Научная статья на тему 'Сущность отклоняющегося поведения военнослужащих'

Сущность отклоняющегося поведения военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3385
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / АЛКОГОЛИЗМ / НАРКОМАНИЯ / ПЕДАГОГИКА / НОРМА / НЕГАТИВ / ЧЕЛОВЕК / ОБМАН / ДЕВИАЦИЯ / СЛУЖБА / УСЛОВИЯ / DEVIANT BEHAVIOUR OF MILITARY PERSONNEL / ALCOHOLISM / DRUG ADDICTION / EDUCATION SCIENCE / NORM / NEGATIVE / PERSON / DECEIT / DEVIATION / MILITARY SERVICE / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савин Алексей Дмитриевич

В рассматриваемой статье автор сквозь призму психолого-педагогической литературы при характеристике действий и поступков военнослужащих, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, использует понятия «правонарушение», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение», «асоциальное поведение» и др. При общей характеристике данных понятий в статье выявлена сущность отклоняющегося поведения военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATTERS OF DEVIANT BEHAVIOUR OF MILITARY PERSONNEL

Considering psychological and educational literature the article deals with military personnel’s activities falling short of accepted standards and rules. The author describes such concepts as: delinquency, illegal activity, immoral fault, deviant behaviour, asocial behaviour, etc, and elucidates the matters of the military personnel’s deviant behaviour.

Текст научной работы на тему «Сущность отклоняющегося поведения военнослужащих»

УДК 316.624 : [159.9 : 331.101.3]

Савин Алексей Дмитриевич

соискатель кафедры теории государства и права Владимирского юридического института ФСИН России dom-hors@mail.ru

СУЩНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Savin Alexey Dmitrievich

PhD applicant of the Theory of State and Law Department, Vladimir Law Institute, Federal Penitentiary Service of the Russian Federation

dom-hors@mail.ru

MATTERS OF DEVIANT BEHAVIOUR OF MILITARY PERSONNEL

Аннотация:

В рассматриваемой статье автор сквозь призму психолого-педагогической литературы при характеристике действий и поступков военнослужащих, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, использует понятия «правонарушение», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение», «асоциальное поведение» и др. При общей характеристике данных понятий в статье выявлена сущность отклоняющегося поведения военнослужащих.

Ключевые слова:

отклоняющееся поведение военнослужащих, алкоголизм, наркомания, педагогика, норма, негатив, человек, педагогика, обман, девиация, служба, условия.

Summary:

Considering psychological and educational literature the article deals with military personnel’s activities falling short of accepted standards and rules. The author describes such concepts as: delinquency, illegal activity, immoral fault, deviant behaviour, asocial behaviour, etc, and elucidates the matters of the military personnel’s deviant behaviour.

Keywords:

deviant behaviour of military personnel, alcoholism, drug addiction, Education Science, norm, negative, person, deceit, deviation, military service, conditions.

Девиация, отклонения, отклоняющееся (девиантное) поведение в социальных науках обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.) [1].

«В педагогике термин «девиация» обозначает помимо действий, которые не вписываются в рамки закона, любое недозволенное поведение военнослужащего во время службы. Сюда относится воровство и обман на всех уровнях, при этом польза извлекается за счет других военнослужащих. Рамки девиации расширяются вплоть до кражи времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа. Таким образом, отклоняющееся поведение военнослужащих - это любое поведение, официально не одобряемое руководством и включающее недозволенные перемещения ресурсов к руководству и подчиненным» [2, с. 42].

Личность военнослужащего рассматривается Я.И. Гилинским и В.Н. Афанасьевым как совокупность индивидуально-психологических элементов (морально-нравственный комплекс, социальная ответственность) [3]. Среда представляет собой влияние внешних определенных социально-экономических, культурных, климатических и других элементов. Под организмом понимается генетика человека, различные отклонения в развитии [4].

Алкоголизм и наркомания, например, являются результатом в большей степени влияния биологического фактора, а впоследствии и внешними изменениями окружающей среды. «Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и нервной периферической системы» [5].

Наркомания - (от греч. пагке - оцепенение и мания), болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам (напр., морфину), вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших - оглушение, наркотический сон. Систематическое употребление наркотика вызывает потребность в увеличении доз. Воздержание сопровождается абстинентным синдромом. При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация» [6].

Преступность можно рассматривать как продукт взаимодействия личности военнослужащего и среды при достаточно малом участии биологического фактора. На основе изучения научных трудов Ю.А. Клейберг, К. Лоренц, А.Г. Караяни, С.Б. Дохолян, Е.В. Змановской диссер-

тант одним из самых интересных в педагогике видов преступности военнослужащих выделяет дезертирство.

«Дезертирство в уголовном праве есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу» [7].

