Научная статья на тему 'Сущность информационных технологий как инструмента регионального управления'

Сущность информационных технологий как инструмента регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1116
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC GOVERNMENT / STATE MANAGEMENT / STATE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буринов Михаил Артурович, Цатхланова Тамара Тавиновна

В статье рассматриваются цели управления экономикой региона и роль информационных технологий в достижении этих целей. Анализируются общие и особенные черты систем управления регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буринов Михаил Артурович, Цатхланова Тамара Тавиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY ENTITY AS KIND OF REGION MANAGEMENT

In this article aims of a regional economy management and role of information technology in achievement of these aims are described. General and particular features of region management systems are analyzed

Текст научной работы на тему «Сущность информационных технологий как инструмента регионального управления»

УДК 338.242.02 ББК 65.05

М.А. Буринов, Т.Т. Цатхланова

СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются цели управления экономикой региона и роль информационных технологий в достижении этих целей. Анализируются общие и особенные черты систем управления регионом.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, электронное правительство, государственное управление, государственные услуги.

M.A. Burinov, T.T. Tsatkhlanova

INFORMATION TECHNOLOGY ENTITY AS KIND OF REGION MANAGEMENT

Annotation. In this article aims of a regional economy management and role of information technology in achievement of these aims are described. General and particular features of region management systems are analyzed

Key words: information, information technology, electronic government, state management, state services.

Технология управления - одна из наиболее сложных и трудно формализуемых областей человеческой деятельности. Прогресс техники, способствующий использованию преимущество групповой технологии (наиболее гибкой), позволяет развивать промышленные предприятия по пути автоматизации и внедрения новых информационных технологий. Различные аспекты исследуемой проблемы, связанные с экономическими последствиями использования ЭВТ в хозяйственной деятельности предприятий частично нашли отражение в работах российских ученых Л.Н. Абалкина [1, С. 20], А.М. Бабашкиной [2, С . 72], А.С. Олейник [3, С. 160] и др. По управлению сложными системами - работы А.В. Данилина[4, С. 204], Н.М. Добрынина [5, С. 27], Г.А. Титоренко [6, С. 201], а также английского ученого Д. Холмса [7] и других ученых. Актуальность проблемы подтверждается федеральными законами «Об информации и информатизации и защите информации», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и др. По мнению ряда исследователей, задача государства состоит не только в том, чтобы передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, но и в том, чтобы создать правовые условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. [8, С. 235]. Эффективность информационных систем органов государственной власти и управления, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют:

- единство концепций построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали - на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и по горизонтали, на каждом уровне иерархии;

- полноту и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования а также

всех этапов разрешения проблем управления- от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;

- скоординированность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.

Информационная система управления - совокупность информации, экономикоматематических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.

Под региональным управлением понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административнотерриториальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений.

Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов РФ.

Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности.

Информационные системы управления позволяют:

- повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

- обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;

- добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;

- согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;

- за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии

экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.

Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:

- уровень в системе государственного управления;

- область функционирования экономического объекта;

- виды процессов управления;

- степень автоматизации информационных процессов.

Сегодня российская власть, объективно создающая условия для развития России как демократического государства, должна быть заинтересована в создании ориентированного на уважение к человеческой личности, на партнерское взаимодействие с гражданами и институтами формирующегося в России гражданского общества открытого государственного аппарата. Как отмечал А.И. Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию», «уважение к личности - более широкий принцип, чем демократия и он должен быть выдержан непременно» [9, С.4]. Несмотря на то, что прозрачность - это несвойственная российской бюрократии традиция и реформы системы государственного управления сопровождаются и будут сопровождаться всевозможными проблемами и препятствиями, все же сложившийся стереотип старого управления необходимо кардинально трансформировать именно потому, что атмосферу взаимного доверия между обществом и властью невозможно создать, если по-прежнему граждане не будут понимать, где, как и почему рождаются те или иные решения [5, С. 119]. Кроме того, самым большим унижением гражданина любой страны является бессилие перед произволом бюрократа, его ничем не ограниченной властью. В связи с этим информационная открытость власти, о которой все чаще говорят и пишут в последнее время, занимающая значительное место в реализации взаимодействия государственной власти и гражданского общества, - это не только своего рода инновация, которая в состоянии обеспечить прорыв в изменении парадигмы нового управления и смены сложившегося забюрократизированного стиля управленческой деятельности, но и результат целенаправленной, профессионально организуемой, всеобъемлющей информационной деятельности органов государственной власти современной России. [10, С. 139]. Наложение на все эти факторы дополнительных возможностей применения результатов стремительно развивающегося научно-технического прогресса в сфере информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, порождают необходимые для полноценного осуществления информационной деятельности государственными органами власти ее источники, методы и средства. Особенно важно то, что они уже имеют в настоящий момент в значительной степени свои правовые гарантии.

Список литературы

1. Абалкин Л.П. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - № 6. - С. 4-12.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. - М. Финансы и статистика, 2007. - 476 с.

3. Олейник О.С. Информатизация процессов управления развитием региона: общество, статистика, власть. - Волгоград: ГОУ ВПО «ВолГУ», 2008. - 423 с.

4. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». -М.: Инфра-М, 2004. - 336 с.

5. Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник. -Новосибирск: Наука, 2006. - 510 с.

6. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления. - М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2003 - 566 с.

7. Холмс Д. eGov. Стратегии электронного бизнеса для государства / Дуглас Холмс. Пер. с англ. А.В. Коротков. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

8. Цатхланова Т.Т., Муняев О.С. Формирование правовой среды поддержки малого предпринимательства. // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - № 5.

9. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. Специальный выпуск. - 1990. - 18 сентября.

10. Цатхланова Т. Т. Роль малого бизнеса в формировании предпринимательской структуры на региональном уровне. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.