Научная статья на тему 'Сущность и структура артистических умений будущих учителей'

Сущность и структура артистических умений будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / УБЕЖДЕНИЯ / ВНУШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Е.А.

Статья посвящена артистическим и педагогическим умениям будущего учителя в их совокупности. Эмоциональная сфера является необходимым компонентом педагогического общения. В работе артистичного учителя важную роль играют режиссерско-педагогические умения: создание и реализация замысла урока, адаптация и переработка сценария урока применительно к конкретным условиям его реализации, интерпретация творческого замысла урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE FUTURE TEACHERS'' ARTISTIC SKILLS

The article is dedicated to artistic and pedagogical skills of future teachers and reveals their complex. The emotional sphere is a necessary component of pedagogical communication. Such directorial and pedagogical skills, as creation and implementation of the lesson plan, adaptation and processing of the lesson scenario due to the specific conditions of its implementation, and interpretation of the creative concept of the lesson, play an important role in the artistic teacher's work.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура артистических умений будущих учителей»

УДК 31.011.31

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА АРТИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Статья посвящена артистическим и педагогическим умениям будущего учителя в их совокупности. Эмоциональная сфера является необходимым компонентом педагогического общения. В работе артистичного учителя важную роль играют режиссерско-педагогические умения: создание и реализация замысла урока, адаптация и переработка сценария урока применительно к конкретным условиям его реализации, интерпретация творческого замысла урока.

Ключевые слова: артистические умения, коммуникативные умения, убеждения, внушение, эмоциональность.

Е. А. Ткачева E. A. Tkachyova

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE FUTURE TEACHERS' ARTISTIC SKILLS

The article is dedicated to artistic and pedagogical skills of future teachers and reveals their complex. The emotional sphere is a necessary component of pedagogical communication. Such directorial and pedagogical skills, as creation and implementation of the lesson plan, adaptation and processing of the lesson scenario due to the specific conditions of its implementation, and interpretation of the creative concept of the lesson, play an important role in the artistic teacher's work.

Keywords: artistic skills, communication skills, persuasion, inculcation, emotionality.

Профессиональная подготовка учителя - непрерывный процесс, которому присущи определенные характеристики и особенности, обусловленные спецификой педагогической деятельности, необходимостью постоянного совершенствования и самосовершенствования учителя, соответствием уровня профессиональной компетентности требованиям обновленной школы. Одной из важнейших задач педагогической науки на современном этапе является подготовка специалиста, который был бы конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Сегодня стержнем профессиональной, коммуникативной деятельности учителя должно быть не только доброжелательное общение, любовь к детям, гармония ума и чувств, но и педагогическое мастерство на уровне искусства, обеспечивающееся высокой степенью развития профессионально-личностных качеств, умений, навыков, творческих способностей, в том числе педагогического артистизма.

В психолого-педагогической литературе представлено множество взглядов на педагогические умения, необходимые учителю в учебно-воспитательном процессе. Анализ научных исследований убеждает, что существует взаимосвязь между актерским и учительским мастерством. Известно, что педагогическая деятельность - это единство науки и искусства, логики и эмоций. Это же можно сказать и об актерской деятельности, соответственно, представители этих двух профессий должны иметь в чем-то общие сформированные умения.

Как показывает практика, имплементация актерской системы, разработанной К. Станиславским, является необходимой и важной частью деятельности учителя. Наряду с профессиональными знаниями и владением методикой обучения важны и артистические умения, а владение ими является целесообразным, поскольку современное образование требует готовности к постоянному изменению своих представлений, стиля и способов деятельности. Успешность преподавания любого предмета в школе зависит от двух взаимосвязанных частей: преемственности (изучение материала должно основываться на полученных знаниях) и новизны (в процессе обучения учащиеся должны усвоить новые, неизвестные аспекты материала).

