Научная статья на тему 'Сущность и структурно-содержательные компоненты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов'

Сущность и структурно-содержательные компоненты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / АКТИВИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ЛИЧНОСТНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / STUDENTS' COGNITIVE-LEARNING ACTIVITY AT TECHNICAL UNIVERSITIES / ACTIVIZATION / STRUCTURE / INFORMATIVE COMPONENTS / PERSONAL-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Людмила Михайловна

Статья посвящена уточнению понятия «активизация учебнопознавательной деятельности студентов технических вузов». Рассматриваются структура и содержательные компоненты учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика», дается теоретическое обоснование сущности этой деятельности. В статье рассматривается суть и актуальность личностно-деятельностного подхода, на который опирается данное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешкова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and Structural-and-Informative Components of Activization of Students Cognitive-Learning Activity at Technical Universities

The article is devoted to the specification of the definition activization of students cognitive-learning activity at technical universities. The structure and informative components of the students cognitive-learning activity at technical universities while learning Mathematics are viewed; theoretical justification of this activitys essence is given. The article examines the essence and urgency of personal-activity approach, which this research is based on.

Текст научной работы на тему «Сущность и структурно-содержательные компоненты активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов»

УДК 378.013 ББК 74.58

Мешкова Людмила Михайловна

соискатель

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г.Сургут Meshkova Lyudmila Mikhailovna Applicant for a Degree Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Сущность и структурно-содержательные компоненты активизации

учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов Essence and Structural-and-Informative Components of Activization of Students' Cognitive-Learning Activity at Technical Universities

Статья посвящена уточнению понятия «активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов». Рассматриваются структура и содержательные компоненты учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика», дается теоретическое обоснование сущности этой деятельности. В статье рассматривается суть и актуальность личностно-деятельностного подхода, на который опирается данное исследование.

The article is devoted to the specification of the definition "activization of students' cognitive-learning activity at technical universities". The structure and informative components of the students' cognitive-learning activity at technical universities while learning Mathematics are viewed; theoretical justification of this activity's essence is given. The article examines the essence and urgency of personal-activity approach, which this research is based on.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность студентов технических вузов, активизация, структура, содержательные компоненты, личностно-деятельностный подход.

Key words: students' cognitive-learning activity at technical universities, ac-tivization, structure, informative components, personal-activity approach.

В современных условиях активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной деятельности и обусловлена синтезом знаний (гносеологический компонент), умений (праксиологический компонент) и ценностных отношений (аксиологический компонент).

1. Гносеологический компонент - знание содержания профессиональной деятельности, содержания решаемых профессиональных задач; поиск и прием

информации, ее переработка и принятие решений; профессиональная специфика мышления.

2. Праксиологический компонент - умения, навыки, действия (коммуникативные, информационные), опыт.

3. Аксиологический компонент - ценности и ценностные ориентации; мотивы профессиональной деятельности; профессионально важные качества личности [5, С.15].

«Философский энциклопедический словарь» структуру понимает, как «строение и внутреннюю форму организации системы, выступающую как единство устойчивых закономерных взаимосвязей между ее элементами» [10, С. 345].

Исходя из такого определения «структуры», как целостной системы, мы рассмотрим содержание структурных компонентов учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика»: гносеологический, праксиологический и аксиологический. (См. Рис. 1).

Гносеологический компонент учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов в основном формируется в процессе профессионального образования и самообразования и представляет собой развитые до определенного уровня знания.

Знания - продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира [10]. Наличие запаса знаний является необходимым для достижения высокого уровня активизации учебно-познавательной деятельности.

Гносеологический компонент учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика» состоит из:

1. Знаний основных понятий математики.

2. Знаний закономерностей и взаимосвязей основных понятий математики.

3. Знаний приемов исследования математических формализованных задач.

4. Знаний математических методов для обработки результатов практической деятельности.

5. Знаний об информационном и коммуникационном обеспечении в работе будущего инженера и т.д.

Праксиологический компонент учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов включает в себя умения и навыки профессиональной деятельности.

A.Н.Леонтьев умения и навыки понимает, как «системы операций, определяемые условиями выполнения действия, причем навык - автоматизированное умение» [3].

Мы выделяем следующие умения, которыми должны владеть студенты технических вузов при изучении дисциплины «Математика»:

1. Умения формулировать задачу в математических терминах.

2. Умения решать математически формализованные задачи.

3. Умения использовать математически формализованные задачи при решении прикладных задач.

4. Умения использовать математические методы для обработки результатов практической деятельности.

5. Умения анализировать полученные результаты.

6. Умения самостоятельного расширения математических знаний.

Аксиологический компонент включает в себя ценностные отношения, мотивы учебной и профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности.

Мы придерживаемся определения ценности, приведенное в большой современной энциклопедии - «любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса)» [8, с. 678].

B. А. Сластенин под мотивом понимает «те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом» [9, С.156].

В психолого-педагогической литературе «профессионально важные качества» личности рассматривали А. А. Деркач, В.Н. Дружинин, Ф.Д. Рассказов, В. А. Сластенин, М.И. Станкин, В. Д. Шадриков и др.