Существует мнение ученых по поводу дезертирства, что все индивиды подвержены пагубному влиянию этого явления в той или иной степени, необходимо только создать условия: воздействие внешних обстоятельств (финансовые проблемы, общее неудовлетворение образом жизни), некоторое время быть вне подозрений (слабый контроль со стороны вышестоящих офицеров или их равнодушие, невозможность в некоторых случаях выявить недостатки или недостачу) и возможность легитимно выйти из ситуации (психическое отношение к деянию, то есть возможность самооправдания или чувство невиновности).

«В 2011 году только по линии военной прокуратуры в суды было направлено без малого 30 тысяч уголовных дел о дезертирстве, - уточняет начальник второго отдела Главного управления кадров Министерства обороны РФ подполковник Рашит Акжигитов. - Это на 50 % больше, чем в 2010 году. К уголовной ответственности привлечено свыше 34 тысяч человек, что на 49 % больше прошлогоднего» [8].

По данным Министерства здравоохранения РФ, каждый военнослужащий России сегодня в среднем за год потребляет 14 литров алкоголя. Между тем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что уже 8 литров алкоголя на 1 военнослужащего в год - это предел, который угрожает генофонду любой нации. Каждый же литр сверх этой нормы уносит дополнительно 65 тысяч жизней.

По данным Министерства здравоохранения РФ, сегодня в России зарегистрировано 2,5 миллионов алкоголиков, то есть людей, которым диагноз алкоголизм поставлен медиками официально (на медицинском языке он звучит несколько мягче: постоянная алкогольная зависимость). В реальности около 200 тыс., страдающих алкоголизмом, являются военнослужащими, ушедшими в запас или уволенные из рядов вооруженных сил РФ.

Сегодня на каждые 10 тысяч военнослужащих в РФ приходится 226, ушедших в запас или уволенных из рядов вооруженных сил РФ, с диагнозом «алкоголизм». Необходимо объективизировать, что диагноз алкоголизм ставится уже подросткам 18-20 лет. В 1991-92 гг. в статистических сводках возрастного состава алкоголиков в графе дети-подростки на каждые 100 тыс. подростков официально приходилось 0 алкоголиков.

В 2009 году - 17,4 алкоголика,

В 2010 году - 20,8 алкоголика,

В 2011 году - 24,4 алкоголика» [9].

185 миллионов человек, или 4,7 % населения Земли злоупотребляли наркотиками в 2010-2011 годах. Такие данные приводятся во Всемирном докладе по наркотикам, который представил в Москве заместитель Генсекретаря ООН, исполнительный директор Управления по наркотикам и преступности (УНП) ООН Антонио Мария Коста [10].

По данным ООН, наиболее употребляемые наркотики в мире - это марихуана (каннабис) и синтетические наркотики типа амфетамина. В течение последнего года марихуану минимум один раз в год пробовали 150 млн. человек, а «синтетику» - около 38 млн. жителей Земли, из которых 8 % предпочли экстази [11].

Увеличилось количество смертей от передозировки наркотиками, в том числе и среди военнослужащих. Если, по экспертным данным, в 2010 г. от наркотиков в России умерло 213 военнослужащих, проходящих службу по контракту или по призыву, то в 2011 г. умерло 254 [12].

Вышеперечисленная статистика еще раз доказывает, что отклоняющееся поведение военнослужащих имеет огромные масштабы.

В педагогике поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в качестве личности в своем отношении к другому человеку, к самому себе [13].

Наряду с нравственно положительными, социально одобряемыми действиями существуют и отрицательные, аморальные проступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных, социальных норм.

С юридической точки зрения проступок военнослужащего - это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие [14].

В отклоняющемся поведении поступок военнослужащего может проявляться как действие или бездействие человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в жесте, взгляде, тоне речи, смысловом подтексте, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т.д.

Поведение военнослужащего - не только сложный комплекс видов его социальной деятельности, с помощью чего опредмечивается окружающая его природа, но и общение, а также практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах.

Поведение охватывает все поступки военнослужащих как особый вид взаимодействия с окружающей средой. В нем заложен внутренний план действия, в котором проявляются сознательно выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. То есть поведение выступает как единство мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности. Стало быть, мотивы, которыми руководствуется военнослужащий, в конечном счете определяются не тем, что он думает о своих поступках, а общей линией поведения на протяжении длительного времени в различных условиях.

В психолого-педагогической литературе выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения военнослужащих:

1. Отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (молодой человек любит играть с игрушками детсадовской поры).

2. Нарушения общепринятых норм, не являющихся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям.

3. Правонарушения, то есть поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства.

В других классификациях отклоняющееся поведение военнослужащих связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонений от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

- отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

- отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений).

Девиантное поведение военнослужащих имеет различную направленность. Оно бывает просоциальным, созидательным (либо социально-нейтральным) и асоциальным (антиобщественным). Кроме того, осознанным либо неосознанным; имеет как позитивные, прогрессивные для общества результаты, так и негативные [15].

