Научная статья на тему 'Сущность и структура поликультурной компетентности студентов вузов'

Сущность и структура поликультурной компетентности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / MULTICULTURE / COMPETENCE / STUDENTS / FORMATION / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомонова Татьяна Дмитриевна

В статье рассматривается сущность и структура поликультурной компетентности студентов вузов. Поликультурная компетентность студентов вузов определяется как интегративное качество личности будущего профессионала, необходимое для повседневной жизни и профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF MULTICULTURAL COMPETENCE AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The paper discusses the essence and structure of multicultural competence at students of higher education institutions. The multicultural competence of students of higher education institutions is defined as an integrative quality of the future professionals personality required for an everyday life and professional activity in multicultural society.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура поликультурной компетентности студентов вузов»

УДК 37.015.3 ББК 88.40 Г 64

Т.Д. Гомонова

Старший преподаватель кафедры гуманитарно-правовых дисциплин филиала Института

управления, бизнеса и права в г. Сальске; Е-mail: tadmi07@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается сущность и структура поликультурной компетентности студентов вузов. Поликультурная компетентность студентов вузов определяется как интегративное качество личности будущего профессионала, необходимое для повседневной жизни и профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, поликультура, компетентность, студенты, формирование, структура.

T.D. Gomonova

Senior Lecturer of Department of the Humanities and Legal Disciplines, Branch of Institute of

Management, Business and the Law in Salsk; E-mail: tadmi07@mail.ru

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF MULTICULTURAL COMPETENCE AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract. The paper discusses the essence and structure of multicultural competence at students of higher education institutions. The multicultural competence of students of higher education institutions is defined as an integrative quality of the future professional’s personality required for an everyday life and professional activity in multicultural society.

Keywords: higher professional education, multiculture, competence, students, formation, structure.

Система высшего профессионального образования находится сегодня в процессе серьезных преобразований. Идет поиск наиболее эффективных путей дальнейшего развития российских вузов, оптимальных условий и возможностей ее интеграции в европейское образовательное пространство.

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа в 2011 году перешла на новую - «уровневую» - систему высшего профессионального образования и новые - федеральные государственные образовательные стандарты. Это очередной шаг России как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения, определяя цели и задачи обучения, особое внимание уделяют новым образовательным конструктам -компетентностям, связанным с жизнью в поликультурном обществе. В процессе усиления межкультурных контактов представителей разных стран наметились важные перемены во взглядах на сущность и содержание образования.

Для того чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликультурного общества, выпускнику системы ВПО необходимо наличие поликультурных качеств, ценностных ориентаций, мотивационных установок, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов.

Важными составляющими успеха профессиональной деятельности становятся умение сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре и позитивное взаимодействие с представителями разных культур.

Процесс формирования поликультурной компетентности современной студенческой молодежи становится для высших учебных заведением залогом успешности профессиональной деятельности будущих профессионалов.

Под поликультурной компетентностью выпускников вузов понимается интегрированное личностно-профессиональное качество, выраженное в знаниях, умениях и творческом подходе к культуре и традициям разных народов (первоосновой которой является их этнокультура) [1].

В нашем исследовании мы рассматриваем поликультурную компетентность студентов вузов как интегративное качество личности будущего профессионала, формирующееся в процессе обучения в вузе, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (социальных групп национальностей, рас, религиозных конфессий).

Рассмотрим структуру поликультурной компетентности студентов. Современный словарь иностранных слов дает следующее определение данному понятию: «Структура (от лат. Structura) — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство [2].

В структуре поликультурной компетентности личности Л. Ю. Данилова выделяет следующие компоненты:

а) мотивационно-ценностный компонент включает мотивы, цели, ценностные установки студента, предполагает отношение к будущей профессиональной деятельности как к ценности, потребность студента в формировании и самовоспитании своей поликультурной компетентности; стремление к личностному самосовершенствованию;

б) когнитивный компонент характеризует совокупность знаний о культуре, сущности и способах самовоспитания поликультурной компетентности, практическое владение иностранным языком; способность к систематизации и обобщению знаний;

в) деятельностный компонент предполагает наличие умений вступать в интеркультурную коммуникацию с носителями иноязычной культуры, передать инструментарий самопознания и саморазвития другому, рефлексировать собственную деятельность и поведение;

с) эмоциональный компонент определяет положительное оценивание педагогических явлений с опорой на социально и личностно значимые ценности, способность воспринимать внутренний мир другого и отождествлять себя с ним [3].

В основе поликультурной компетентности личности И. В. Васютенкова выделяет профессиональный, культурологический и личностный структурные компоненты. В составе профессионального компонента автор рассматривает культуру общения, технологическую (методическую), информационную, рефлексивную культуры.

