Научная статья на тему 'Сущность и структура имиджа высшего образования'

Сущность и структура имиджа высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2171
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Высшее образование / имидж высшего образования / подструктуры имиджа выс- шего образования / формирование имиджа / Higher education / higher education's image / the image of the substructure of higher education / creation of the image

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христофорова Ирина Владимировна, Колгушкина Алина Викторовна, Александрова Наталья Сергеевна, Раздымаха Юлия Юрьевна

Образование в целом и высшее образование в частности является одной из сфер, обеспечиваю- щих реализацию приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономи- ческого развития любого государства. Сфера высшего образования специфична, ее регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, рынок труда и капитала, но и че- ловеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Сейчас достаточно глубоко ис- следована только сущность имиджа отдельных образовательных учреждений, система высшего образования в целом предметом подобных исследований выступает редко. Имидж высшего обра- УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ 46 Образование является одной из сфер, наи- более значимых для развития человеческого общества. Формирование разносторонне разви- той личности гражданина относится к общена- циональным интересам, во многом обеспечивая реализацию приоритетных направлений обще- ственно-политического и социально-экономи- ческого развития любого государства. Образо- вание как социальный институт представляет собой систему, охватывающую «совокупность статусов и ролей, норм и ценностей, социаль- ных организаций (школ, университетов, акаде- мий), отвечающую за передачу новым поколе- ниям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе ее ста- новления и адаптации к определенным обще- ственным отношениям» [1]. Очевидна тесная взаимосвязь образования с экономикой страны, ее политической и духовной сферой. Свою специфическую роль играют все эле- менты системы образования - от начального до послевузовского образования, а также пере- подготовка кадров. Особую значимость име- ет такой элемент как «высшее образование». Большая советская энциклопедия определяет понятие «высшее образование» как подготовку «специалистов высшей квалификации для от- раслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах, в которые принимаются лица, успешно окончившие сред- ние общеобразовательные школы или средние специальные учебные заведения» [20]. Сфера высшего образования своеобразна, ее регуля- торами являются не только макро- и микроэко- номические факторы, рынок труда и капита- ла, но и человеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Имидж высшего образования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен. Под имиджем высшего образования сле- дует понимать его устойчивый эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправ- ленно заданными характеристиками и при- званный оказывать влияние определенной на- правленности на сознание представителей це- левых групп, потребляющих образовательный продукт. Под образовательным продуктом в данном случае понимаются как образова- тельные программы с соответствующим обе- спечением, так и выпускники образователь- ного учреждения со сформированным в вузе уровнем компетенций (знаний, умений и на- выков). В качестве целевых групп выступа- ют: работники средних и профессиональных учебных заведений; абитуриенты и их род- ственники; студенты и выпускники вузов; работодатели, кадровые агентства, професси- ональные сообщества и пр. Имидж вообще (в т. ч. имидж высшего об- разования) может быть внешним и внутрен- ним. Применительно к высшему образованию внешний (международный) имидж представ- ляет собой образ национальной системы об- разования, сложившийся за рубежом. Этот имидж тесно связан и оказывает взаимное вли- яние на имидж страны в целом. Позитивный внешний имидж российского образования не- обходим для повышения конкурентоспособ- ности отечественных образовательных струк- тур, привлечения иностранных инвестиций, роста числа иностранных студентов и аспиран- тов, обучающихся в России, увеличения прог- рамм международного обмена в сфере выс- шего образования. Российское образование призвано не только осуществлять подготовку специалистов для страны, но и максимально способствовать повышению престижа его вы- пускников на мировой арене, способствовать установлению международных профессио- нальных контактов, заложенных в годы обуче- ния в России [18]. Внутренний имидж высшего образования - это образ системы высшего об- разования, сложившийся в сознании россиян. Он определяется отношением целевых групп зования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен. В статье выявляются особенности имиджа применительно к данной сфере, дается понятие «имиджа высшего образо- вания», характеризуются его виды, выделяются и описываются его основные подструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in general and higher education in particular is one of the areas that provide the realization of the priorities of socio-political and socio-economic development of any country. Higher education is specific; its controls are not only the macro and micro-economic factors, labor and capital but also human capital, social and socio-psychological mechanisms. This greatly affects the process of forming the image of the sphere. It should be emphasized that nowadays only the essence of the image of individual educational institutions, while the higher education appears rare system in general as the subject of such studies. Image of higher education should be considered as a complex, multifactorial phenomenon. The article reveals features of the image in relation to this area, gives the notion of «image of higher education», characterized by its species, also its main substructures are considered and described.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура имиджа высшего образования»

