УДК 008
СЛЕПЦОВА А. О., РОМАХ О. В.
СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФЕНОМЕНА ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ
Слепцова Анна Олеговна, Ромах Ольга Викторовна Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Аннотация. Феноменология талантливой личности, понимаемой как синергетическая система, в силу генетически унаследованных характеристик и воздействия среды формируется как уникальная субстанция. Степень же талантливости зависит от природных данных и стимулированием или, наоборот, погашением их извне. Все концепции, рассматривающие этот феномен можно, согласно философской традиции, разделить на материалистические и идеалистические.
И традиционно идеалистические абсолютизируют все составляющие феномена, не поддающиеся четкому научному объяснению, поэтому прослеживается мистико-религиозный уклон, в противоположность этому, материалисты рассматривают данный его как комплекс сугубо физиологических признаков, активизированных средой.
Ключевые слова: талант, феномен талантливой личности, среда, детерминация-гашение таланта, дуальность идеализма-материализма в понимании.
Сущность любой культурологической концепции подразумевает формирование диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений об объекте как целостной и многообразной системе. Специфика культурологического подхода заключается в рассмотрении любого феномена с позиций целой совокупности гуманитарных дисциплин, что, в конечном счете, обуславливает получение наиболее полного нового знания по изучаемой проблеме.
Касательно феномена талантливой личности, следует сказать, что личность понимается как синергетическая система, которая в силу генетически унаследованных специфических характеристик и воздействию среды формируется как уникальная субстанция, а степень талантливости, таким образом, зависит от природных данных и стимулированием или, наоборот, погашением их извне. Кроме этого, несомненно, то, что талант это относительное понятие детерминированное культурными, социальными, экономическими, историческими факторами.
Все концепции, рассматривающие этот феномен можно, согласно философской традиции, разделить на материалистические и идеалистические.
И традиционно идеалистические абсолютизируют все составляющие феномена, не поддающиеся четкому научному объяснению, поэтому прослеживается мистико-религиозный уклон, в противоположность этому, материалистические концепции рассматривают данный феномен как комплекс сугубо физиологических признаков, активизированных в большей или меньшей степени в зависимости от среды.
Самой перспективной концепцией представляется культурологический синкретизм, суть которого заключается в следующем:
Талант следует понимать как возможность реализации творческого и интеллектуального потенциала личности, что, в сущности, является выходом человека на новый уровень, на котором реализуется безусловная потребность личности в свободе. Кроме этого, наблюдается прямо пропорциональная зависимость, чем одареннее личность, тем сильнее проявляется потребность в осмысленности существования, в творчестве, то есть, в освобождении от сугубо практического понимания бытия. Можно сказать, что личность через творчество пытается обрести бессмертие, а степень таланта обеспечивает реализацию этого желания и, в то же время, стимулирует его. Таким образом, чем талантливее личность, тем сильнее у нее выражена потребность в свободе, и тем больше возможностей удовлетворить ее.
Эта, на первый взгляд, очевидная концептуальная разработка является суммированным логическим продолжением философских измышлений целого ряда теоретиков культуры, принадлежащим к разным философским направлениям, таких как Н.А. Бердяева, А. Шопенгауэра, А. Камю, что свидетельствует о максимально возможной объективности для гуманитарной дисциплины.
Понимание сущности талантливой личности занимает значительное место в христианском вероучении. Согласно, этой концепции, изначально, человек наделен способностью делать сознательный выбор, в соответствии с поставленными им целями, то есть обладает свободой воли. То есть здесь человек, благодаря обладанию свободой воли становится на один уровень с Богом, как абсолютным творцом. Более того, в зависимости от направленности творчества, в широком смысле слова, может стать как угодным, так и неугодным Богу.
Что касается понимания таланта, то в Библии, как известно, это денежная единица, а факт того, что материальное богатство дарит некоторую свободу, неоспорим, то же самое с интеллектуальным и творческим потенциалом. Таким образом, можно говорить о том, что удовлетворение материальных потребностей, посредством таланта как денежной единицы и удовлетворение духовных потребностей через талант как уровень способностей, свидетельствует, что путь творчества - это путь к духовной свободе, а талант - средство, осуществляющее это движение.