Для выявления совокупности артистических умений педагога мы обратились к исследованиям, раскрывающим различные подходы к их классификации. Так, Т. Гончарова выделяет такую совокупность артистических умений учителя: высокий профессионализм и эрудиция, образованность, владение педагогическим ремеслом; любознательность, стремление к познанию «тайн», способность увлекаться, сомневаться и ощущать новое; умение находить правильное, точное и безошибочное педагогическое решение; оригинальность (способность завоевывать внимание, чувства, ум, воображение и волю воспитанников, умение влюблять в себя, вести за собой, побуждать окружающих к преобразований); эмоциональность и индивидуальность изложения материала, чувство юмора; гармонию между внешними и внутренними характеристиками личности учителя; пластика поведения (язык движений, выразительность тела) владение творческим стилем (совокупность качеств учителя как человека и профессионала) [1].

Весомыми для нас оказались мысли Ж. Вагановой о совокупности артистических умений, состоящих из способности к личностному самовыражению, продуктивной и длительной деятельности в условиях эмоционального напряжения, саморегуляции психического состояния; внешней выразительности, пластичности, мышечной свободы, развитых мимических и пантомимических навыков, эмоциональности, образности языка, творческой фантазии и воображения; наблюдательности и управления вниманием [2]. О. Булатова в структуру артистических умений включает: внутренний артистизм (культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, утонченность, ассоциативное видение, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и др.); внешний артистизм (передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, режиссура урока) [3].

Анализируя все вышеперечисленные компоненты, можно отметить, что они способствуют воплощению мысли и переживания в образе, слове, поведении, в движении и в стильности и, на наш взгляд, могут быть включены в профессиональную деятельность каждого учителя, пос-

кольку отражают специфику проявления артистических умений в профессиональной деятельности учителя.

Обоснуем собственный взгляд на совокупность артистических умений будущего учителя. Прежде всего отметим, что учитель должен обладать исполнительно-речевыми умениями как инструментом профессиональной деятельности, с помощью которого можно решать различные педагогические задачи: сделать тему урока интересной, а процесс ее изучения - привлекательным; создать искреннюю атмосферу общения в классе, установить контакт с учениками, достичь взаимопонимания с ними, сформировать у учащихся чувство эмоциональной защищенности, вселить в них веру в себя.

Артистизм учителя предполагает искусное владение внешними выразительными (невербальными) умениями: использование телесной экспрессии, владение своим телом (пластики, мимики, жеста и осанки), использование кинетических средств для подчеркивания важности тех или иных фрагментов урока, усиливая тем самым словесное (вербальное) воздействие, что способствует лучшему запоминанию.

На основании анализа научной литературы мы выделили группу умений сценического мастерства учителя: вызвать в себе творческое самочувствие (понятно и привлекательно демонстрировать чувства и мысли, вызывать в ответ сопереживание и совместное размышление учащихся, создавать рабочее (творческое) самочувствие и управлять им на различных этапах педагогического общения, транслировать оптимизм, позитивное отношение к ученикам); проявлять эмоциональную гибкость (сочетание высокой возбудимости нервной системы с возможностью регуляции динамики психофизического состояния); обладать способностью перевоплощаться и исполнять различные роли, управлять своим психофизическим аппаратом, своими чувствами, необходимыми для творческой деятельности, поддерживать свой организм в надлежащем состоянии); создавать творческую атмосферу урока (осознавать направленность своей работы, верность ей, уверенность в конечной цели, «видеть», понимать, правильно оценивать свое поведение и поведение ученика); выбирать целесообразные методы взаимодействия с классом (легко приспосабливаться к новым условиям, быстро реагировать на непредвиденные изменения хода урока, тонкий, уместный юмор); органично действовать на уроке (осуществлять режиссуру собственного поведения, освобождение от ситуативных и не всегда уместных, поведенческих стереотипов) [4].

