ПЕДАГОГИКА
УДК 371.11
Гроссман Илья Борисович
Пензенская государственная технологическая академия
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
В статье раскрывается сущность и содержание управленческой деятельности педагога. Рассматриваются основные этапы и функции управленческой деятельности педагога.
Ключевые слова: управление, управленческая деятельность педагога, управленческие функции педагога.
Управленческая деятельность педагогов относится к базовым видам профессионально-педагогической деятельности, осуществляемым в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Это способствует достижению современного качества профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов среднего звена, формированию конкурентоспособной личности выпускника колледжа.
Понятие «управление» тождественно английскому слову «менеджмент» («management» -управление). Данное понятие является основным в теории управления, а также в педагогическом менеджменте.
В отечественной науке психолого-педагоги-ческий аспект управления традиционно рассматривается в рамках деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Деятельность представляет собой динамическую саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, осуществление, преобразование и воплощение опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности [1]. Основными видами человеческой деятельности являются общение, игра, учение и труд. В свою очередь, как разновидность трудовой деятельности ученые рассматривают управленческую деятельность.
Понятие «управление» имеет ряд интерпретаций: категория, обозначающая процесс перевода объекта из одного состояния в другое; функция, вид деятельности по руководству людьми; целенаправленный метод организации общественных отношений, совокупность взаимоотношений, которые складываются в процессе выра-
ботки, принятия и реализации управленческих решений; целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень.
Вопросам управления образованием и подготовки специалистов в области управления в педагогической науке всегда уделялось большое внимание. В исследованиях Ю.В. Васильева, Т.М. Давыденко, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. разработаны концептуальные основы развития и формирования готовности личности к управленческой деятельности и систематизированы практические рекомендации по вопросам управленческой деятельности.
Управление рассматривается как процесс воздействия субъекта управления на его объект; взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; согласование общих целей, задач, действий между подчиненными и руководителями, как субъект-субъектные отношения (В.Ю. Кричевский). С другой стороны управление характеризуется, прежде всего, как деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации (И.Ф. Исаев).
Управление - это целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий (П.И. Третьяков).
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Гроссман И.Б., 2011
Как процесс управление представляет собой способ, технологию, методику, механизм осуществления плана во времени, последовательной смены состояний, стадий, этапов развития, совокупность действий руководителя, для достижения результатов (A.M. Моисеев).
Другие авторы (B.C. Лазарев, А.Я. Найн) связывают процесс управления с достижением цели. В данном случае управление есть целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для перевода его из одного состояния в другое. В понятие «управление школой» включаются функции управления и образовательную цель. Управление школой - это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей развития школы.
Следует признать важность появления в начале 90-х годов прошлого века монографии К.Я. Ва-зиной, Ю.Н. Петрова, В.Д. Белиловского «Педагогический менеджмент» [2], поскольку выводы названных авторов позволили обосновать педагогический менеджмент как теорию управления в образовательных учреждениях. Рассматривая педагогический менеджмент на двух уровнях - руководителя образовательного учреждения и педагога - ученые делают вывод, что только умелое управление на двух этих уровнях реально обеспечит условия развития личности обучающегося и педагога. Управленческо-педагогическая деятельность во многом зависит от способностей, потребностей лица, осуществляющего управление, будь то педагог или руководитель образовательного учреждения. Ученые справедливо полагают, что эффективное управление возможно только тогда, когда оно построено на следующих принципах:
- признание непрерывного развития коллектива как основной цели управления;
- признание неповторимости, уникальности личности и ее прав на свободу, творчество;
- гибкое сочетание централизации и децентрализации в зависимости от конкретной проблемной ситуации;
- направленность управления «снизу вверх»;
- достижение согласия в коллективной деятельности;
- нравственное, экономическое поощрение инициативы.
С этой точки зрения цели управленческой деятельности определяются следующим образом. Целью первого уровня управления является обеспечение продуктивной деятельности педагогов образовательного учреждения через развитие и саморазвитие их творческого потенциала. Целью второго уровня правомерно считать осуществление оптимального управления процессом обучения при максимальном раскрытии и развитии творческих возможностей и способностей каждого обучаемого.
Соглашаясь с представителями научной школы М.М. Поташника [4], под управленческой деятельностью педагога мы понимаем непрерывный процесс последовательных действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются усилия.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в психолого-педагогической литературе отсутствует общепринятая трактовка понятий «управление», «управленческая деятельность». Это связано, прежде всего, с качественным изменением содержания и функций управления как образовательными системами (учреждениями), так и образовательным процессом в различных типах и видах учебных заведений. Все это предопределяет значимость исследования процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности.
Анализ научной литературы в области управления образованием позволяет утверждать, что в большинстве определений управления есть инвариантные признаки: цель педагогического управления, результат деятельности образовательной системы, определение мотивационно-ценностного и регулятивного компонентов, саморегу-лируемость образовательной системы.
Процесс управления состоит из определенных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи. Этапы управления реализуются на субъектном уровне как определенные виды деятельности, которые тесно взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.
