Педагогические науки
61
Список литературы:
1. AEI international education briefing hotel realm // Canberra, 4 March, 2011. - P. 75.
2. Cai, Y, Holtta, S., &Lindholm Establishing sub-campuses in China: A Finnish perspective // Journal of Research in International Education. - 2013. -№ 12 (2). - Р. 142-154.
3. Cai, Y, &Holtta, S. Transformation of higher education innovation systems in China and Finland // Tampere: CEREC. - 2014. - Р. 323-342.
4. International Educational Exchange, published annually by IIE with support from the U.S. Department of State's Bureau of Educational and Cultural Affairs. - Available from: iie.org/opendoors.
5. Mergner J. Internationalization Strategies in South Korean Higher Education. - Available from: http://prezi.com/_6yvcaxe28kd/ internationalization-stra-tegies-in-south-korean-higher-educatioiy.
6. Ranking of the Shanghai Jiao Tong University [online]. - Available from: ed.sjtu.edu.cn/rank/2006/ranking2006.htm.
7. Кречетников К.Г., Федосеева С.В. Секреты лидерства Южной Кореи в высшем образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 47. - С. 187-191.
СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
© Курмаев Т.Э.
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, г. Казань
В статье говориться о формирования патриотизма у молодежи. Рассматривается понятие «молодежный туризм». Поднимается вопрос об основных проблемах патриотического воспитания.
Ключевые слова патриотизм, молодежный туризм, патриотическое воспитание.
«Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: - писал академик Д.С. Лихачёв, памяти семейной, памяти народной, памяти культурной» [1, с. 198].
В содержании патриотического воспитания средствами туризма можно выделить такие компоненты, как активно-деятельностный, мотивационноэмоциональный, личностно-ценностный, педагогически-организационный. Все эти компоненты представляют собой единство и совокупность задач, решение которых способствует воздействию на сознание, чувства и поведение личности. В частности, молодёжный туризм, осуществляя важнейшую функцию - удовлетворение потребности личности в общении с природой, а
62
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
так же объектами культуры и культурного наследия, выполняет также воспитательную, дидактическую и рекреационную функции. Реализация воспитательной функции осуществляется через изучение истории своего края, его героического прошлого. Ведь многие территории являются свидетелями ратных подвигов, которые увековечены памятниками, обелисками, стелами и другими мемориальными сооружениями и объектами, прославляющими воинскую славу России (Бородино, Куликово поле и др.) Дидактическая функция реализуется через формирование знаний различными средствами и методами (рассказ, демонстрация, посещение, поход, прогулка и др.) Рекреационная функция способствует физическому и духовному восстановлению сил, во многом направлена на использование активных видов рекреации (походы, путешествия), а также пассивное созерцание природных объектов. В результате человек восстанавливает свои силы, углубляет свои знания о дестинации (территории пребывания), её неповторимости и уникальности. Основными источниками информации являются:
- периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
- художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
- архивные фонды;
- фонды музеев;
- всякого рода планы и карты;
- материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
- материалы статистики;
- устные свидетельства старожилов.
Основные принципы краеведческой работы:
- системный подход;
- предельная достоверность фактов;
- синхронность отдельных направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).
Формы туристско-рекреационной деятельности бывают как активные (сам поиск, туризм, полевая работа) так и пассивные (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в различных музеях).
Путрик Ю.С., Ельчанинов А.И. считают, что молодёжный туризм, ориентированный на воспитание патриотизма, как форма дополнительного образования, направлен на формирование гражданских ценностей патриотизма: природа, родные просторы, история и культура края. В качестве важного фактора педагогического воздействия выступают объекты наследия, являющиеся частью природной среды. Природная (естественная или урбанистическая) среда, обладающая значительными ресурсами (познавательными, рекреационными, эстетическими), способствуя погружению личности в природное пространство, выступает регулятором, направляя усилия личности на более глубокое осознание важности её сбережения [5].
Педагогические науки
63
По мнению авторов, молодежный туризм в системе образования и воспитания, являясь незаменимым средством формирования патриотизма, развития гражданско-патриотических позиций молодежи, призван решать задачи подготовки к жизни разносторонне развитой социально-ориентированной личности, формировать духовно и физически здоровый образ жизни; развивать у молодёжи нравственные качества, одновременно решать вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации [5, с. 108]. Участвуя в туристско-рекреационных мероприятиях, молодежь восстанавливает свои силы, укрепляет физическое и психическое здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня студенты значительную часть времени проводят в закрытых помещениях, поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактикой заболеваний. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки - все это способствует укреплению здоровья юных туристов. Однодневные походы и экскурсии могут выполняться недалеко от учебного заведения, ведь в каждом уголке нашей Родины, в каждом городе, поселке, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой родине»: городу, селу, лесу, речушке. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях, природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей «малой родины».
В воспитании молодежи отмечено, что воспитание тесно связано с повседневной жизнью, с особенностями жизнедеятельности в регионах. Человек всегда является частью целого: народа, нации, религиозной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры. Особое значение имеет такая выделенная в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.задача воспитания, как формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории Отечества, его культуре [3]. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни [4].
Молодёжный туризм обладает широкими возможностями в реализации патриотического воспитания молодёжи своими средствами: познаватель-
64
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
ными (приобщение к родной природе и культуре); ценностными, деятельностными; поисково-исследовательскими. Воздействуя на познавательную сферу, молодёжный туризм развивает интеллектуальные и волевые качества личности, способствует эмоциональному восприятию окружающей культурной и природной среды, а так же приобретению социального опыта в сохранении этой среды. Все эти компоненты проявляются одновременно через наблюдение, восприятие и осознание, которые позволяют в концентрированном виде усваивать большой объем информации о природе и формировать знания о ней. Внешнее воздействие природной среды, а так же познавательное соприкосновение с объектами культурного наследия (архитектурой, живописью и др.) преобразуется в опыте в виде ценностных ориентаций, патриотических взглядов, позиции и действия.
Список литературы:
1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачёв. -Изд. 2-е, доп. - М.: Дет. лит., 1988. - 238 с.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст]. - М.: Росвоенцентр, 2003. - 25 с.
3. Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р.
4. Максютин Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: учебное пособие / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 77 с.
5. Путрик, Ю.С., Ельчанинов, А.И. Перспективы развития событийного туризма на объектах культурного наследия: на примере туристско-рекреационного кластера «Бежин луг» Тульской области // Наследие и современность. Информационный сборник. - М., 2014. - С. 105-119.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Сторожева Н.Е.*
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), г. Кемерово
В статье рассматриваются идеи проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе профессиональной подготовки в условиях внедрения новых федеральных государст-
Преподаватель кафедры Общих социальных и гуманитарных дисциплин.