Сущность концепции «Электронное правительство» и Мировой опыт ее реализации Текст научной статьи по специальности «Автоматика. Вычислительная техника»

Научная статья на тему 'Сущность концепции «Электронное правительство» и Мировой опыт ее реализации' по специальности 'Автоматика. Вычислительная техника' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 50.39.29 — Типы ВС
  • УДK: 004.75
  • Указанные автором: УДК: 004.75

Статистика по статье
  • 3009
    читатели
  • 870
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ
  • THE ELECTRONIC GOVERNMENT
  • THE GOVERNMENTAL MANAGEMENT
  • SUBJECTS OF THE PUBLIC LIFE
  • INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES
  • ELECTRONIC FORMS OF INTERACTION
  • ELECTRONIC RUSSIA

Аннотация
научной статьи
по автоматике и вычислительной технике, автор научной работы — Франгулова Екатерина Валерьевна

Представлена социально-экономическая модель, в которой описано взаимодействие между государством, предприятиями и гражданами. Заявлены предпосылки создания в государстве электронного правительства, приведено определение понятия «электронное правительство». Перечислены основные проблемы, возникающие при внедрении электронного правительства, а также категории форм взаимодействия от более простых к более сложным: публичное распространение информации, электронные формы и транзакции. Исследуется мировой опыт реализации концепции, в частности опыт Великобритании и США. Заявлены цели внедрения федеральной целевой программы «Электронная Россия». Библиогр. 4. Ил. 4.

Abstract 2010 year, author — Frangulova Ekaterina Valerievna

The social and economic model in which interaction between the state, the enterprises and citizens is described is presented. The background of the invention of the electronic government in the state is declared, the definition of the notion "the electronic government" is given. The basic problems arising in introduction of the electronic government and the categories of forms of interaction from more simple to more difficult: such as public distribution of the information, electronic forms and transactions are listed. The world experience of realization of the concept, in particular the experience of Great Britain and the USA is studied. The purposes of introduction of the federal target program "Electronic Russia" are declared.

Научная статья по специальности "Типы ВС" из научного журнала "Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика", Франгулова Екатерина Валерьевна

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по автоматике и вычислительной технике , автор научной работы — Франгулова Екатерина Валерьевна

Текст
научной работы
на тему "Сущность концепции «Электронное правительство» и Мировой опыт ее реализации". Научная статья по специальности "Типы ВС"