Сущность и структура имиджа высшего образования

9. Комплексная оценка высших учебных заведений. Учебное пособие / Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мото-ва Г.Н., Петропавловский М.В. Москва — Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001. 192 с.

10. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. 431 с.

11. Ларин М.В., Рысков О.И. Электронные документы в управлении. М.: ВНИИДАД, 2005. 148 с.

12. Ларин М. В., Рысков О.И. Управление документами на основе международного стандарта ИСО 115489—2001. М.: ВНИИДАД, 2005. 110 с.

13. Ларьков Н. С. Документоведение: Учебное пособие. М.: АСТ, 2006. 427 с.

14. Словарь иностранных слов с латинскими выражениями [Электронный ресурс]. URL: http: // latinwords.ru / description / sistema / 12768 (дата обращения: 08.01.2010).

15. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова М.А., 2002. 461 с.

16. Среднее профессиональное образование. Сборник нормативных правовых документов / Под ред. П.Ф. Анисимова. М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2004. 450 с.

17. Столяров Ю.Н. Библиотека — двухконтурная система // Научные и технические библиотеки. 2002. № 11. С. 5-24.

18. Столяров Ю.Н. Документный ресурс. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Либерия, 2001. 149 с.

УДК: 339.138:374.3

| СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИМИДЖА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Христофорова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, hristo@list.ru, Институт сервиса, филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

Колгушкина Алина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, kalina71@bk.ru, Институт сервиса, филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

Александрова Наталья Сергеевна, ассистент, naleksandrova@list.ru,

Раздымаха Юлия Юрьевна, аспирантка, uushka81@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Education in general and higher education in particular is one of the areas that provide the realization of the priorities of socio-political and socio-economic development of any country. Higher education is specific; its controls are not only the macro - and micro-economic factors, labor and capital but also human capital, social and socio-psychological mechanisms. This greatly affects the process offorming the image of the sphere. It should be emphasized that nowadays only the essence of the image of individual educational institutions, while the higher education appears rare system in general as the subject of such studies. Image of higher education should be considered as a complex, multifactorial phenomenon. The article reveals features of the image in relation to this area, gives the notion of «image of higher education», characterized by its species, also its main substructures are considered and described.

Образование в целом и высшее образование в частности является одной из сфер, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономического развития любого государства. Сфера высшего образования специфична, ее регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, рынок труда и капитала, но и человеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Сейчас достаточно глубоко исследована только сущность имиджа отдельных образовательных учреждений, система высшего образования в целом предметом подобных исследований выступает редко. Имидж высшего обра-

45

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ

зования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен. В статье выявляются особенности имиджа применительно к данной сфере, дается понятие «имиджа высшего образования», характеризуются его виды, выделяются и описываются его основные подструктуры.

Key words: higher education, higher education’s image, the image of the substructure of higher education, creation of the image

Ключевые слова: высшее образование, имидж высшего образования, подструктуры имиджа высшего образования, формирование имиджа

Образование является одной из сфер, наиболее значимых для развития человеческого общества. Формирование разносторонне развитой личности гражданина относится к общенациональным интересам, во многом обеспечивая реализацию приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономического развития любого государства. Образование как социальный институт представляет собой систему, охватывающую «совокупность статусов и ролей, норм и ценностей, социальных организаций (школ, университетов, академий), отвечающую за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе ее становления и адаптации к определенным общественным отношениям» [1]. Очевидна тесная взаимосвязь образования с экономикой страны, ее политической и духовной сферой.

