Научная статья на тему 'Сущность и способы функционирования современного политического мифа'

Сущность и способы функционирования современного политического мифа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
826
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и способы функционирования современного политического мифа»

Сущность и способы юридические науки и политология

функционирования современного политического мифа

Черноус А. В.

Современный политический миф представляет собой тот многоаспектный контекст, в котором сочетаются идеологическая система и архаичная мифология. По сути своей идеологическая система отвечает призывам и вызовам современности, но в свою очередь она непременно обращается к тем пластам архаической мифологии, которые соответствуют ее потребностям. Вопрос сущности политического мифа, с точки зрения синтеза в нем этих двух составляющих на современном этапе развития украинской политической науки является мало изученным. Отечественные ученые пользуются преимущественно трудами европейских и российских политологов, как М. Кошелюка, В. Пивоева, Е. Прокофьева, С. Московичи, В. Тернин, А. Цуладзе, Ж.-А. Астра, Е. Фромма, К. Леви-Стросса, К.Г Юнга и др. В украинской науке отдельные аспекты этого вопроса исследуются в работах Ю. Шайгородского, Л. Губерского, М. Обушного, А.Парубия,

О. Забужко, Л. Зубрицкой, Е. Ланюка И. Ивановой, О. Без-арова, В. Буяна и др.

Поэтому новизна этой статьи заключается в попытке изучить особенности современного политического мифа, его парадигму, в частности сочетание в нем идеологии и мифологии. Следовательно, цель и задачи статьи определяются новым взглядом на синтез в политическом мифе определенных идеологических установок и мифологически архетипических представлений.

В. Тернин в своей работе «Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического влияния. Исследование опыта Запада выразил справедливое мнение относительно содержания идеологии, которое «может быть просто странствующим сюжетом, заимствованным из любой исторической эпохи и культурной среды. Однако если этот сюжет имеет под собой глубинную архетипические основу, он окажется чрезвычайно действенным. Претензии идеологии на познавательные функции, на знание истины следует считать весьма сомнительным. Идеология - это, все-таки, ложное сознание. Именно поэтому любую идеологическую доктрину, религиозную или светскую, невозможно исследовать только исходя из того, что она сама о себе заявляет. Идеология может изучаться как один из результатов социокультурного мифотворчества, то есть по методологии, подобной методологии исследования мифов» [8, с. 52]. Следует добавить, что идеология для обеспечения своей эффективности синтезирует в себе формальные и содержательные характеристики мифа. Целью и задачей идеологии является побуждение к определенным действиям, убеждение человека и в необходимости действовать в определенном направлении. Собственно, суть каждой идеологии составляет система образов-символов, интерпретация которых позволяет говорить о направленности этой идеологии. Итак, идеологические принципы ложатся в основу политического мифа, приобретая в реальном жизненном пространстве те признаки и свойства, которые обеспечивают их способность быть реализованными. Большинство современных исследователей сходятся на развитии тезиса французского социолога Ж.-А. Астра о том, что любая мифология - идеологическая, а любая идеология

- мифологическая. Этот тезис поддерживают российские исследователи В. Пивоев и Е. Прокофьев. Действительно, процесс мифологизации политики непосредственно связан с ее идеологизацией. Вместе эти два параллельных процесса

дополняются процессом символизации политики. В целом следует отметить, что именно феномены символических явлений в политическом мифе в наибольшей степени раскрывают его сущность. Поэтому каждая политическая идеология, по сути своей, выступает как система идей, образов и знаков. На этом еще в свое время обратил внимание английский социолог Дж. Б. Томпсон. Итак, миф есть генетической основой идеологии. Политические мифы - это неотъемлемая часть государства, его политической системы, когда власть предстает персонифицированной в символах. Как отмечал С. Московичи, «политическая мифология - это своеобразная светская религия, призванная удовлетворить стремление быть уверенным в будущем и вселять надежду на него, как это делают религии, созданные Богом. Воплощенное искусство достижения таких целей (политических целей) затрагивает, прежде всего, чувствительные струны сердца, затем момент веры и, наконец, обращается к чаяниям. Возможности разума играют в этом лишь вспомогательную роль. И, если всмотреться, в наше массовое общество, политика есть не что иное, как религия, которая снова нашла почву под ногами »[5, с. 157]. Собственно, этими факторами обеспечивается действенность и эффективность политического мифа.