УДК 004.75
Е. В. Франгулова
СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
И МИРОВОЙ ОПЫТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Введение
В настоящее время государство, как главный общественный институт, стремится быстро реагировать на изменения в обществе и экономике, проводя при этом собственные изменения с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы более ориентирована на потребности граждан и бизнеса. В условиях обособленной деятельности государственных структур различные учреждения имеют собственные правила и процедуры, а также собственную правовую основу деятельности, собственные методы работы и бизнес-процессы, что приводит к разобщенности действий, дублированию информации и неэффективному использованию ресурсов. В целях оказания комплексных услуг и повышения эффективности своей работы государство в настоящее время стремится объединить обособленные структуры. Путем реорганизации внутренних бизнес-процессов многие государственные учреждения сокращают многие шаги и операции, требующие непосредственного участия граждан, используя при этом технические решения, которые стандартизируют информационные системы органов власти и позволяют интегрировать их между собой. Процесс использования информационных технологий в государственном управлении характеризует переход государства на новый уровень взаимодействия с обществом - «электронное правительство».
Целью работы являлось исследование сущности концепции «Электронное правительство». В задачи исследования входило рассмотрение взаимодействия органов власти с субъектами общественной жизни, представление основных факторов, препятствующих внедрению информационных технологий в государственное управление, исследование форм электронного взаимодействия, а также анализ мирового и российского опыта реализации «электронного правительства».
Модель общественной жизни
В социально-экономической жизни любой страны условно можно выделить три основных субъекта экономики: государство, коммерческие предприятия - бизнес, граждане. Граждане представляют собой общество, предприятия являются хозяйствующими субъектами экономики, государство - интегрирующей системой, связующей все три звена. Взаимодействия между государством, предприятиями и гражданами выражаются известными аббревиатурами, обозначающими область соприкосновения субъектов друг с другом: В2В ("Ьи8те88-1ю-Ьште88") -«предприятия предприятиям» или «бизнес бизнесу», В2С ("Ьи8те88-1о-сш1ошег") - «предприятия покупателю», 02В ('^оуетшеп1;-1;о-Ьште88") - «государство бизнесу», 02С ('^оуетшеп!;-1о-сШ2еп") - «государство гражданину» и т. д. [1]. Важно, что эти термины покрывают только отношения взаимодействия между субъектами общественной жизни. Формы взаимодействия субъектов общественной жизни схематично представлены на рис. 1.
Рис. 1. Формы взаимодействия субъектов общественной жизни
Если рассматривать субъекты общественной жизни в рамках концепции «Электронное правительство», то граждане и предприятия взаимодействуют с государством не как с единым целым, а как с огромной бюрократической структурой, в которую входят региональные и муниципальные органы власти, ведомства, службы и другие государственные структуры. Упрощенно модель взаимодействия граждан и предприятий с государственными структурами можно представить в виде схемы (рис. 2), из которой видно, что государство представляет собой целый набор органов, различных по своим функциям, зонам ответственности и уровням власти.
Государство, как иерархическая система, имеет множество элементов, которые взаимодействуют между собой через регламентированные процессы. В свою очередь, каждый из государственных элементов взаимодействует с гражданами (02С) и предприятиями (02В).
Электронное правительство - это изменение внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения вовлеченности общества в вопросы государственного управления и совершенствования внутренних бизнес-процессов [1].
В данном определении прослеживаются три основные идеи:
— предоставление государственных услуг посредством ИКТ;
— увеличение степени участия граждан в процессе государственного управления;
— повышение внутренней эффективности государственной деятельности.
Электронное правительство - это корпоративная интегрированная информационная система в масштабе государства. Но на пути внедрения столь масштабной системы в социальноэкономическую жизнь любой страны возникает целый ряд проблем (рис. 3).
Рис. 3. Отрицательные факторы при внедрении электронного правительства
Опишем эти проблемы более подробно.
Необходимость изменения внутренних процессов управления государственными структурами. В аналогии между электронной корпорацией и электронным правительством этому соответствует факт, известный всем специалистам по корпоративным информационным системам: повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении информационной системы достигается только при одновременном проведении реинжиниринга бизнес-процессов автоматизируемого предприятия.
Ведомственная ориентация услуг государственных органов на всех уровнях и отсутствие взаимообмена информацией между различными ведомствами и службами. Есть ведомственные базы данных, но нет ни стандартизации форматов, ни обмена информацией между ведомствами. Типичным является высокий уровень регламентации процессов внутри ведомств при одновременном низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия. Как правило, отсутствуют или слабо определены ответственность и контроль сроков исполнения при межведомственных взаимодействиях.
Недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ИКТ.
Неготовность органов государственной власти к применению ИКТ и реорганизации своей деятельности.
Информационное неравенство - недоступность для части населения страны средств обработки, выборки и передачи информации по телекоммуникационным сетям, включая и Интернет.
Низкий уровень подготовки кадров в области ИКТ [2].
Формы электронного взаимодействия
Многие страны мира, в том числе и Россия, уже внедрили или только еще реализуют большое количество инициатив в области электронного правительства. Это разнообразие инициатив можно распределить по нескольким категориям - от более простых форм взаимодействия к более сложным (рис. 4):
Рис. 4. Формы электронного взаимодействия