Свою специфическую роль играют все элементы системы образования — от начального до послевузовского образования, а также переподготовка кадров. Особую значимость имеет такой элемент как «высшее образование». Большая советская энциклопедия определяет понятие «высшее образование» как подготовку «специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах, в которые принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразовательные школы или средние специальные учебные заведения» [20]. Сфера высшего образования своеобразна, ее регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, рынок труда и капитала, но и человеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Имидж высшего образования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен.

Под имиджем высшего образования следует понимать его устойчивый эмоционально

окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать влияние определенной направленности на сознание представителей целевых групп, потребляющих образовательный продукт. Под образовательным продуктом в данном случае понимаются как образовательные программы с соответствующим обеспечением, так и выпускники образовательного учреждения со сформированным в вузе уровнем компетенций (знаний, умений и навыков). В качестве целевых групп выступают: работники средних и профессиональных учебных заведений; абитуриенты и их родственники; студенты и выпускники вузов; работодатели, кадровые агентства, профессиональные сообщества и пр.

Имидж вообще (в т. ч. имидж высшего образования) может быть внешним и внутренним. Применительно к высшему образованию внешний (международный) имидж представляет собой образ национальной системы образования, сложившийся за рубежом. Этот имидж тесно связан и оказывает взаимное влияние на имидж страны в целом. Позитивный внешний имидж российского образования необходим для повышения конкурентоспособности отечественных образовательных структур, привлечения иностранных инвестиций, роста числа иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в России, увеличения программ международного обмена в сфере высшего образования. Российское образование призвано не только осуществлять подготовку специалистов для страны, но и максимально способствовать повышению престижа его выпускников на мировой арене, способствовать установлению международных профессиональных контактов, заложенных в годы обучения в России [18]. Внутренний имидж высшего образования — это образ системы высшего образования, сложившийся в сознании россиян. Он определяется отношением целевых групп

46 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 1

Сущность и структура имиджа высшего образования

общественности к высшему образованию как таковому, так и отдельным его элементам: к системе управления и результатам ее деятельности; совокупности вузов, предлагаемым ими образовательным программам, кадровому составу вузов, а также к выпускникам вузов как конечному продукту, который должен соответствовать рынку труда. Формирование положительного внутреннего имиджа высшего образования России повысит экономический и культурный потенциал страны, положительно отразится на качестве жизни населения в целом, будет способствовать росту патриотизма в обществе.

Формирование имиджа российского образования выступает не только как информационный процесс, направленный на создание позитивных представлений и мнений о нем, как компонент профессиональной маркетинговой деятельности, но и как сложный социально-психологический механизм функционирования этих представлений на уровне индивидуального, группового и массового сознания потребителей.

Имидж высшего образования как компонент массового сознания весьма изменчив и зависит от системы преобладающих в обществе и отдельных общественных группах ценностей. В связи с этим в одни исторические периоды высшее образование является престижным, в другие — не имеет такого статуса. Кроме того, в один и тот же период времени в одних социальных группах образование котируется высоко (интеллигенция), у других — интерес к образованию имеет лишь конъюнктурный характер. И это относится как к внутреннему, так и внешнему рынку образовательных услуг вузов России.

Применительно к высшему образованию можно говорить о четырех основных подструктурах имиджа высшего образования:

1) имидж системы управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях;

2) имидж вузов, входящих в национальную систему высшего образования;

3) имидж профессорско-преподавательского состава системы высшего образования;

4) имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования.

Рассмотрим каждую из подструктур в отдельности.

Подструктура 1. Имидж системы управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях

Система управления высшим образованием в РФ на федеральном уровне представлена такими органами, как Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. «Деятельность Министерства — его миссия — направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации — главной составляющей устойчивого и динамичного развития России» [19]. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Минобрнауки России и является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. На региональном уровне управление сферой высшего образования осуществляется органами управления образованием субъектов РФ (министерствами, департаментами, отделами и прочими организациями).