По утверждению В.П. Симонова, каждый этап управления образовательным учреждением - это особый вид управленческих действий, направлен-
ный на объект менеджмента, или особые виды действий субъекта менеджмента с информацией. В данном определении четко обоснована необходимость специальной профессиональной подготовки будущих управленцев, деятельность которых является предметом и в то же время продуктом управленческой деятельности [5].
В результате исследования содержательных основ управления образовательными процессами Ю.А. Конаржевским [3], М.М. Поташником [4], П.И. Третьяковым [6] было выявлено, что содержание управления - это обособившаяся часть управленческой деятельности, ее особый вид, продукт разделения и специализации в управлении, а этап управления - это повторяющийся процесс осуществления целостной системы целенаправленных, взаимодействующих управленческих действий, выполненных одновременно или в некоторой логической последовательности.
Выделение этапов управленческой деятельности связано с реализацией управленческих функций. Каждая функция соответствует определенному этапу и отражает ту или иную управленческую задачу.
Управленческая деятельность, как любая деятельность, может быть представлена функциональным описанием. Наиболее полно оно обосновано в работах Т.И. Шамовой [7], где автор выделяет ряд функций исходя из общей теории управления. Педагог осуществляет информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную функции управления.
Содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые решаются в рамках функции. Так, информационно-аналитическая функция сводится к созданию информационной базы о состоянии объектов управления, условий и параметров образовательного процесса. Одной из основных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений).
Если же говорить об управленческой деятельности педагога, то данная функция выполняется им путем сбора информации об обучающихся (например: на входе, текущей, на выходе), ее сис-
тематизации и анализе. Данная работа позволяет педагогу строить свою дальнейшую деятельность, опираясь на полученную информацию.
Мотивационно-целевая функция связана с умением ставить перед собой и формировать у обучаемых умение формулировать и осознавать цели диагностического характера, которые могут быть измерены, оценены, исходя из степени достижения запланированных результатов. Формирование мотивов субъекта происходит под воздействием норм, правил, образцов, имеющихся в культуре общества. С помощью коммуникативной связи происходит усвоение субъектом норм поведения, необходимых ему для осуществления профессиональной деятельности, данный процесс требует сочетания активности и адаптивности личности, предполагает ее творческие усилия при усвоении регулятивов, принятых в культуре.
Содержание планово-прогностической функции является началом управленческого цикла. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного решения. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований:
- должно иметь целевую направленность;
- быть обоснованным;
- быть актуальным и современным.
Можно сказать, что планирование учебных
занятий педагогом -специфический акт принятия решений по конструированию общей умозрительной модели взаимодействия преподавателя и учащегося в ходе занятий. Основой этого этапа служат цель, задачи и реальное время занятия, а также принципы, методы, содержание учебновоспитательной деятельности педагога и учебнопознавательной деятельности обучаемого. Этап планирования остается формальным актом, если в этой модели отсутствует элемент прогнозирования. Очевидно, что планирование имеет психологические аспекты, в процессе планирования происходят сложные мыслительные операции анализа, синтеза, идет поиск вариантов, принимаются решения, определяется их оптимальность.
Организационно-исполнительская функция заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми субъектами управления, определении порядка и условий функционирования. Анализируя организационную составляющую управленческой деятельности педагога, отметим ряд характерных
6
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
факторов. Это наличие высокой самомотивации, собственная активность субъектов управления. Большое значение имеет раскрытие перспектив образовательного учреждения и профессиональных перспектив самого педагога; создание условий для реализации заложенных в человеке потенций к саморазвитию. В этой связи возрастает значимость организационной культуры учреждения образования, под которой понимается наличие общих целей, непосредственное участие каждого сотрудника в достижении результатов деятельности образовательного учреждения.
Содержание регулятивно-коррекционной функции включает в себя анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления. В ее содержание входит контроль и диагностика состояния управляемых объектов. Для педагога контроль - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучаемых, уровней их развития, а также воспитания. Кроме понятия «контроль» существует понятие «педагогическая диагностика», которая включает контроль, проверку и оценивание знаний, анализ статистических данных, выявление тенденций развития и коррекцию, в случае необходимости, дидактического процесса.
Субъектом управленческой деятельности является педагог-менеджер. В нашем понимании педагог-менеджер - это специалист, профессионально осуществляющий функции обучения и воспитания на основе современных научных методов руководства. Определяя содержание управленческой деятельности педагога профессио-
нальной школы, можно констатировать, что речь идет о новой роли педагога, самостоятельно управляющего своей профессиональной деятельностью. Управление со стороны педагога как специально организованная деятельность обеспечивает гарантированный уровень образованности обучающегося, т.е. достижение прогнозируемой и диагностируемой цели за намеченное время и с заранее определенными затратами ресурсов.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
2. ВазинаК.Я., ПетровЮ.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогика, 1991. - 268 с.
3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внут-ришкольное управление. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.
4. ПоташникМ.М. Управление современной школой. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.
6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997. - 228 с.
7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.