Научная статья на тему 'Сущность и влияние системно-деятельностного подхода на мотивированность интереса младших школьников к чтению'

Сущность и влияние системно-деятельностного подхода на мотивированность интереса младших школьников к чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМНЫЙ АКТИВНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ К ЧТЕНИЮ / YOUNGER PUPILS / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / MOTIVATION TO READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикишева Ольга Викторовна

Интерес школьников как необходимый компонент развития учащихся является определяющим фактором в процессе овладениями знаниями и в развитии стремления к постоянству их пополнения, он обеспечивает систематическую активность учащихся при овладении ведущими способами деятельности. Именно поэтому одной из важнейших задач школы выделяется воспитание серьезных и содержательных интересов, которые стимулировали бы активную познавательную деятельность. На повестке дня стоит вопрос о развитии читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения, значит, целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной. Поскольку вдумчивое чтение книг, размышление над книгами несомненное, общепризнанное средство развития, совершенствования чувств и качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and influence of system and activity approach on motivation of interest of younger pupils in reading

Interest of pupils as a necessary component of development of pupils is the defining factor in process of getting knowledge and in development of aspiration to constancy of their replenishment; it provides systematic activity of pupils when mastering leading ways of activity. For this reason, one of the most important tasks of school allocates upbringing serious and substantial interests which would stimulate vigorous informative activity. On the agenda, there is the issue of development of reader's interests in pupils and upbringing culture of reading, so the purposeful organization of children's reading has to move forward in a row priorities of work of school, and mainly the primary school. That is because thoughtful reading books, reflection over books is undoubted, conventional development tool, improvement of feelings and qualities of the personality.

Текст научной работы на тему «Сущность и влияние системно-деятельностного подхода на мотивированность интереса младших школьников к чтению»

УДК 373.3

Чикишева Ольга Викторовна

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

[email protected]

СУЩНОСТЬ И ВЛИЯНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА МОТИВИРОВАННОСТЬ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ

Интерес школьников как необходимый компонент развития учащихся является определяющим фактором в процессе овладениями знаниями и в развитии стремления к постоянству их пополнения, он обеспечивает систематическую активность учащихся при овладении ведущими способами деятельности. Именно поэтому одной из важнейших задач школы выделяется воспитание серьезных и содержательных интересов, которые стимулировали бы активную познавательную деятельность. На повестке дня стоит вопрос о развитии читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения, значит, целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной. Поскольку вдумчивое чтение книг, размышление над книгами — несомненное, общепризнанное средство развития, совершенствования чувств и качеств личности.

Ключевые слова: младшие школьники, системно-деятельностный подход, мотивация к чтению.

На сегодняшний день идут существенные изменения в сфере образовательной политики. С принятием новых ФГОС обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования. Этот переход находит свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятель-ностный подход нацелен на развитие личности, то есть обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие [11].

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского [5], А.Н. Леонтьева [9], Д.Б. Эль-конина [14], П.Я. Гальперина [6], раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. В контексте системно-дея-тельностного подхода выделяются, во-первых, основные задачи образования как института социализации личности, во-вторых, набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества [1].

Системно-деятельностный подход предполагает, что процесс обучения и воспитания конструируется как система, порождаемая осознанной целью (А.Г. Кузнецов, С.Т. Шацкий, Г.П. Щедровиц-кий и др.). Эта концепция объясняет то, что сам человек представляет собой определенную систему, которая реагирует на внешние воздействия, формируя при этом определенные личностные интересы, мотивы. Поэтому считаем возможным предположить, что при формировании интереса к чтению необходимо воздействовать на мотивацию и интересы личности в целом, что положительно

скажется на системном формировании целостной гармоничной личности.

Современные школьные стандарты уделяют внимание чтению как процессу деятельности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из направлений развития познавательных универсальных учебных действий у детей образовательные стандарты выделяют «смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [1].

Структурно-деятельностная парадигма рассматривает чтение как деятельность, строящуюся по схеме «потребности - установки - действия - результат» с выделением конкретных фаз:

1) фазы, побуждающей к чтению и предшествующей ему;

2) фазы собственно процесса чтения, непосредственный контакт с текстом;

3) фазы оценки достигнутых результатов в процессе читательской деятельности и последствия [4].

Но случайные, разрозненные воздействия не ведут к гармоничному формированию всех сторон личности.

Каждая встреча, разговор, книга, впечатление, все, что побуждает работу сознания, чувств, и прежде всего практическая деятельность ребенка, его труд, — все это формирует личность. Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целенаправленных, последовательных, педагогически продуманных влияний. Только целостная система воспитания способна обеспечить гармоничное развитие личности каждого школьника [8].

Структура деятельности состоит из следующих основных элементов: мотивы, побуждающие

24

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Чикишева О.В., 2014

Сущность и влияние системно-деятельностного подхода на мотивированность интереса..,

субъект к деятельности; цели - результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется [12]. В то же время деятельность как процесс имеет начало, этапы, конец, что, по мнению А.Н. Леонтьева, предполагает достижение ряда конкретных целей. Как отмечает А.Н. Леонтьев, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. При этом для более высоких ступеней развития характерно, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив-цель» [9], который побуждает активность ребенка - отметка, игрушка, интерес, стремление к одобрению, принятое ребенком решение и чувство долга.