Мы придерживаемся трактовки понятия «профессионально важные качества», представленные в работах А.А. Деркача, как комплекса всех требований, предъявляемых профессиональной деятельностью данной специальности к психолого-физиологическим и личностным характеристикам человека [2]. Общепринятыми являются следующий перечень деловых качеств - самостоятельность, инициативность, знания и опытность, организованность, ответственность.

Иными словами, аксиологический компонент активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов является тем стержнем, вокруг которого конструируются основные свойства и качества личности специалиста, как профессионала.

Р.А. Низамов активизацию учебно-познавательной деятельности студентов рассматривает, как «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике» [6, С. 38].

Мы под активизацией учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов будем понимать целеустремленную деятельность студентов, представляющую собой целенаправленный самостоятельный или управляемый преподавателем процесс взаимодействия учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им знаниями на уровне воспроизведения или творчества, умениями и навыками, а также развитие личности с целью формирования ценностных отношений, мотивов, качеств этой личности, как будущего специалиста.

Методологическую основу нашего исследования составляет личностно-деятельностный подход.

ю

О? 1

Стуктурно-содержательные компоненты учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика»

I

Гносеологический компонент (знания)

г

Знания основных понятий математики, их закономерностей и взаимосвязей

г

Знания приемов исследования математических формализованных задач

Знания математических методов для обработки результатов практической деятельности

Знания об информационном и коммуникационном обеспечении в работе будущего инженера

Праксиологический компонент (умения)

Умения формулировать задачу в математических терминах

Умения решать математически формализованные задачи

Умения использовать математически формализованные задачи при решении прикладных задач

Умения использовать математические методы для обработки результатов практической деятельности

Умения анализировать полученные

результаты

+ -

Умения самостоятельно расширять математические знания

Аксиологический компонент (мотивы)

Ценностные отношения

Мотивы учсбно-познаватсльной деятельности

Профессионально важные качества личности

Познавательный интерес

Актуальность личностно-деятельностного подхода в решении проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, определяется тем, что:

- деятельность формирует уровень активности личности, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром;

- эффективное развитие личности возможно лишь через деятельность в процессе овладения культурой, опытом предшествующих поколений, преобразования окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с потребностями, целями и задачами личности;

- актуальность личностно-деятельностного подхода определяется также в соответствии с законом психологии о единстве деятельности и развития личности [6].

Таким образом, нами выявлена сущность учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов, выделены ее структурно-содержательные компоненты:

- гносеологический, представляет собой развитые до определенного уровня знания;

- аксиологический, включает в себя ценностные отношения, мотивы учебной и профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности;

- праксиологический, который включает в себя умения и навыки профессиональной деятельности.

В основу рассмотрения процесса активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов при изучении дисциплины «Математика» мы взяли методологические положения личностно-деятельностного подхода.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж, 1995. - 352 с.

2. Деркач, А.А. Технология эффективной профессиональной деятельности / А.А. Дер-кач. - М.: Издательский дом Красная площадь, 1996. - 400 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

4. Локшин, К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: Дисс ...канд. пед. наук / К.В. Локшин. - Сургут, 2008. - 175 с.

5. Насырова, Э.Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства: монография / Э.Ф.Насырова. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. - 140 с.

6. Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов - Казань: КГУ, 1975. - 304 с.

7. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М: АЗЪ, 1996 - 928 с.

8. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. Слово», 2005. - 720 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576 с.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576 с.

Bibliography

1. Bozhovich, L.I. Problems of Personality Forming / L.I. Bozhovich. - Voronezh, 1995. -

352 p.

2. Derkach, A.A. Technology of Effective Professional Activity / A.A. Derkach. - Moscow.: "Red Square" Publishing House, 1996. - 400 p.

3. Leontiev, A.N. Activity, Awareness, Personality / A.N. Leontiev. - Moscow. Politizdat, 1974. - 304 p.

4. Lokshin, K.V. Future Physical Training Manager's Managerial Ability Formation During Special Subjects Learning: Thesis. Candidate of Pedagogics / K.V. Lokshin - Surgut, 2008. -175 p.

5. Nasyrova, E.F. Modular Rating and Projective Technologies of Professional Competence Formation of Technology and Business Teachers: Monograph / E.F. Nasyrova. - Shadrinsk: Published by OSUP "Shadrinsk Publishing House", 2008. - 140 p.

6. Nizamov, R.A. Didactic Bases of Students' Learning Activity Activization / R.A. Nizamov - Kazan: KSU, 1875. - 304 p.

7. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80000 Words and Idioms. - Russian Academy of Sciences; Russian Fund of Culture; - 3rd Edition, Stereotyped - Moscow: AZ, 1996 - 928 p.

8. Pedagogics: Great Modern Encyclopedia / E.S. Rapatsevich - Mn.: "Modern Word", 2005. - 720 p.

9. Philosophic Dictionary. - M.: INFRA-M, 1998. - 576 p.

10. Slastenin, V.A. Pedagogics: Manual for Higher Pedagogical Institutions Students / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Edited by V.A. Slastenin. - Moscow.: "Akademia" Publishing Center, 2003 - 576 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.