Научная статья на тему 'Сущность индивидуального и общественного самосознания: социально-философский анализ'

Сущность индивидуального и общественного самосознания: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1626
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ / СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларкина Элла Игоревна

Предлагается авторское понимание индивидуального и общественного самосознания. Выделяются типы общественного самосознания в сферах общественной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность индивидуального и общественного самосознания: социально-философский анализ»

УДК 1:316 ББК 87.6

Э.И. Ларкина

СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-фИЛОСОфСКИЙ АНАЛИЗ

Предлагается авторское понимание индивидуального и общественного самосознания. Выделяются типы общественного самосознания в сферах общественной жизни.

Ключевые слова:

индивидуальное самосознание, общественное самосознание, типы общественного самосознания, сфера общественной жизни.

Социально-философский анализ индивидуального и общественного самосознания весьма актуален, ибо связан с насущными проблемами общественной жизни.

Устойчивое развитие современной России во многом определяется характером предметных отношений между социальными слоями, общностями, народностями, а также степенью их взаимопонимания и взаимотерпимости, которые, в свою очередь, во многом обусловлены общественным самосознанием. Вместе с этим, усложнение общественного бытия находит своё отражение в появлении новых сфер общественной жизни что, несомненно, требует предметного рассмотрения самосознания в различных сферах жизни.

Проблема самосознания не одно столетие вызывает научный интерес. Однако область научных поисков различна, в том числе в философии, психологии, социологии и иных социальных науках. На сегодняшний день имеется большое количество определений самосознания, отражающих различные исследовательские позиции. Это затрудняет понимание самосознания как целостного образования, включающего в себя индивидуальный и общественный уровни, что также требует своего уточнения.

носителем сознания и самосознания выступает субъект. Впервые, в марксистской концепции социального субъекта, сущность человека была определена сквозь призму общественной деятельности как центра единства и взаимодействия природно-биологического и социального. Поэтому главной сущностной позицией при формировании личности, а, следовательно, и её самосознания, является сознательная социальная и общественная деятельность, выделяющая человека из всего остального биомира, но не позиционирующая, а дополняющая его. Личность в онтогенезе -общественно деятельное существо.

Деятельность всегда предполагает взаимодействие, общение с другими,

в процессе чего возникают отношения. Следовательно, сознание человека есть общественный продукт, возникновение которого обусловлено отношениями индивидов друг с другом и с окружающем миром в процессе деятельности. Это в свою очередь определяет понимание деятельности как основы формирования самосознания индивида в процессе таких форм соотнесения себя с другими, как объективация, социализация и самоактуализация. например, значение социальной идентификации, как основного способа функционирования самосознания, нашло своё отражение во фразе К. Маркса «если человек родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: “Я есмь Я”, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [2, с. 62]. Следовательно, любое отношение к самому себе рождается лишь в отношениях к другим и с другими в процессе деятельности, что свидетельствует о приоритетности общественной (социальной) формы связи, посредством которой осуществляется полное и свободное развитие каждого индивидуума.

Индивидуальное существование,

практическая деятельность индивида -это лишь часть, проявление и дополнение общественного бытия, общественной деятельности. Следовательно, и самосознание индивида есть элемент самосознания общественного, самосознания той социальной общности, членом которой он является. Однако, самосознание индивида всегда уникально и неповторимо, как и он сам.

Осознание себя, своего места в этом мире берёт своё начало в семье. Лишь в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого (в со-бытийной общности) складываются первые отношения, в результате которых формируется осознанное отношение к самому себе, предмету, миру.

Общество

Terra Humana

В.И. Слободчиков отмечает: «Подобная общность... и есть то пространство, та ситуация развития, где впервые зарождаются специфические, собственно человеческие способности, позволяющие человеку стать и быть субъектом своей жизни. Принцип развития - динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в со-бытийной общности в процессах социализации и индивидуализации» [5, с. 118].

В процессе индивидуальной жизни самосознание достраивается до понимания и других отношений: себя как члена профессионального, национального, религиозного и других сообществ. При этом самосознание индивида через его «Я» отражает некоторые субъектные черты общности (общества), в силу чего имеет типологические признаки рода общественной (коллективной) деятельности, но не сводится только к ней. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», а «Мы» - к «Я», тем полнее реализуется осознание самого себя и общества в целом.