Кроме того, от учителя требуется мастерское владение группой коммуникативных умений. Учитель должен уметь моделировать процесс педагогического общения (моделировать информацию с учетом особенностей ее восприятия и понимания, завоевывать инициативу), подбирать методы воздействия на субъекты общения (личный пример, объяснение, убеждение, внушение, просьба, обращение за советом и т. п.), ориентироваться и согласовывать действия для организации совместной коммуникативной деятельности (поддерживать обратную связь во время субъект-субъектного, равнопартнерского взаимодействия, владеть собой, осуществлять самоконтроль, саморегуляцию при любой ситуации), понимать внутреннее состояние ученика (эмпа-тия, перцепция) [4].

Педагогическое общение как разновидность творческой деятельности проявляется в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодействия с ними; в организации непосредственного воздействия на ребенка (система регуляции его поведения, реализация процедуры вербальных и невербальных форм взаимодействия, целостный репертуар влияния), в управлении собственным поведением (саморегуляция в общении), в организации процесса взаимоотношений. Для обеспечения правильного педагогического общения учитель должен обладать такими качествами, как открытость, доступность, создание для детей возможностей высказывать свои мысли; справедливость, доверие к детям, признание их неповторимости, достоинства; заинтересованность жизнью учащихся, внимание к их проблемам; эмпатийное понимание (способность видеть поведение ученика его же глазами, чувствовать его внутреннее состояние); готовность всегда помочь ученикам.

Считаем целесообразным акцентировать внимание на умении учителя убеждать и внушать. Убеждение - целенаправленное аргументированное высказывание, которое влияет на другого человека или группу людей, представляет собой словесное доказательство идей, обоснование решений, планов и поступков. Психологическое воздействие на человека будет наиболее эффективным, если будет опираться на различные механизмы воздействия -убеждение, внушение, заразительность. Важной чертой таланта в искусствах (в частности, педагогическом и актерском), основанных на общении, является заразительность. Так, В. Немирович-Данченко, касаясь данной проблемы, отмечал, что постоянно употребляет слово «заразительность», любой талант (писательский, актерский, педагогический) заключается именно в способности заражать других людей своими «переживаниями» [5]. К. Станиславский неоднократно определял заразительность актера как личностное обаяние, как силу притяжения, обаяние, привлекательность всего существа актера, в которой даже недостатки превращаются в достоинства, которые копируют его поклонники и подражатели [6].

Процесс педагогического общения учителя-мастера тесно связан с эмоциональной сферой. Чувство, сочувствие и сопереживание помогают адекватно понимать других людей. Умение принять чувства другого как собственные, способность к эмоциональному отклику - необходимый компонент педагогического общения и специфическое средство познания человека человеком. Общение должно протекать в гуманной форме, когда учитель, общаясь с учеником как с субъектом, пытается понять его, разобраться и принять его позицию.

Следует также отметить, что в работе артистичного учителя важную роль играют режиссерско-педагогические умения: создание и реализация замысла урока (воспитательного мероприятия); разработка плана урока (воспитательного мероприятия); адаптация, переработка сценария урока (воспитательного мероприятия) с учетом конкретных условий их реализации; интерпретация творческого замысла урока (воспитательного мероприятия) в соответствии с психоэмоциональным состоянием учащихся; определение эмоциональной структуры и атмосферы урока (воспитательного

мероприятия); организация учащихся в рамках урока или внеклассного воспитательного мероприятия (определение сверхзадачи деятельности на уроке, ориентированного на побуждение учащихся к активной самостоятельной познавательной деятельности, реализация коммуникативного обеспечения урока, создание ситуации диалога; владение умением встать на позицию ученика, разделить его интересы, радости, разочарования, увидеть его глазами имеющиеся проблемы; осуществление рефлексии педагогических действий, внесение корректив в организацию профессионально-педагогической деятельности на основе результатов самоанализа).

Действительно, при осуществлении профессиональной деятельности учитель выступает и как режиссер, и как актер-исполнитель образовательного действа, поэтому он должен уметь в соответствии с заданием и логикой педагогического замысла конструировать урок, воспитательное мероприятие, а также микроситуации взаимодействия с учениками. «Учитель как режиссер должен обеспечить право детей на их место в прекрасном спектакле под названием «урок»» [7, с. 19]. Каждый урок учителя-мастера должен стать маленьким спектаклем, в котором педагог выступает как автор сценария, режиссер, выстраивает драматургию взаимоотношений, определяет место каждого участника, руководит действием, начинающим на основе замысла развиваться по законам педагогической импровизации.