Имидж системы управления высшим образованием как на федеральном, так и на региональном уровне складывается из следующих компонентов:

1) имиджа руководителя и работников Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и органов управления образованием отдельных субъектов РФ;

2) имиджа государственной политики в сфере высшего образования, реализуемой указанными органами.

Имидж руководителя и работников органов системы управления сферой высшего образования представляет собой некий образ данных персон, сложившийся на основе восприятия представителями целевой аудитории следующих, открытых для наблюдения характеристик:

1) внешности (одежда, прическа, физические характеристики: рост, телосложение и т. д.);

47

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ

2) социально-демографических характеристик (пол, возраст, образование, доход, жилье, семья);

3) вербального поведения (речь, которая характеризуется тембром, артикуляцией, громкостью голоса, грамотностью и т. д.);

4) невербального поведения (мимика, жестикуляция, контакт глаз, улыбка);

5) поступков как формы поведения человека в определенной ситуации;

6) характеристик неосновной деятельности (социальное происхождение, этапы профессиональной карьеры, дружеское окружение, интересы, социальная активность вне работы (хобби, способы проведения досуга и отдыха).

Перечисленные характеристики отражаются в СМИ путем организации интервью, трансляции выступлений данных лиц на различного рода мероприятиях, а также при размещении их биографий на официальных сайтах органов управления системой образования и т. д.

Имидж государственной политики в сфере высшего образования в РФ определяется отношением национального сообщества к осуществляемой деятельности органов управления в этой сфере и реализуемым ими проектам. В качестве основных критериев, формирующих данное отношение, выступают своевременность, целесообразность и эффективность:

1) разрабатываемых законов, издаваемых приказов, целевых программ;

2) вводимых в действие федеральных государственных образовательных стандартов, административных регламентов и иных нормативно-правовых актов;

3) иной деятельности (организуемых конкурсов, выставок, конференций, симпозиумов и т. д.).

Значительную роль в формировании общественного мнения о государственной политике в сфере высшего образования играют российские СМИ, организующие дискуссии и обсуждения «горячих» вопросов по указанной теме.

Подструктура 2. Имидж высших учебных заведений, входящих в национальную систему высшего образования

Понятие «имидж вуза» в России появилось сравнительно недавно, в середине 90-х годов XX века, в то время, когда помимо государственных учреждений, на рынке образовательных услуг появилось значительное количество

коммерческих вузов. Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг и явилось некой предпосылкой к формированию понятия имидж вуза. В 1990—2000-х годах появляются теоретические обоснования понятия имиджа вуза. Так, Е.И. Зуева предлагает следующее определение имиджа вуза: «это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности, транслируемый во внешнюю среду» [10]. Л.В. Даниленко определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» [7]. Е.А. Да-гаевой предлагается еще одно определение имиджа высшего учебного заведения — «это социальные представления о вузе, носящие целерациональный характер и сформированные на основе информации, оценок, знаний, получаемых посредством различных видов коммуникаций» [5]. Иной методологической позиции придерживаются авторы Ю.Ю. Звездоч-кин и Б.Ю. Сербиновский, настаивая на том, что имидж вуза может формироваться не только целенаправленно, но и произвольно, они дают следующее его определение: «это собирательный образ, отражающий положительное впечатление, престиж, репутацию образовательного учреждения, которые целенаправленно или невольно формируются и поддерживаются инструментами рационального и эмоционального воздействия на людей, отдельные профессиональные и непрофессиональные группы, широкую публику и общественность, создает дополнительные неощущаемые потребителем ценности, способствующий достижению успеха в деле, приобретению конкурентных преимуществ и укреплению позиций на рынке образовательных и научных услуг» [9].

Как показал анализ данных определений, исследователи приводят различные трактовки имиджа вуза, но существенных противоречий нет. Обоснованием для использования различных подходов к данному понятию является сущность изучаемого объекта: имидж вуза представляет собой сложный многофакторный феномен.

