Абсолютным является время, которое определяет поступательное движение к прогрессу в каждой отдельной стране, а относительное время представляет собой соотношение конкретного абсолютного и абсолютного времени человечества. Причем, абсолютным временем человечества являются политические отношения

70

Вестник ЮУрГУ, № 24(96), 2007

стран, которые идут впереди остальных, прокладывая путь Высшему Идеалу, остальные же являются носителями прошедшего времени или даже давнопрошедшего.

Наличие формаций, как составляющих политического времени, С.С. Андреев не подвергает сомнению, напротив, говорит об объективности их существования и нацеленности на Высший Идеал, под которым он понимает либеральные идеалы «Свободы—Равенства—Справедливости»2.

В последующие годы подход к проблемам времени изменился.

Так, по мнению, Сергея Семенова, политическое время является составной частью времени социального, но, в то же время, это и особая разновидность социального времени. По его мнению, политическое время тесно связано с политической жизнью, что, к сожалению, не всегда учитывается современной политической наукой, в рамках которой политическое время зачастую отождествляется с временем историческим. Собственно, главной функцией политического времени является упорядочение и организация политической жизни социально дифференцированного общества и поэтому оно не может не иметь многослойную структуру. Политическое время является атрибутом согласованного группового политического действия средних и больших групп, поэтому оно не столько устремлено в прошлое, сколько сосредоточено на настоящем и обращено в будущее, таким образом, политическое время относится к измерению количественных характеристик политической деятельности в прошлом, настоящем и будущем3.

Говоря о свойствах политического времени нельзя не упомянуть идею А.Б. Венгерова об обратимости политического времени, которую он называет «самым странным свойством»4. Речь здесь идет, конечно, не о возврате каких-либо политических событий, ситуаций и свойств, а, скорее всего, о возвращении к каким-либо их аспектам, проведении аналогий, связанных с прошлым.

Полемизируя с А.Б. Венгеровым, С. Семенов говорит об еще более «странном» свойстве политического времени - о его неравномерности, связанной с многослойностью его структуры. Для разных социальных групп, общественных институтов и отдельных индивидов время течет в разном темпе, поэтому, накладываясь, получается сложная картина общего политического времени. Кроме того, политическое время способно ускоряться, или напротив, сжиматься, замедляя свой ход.

Еще одним свойством политического времени С. Семенов называет мифологичность, которая, по его мнению, выступает скорее как свойство коллективного сознания, нежели как свойство политического времени, которое, прежде всего, в кризисные моменты выстраивает сложные конструкты в созна-

нии людей, связанные часто с идеализацией прошлого, и также способно кардинально изменять поведение людей.

Еще одним исследователем политического времени и новой отрасли политической науки — хронополитики, был А.С. Панарин.

А.С. Панарин отождествлял политическое время с социальным, подразумевая под ним течение исторического процесса, политическое и социально-экономическое развитие цивилизации. Кроме того, А.С. Панарин разграничил политическое время «восточного» и «западного» типа — циклическое и линейное. В отличие от С.С. Андреева, А.С. Панарин не считает политическое время абсолютно объективным явлением, не зависящим от воли и сознания отдельных людей, по его мнению, на течение политического времени оказывает влияние конкретное общество или направление развития цивилизации, множество социально-экономических факторов5.

М.В. Ильин также один из первых в постсоветской России поднял вопрос о соотношении политики и времени, о сущности времени политического. Кроме того, именно в журнале «Политические, исследования», главным редактором которого был тогда М.В. Ильин, в 1999 году была открыта рубрика «Пространство и время политики», в рамках которой была предпринята первая серьезная попытка обобщить весь накопленный опыт по хронополитической проблематике.

Политическое время, по мнению М.В. Ильина, выполняет множество функций. Среди них — оформление, институционализация политических действий и процессов, связывание воедино всей палитры политический событий, действий, процессов и акторов. Кроме того, политическое время является одновременно еще и одним из важнейших ресурсов власти. Исходя из этого, М.В. Ильин делает вывод о том, что недостаток политического времени грозит политике разложением, распадом.

Но помимо такого обобщенного взгляда на политическое время, М.В. Ильин предлагает трактовку политического времени с позиций современной политической науки. Категория политического времени охватывает практически все разделы и направления политической науки, практически невозможно найти такую проблему политологии, которая не требовала бы рассмотрения ее в динамике, «во времени»6.

М.В. Ильин также раскрывает одно из свойств политического времени, упомянутых выше - неравномерность. По его мнению, феномен времени, раскрывается плотнее, если посмотреть на него сквозь призму эволюции. Именно на вершине эволюции время становится максимально плотным и многослойным, что дает возможность наиболее эффективно рассматривать прошедшие времена, обладающие соответственно меньшей плотностью.

Политология

М.В. Ильин выделяет три диапазона времени, которые человек воспринимает одновременно. Это равномерное реальное время (Повседневность), многовекторное время истории (История) и время взаимосвязи эволюционных состояний (Хронос или Развитие). При этом каждый из этих диапазонов наделен своей логикой, размерностью, которые при первом приближении сложно друг с другом сопоставить. Кроме того, серьезную проблему представляет переход от одного диапазона в другой, ведь, например, ход исторического времени может не совпадать с течением времени физического.