Кроме того, в работе педагога большое значение играет умение определять цель учебно-воспитательного процесса, урока, отдельного его фрагмента. Термин «сверхзадача» используют многие педагоги. По утверждению К. Станиславского, сверхзадача - это то, ради чего автор хочет донести свою идею до сознания людей. Она содержит идейную активность автора, его целеустремленность в стремлении к утверждению определенных идеалов. В системе образования сверхзадачей будет цель учителя, которой он хочет достичь в целостном учебном процессе. Сверхзадача - это конечный результат, ради чего актер борется за правду. Сверхзадача в педагогической деятельности -это осознание направленности своей работы, верность ей, уверенность в конечной цели. Это стремление быть учителем, проявлять активность в решении всех учебно-воспитательных задач.

По нашему мнению, сверхзадача состоит еще и в том, что нужно «видеть», понимать, правильно оценивать свое поведение и поведение учащихся, уметь использовать образованность и профессионализм для раскрытия личности ученика во время урока. Вся практическая часть системы К. Станиславского построена на принципе действия как возбудителя пережитого и основы для накопления новых переживаний.

В этой связи интересны мысли В. Кан-Калика о том, что «ни один урок не пройдет на достаточно высоком идейно-эмоциональном уровне, если педагог не ставит перед собой привлекательной для него идейно-творческой цели. Такая цель способствует его творческой активности, устойчивости творческого самочувствия, превращает деятельность в творчество» [8, с. 93]. У педагога должна быть и собственно «сверхзадача», сформированная на основе личных мыслей, чувств, взглядов, с учетом особенностей урока, учащейся аудитории, специфики учебной дисциплины.

Что касается эмоциональности педагога, то она, по нашему мнению, создает на уроке атмосферу заинтересованного сотворчества, снимает интеллектуальные и психологические барьеры, стимулирует познавательную активность учащихся. Психологи по этому поводу отмечают, что именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Перед тем как сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция была связана с новым знанием. Только то знание, которое прошло через чувства, может привиться. Итак, педагогу необходимо искусно и корректно выражать свои чувства, находить понятные ученикам, а также соответствующие конкретной ситуации формы воздействия, и чем разнообразнее палитра психических проявлений педагога на уроке, тем ярче будет его индивидуальность.

Следует отметить, что в работе педагога важна рефлексия - умение профессионального самопознания, способность видеть себя как бы со стороны, поскольку «педагогический артистизм находит свое проявление в многообразии и частоте рефлексивных действий» [9, с. 56]. На основе рефлексии, как способности к познанию своего внутреннего мира, психических качеств, осмысления своего назначения, профессиональных задач, учитель имеет возможность более точно выстраивать свое поведение, выбирать способы воздействия, соответствующие запросам и интересам ученика, прогнозировать решения самых разнообразных задач. Активизация рефлексии при обучении способствует тому, что ученик делает свою деятельность объектом своего внимания, начинает целенаправленно изменять, совершенствовать или заново выстраивать ее.

По мнению Н. М. Борытко, педагогическая рефлексия предполагает осмысление учителем себя и своей профессиональной деятельности как способа реализации собственного целостного «Я». Профессиональная рефлексия направлена на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, на способность переосмыслить стереотипы своего профессионального и личностного опыта [10, с. 85].

По нашему мнению, наличие рефлексивных умений является одним из главных условий успешной профессионально-педагогической деятельности, поэтому необходимо формировать у будущих учителей установку на рефлексию, поскольку ее низкий уровень свидетельствует о непродуктивном поведении учителя и проявляется в непрофессионализме.