В философском наследии Бердяева ключевая роль принадлежит таким понятиям как свобода и творчество. По Бердяеву, свобода является необходимым условием творчества.
В контексте рассматриваемого вопроса, философские взгляды Бердяева представляют интерес, прежде всего, потому, что в них раскрывается драма любого человеческого творчества, понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присущей человеку свободы.
Французский мыслитель Камю смотрит на проблему взаимообусловленности творчества и свободы через призму своей философии: «Искусство — это обретшее форму требование невозможного. Самый возвышенный стиль в искусстве есть выражение высочайшего бунтарского порыва. Г ений — это бунт, нашедший свою собственную меру. ... Всякое творчество самим своим существованием отрицает мир господина и раба» [8].
Бесспорно, что реализация потенциала личности есть единственная возможность существования человека. Чем полнее реализован потенциал, тем, безусловно, счастливее человек, который, в отличие от других живых существ, помимо чисто биологических потребностей, обладает потребностью творить. Отсутствие свободы, ограничения, то есть все, то, что мешает удовлетворить потребность человека быть человеком может и не представлять собой запрет извне, как например, произведение искусства, враждебное существующей идеологии попадает под запрет. Проблема может иметь и субъективную сторону. Смысл жизни человека заключается не в достижении некой единственной цели, а в постоянном поиске. Если личности хотя и не запретили, но и не способствовали развитию хотя бы пониманию необходимости поиска, то актуальными для общества становятся социальные проблемы.
Поиск и обретение себя в творчестве это выход не только для гения, безусловно, у каждого человека есть возможность преобразовывать внешний мир, утверждая свой внутренний. Существование самой этой возможности есть ответственность. Личность, воплощая себя, несет новый элемент во внешнюю среду. И чем значительнее талант, тем, соответственно и грандиознее заслуга или страшнее вина творца.
Поэтому, можно говорить о существовании некой философско-культурологической триады: творчество-свобода-нравственность.
Нравственность - один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует, нравственность определяется чувством сострадания, "добротой" человека. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. Этическое отношение может существовать только тогда, когда у человека будет присутствовать сознание своего высшего "я". Естественно, что у гениального человека это выражено наиболее ярко. Никто в такой сильной степени не принимает участия в страданиях своего ближнего, как он. Таким образом, гениальность есть высшая нравственность. Гений - высшая форма бытия вообще, не только в интеллектуальном, но и в моральном отношении. Гений самым совершенным образом раскрывает идею человека.
Гениальность есть не что иное, как полное осуществление идеи человека, т. е. то, чем должен быть человек и чем он принципиально в состоянии стать. Поэтому, рассуждения, касающиеся возможного сосуществования гениальности и "радикального зла в человеческой природе" не имеют под собой оснований, высшее интеллектуальное развитие, невозможно без достижения вершин нравственности. Согласно, эволюционной этике мораль является моментом
развития природной эволюции, коренится в природе человека, а морально положительным является такое поведение, которое способствует "наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни".
Суммируя все вышесказанное, можно заключить, что творчество, свобода, нравственность, -понятия взаимообусловленные и взаимосвязанные настолько, что наличие каждого из них является обязательным условием наличия двух других.
Литература
Апресян Р.Г. Эволюционная этика // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
Акимов И., Клименко В. О природе таланта. М., 1994
Басин Е.Я. «Двуликий Янус». (о природе творческой личности). М., 1996
Гальцева Р. Николай Александрович Бердяев. М., Литературная газета. 1989. № 31.
Гуревич П. С. Культурология: Учебник для вузов. М., 2005.
Гусейнов А.А. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1988.
Дружинин В. Метафорические модели интеллекта. - В кн.: Творчество в искусстве. Искусство в
творчестве. М., 2000
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 2000. Шопенгауэр А. О гении. М., 1999.
Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // http://www.ideology.ru/app/rs/phil/efroimson.htm.