Наибольшее внимание государства, российского общества, каждого военнослужащего должно уделяться профилактике таких форм отклоняющегося поведения, которым присущи осознанность и асоциальность. Это все формы агрессивного, аморального, делинквентного поведения (противоречащего нормам права, кроме уголовного), а также преступного или криминального, когда военнослужащий преступает нормы уголовного законодательства.

Как всякое действие, отклоняющееся поведение военнослужащего имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими и возрастными особенностями личности, социальным опытом, общим развитием.

В основе асоциального поведения военнослужащего лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, десоциализация. Его источником служит совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность человека к конкретным условиям социально полезной деятельности (его дезадаптацию). Дезадаптация влечет отчуждение личности военнослужащего от социальнопозитивных связей и отношений и, как следствие, вызывает десоциализацию. Последняя неразрывно связана с деморализацией, одно из выражений которой - трудновоспитуемость. Та или иная степень деморализации лежит в основе асоциального поведения.

Асоциальное поведение военнослужащих может проявляться в нескольких плоскостях [16]:

- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность, их устойчивость или слабость, повышенная активность или пассивность, сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.);

- как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

- как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Все эти качества и свойства личности военнослужащего, сложности в отношениях с окружающими и поведении ведут к трудоемкости обучения и воспитания.

Знание психологических основ отклоняющегося поведения у подчиненных является важным условием результативности практической деятельности офицеров и прапорщиков по решению сложных задач деятельности воинских коллективов.

Анализ научной литературы показал, что на формирование того или иного типа как нормального, так и отклоняющегося поведения влияют:

1. Ценностные ориентации личности (которые, в свою очередь, вытекают из потребностей, мотивов и интересов человека).

2. Тип социальной среды.

В зависимости от условий, в которые попадает военнослужащий, он может проявлять следующие типы отклоняющегося поведения: агрессивное, эгрессивное, суицидальное, делинквентное, аддинктивное.

Наиболее деструктивными проявлениями отклоняющегося поведения являются нарушения Закона РФ. Согласно УК РФ за соответствующие нарушения закона военнослужащие привлекаются не только к административной, но и к уголовной ответственности.

В процессе прохождения службы военнослужащими и их ограждения от совершения противоправных поступков следует особое внимание уделить формированию положительно направленной мотивации.

Рассматривая сущность отклоняющегося поведения военнослужащих, необходимо уяснить сущность данного феномена, а именно, социально-психологические особенности личности военнослужащего с отклоняющимся поведением. Личность есть целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных качеств, которые природный индивид приобретает в конкретноисторических условиях существования на основе деятельности, общения и познания.

Ссылки:

1. URL: www.KM.ru

2. Организационное поведение военнослужащих: учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб., 2006.

3. Гилинский Я.И., Афанасьев В.Н. Социология девиантного поведения. СПб, 1993.

4. Там же.

5. URL: www.g12life.com

6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в армии: учебное пособие для вузов. М., 2004.

7. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000.

8. URL: www.hg.ru

9. URL: www.g12life.com

10. URL: www.NEWSru.com

11. Там же.

12. Там же.

13. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практическое руководство. М., 2003.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

15. Евенко С.Л. Ценностные ориентации военнослужащих с отклоняющимся поведением // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 3. С. 7-8.

16. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: теории девиантного поведения: учеб. пособие. СПб., 2000.

References (transliterated):

1. URL: www.KM.ru

2. Organizatsionnoe povedenie voennosluzhashchikh: textbook for universities / ed. by G.R. Latfullin, O.N. Gromova. SPb., 2006.

3. Gilinskiy Y.I., Afanas'ev V.N. Sotsiologiya deviantnogo povedeniya. SPb, 1993.

4. Ibid.

5. URL: www.g12life.com

6. Krasovskiy Y.D. Organizatsionnoe povedenie v armii: textbook for universities. M., 2004.

7. Spivak V.A. Organizatsionnoe povedenie i upravlenie personalom. SPb., 2000.

8. URL: www.hg.ru

9. URL: www.g12life.com

10. URL: www.NEWSru.com

11. Ibid.

12. Ibid.

13. Sobchik L.N. Diagnostika individual'no-tipologicheskikh svoystv i mezhlichnostnykh otnosheniy: prakticheskoe rukovod-stvo. M., 2003.

14. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika. M., 1999.

15. Evenko S.L. Tsennostnie orientatsii voennosluzhashchikh s otklonyayushchimsya povedeniem // Pravo v Vooruzhennykh Silakh. 2006. № 3. P. 7-8.

16. Labkovskaya E.B. Yuridicheskaya psikhologiya: teorii deviantnogo povedeniya: manual. SPb., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.