Наиболее высокий уровень педагогического сотворчества достигает педагог-режиссер, поскольку он создает концепцию урока, организует ученический коллектив, обеспечивает индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество, осуществляет рефлексию педагогических действий.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы убеждает, что, для того чтобы быть творцом на уроке и вне его, учитель, кроме владения знаниями научного материала, диалектикой педагогического процесса, психологией и логикой обучения, должен обладать знаниями и умениями руководства своим психофизическим аппаратом, своими чувствами, необходимыми для творческой

работы, знать свой организм и уметь поддерживать его в надлежащем состоянии. Кроме того, важно уметь учитывать особенности восприятия и мышления учащихся, быстро ориентироваться в различных педагогических ситуациях, быть хорошим организатором, характеризоваться целеустремленностью, энергией, настойчивостью, терпением, снисходительностью, проявлять внимательность, отзывчивость, справедливость, увлеченность делом, оптимизм, юмор.

Психофизическая тренировка эмоциональной сферы, самовоспитание чувств, регуляция состояний должны быть естественной неотъемлемой частью лаборатории учителя. Психологическая работа над собой сделает эмоции педагога готовыми к действию, облегчит процесс создания в себе той внутренней энергии, психического настроения, которые способствуют творческому характеру педагогической деятельности. Правильное самочувствие учителя напрямую связано с результатами профессионального роста, поскольку обеспечивает осуществление сознательного принципиального самоанализа своей деятельности, поведения на уроке, и в первую очередь это касается молодого специалиста. Овладев искусством саморегуляции, самоанализа, учитель получит мощное оружие самоуправления и самосовершенствования, получит способы накопления своих творческих ресурсов, умение эффективно их использовать на уроке и вне его, что, в свою очередь, вызовет удовольствие от работы, пробудит творческий энтузиазм.

Делая вывод, можно отметить, что мастерское владение педагогом вышеупомянутыми умениями является основой успешной реализации педагогической деятельности.

1. Гончарова Т. И., Гончаров И. Ф. Когда учитель -властитель дум : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -174 с.

2. Ваганова Ж. В. Эффект личного обаяния, или Слагаемые педагогического артистизма // Директор школы. 1998. № 5. С. 59-65.

3. Булатова О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 240 с.

4. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 204 с.

5. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера : хрестоматия [для высш. и сред. театр. учеб. заведений / сост., ред. В. Я. Виленкин]. 2-е изд., доп. М.: Искусство, 1984. 623 с.

6. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М.: [б. и.], 1985. Т. 3. 625 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 653 с.; Т. 2. 334 с.

8. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

9. Булатова О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 240 с.

10. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.

© Ткачева Е. А., 2016

УДК 373.1.02:372.8

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Рассматриваются особенности познавательной деятельности учащихся пятых и девятых классов на уроках истории. Основное внимание уделяется анализу различных методов развития у них интереса к истории, использованию активных методов обучения.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, психовозрастные особенности, учебная деятельность, методы обучения.

O. B. ToncmoKopoea O. V. Tolstokorova

METHODS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS AT THE LESSONS OF HISTORY

The features of cognitive activity of the fifth and ninth grade students at the lessons of history are considered. Special attention is paid to the analysis of different methods for developing student interest in history and usage of active teaching methods.

Keywords: cognitive activity, cognitive work, age-related psychological features, learning activities, teaching methods.

Преподавание истории в пятых и девятых классах содержит существенные различия в познавательной деятельности обучающихся.

В пятых классах наблюдается достаточно высокий уровень познавательной активности у учащихся в силу психовозрастных особенностей: одна из мотивирующих потребностей этого возраста - познавательная деятельность, при удовлетворении которой у обучающихся формируются

познавательные интересы. Высокая познавательная активность в данном случае объясняется также новизной предмета и интересным для данного возраста учебным материалом - историей древнего мира.

У учащихся данной возрастной группы, наряду с заинтересованностью хорошими отметками по предмету, наблюдается достаточно высокий исполнительно-активный уровень: стабильность и постоянство знаний, высокий уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.