Выступая в процессе деятельности как субъект и как объект системы многообразных отношений, индивид в качестве субъекта влияет на характер этих отношений в соответствии со своими индивидуальными способностями и опытом, сознательностью и профессионализмом, а в качестве объекта - отношения выступают фактором развития личности, его сознания и самосознания. Следствием является усложнение индивидуальной психической жизни, деятельности, а, следовательно, отношений, что, несомненно, обогащает и развивает саму общность (общество).

Таким образом, самосознание индивида - исторический продукт и основание его жизнедеятельности. Под индивидуальным самосознанием мы понимаем осознание индивидом самого себя в качестве субъекта в системе предметных отношений, которые рождаются, функционируют и развиваются в процессе коллективной (общественной) деятельности.

носителем самосознания выступает не только индивидуальный субъект, но и отдельные социальные общности (коллективы), и общество в целом. Мы полагаем, что любая общность связана деятельностью, а, следовательно, системой отношений, что приводит к формированию её самосознания. При этом самосознание общности формируется постепенно: от фиксации объективных признаков, общих для представителей данной социальной группы и формирования образа своей группы по

принципу «свой-чужой», до готовности членов данной социальной общности к совместным действиям ради достижения общих целей. Именно в солидарном «Мы» проявляется уровень общественного самосознания как основания устойчивости социальной общности и общества в целом.

В социальных науках выделяют огромное количество социальных общностей. Например, А.Л. Стризое называет три основных типа социальных общностей, объединённых по национальному, религиозному и территориальному признакам. В соответствии с данной типологией, интерес исследователей направлен на изучение этнического, национального, религиозного, конфессионального, регионального, государственного и т.п. самосознания [6]. Этот далеко неполный перечень типов самосознания, доказывает, что общественное самосознание является многоуровневым образованием, включающим в себя различные аспекты общественного бытия.

Мы полагаем, что выделение типов общественного самосознания может быть основано и по иным критериям. А именно - сферам общественной жизни.

Под сферой общественной жизни понимается самостоятельный системообразующий институт жизни общества, который соответствует потребностям и потенциалу общества, представляя организационную форму общественно необходимой деятельности, без которой динамика общества невозможна.

Научные подходы к выделению сфер общественной жизни берёт своё начало в работах т. Парсонса, выделившего в качестве базовых образований общественной жизни экономический, политический, социальный и духовный (религиознонравственный) уровни общества. Советская обществоведческая наука, опираясь на политические взгляды К. Маркса, придерживалась четырёхмерной градации общественной жизни: экономической,

политической, социальной и духовной. Л.А. Зеленов, внеся существенные методологические корректировки в структуру сфер общественной жизни, выделил восемь уровней: экономический, экологический, управленческий, педагогический, научный, художественный, медицинский и физкультурный.

В.П. Петров ставит проблему шире. Им выделены и обоснованы десять сфер общественной жизни: экономика и экология, управление и педагогика, наука и искусство, медицина и физическая культура, оборона и общественная безопасность. Ос-

нованием возникновения общественных сфер является деятельность, способная удовлетворить общественные потребности на определённом историческом этапе развития общества. Следовательно, развитие общественных потребностей ведёт к расширению базовых форм деятельности общества, что обуславливает появление новых сфер общественной жизни. Как отмечает В.П. Петров, «сегодня мы стоим на пороге космической деятельности как родовой для общества: освоено околоземное пространство, осуществлены полёты на Луну и т.п. Через несколько десятилетий без космической деятельности обществу (человечеству) уже не обойтись, она объективно станет базовой для него, т.е. составит сферу общественной жизни, её системообразующий институт, без которого целостное общественное развитие будет невозможным» [4, с. 46].

В каждой из сфер жизни общества есть своя специфика, проявляющаяся в системе отношений и институтов через деятельность, которая их генерирует. Например, специфика экономической деятельности проявляется в экономических отношениях; специфика экологической деятельности - в экологических отношениях; специфика педагогической деятельности - в педагогических и т.п. Эти отношения образуют как внутреннюю форму деятельности (отношения её субъектов), так и внешнюю форму деятельности (отношения с субъектами других деятельностей).