Рассматривая мотив в рамках учебной деятельности, Л.П. Божович выделяет две большие категории учебных мотивов: 1) познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы); 2) потребности ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (т.е. широкие мотивы) [3]. Мы считаем, что обе категории мотивов необходимы для формирования интереса к чтению, особенно первая группа, т.к. интерес к чтению является на наш взгляд элементом (составляющей) познавательного интереса.

Исходя из этого, ключевыми установками при проектировании стандарта и примерных программ, по мнению А.Г. Асмолова становятся установки на формирование мировоззрения личности и на мотивацию к обучению в качестве ведущей мотивации личности. Мотивационно-ценностный план анализа деятельности позволяет выделить в качестве системообразующей характеристики стандарта образования личностный результат, достигаемый в процессе воспитания и обучения [2].

Для ребенка младших классов главным мотивом в учебной деятельности выступает результативная сторона, возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение, оценку и т.п. В процессе активизации учебной деятельности начинает проявляться и деятельностная сторона, например, появление интереса. В.М. Матю-хина выделяет три уровня интереса к содержанию: интерес - занимательность; интерес к фактам, правилам; интерес к сути явлений, их происхождению [10]. При этом экспериментально доказано, что на первом месте у детей младших классов превалирует первый уровень интереса.

Поэтому урок, не пробуждающий стремления к творчеству, инициативы, не дарящий детям радости, воспринимается ими как вынужденная, ненуж-

ная им работа. Такой урок гасит познавательный интерес, мотивацию, а в результате и во внеучеб-ной сфере стремление к познанию слабеет [8]. Здесь, на наш взгляд, важно включить ребенка в такую деятельность, которая немного опережала бы достигнутый им уровень развития. При этом задачи нужно ставить посильные, но требующие определенного напряжения. Такая организация учебного процесса даст хорошие результаты.

Данные теоретические факты нами учитываются при формировании интереса к чтению у младших школьников. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 7-9 лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения чтением, по мнению Т.Г. Егорова на первых порах тормозит творческое восприятие текста школьником. Противоречие между несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребенком текста преодолеваются постепенно и некоторый спад интереса к книге в данный период - явление временное [7]. Главная педагогическая задача на этом этапе - добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. В целом потенциал младшего школьника является педагогической базой успешного привития любви к чтению. Представления ребенка всегда эмоционально окрашены. Поэтому и обобщение его очень своеобразно. Ребенок уже может осознать свои эмоциональные проявления. Эта особенность очень важна: именно она делает возможным более правильное и глубокое отношение к литературному произведению.

Восприятие литературного произведения зависит от развития отдельных психических функций, психических свойств личности — эмоциональной сферы, мышления и воображения, но не определяется только ими. Весь психический склад личности ребенка, обусловленный всем комплексом взаимоотношений с окружающей его средой, влияет на процесс восприятия искусства. Эта способность ребенка определяет особенности его восприятия книги, что показывает тот качественно новый этап в развитии эстетического отношения к литературе, на который поднимается ребенок 8-9 лет.

Ребенок, воодушевленный прочитанным, ищет возможность выплеснуть полученные впечатления в творческой деятельности. В младшем возрасте он чаще всего рисует под впечатлением от книги, делает поделки, импровизирует, в старшем возрасте начинает творить сам: писать стихи или прозу, выражать свои впечатления в устных или письменных отзывах [13].

Поэтому, на наш взгляд, необходимо умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем он живет, о чем мечтает, знание его пси-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

25

хологических особенностей, его окружения. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам и поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

Важное место здесь занимает мотивационная сторона. В основу мотивации интереса к чтению младших школьников входят такие элементы как система воспитания и образования, внешнее окружение (друзья, сверстники, взрослые) и внутреннее состояние личности (психологические особенности возраста, привычки, интересы, мотивы). На мотивацию чтения ребенка, на наш взгляд, оказывает влияние принятие решений из имеющегося набора альтернатив, начиная с ответа на вопрос «читать или не читать вообще?». Выбор одной или нескольких возможностей характеризует проблемную ситуацию в сфере чтения.

Таким образом, систематическая работа по формированию интереса к чтению в ходе учебной деятельности и с учетом психологических особенностей младших школьников может привести к мотивированности на процесс и результат чтения, в дальнейшем привлечение ребенка к чтению.

Библиографический список

1. АсмоловА.Г. Культурно-историческая систем-но-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Караба-нова, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. -2007. - № 4. - С. 16-23.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. - 2008. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.zankov.ru/about/theory/article=1632/ (дата обращения: 19.07.2012).

3. Божович Л.И. Проблема развития мотива-ционной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков / ред. Л.И. Божович, Л.В. Благо-надежина. - М., 1972. - С. 7-44.

4. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. - СПб., 1996. - 312 с.

5. Выготский Л^. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.

7. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - СПб.: Каро, 2006. - 304 с.

8. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. - 244 с.

9. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

10. Матюхина В.М. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

11. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// omczo.org/publ/393-1-0-2468 (Дата обращения: 19.07.2012).

1 2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель; АСТ; Транзиткнига, 2006. - 479 с.

13. Тихомирова И. И. Чтение как движение души // Библиотечное дело. - 2011. - № 10. - С. 21-24.

14. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М.: Педагогика, 1989.

26

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.