Время воспринимается по-разному и обладает разными свойствами, если мы следим за событиями в реальном, настоящем времени, иначе - если вспоминаются и осмысливаются явления и события прошедшие, иначе-если проводится анализ накопленного потенциала и осуществляется прогноз на будущее. Наложение масштабных исторических событий на «мелкие», повседневные некорректно. Для первых необходим иной уровень обобщения, более масштабный, первые же, соединяясь, представляют собой некие «кванты» на линии темпо-ральности, которые в свою очередь, при еще большем отдалении, становятся еще менее различимы и на первый план выдвигаются еще более обобщенные тенденции политического развития. Таким образом, шкала темпоральное™, которую предлагает М.В. Ильин, оказывается разделенной не отдельными событиями, а переходами от одних качественных состояний к другим. Такой диапазон темпоральное™ в политическом контексте М.В. Ильин называет собственно хронополитическим.

Таким образом, М.В. Ильин не только говорит о многослойности времени, но и выделяет эти слои — Повседневность, История и Хронос (Развитие).

Итак, можно сказать, что отечественные ученые-политологи рассматривают категорию политического времени с двух сторон. С одной стороны, часть исследователей подчеркивают близость и родство политического времени с социальным (С.С. Андреев, А.С. Панарин, С. Семенов), а с другой стороны, часть исследователей (в их числе М.В. Ильин) рассматривает политическое время как родственное времени'историческому.

Очевидно', что категория политического времени, несмотря на то, что начала разрабатываться в России сравнительно недавно, уверенно вошла в отечественный политологический дискурс.

Анализ взглядов отечественных ученых-полито-логов на категорию политического времени раскрывает картину диаметрально противоположных взглядов наших ученых на некоторые характеристики и свойства политического времени. Например, среди свойств политического времени одновременно выделяется объективность (С.С. Андреев) и субъективность (А.С. Панарин), необратимость (С.С. Андреев) и обратимость (А.Б. Венгеров), что дает возмож-

ность разделить понимание времени с субъективной и объективной позиций.

В объективном смысле политическое время представляет собой особый вид социального времени, организующий политическую сферу жизни общества. Основными характеристиками его выступают объективность, длительность, последовательность, необратимость, многослойность, неравномерность.

В субъективном смысле политическое время -это сложная система восприятия политической дей-ствительности, при которой в сознании выстраивается сложный конструкт, синтезирующий в себе события и явления не только настоящего и прошедшего, но и вероятные их последствия в будущем. Поскольку этот конструкт существует только в сознании (отдельных людей или общества в целом), можно говорить и об абсолютной субъективности политического времени, о его обратимости и мифологичное™ (как об этом и говорил А.Б. Венгеров).

Таким образом, политическое время как вид и составная часть времени социального обладает всеми его чертами и свойствами. Так, оно обладает длительностью, события и явления протекают в определенном порядке (последовательность). Кроме того, из-за большого количества субъектов политики (индивиды, политические институты, политические партии, государство, группы давления и пр.) возникают множественные сложные связи и взаимоотношения между ними. Система таких взаимоотношения чрезвычайно сложна, потому что многие события, происходящие между субъектами, накладываются друг на друга на «ленте» времени, однако если учесть, что события и связи существуют не сразу между всеми участниками политического процесса, то политический процесс можно представить в виде многослойной конструкции развивающейся во времени. Многослойность политического времени является одной из наиболее важных его черт, раскрывающих сложность организации политического времени и его объемность. О сложности политического времени говорит также и его неравномерность. Во время революционных событий, когда происходит резкий скачек в развитии общества, политическое время сжимается, и те явления, для последовательного протекания которых нужны были годы, протекают в кратчайшие сроки, С другой стороны, во времена застоя политическое время растягивается, а порой даже и замирает, тогда в обществе не происходит никаких существенных изменений, развития (как, впрочем, и регресса).

Примечания

1 Чихарев, И.А. Хронополитические исследования: опыт синтеза / И. А. Чихарев // Полис. — 2003. — № 6. — С. 51.

2 Андреев, С.С. Политическое время и политическое пространство ! С.С. Андреев // Социально-политический журнал. — 1993. — № 6. — С. 29

72

Вестник ЮУрГУ, № 24(96), 2007'

3 Семенов, С.И. Хронополитические аспекты кризисов культуры / С.И. Семенов // Общественные науки и современность. — 1993. — № 4. — С. 153—154.

4 Венгеров, А.Б. Политическое пространство и политическое время (Опыт структурирования понятий) / А.Б.

Венгеров // Общественные науки и современность. — 1992.— Ка 6, —С. 61.

5 Панарин, А.С. Философия политики / А.С. Пана-рин. — М. ■ Новая шк., 1996. — С. 75—77

6 Ильин, М.В. Феномен политического времени / М.В. Ильин // Полис. — 2005: — № 3. — С. 5,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.