Феномен современного политического мифа определяется тем, что он выступает одним из главных средств избирательных технологий, политическим инструментом, который используется для достижения власти. Политический миф представляет собой определенную мировоззренческую систему, в основе которой лежат древние архетипы, которые актуализированы и интерпретированы в соответствии с современностью. Так Ю. Шайгородский отмечает, что «аксиологическая ценность политического мифа заключается в возможности вызвать к жизни архетип, который позволит задать определенный мотив деятельности - через политическую рекламу, ритуал, мистерию.»[9, 86].

Современный политический миф характеризуется целостностью своей системы, универсальным характером, персонифицированным характером, способностью манипулировать сознанием широких общественных масс, определенной консервативностью, синкретичностью, бинарностью позиций, основаных на архетипах, символическим подтекстом. Политический миф создается определенными политическими объединениями, например партиями, движениями, а также этническими группами, органами государственной власти, отдельными личностями. Вес современного политического мифа определяется также тем, что он представляет собой один из элементов основы для формирования государственных концепций, обоснование национальной идеи. Кроме того, политический миф уже четко заявил о себе как неотъемлемый атрибут любой политической системы.

Современные политические мифы являются искусственными, они возникают с целью достижения определенных целей. Политический миф обязательно предполагает манипулирование сознанием человека, поэтому содержит все те элементы, которые должны убедить личность. Прежде всего политический миф требует наличия фактической доказательной части, новизны и сенсационности фактов, их способности повлиять на сознание человека. Важно, что залогом действенности

и эффективности каждого нового политического мифа является его возникновение как продукта системы предыдущих мифов, то есть должна быть непосредственная связь с традицией. В таком случае предварительный и современный мифы доказывают правильность и достоверность друг друга, создавая систему доказательности и убедительности. В свою очередь это ведет к возникновению целостной системы представлений, способных захватить сознание широких общественных масс.

Традиционно субъектами мифотворчества выступают отдельные личности, в частности общественные деятели, политические лидеры, политические технологи и менеджеры, партии, группировки и т.д.. То есть, субъекты мифотворчества являются заинтересованными в своем мифе. Как правило, структура политического мифа является традиционной. Каждый современный политический миф состоит из трех взаимосвязанных частей. Первая

- это ценностная составляющая, тот компонент, на основе которого происходит групповая и личностная идентификация индивида с определенным сообществом. Вторая часть - мотивационная составляющая, то есть совокупность различных факторов, которые формируют и направляют поведение индивида, чтобы адаптировать его к определенным социальным условиям. Третья часть - комму-никативно-составляющая, представляет собой технологию получения и передачи знаний различными социальными слоями. В свою очередь, действенность и эффективность политического мифа обеспечивается различными факторами. В частности, это связь с традицией. Далее - фактор неопределенности, когда миф дает ответ на сложные вопросы, требующие неотложного и срочного решения. Существенную роль играет фактор социальной зависимости, что означает степень участия индивида в жизни определенной социальной среды. Затем фактор смысловой ясности, отражающий степень осознания и понимания полученной информации. Далее следует фактор социальной напряженности как реакция на насущные и наиболее актуальные потребности.

Политический миф по сути своей достаточно объемен, поэтому передается в общество определенным частями, дозировано, чтобы информация могла последовательно усваиваться людьми. Существует так называемое прямое внедрение политического мифа в общество, когда источник его создания является открытым. Также довольно часто используется непрямой источник, когда субъект знает о нем лишь из намеков. Указание на псевдомифотворца

- это так называемое направленное внедрение «от вас». Также существует направлено внедрение «не от вас», что представляет собой ориентацию на четкую констатацию непричастности того или иного субъекта к созданию мифа, но без указания настоящего мифотворца.