В свою очередь, культурологический компонент предполагает знание и понимание родной, мировой, иноязычной культур, культуры межкультурного общения и овладение культурой мира - культурой бесконфликтного существования. Личностный компонент определяет совокупность качественных характеристик, отражающих нравственную позицию, которая пронизывает все составляющие поликультурной компетентности [4].

Е.М. Щеглова выделяет несколько компонентов в структуре поликультурной компетентности будущего специалиста:

- когнитивный - освоение образцов и ценностей мировой культуры, в том числе различных национальных культур, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;

- ценностно-мотивационный компонент направлен на формирование ценностно-ориентационной и социально-установочной готовности студентов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к представителям других культурных групп;

- деятельностно-поведенческий компонент направлен на развитие способности решения профессиональных задач при взаимодействии с представителями различных культурных групп [5].

Мы выделяем следующие компоненты в структуре поликультурной компетентности студентов вузов: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Каждому структурному компоненту поликультурной компетентности студентов вузов мы даем характеристику исходя из идеи компетентностного подхода в усилении личностной направленности образования.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.

По нашему мнению, когнитивный компонент поликультурной компетентности студентов включает в себя систему знаний, основополагающими из которых являются знания о феномене культуры; своеобразии и ценностях мировой культуры и отдельных культур; проблемах взаимодействия в поликультурном обществе; сущности и способах самовоспитания поликультурной компетентности; культуре общения в поликультурном обществе.

Система знаний, входящих в когнитивный компонент поликультурной компетентности студентов, служит основой для понимания целостной поликультурной картины мира, что способствует объяснению и осознанию роли и места человека в системе мироздания; овладения социально безопасными приемами и способами жизнедеятельности, способствующими позитивному взаимодействию с представителями разных культур; формирования моральнонравственных установок, эмоционально-ценностного отношения к представителям других культур, к представителям собственной культурной среды и др.

Формирование знаний не самоцель обучения, они являются инструментами осуществления межкультурного взаимодействия. Знания должны быть обретены, добыты, «открыты» самим человеком, лишь тогда они станут для него значимыми [6, 7, 8, 9 и др.].

Задачу обретения знаний, как и другие образовательные задачи, можно решить, только заинтересовав, мотивировав студентов, создав условия для того, чтобы у них возникла потребность в образовании.

2. Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, по-ликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поли-культурном обществе.

В исследованиях А.Н. Леонтьева установлено, что успешность деятельности зависит от мотива, побуждающего действовать, иначе говоря, от того смысла, который имеет для человека, данная деятельность. Возникающий мотив создает установку к действию [10].

В концепциях классической психологии мотиватором деятельности являются потребности [11]. Пирамиду А. Маслоу можно применить и к осуществлению потребностей в области поликультурной деятельности студентов: потребности безопасности, потребности сохранить благоприятные условия для существования всего живого, потребности сохранения своей жизни и здоровья, заботы о других; познавательные: потребности познания культур других народов с целью более гармоничного включения своей деятельности в жизнь общества в целом; эстетические: потребности духовного общения с произведениями искусства и культуры, историческим наследием других народов, стремление увидеть и осознать красоту окружающего мира, сохранить и защитить ее; мировоззренческие: стремление понять свою роль и предназначение в мире, смысл собственной жизни и в соответствии с этим строить свою деятельность; потребность в самоактуализации и реализации внутреннего потенциала через деятельность в поликультурном обществе.

В рамках мотивационно-ценностного компонента поликультурной компетентности студентов формируется целый ряд поликультурных качеств личности (толерантность, бесконфликтность, эмпатия и др.).

Наличие эмпатических способностей, бесконфликтности поведения, терпимости, толерантности по отношению к представителям других народов и культурных групп выражается в осознании необходимости психологического принятия другой личности, в стремлении оказать помощь и поддержку, в развитии гуманистических ценностей личности как важнейших ценностей; убежденности в собственной причастности к формированию климата ненасилия, толерантности окружающей среды; понимании общественной значимости меж-культурного диалога; потребности активного участия в межкультурном диалоге; ответственности за результаты своей деятельности; стремлении и готовности к постоянному культурному самообразованию.

Любые предметные знания, прежде чем они воплотятся в практическую деятельность, пропускаются через аффективно-ценностные «фильтры» личности студента, присваиваются ею, преобразуясь в собственные оценочные и понятийные категории, установки и поведенческие программы, качества личности.

Формирование поликультурной компетентности студентов требует ориентации их сознания на общечеловеческие ценности, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие. Работа по формированию поликультурной компетентности студентов ориентирована на осмысление наивысших ценностей: свободы, счастья, совести, справедливости, познания, добра, истины, красоты, человека и др.