Для того чтобы определить механизмы и выявить возможности управления имиджем

48 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 1

Сущность и структура имиджа высшего образования

вуза, необходимо проанализировать, на основе восприятия каких характеристик формируется образ вуза, предметно представить структуру данного образа. При описании основных составляющих имиджа вуза такие исследователи, как Е.А. Дагаева [5, 6], Л.В. Даниленко [7], Е.А. Измайлова [11] Е.Б. Карпов [13] В.В. Менщикова [15], Н.К. Моисеева [16], Т.Н. Пискунова [17] и др. исходят из различных аспектов.

Обобщая предложенный данными авторами перечень элементов, можно выделить следующие основные компоненты, формирующие имидж вуза:

1) образовательные услуги вуза (востребованность предлагаемых специальностей, наличие современных специализаций, качество преподавания, престижность дипломов, возможности трудоустройства, получения второго высшего образования и повышения квалификации, стоимость предоставляемых услуг, обратная связь с выпускниками);

2) профессорско-преподавательский потенциал вуза (компетентность, наличие в вузе признанных научно-педагогических школ, присуждение значимых научных и общественных наград ученым и преподавателям вуза, выдающиеся выпускники, профессора-совместители — ведущие ученые из отраслевой и академической науки, социально-демографические характеристики, общий культурный уровень, уровень оплаты ППС);

3) основатель и /или руководитель вуза (представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках основателя (руководителя) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения, поступки, хобби и другое);

4) научно-исследовательская работа (актуальность направлений научной деятельности, исследования по приоритетным направлениям, инновационный характер исследований, рост доли внебюджетных поступлений от научной деятельности, участие в федеральных программах и грантах, зарубежные научные связи, широкое привлечение студентов к научно-исследовательской работе);

5) администрация вуза (креативность, наличие стратегического плана развития вуза, социально-демографические характеристики, психологические характеристики);

6) студенты вуза (внешний облик, стиль жизни, общий культурный уровень); в т. ч. имидж выпускника;

7) внутренние социально-психологические характеристики вуза (корпоративная культура организации, социально-психологический климат коллектива);

8) визуальные характеристики вуза (архитектура зданий, местоположение, дизайн интерьера, фирменный стиль, внешний облик персонала);

9) социальные характеристики вуза (социальные аспекты деятельности вуза, социальные программы по поддержке студентов, аспирантов, преподавателей вуза, программы по привлечению в вуз молодых преподавателей, программы поддержки талантливой научной молодежи);

10) бизнес-имидж вуза (представление о вузе как субъекте деловой активности). В качестве основных детерминант бизнес-имиджа вуза, как и у коммерческих организаций, выступает деловая репутация, а также деловая активность организации, индикаторами которой являются: объем продаж; относительная доля рынка; инновационность образовательных и иных технологий и степень их освоения; разнообразие предлагаемых образовательных товаров и услуг; ценовая политика, сбытовая сеть и т. д.;

11) миссия и история вуза.

Под формированием имиджа образовательного учреждения понимается процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

Анализ технологий формирования имиджа, разработанных рядом авторов [3, 10], дает основание считать, что алгоритм создания имиджа образовательного учреждения может включать:

• выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем;

• выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;

49

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ

• конструирование имиджа образовательного учреждения, разработку стратегии формирования имиджа образовательного учреждения;

• непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения;

• контроль промежуточных результатов, корректировку;

• мониторинг сформированного имиджа образовательного учреждения.

Целенаправленная комплексная работа по созданию устойчивого положительного имиджа образовательного учреждения во внутренней и внешней среде является значимым резервом в повышении его конкурентоспособности, обеспечении устойчивости функционирования на рынке

Подструктура 3. Имидж профессорскопреподавательского состава системы высшего образования

Имидж профессорско-преподавательского состава является одним из компонентов имиджа высшего учебного заведения и одновременно рассматривается как самостоятельная составляющая, определяющая имидж высшего образования в целом.

