УДК 338.242.02 ББК 65.05
М.А. Буринов, Т.Т. Цатхланова
СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются цели управления экономикой региона и роль информационных технологий в достижении этих целей. Анализируются общие и особенные черты систем управления регионом.
Ключевые слова: информация, информационные технологии, электронное правительство, государственное управление, государственные услуги.
M.A. Burinov, T.T. Tsatkhlanova
INFORMATION TECHNOLOGY ENTITY AS KIND OF REGION MANAGEMENT
Annotation. In this article aims of a regional economy management and role of information technology in achievement of these aims are described. General and particular features of region management systems are analyzed
Key words: information, information technology, electronic government, state management, state services.
Технология управления - одна из наиболее сложных и трудно формализуемых областей человеческой деятельности. Прогресс техники, способствующий использованию преимущество групповой технологии (наиболее гибкой), позволяет развивать промышленные предприятия по пути автоматизации и внедрения новых информационных технологий. Различные аспекты исследуемой проблемы, связанные с экономическими последствиями использования ЭВТ в хозяйственной деятельности предприятий частично нашли отражение в работах российских ученых Л.Н. Абалкина [1, С. 20], А.М. Бабашкиной [2, С . 72], А.С. Олейник [3, С. 160] и др. По управлению сложными системами - работы А.В. Данилина[4, С. 204], Н.М. Добрынина [5, С. 27], Г.А. Титоренко [6, С. 201], а также английского ученого Д. Холмса [7] и других ученых. Актуальность проблемы подтверждается федеральными законами «Об информации и информатизации и защите информации», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и др. По мнению ряда исследователей, задача государства состоит не только в том, чтобы передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, но и в том, чтобы создать правовые условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. [8, С. 235]. Эффективность информационных систем органов государственной власти и управления, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют:
- единство концепций построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали - на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и по горизонтали, на каждом уровне иерархии;
- полноту и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования а также
всех этапов разрешения проблем управления- от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;
- скоординированность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.
Информационная система управления - совокупность информации, экономикоматематических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.
Под региональным управлением понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административнотерриториальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений.
Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов РФ.
Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности.
Информационные системы управления позволяют:
- повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
- обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
- добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
- согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
- за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии
экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
- уровень в системе государственного управления;
- область функционирования экономического объекта;
- виды процессов управления;
- степень автоматизации информационных процессов.
Сегодня российская власть, объективно создающая условия для развития России как демократического государства, должна быть заинтересована в создании ориентированного на уважение к человеческой личности, на партнерское взаимодействие с гражданами и институтами формирующегося в России гражданского общества открытого государственного аппарата. Как отмечал А.И. Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию», «уважение к личности - более широкий принцип, чем демократия и он должен быть выдержан непременно» [9, С.4]. Несмотря на то, что прозрачность - это несвойственная российской бюрократии традиция и реформы системы государственного управления сопровождаются и будут сопровождаться всевозможными проблемами и препятствиями, все же сложившийся стереотип старого управления необходимо кардинально трансформировать именно потому, что атмосферу взаимного доверия между обществом и властью невозможно создать, если по-прежнему граждане не будут понимать, где, как и почему рождаются те или иные решения [5, С. 119]. Кроме того, самым большим унижением гражданина любой страны является бессилие перед произволом бюрократа, его ничем не ограниченной властью. В связи с этим информационная открытость власти, о которой все чаще говорят и пишут в последнее время, занимающая значительное место в реализации взаимодействия государственной власти и гражданского общества, - это не только своего рода инновация, которая в состоянии обеспечить прорыв в изменении парадигмы нового управления и смены сложившегося забюрократизированного стиля управленческой деятельности, но и результат целенаправленной, профессионально организуемой, всеобъемлющей информационной деятельности органов государственной власти современной России. [10, С. 139]. Наложение на все эти факторы дополнительных возможностей применения результатов стремительно развивающегося научно-технического прогресса в сфере информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, порождают необходимые для полноценного осуществления информационной деятельности государственными органами власти ее источники, методы и средства. Особенно важно то, что они уже имеют в настоящий момент в значительной степени свои правовые гарантии.
Список литературы
1. Абалкин Л.П. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - № 6. - С. 4-12.
2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. - М. Финансы и статистика, 2007. - 476 с.
3. Олейник О.С. Информатизация процессов управления развитием региона: общество, статистика, власть. - Волгоград: ГОУ ВПО «ВолГУ», 2008. - 423 с.
4. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». -М.: Инфра-М, 2004. - 336 с.
5. Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник. -Новосибирск: Наука, 2006. - 510 с.
6. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления. - М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2003 - 566 с.
7. Холмс Д. eGov. Стратегии электронного бизнеса для государства / Дуглас Холмс. Пер. с англ. А.В. Коротков. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
8. Цатхланова Т.Т., Муняев О.С. Формирование правовой среды поддержки малого предпринимательства. // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - № 5.
9. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. Специальный выпуск. - 1990. - 18 сентября.
10. Цатхланова Т. Т. Роль малого бизнеса в формировании предпринимательской структуры на региональном уровне. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 139.