Предметы и явления окружающего мира обладают целым рядом объективных характеристик, служащих определенным основанием для их оценки. Будучи включенными в индивидуальную и коллективную деятельность, предметы вступают в определенные отношения с людьми, либо препятствуют реализации их интересов, либо сопутствуют им. Это с неизбежностью влечет за собой субъективную компоненту, присутствующую в оценке.

Таким образом, ценности - специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. По отношению к субъекту ценности служат объектом его интересов, выполняя для его сознания роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям [12].

Значимые поликультурные качества личности выступают в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность студента.

3. Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, наличие опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Уровень развития поликультурной компетентности студентов напрямую зависит от сформированности у них соответствующих умений и навыков. Умения - сплав навыков и знаний, определяющий качество любой деятельности. Умение - это способность выполнять какую-либо деятельность в новых для человека условиях, приобретенных на ранее полученных знаниях и навыках [13].

Умения рассматриваются как приобретенные человеком способности на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях.

В данном компоненте поликультурной компетентности студентов мы выделяем следующие основные умения: приобретать научную информацию по проблеме; «переносить» полученные поликультурные знания и приемы умственной деятельности в новые условия; обновлять поликультурные знания и совершенствовать профессиональные и коммуникативные умения; использовать рациональные приемы самостоятельной работы по добыванию поли-культурных знаний; осуществлять самоанализ, самооценку получаемой информации; прогнозировать возможные результаты своей деятельности, корректировать и перестраивать ее; рационально и конструктивно разрешать межкультурные конфликты; решать профессиональные задачи при взаимодействии с представителями разных культурных групп; вступать в по-

зитивное взаимодействие с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).

Субъектами деятельности студенты становятся по мере формирования у них умений, потому что они представляют деятельность на теоретическом уровне, могут определять цели и задачи своей деятельности; оценивают себя и свою деятельность; обосновывая цели деятельности, отбирают в соответствии с ее назначением средства для их достижения; анализируют свой опыт достижений. Умения студентов обеспечивают использование знаний и опыта в своей деятельности в поликультурной среде.

Перечисленные компоненты являются той базой, на которой происходит дальнейшее развитие у студентов поликультурной компетентности. Когнитивный компонент является ведущим в структуре поликультурной компетентности студентов вузов, так как на его основе формируются и развиваются последующие компоненты в структуре компетентности.

Таким образом, формирование поликультурной компетентности студентов является важным условием достижения цели образования в системе ВПО, в процессе реализации этой важной педагогической задачи студенты выступают в качестве активных носителей субъективного опыта, самостоятельно и успешно участвуют в профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

Примечания:

1. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002. 71 с.

2. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш [и др.]. М.: Цитадель-трейд, 2002. С. 960.

3. Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов // Учитель. 2007. № 3. С. 12-15.

4. Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 27с.

5. Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 164 с.

6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336с.

7. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. 216 с.

8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 367 с.

9. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 51-57.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

11. Маслоу А. Психология бытия. Киев, 1997. 304 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А-М / гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. 608 с.

13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Педагогика, 1983. 17 с.

References:

1. Dzhurinsky A.N. Multicultural education in the modern world. M., 2002. 71 pp.

2. Modern dictionary of foreign words: interpretation, word-usage, word-formation, etymology / L.M. Bash [etc.]. M.: Citadel-trade, 2002. P. 960.

3. Danilova L.Y. The formation of students’ multicultural competence // Uchitel. 2007. No. 3. P. 1215.

4. Vasyutenkova I.V. The development of teacher’s multicultural competence in the conditions of postgraduate pedagogical education: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. SPb., 2006. 27 pp.

5. Shcheglova I.M. The development of future experts’ multicultural competence: Dissertation for the Candidate of Pedagogy degree. Omsk, 2005. 164 pp.

6. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activity and personality psychology. M.: Nauka, 1980. 336 pp.

7. Alekseev N.A. Personality-centred training: theory and practice questions. Tyumen: TGU Publishing house, 1997. 216 pp.

8. Arkhangelsky S.I. Educational process at higher school, its natural foundations and methods. M.: Vysshaya shkola, 1980. 367 pp.

9. Babansky Yu.K. The personality factor of education optimization // Psychology Questions. 1984. No. 1. P. 51-57.

10. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1975. 304 pp.

11. Maslow A. Psychology of being. Kiev, 1997. 304 pp.

12. Russian pedagogical encyclopedia: in 2 v. V. 1. A-M / ed. by V.V. Davydov. M.: Large Russian encyclopedia., 1993. 608 pp.

13. Platonov K.K. Personality structure and development. M.: Pedagogy, 1983. 17 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.