Преподаватель вуза — личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать рядом универсальных качеств. Он должен иметь способности организатора, оратора, аналитика, психолога; уметь грамотно говорить и писать; быть высококомпетентным специалистом в своей профессиональной сфере и, кроме того, эрудитом в других областях знаний. Подобной многоаспектной, расширенной квалификационной характеристики не имеет, пожалуй, никакая другая профессия. От преподавателя требуется проявление природных способностей, а также таланта, значительных умственных, физических, временных и эмоциональных затрат.

Под имиджем преподавателя вуза следует понимать комплексную интегральную характеристику, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности.

Позитивный индивидуальный имидж преподавателя — это гармоничная совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстри-

ровать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса [8].

Структура имиджа преподавателя включает в себя:

• ядро имиджа (природный компонент);

• внутренний уровень (личностный, профессиональный, поведенческий компоненты);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• внешний уровень, включающий визуальный, аудиальный (звуковой), ольфакторный (обонятельный), кинестетический (тактильный) компоненты, при доминирующем влиянии профессионального компонента.

Проведенные исследования на тему специфических особенностей профессиональной деятельности преподавателя показывают, что важное значение представляет коммуникативная составляющая деятельности преподавателя, т. к. именно коммуникативные навыки являются частью имиджа педагога вуза. Ряд авторов связывает понятие имиджа преподавателя с понятием «моральный авторитет», которое предполагает наличие моральных, профессиональных, деловых, волевых и эстетических качеств [12].

Восприятие индивидуального имиджа преподавателя вуза окружающими определяется основными факторами мотивации человеческой деятельности. Имидж преподавателя высшей школы должен отвечать потребностям, системе ценностей личности и подкреплять его социально-психологические установки. Самый яркий имидж не будет должным образом воспринят целевыми аудиториями, если он находится вне сферы их интересов, не соответствует системе ценностей и противоречит уже сложившимся социально-психологическим установкам партнеров по общению и деятельности.

Подструктура 4. Имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования

Современная концепция развития высшего образования в РФ предполагает смещение акцента с узкопрофильного подхода к подготовке будущего специалиста на его всесторонне-личностное развитие с учетом овладения им специальным набором компетенций, необходимых для успешной реализации в будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрение проблем имиджа выпускника вуза становится весьма актуальным, потому что процесс формирования профессионального имиджа представляет собой работу

50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 1

Сущность и структура имиджа высшего образования

над наполнением и развитием многогранных сторон личности будущего специалиста. Профессиональный имидж можно определить как осознанное проявление человеком «вовне» качества профессии. Правильно и вовремя сформированный имидж будущего специалиста становится символом профессии, помогает ему добиться успеха, вызывая у окружающих чувство одобрения, возникающее вследствие осознания ими соответствия специалиста той или иной должности [2].

Формирование позитивного профессионального имиджа будущего специалиста позволит повысить конкурентоспособность выпускников российских вузов на рынке трудовых ресурсов. Как утверждает английская исследовательница имиджа Лилиана Браун, «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни» [4].

Рассматривая характеристики конкурентоспособного выпускника, следует упомянуть о японской системе подготовки специалистов, которая предусматривает формирование у обучаемых трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных. Техно -логические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различными группами общественности и отдельными индивидами. Концептуальные — это искусство прогнозировать события, планировать деятельность, принимать ответственные решения на основе системного анализа.

Таким образом, конкурентоспособность будущего специалиста определяется не только в профессиональной плоскости, но и в личностной сфере. Одним из важных условий успешной деятельности в любой области является наличие

Литература

уверенности в собственных знаниях, а в конечном итоге и в своих силах, необходимых для достижения поставленных целей. Основными направлениями, по которым должна вырабатываться уверенность в себе будущего профессионала, являются: освоение и совершенствование профессионального мастерства; адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения; создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа [14].

Целенаправленный процесс формирования профессионального имиджа предполагает активную сознательную деятельность студента по коррекции собственного поведения, внешнего вида, овладению различного рода компетенциями, что требует от будущего специалиста саморегуляции и непрерывного самоконтроля, усиленной работы над собой [2]. В процессе работы над собственным имиджем будущим специалистом должны развиваться такие качества, как трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию, способность к непрерывному профессиональному росту, пунктуальность, усидчивость, ответственность, стрессоустойчивость.