Политические мифы влияют прежде всего на подсознание и эмоции людей, побуждая их к определенным действиям. Фактически они являются мощным средством психологического воздействия. Политический миф в некоторой степени упорядочивает и стабилизирует политическую реальность, вносит в нее систему. Благодаря этому усиливается уверенность людей в настоящем и завтрашнем дне. Политический миф учитывает традиции, а также он базируется на существующих в массовом сознании представлениях, заявляя таким образом свою актуальность на современном этапе развития общества. Происходит активизация символики и ряда идей в выгодном

для коммуникатора свете. Прежде всего политический миф актуализируется в обществах, которые объединены по этническому признаку. Они несут определенные архетипы, воздействуя на подсознание человека. Украинская исследовательница Оксана Забужко правомерно отмечает, что если идеи овладевают массами, то они овладевают ими в форме мифа. То есть, обществу нужен тот миф, который захватит его сознание максимально сильно.

Большинство украинских исследователей сходятся во мнении о том, что в национальной истории Тарас Григорьевич Шевченко был единственным, кто создал собственный миф. Действительно, его миф об идеальном гетманско-казацком государственном устройстве питал идею украинской независимости в Х1Х-ХХ веках. Собственно, наличие в сознании народа единого государственного мифа объединяет нацию в единое целое. Мифы становятся однозначно успешными тогда, когда они способны отражать национальное коллективное бессознательное.

В целом наиболее благоприятными для мифологизации политики являются те периоды, когда одни идеи уже изжили себя, поэтому общество требует других. В настоящее время приобретают актуальность новые. Если они соответствуют запросам общества, то приживаются надолго и стабильно. Особыми периодами мифотворчества являются избирательные кампании. Следует отметить, что российские ученые, такие как, М. Кошелюк, С. Попов и другие, правомерно предлагают использовать понятие «центральный миф избирательной кампании», на котором она базируется. Именно через центральный миф проходят все информационные потоки и формируется тот образ, который общество призывают и убеждают принять как главный. М. Кошелюк пишет, что «предвыборная кампания

- это мифологический сюжет, который оживает на время» [3, с. 88]. То есть, политический миф максимально активизируется, подавая своего кандидата как героя. Таким образом миф дает образцы и примеры для подражания, объясняя в соответствующем свете ход событий. Влияние мифа на общество обусловлено тем, что мифологемы хорошо запоминаются, легко впитываются человеческим сознанием и вживляються в него. Политический миф содержит в себе определенные черты политической утопии, поскольку нет никаких гарантий его осуществления и реального воплощения в жизнь. Но, несмотря на это, именно политический миф является главным средством и методом воздействия на сознание избирателя. Особенно популярны политические бренды, которые вполне правомерно считаются большинством исследователей отдельным видом политических мифов. Так, к примеру, бренд «Народного Руха Украины» содержал в себе идею возрождения нации, национальной государственности и сознания.

Итак, суть политического мифа заключается в сочетании в нем идеологем и мифологем, основанных на архетипах. Действенность и эффективность политического мифа обусловлены его способностью актуализировать те идеи и символы национального бытия, которые в наибольшей степени отвечают запросам и вызовам современности. Большое значение имеет соответствие мифа национальной специфике, этническим особенностям той территории, на которой он распространяется.

Юридические науки и политология

Список используемых источников

1. Губерський Л., Андрущенко В., Михальченко М. Культура. Ідеологія. Особистість. Методологічно-світоглядний аналіз. -К.: Знання України, 2002. - 580 с.

2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - К.: Оріяни, 2000.

3. Кошелюк М. Выборы. Магия игры. Технология победы. - М.: Макцентр, 2000. - 192 с.

4. Кошелюк М. Технологии политических выборов. - Спб: Питер, 2004. - 240 с.

5. Московичи С. Век толп. - М., 1996.

6. Пивоев В.М. Философия и психология политики. Учебное пособие. - Петрозаводск, 1991. - 133 с.

7. Прокофьев Е. Взаимосвязь политической мифологии и политической идеологии как важный фактор общественной жизни современного российского общества // Символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. - Новгород, 2006. - С. 137-139.

8. Тернин В. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследования опыта Запада. - М., 1999.

9. Шайгородський Ю. Ж. Політика: взаємодія реальності і міфу.

- К.: Знання України, 2009. - 400 с.

10. Полисаєв О.П. Трансісторичність соціального міфу. - К.: Промінь, 2010. - 384 с.

11. Політичний міф та ідеологія / В.В. Буян // Держава і право. — 2011. — Вип. 52. — С. 716-721.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.