Говоря об отношениях, мы вторгаемся в область сознания. Предметом отражения является соответствующее общественное отношение как наличное условие деятельности, а социальная функция сознания заключена в регуляции деятельности субъектов - носителей соответствующих общественных отношений. Сама природа социальных отношений детерминирует их роль в процессе институционализации деятельности, в создании социальных институтов. Поэтому каждому роду отношений соответствуют предметные общественные институты: политическим - управление; экономическим - производство, потребление, распределение и обмен; педагогическим - образование, обучение и воспитание и т.п. Тем самым происходит взаимодействие материального и духовного в общественной жизни. Поэтому логика общественного развития представлена следующим алгоритмом: потребности -способности - деятельность - отношения - институты. При этом институты но-

сят надындивидуальный характер, проявляющийся в системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей. Однако наличие вышеперечисленных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы система ценностей и норм стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы им в процессе социализации, стали частью его самосознания, воплотились в форму социальных ролей и статусов. На уровне коллективного субъекта деятельности, эта ценностная система находит своё выражение в наличии солидарной духовной позиции, в специфическом чувстве общности, когда ощущение этого чувства закреплено в образе «Мы». Поэтому мы полагаем, что именно самосознание социального института, как субъекта деятельности, обеспечивает стабильность и функционирование последнего, что, в свою очередь, определяет уровень функционирования всей общественной жизни.

Таким образом, выделение типов общественного самосознания будет соответствовать следующей логике: сфе-

ра общественной жизни - общественные отношения - субъект (институт) общественной жизни - общественное сознание - общественное самосознание. Например: экономическая сфера общества - экономические отношения - институты экономики как субъекты экономической деятельности - экономическое сознание - экономическое самосознание. Следуя этой логике мы выделяем следующие типы общественного самосознания: экономическое, экологическое, правовое, политическое, педагогическое, спортивно-физкультурное, медицинское, научное, эстетическое, оборонное.

Важным является тот факт, что общественное самосознание не равно сумме его типов (равно как и сознание), а выступает единым образованием, где типы общественного самосознания являются лишь осознанием содержания сторон (форм) общественного сознания. Мы считаем, что различные типы самосознания всегда присутствуют вместе, однако та или иная грань будет являться доминирующей в тех или иных общественных отношениях. Например, самосознание субъектов экономической жизни будет определяться в большей степени качеством функционирования экономических институтов, но и ценности, нормы, порожденные политикой, правом, моралью также активно будут

Общество

Terra Humana

влиять на хозяйственную жизнь в целом. Вместе с тем, на общественное самосознание субъектов той или иной сферы жизни общества будет оказывать влияние функциональная взаимосвязь включенность этих субъектов с другими сферами: например, самосознание субъектов медицинской сферы будет зависеть от экономических, политических, образовательных, научных и иных общественных факторов.

Таким образом, под общественным самосознанием мы понимаем многоуровневое образование, рождающееся и функционирующее в системе институциональных общественных отношений, что позволяет обществу осознавать самого себя и отно-

ситься к самому себе как субъекту во всём многообразии бытия. Особенности проявления общественного самосознания наблюдаемы в практических результатах деятельности в различных сферах общественной жизни.

Самосознание - не просто свойство человека, субъекта, а сущностное качество отношений общества в целом, народов, слоёв, профессиональных общностей и т.п. Самосознание выступает условием и качеством самоотношения субъекта на индивидуальном или общественном уровнях к самому себе и к окружающему миру. Оно носит обобщенный, социальный, деятельностный характер.

Список литературы:

[1] Зеленов Л.А. Методология и теория деятельности.- Горький: НТО, 1982. - 140 с.

[2] Маркс К. Сочинения. 2-е изд. Т. 23.- М.: Издательство политической литературы, 1960. - 920 с.

[3] Петров В.П. Основы сферологии // Человек и общество в противоречиях и согласии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2010. - С. 87-92.

[4] Петров В.П. Социально-философский анализ особенностей формирования личности современной России. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. - 108 с.

[5] Слободчиков В.И. Духовно-нравственное становление и развитие человека // Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / Под ред. Т.А. Синюшкиной. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИИКПК, 2011. - С. 117-120.

[6] Стризое А.Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. - Волгоград: Изд-во ВГТУ, 1999. - 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.