Механизм формирования положительного имиджа выступает одновременно механизмом социализации и индивидуализации студента. С одной стороны, в соответствии с определенными правилами, продиктованными внешней средой, стремясь к некому «идеалу», будущий специалист путем самоограничения и самоконтроля интегрируется в профессиональное сообщество с принятыми в нем стандартами поведения и групповыми ценностями. С другой стороны, студент при формировании собственного имиджа создает свой персональный, индивидуальный образ, используя специальные оригинальные приемы и ресурсы.

Понимание сущности имиджа высшего образования с последующим выделением его подструктур позволит провести анализ сложившегося имиджа высшего образования России, выявить существующие проблемы и предложить направления его совершенствования.

1. АгаповП.В. Образование // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2003.

2. Алемасова М.Л., Гусева М.Н. Проблема формирования имиджа будущего специалиста в современной педагогике высшей школы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2010. № 4-6 (29).

51

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ

3. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ: Материалы международной научно-практической конференции 14—15 июня 2001 года. Омск, 2001. URL: http: // www. prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm (дата обращения: 10.06.2010)

4. Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер, 2001.

5. Дагаева Е.А. Маркетинговые коммуникации как способ конструирования имиджа негосударственного вуза // PR в образовании. 2008. № 4.

6. Дагаева Е.А. Структура имиджа высшего учебного заведения // PR в образовании. 2007. № 3.

7. Даниленко Л. В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения. URL: http: // www.marketologi. ru/lib/danilenko/mana_image. html (дата обращения: 10.06.2010).

8. Донская Л.Ю. Роль имиджа в общении и деятельности преподавателя высшей школы. URL: http: // www. science.ncstu.ru/articles/hs/09/psych/26.pdf/file_download (дата обращения: 10.06.2010).

9. Звездочкин Ю.Ю. Имидж-система университета / Ю.Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский; Юж. федеральный ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009.

10. Зуева Е.И. Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения // Сборник статей к четвертой международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии»/Алтай-ский экономико-юридический институт. URL: http: //www.aeli.altai.ru/nauka/sbomik/2002/zueva. html (дата обращения: 8.06.2010).

11. Измайлова Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг. Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05: СПб., 2005.

12. ИщуковаИ.Ю., Профессиональная этика преподавателя. URL: http: // www.kkt41file.narod.ru/psiholog/profetika. doc (дата обращения: 11.06.2010).

13. Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. 2003. № 6.

14. Козлов А. В. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда // Сборник научных статей «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления», СПб.: Институт бизнеса и права, 2009.

15. Меньщикова В.В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью службами Public Relations (Соц.-психол. аспект): Дис.. канд. психол. наук. М., 1998.

16. МоисееваН.К. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения // Маркетинг. 1999. № 5.

17. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения. Дис.. канд. психол. наук. М., 1998.

18. Трубников В.В. Позитивный имидж российского образования и его социальная значимость. URL: http:// www.statebrand.ru/upload/files/doc (дата обращения: 10.06.2010).

19. http://mon.gov.ru/str/mon/mis/(датаобращения: 6.09.2010).

20. http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 6.09.2010).

УДК 338.2

I НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ I РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Черникова Людмила Ивановна, кандидат экономических наук, доцент,

зав. кафедрой «Финансы», tariff2004@mail. ru,

Заернюк Виктор Макарович, кандидат экономических наук, доцент, zvm4651@mail. ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Reforming the financing of educational institutions causes the appearance of new mechanisms. The article describes and assesses the objectivity and compliance of the two main points of criticism concerning the changes in the mechanism of financial support for Russian education with global experience.

Реформирование финансирования образовательных учреждений определяет появление новых механизмов. В статье дается оценка объективности и соответствия мировому опыту критических высказываний, касающихся изменения механизма финансового обеспечения российского образования.

Key words: financing, the mechanism, formation Ключевые слова: финансирование, механизм, образование

52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.