Публичное распространение информации представляет собой создание приложений, которые обеспечивают доступ к правительственной информации по Интернету. Данная категория предполагает отношения, в которых и государство, и пользователь играют пассивную роль.
Электронные формы или интерактивное взаимодействие дают, например, возможность доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам или предприятиям для взаимодействия с государством. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже не выступает в прежней пассивной роли, т. к. имеет возможность обращаться по Интернету в государственные учреждения с конкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.
К числу транзакций можно отнести подачу заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подачу налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т. п. Осуществление реальных операций (транзакций) предполагает активное общение между государством и адресатом услуг. Примером может быть обращение за услугой с последующим электронным подтверждением заявки или полностью реализованная цепочка получения права на открытие своего дела [3].
Мировой опыт
Самый высокий уровень реализации электронного правительства предполагает создание единых стандартов для государственных информационных систем: стандарты данных, стандарты межведомственного обмена информацией, стандарты метаданных (и поиска информации), а также стандарты безопасности. Мировыми лидерами в области реализации единых стандартов в рамках концепции электронного правительства являются: Великобритания (правительственный шлюз, правительственный Интранет и стандарт e-GIF); Дания (инфраструктура Infostructureba); Швеция (Government Elink (GeL)); Австралия (FedLink - правительственный шлюз и защищенный правительственный Интранет); Гонконг (Government System Architecture (GSA) - архитектура государственной системы); США (Федеральная корпоративная архитектура информационных технологий государственных организаций).
Великобритания уделяет большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость государственных систем и технологий. Ключевые стандарты обеспечения совместимости и единства государственных систем определены в документе «Среда межведомственного взаимодействия в правительстве» (Government Interoperability Framework, e-GIF) и задают основные требования для предоставления интегрированных онлайновых государственных услуг. Следование этим стандартам является обязательным для всех государственных систем. Подход США связан с созданием концепции корпоративной архитектуры государственной организации и ее внедрением в состав электронного правительства. Вместе - и электронное правительство, и федеральная корпоративная ИТ-архитектура - предоставляют необходимые составляющие для достижения желаемой цели, состоящей в успешном внедрении прикладных информационных систем для электронного правительства, которые, в свою очередь, обеспечат требуемую эффективность и ответственность в выполнении функций государственного управления [3].
Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
С 2002 г. в России реализуется федеральная целевая программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В тексте программы ее глобальная цель обозначена как формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой: для повышения качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти; повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг; внедрения единых стандартов обслуживания населения; повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и телекоммуникационных технологий; повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления; обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти [4].
Из вышеобозначенной цели следует, что ФЦП «Электронная Россия» предполагает разработку концепции построения электронного правительства, которое, в свою очередь, реализуется за счет масштабного внедрения ИКТ в жизнь государства для обеспечения удобного механизма взаимодействия всех субъектов общественно-экономической жизни, а именно граждан, предприятий и органов власти.
Заключение
Для успешной реализации подобной программы в России требуются не только большие инвестиции и реорганизация структуры государственного управления, но и технологическая основа. Требуется разработка методов интеграции и моделей взаимодействия уже имеющихся информационных систем, ресурсов и порталов, а также создание унифицированных форматов данных и способов их обработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агамирзян И. В. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства //http://www.microsoft.com/Rus/Govemment/analytics/egov_evolution.mspx.
2. Модернизация государственного управления // Материалы форума лидеров государств 2003 года в Риме // http://www.microsoft.com/Rus/Government/analytics/Modernization/default.mspx.
3. Данилин А. В. Технология интеграции государственных информационных систем и организации межведомственного взаимодействия // Реализация проектов электронного правительства, 2008. - 19.
4. Федеральная целевая программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // www.elrussia.ru.
Статья поступила в редакцию 29.12.2009
ESSENCE OF THE CONCEPT "THE ELECTRONIC GOVERNMENT”
AND WORLD EXPERIENCE OF ITS REALIZATION
E. V. Frangulova
The social and economic model in which interaction between the state, the enterprises and citizens is described is presented. The background of the invention of the electronic government in the state is declared, the definition of the notion "the electronic government" is given. The basic problems arising in introduction of the electronic government and the categories of forms of interaction from more simple to more difficult: such as public distribution of the information, electronic forms and transactions are listed. The world experience of realization of the concept, in particular the experience of Great Britain and the USA is studied. The purposes of introduction of the federal target program "Electronic Russia" are declared.
Key words: the electronic government, the governmental management, subjects of the public life, information-communication technologies, electronic forms of interaction, electronic Russia.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх