Научная статья на тему 'Сущность и содержание реализации педагогической технологии, основанной на современных информационных концепциях образования'

Сущность и содержание реализации педагогической технологии, основанной на современных информационных концепциях образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшева Елена Евгеньевна

Статья посвящена проектированию и реализации педагогической технологии, основанной на современных информационных концепциях образования. Приводится анализ апробации авторской технологии при проведении занятий по дисциплине «Новые информационные технологии в учебном процессе». Представленная технология разработана на основе дидактической системы MOODLE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the design and implementation of educational technology based on modern concepts of information education. An analysis of the validation of this technology conduct lessons on the subject «New information technologies in educational process». The presented technology is based on the didactic system MOODLE.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание реализации педагогической технологии, основанной на современных информационных концепциях образования»

значение имеют содержательный и деятель-ностный. В качестве показателей, отражающих формирование нравственно-правового сознания и нравственно-правовой деятельности, мы выделяем следующие:

глубина знания правовых норм и норм морали;

характер (позитивная или негативная направленность) эмоционально-психического переживания;

предрасположенность лицеиста определенным образом реагировать на различные явления правовой действительности, а также склонности или готовности к определенным нравственным и юридически значимым действиям;

характер нравственно-правовой активности.

Мы проанализировали структурные компоненты функционально устойчивой открытой системы, находящейся в статичных для нее условиях. Но предложенная нами система непрерывно вынуждена приспосабли-

ваться к изменяющимся внешним условиям (развивающимся материальным, экономическим, политическим, культурным процессам), ассимилирует воздействия внешней среды и выступает, таким образом, активной динамической системой.

С точки зрения динамизма моральной и правовой жизни поведение воспитуемого является элементом, составляющим ту результирующую тенденцию, которая переводит систему из одного состояния в другое и делает её саморегулирующейся. Таким образом, в поведении системы наблюдаются две противоречивые тенденции: стремление к устойчивости как средству стабилизации и уравновешенности со средой и тяготение к изменчивости как приспособлению к развивающейся среде. В суммарном выражении эти тенденции могут быть охарактеризованы как активный способ динамизма, сочетающего функционирование (динамику) и эволюцию (развитие) системы.

УДК 378.14

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ОСНОВАННОЙ НА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ^

Е.Е. Лапшева

Саратовский государственный университет E-mail: lapsheva@yandex.ru

Статья посвящена проектированию и реализации педагогической технологии, основанной на современных информационных концепциях образования. Приводится анализ апробации авторской технологии при проведении занятий по дисциплине «Новые информационные технологии в учебном процессе». Представленная технология разработана на основе дидактической системы MOODLE.

Ключевые слова: педагогическая технология, новые информационные технологии в образовании.

Nature and Content of Educational Technology Based on Modern Information Conceptions of Education

E.E. Lapsheva

The article is devoted to the design and implementation of educational technology based on modern concepts of information education. An analysis of the validation of this technology conduct lessons on the subject «New information technologies in educational process». The presented technology is based on the didactic system MOODLE. Key words: educational technology, new information technologies in education.

Переход современного общества к постиндустриальному (информационному) направлению развития требует нового осмысления содержания и методов подготовки специалистов, которым предстоит строить будущее страны. В настоящий момент в образовательной практике эти задачи решаются с использованием различных педагогических технологий. Появление этого термина в образовательной практике связывают с началом применения технологического подхода к решению задач обучения, воспитания и развития субъектов педагогического процесса. Педагогическая технология - категория поэтапного и воспроизводимого процесса достижения поставленной педагогической цели1.

© Е.Е. Лапшева, 2010

Проблемы проектирования реализации педагогических технологий в своих трудах рассматривают такие авторы как В.П. Бес-палько, Б.Т. Лихачев, И.П. Волков, Г.К. Се-левко, В.М. Монахов, М.В. Кларин и др.

Педагогическую технологию ученые рассматривают в качестве:

науки, изучающей наиболее рациональные пути построения обучения;

системы способов, принципов и норм, применяемых в обучении;

реального процесса обучения. В данном контексте заслуживает внимания точка зрения В.С. Кукушина, который включает в структуру педагогической технологии:

1) концептуальную основу;

2) содержательную часть, подразумевающую общие и конкретные цели обучения и содержание учебного материала;

3) процессуальную часть - собственно сам технологический процесс, который, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:

организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности; методы и формы работы преподавателя; деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала; диагностику учебного процесса2. Основываясь на идеях отечественных и зарубежных ученых о проектировании и реализации педагогических технологий, учитывая современную образовательную практику в информационном обществе, опираясь на собственный опыт педагогической деятельности, мы предложили модель педагогической технологии, основанной на современных информационных концепциях образования.

Разработанная и реализованная в Саратовском государственном университете технология обучения студентов на основе системы дистанционного обучения МООБЬЕ показала перспективы использования инновационных решений в образовательном процессе вуза. В ходе её реализации был сделан акцент не только на оптимизации самого процесса обучения, но и на повышении познавательной активности и творческой самостоятельности студентов.

Исходя из этого, обучение осуществляется через общение студента с преподавателем и сокурсниками как на очных занятиях, так и посредством информационно-коммуникационных технологий. Взаимодействие субъектов этого процесса носит диалоговый характер и происходит по следующим направлениям: преподаватель -студент, преподаватель - студенты, студент - студент, студент - компьютер. Представленная технология предполагает оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

В процессе экспериментальной работы было выявлено, что для успеха необходимы: проблематизация учебного материала; активность обучающегося; связь с будущей профессией. Главной особенностью данной технологии является наличие информационной среды, включающей пространство для коллективной работы и работы в парах, а также большое количество справочной информации. Для преподавателя информационная среда является местом накопления и систематизации учебной информации, пространством для связи с обучающимися, средством диагностики и контроля.

Для обучающегося информационная среда - это:

поле для совместной работы в группе и в парах по созданию собственного творческого продукта;

пространство для связи с преподавателем, получения консультаций;

источник учебной информации; наглядное пособие (с возможностями мультимедиа); тренажер.

Экспериментальное апробирование авторской педагогической технологии проходило в 2008/2009 и 2009/2010 учебных годах в процессе преподавания дисциплины «Новые информационные технологии в учебном процессе» для 30 студентов 5 курса географического факультета Саратовского государственного университета (специальность «Преподаватель»). По учебному плану на данную дисциплину выделяется 28 лекционных часов, 28 — практики в компьютерном классе, имеющем доступ как в локальную сеть университета, так и в глобальную сеть Интернет, а также — 24 часа самостоятельной работы.

Основу курса составляет программа Intel® «Обучение для будущего», направленная на подготовку учителей школ и студентов педагогических специальностей к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных техноло-гий3, Саратовский государственный университет является активным участником этой программы. Программа курса разбита на девять модулей. В процессе работы студенты знакомятся с различным компьютерным инструментарием, обсуждают возможности его применения в образовательной практике, а также моделируют свои действия по использованию данного инструментария в своей будущей работе.

Каждый модуль курса строился по следующей схеме:

1) самостоятельная работа студента над материалом модуля;

2) лекция в форме тренинга, на которой отрабатывается тот или иной элемент изучаемой методики, включающая примеры применения изучаемых приемов, которые строятся на глазах обучающихся и при активном их участии, при этом преподаватель выступает в роли тренера, организатора учебных дискуссий, мозговых штурмов, модератора активной работы студентов;

3) практические занятия в компьютерном классе, где студенты, работая индивидуально или в парах, разрабатывают модель использования изученного метода на собственном материале, размещая свои идеи в собственную wiki-страницу, преподаватель выступает в роли консультанта;

4) самостоятельная работа по завершению работы над модулем, анализ преподавателем материалов всех групп, написание комментариев, ответы на вопросы.

Темы модулей:

1) Информационное общество. Информационная культура. Информатизация в образовании;

2) Метод проектов. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при планировании проекта;

3) Интернет и образовании;

4) Таксономия мыслительных умений;

5) Визуализация информации. Визуализация знаний. Визуальное мышление. Инструменты визуального мышления;

6) Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Использование ИКТ при организации исследовательской деятельности учащихся;

7) Разработка вопросов. Организация учебных дискуссий;

8) Системный анализ;

9) Развитие критического мышления благодаря чтению и письму.

На первом занятии курса студенты разбиваются на пары, каждая выбирает свою тему, работать над которой она будет в течение семестра. Учебная тема выбирается из примерной программы по географии, причем уровень программы - для основной или полной средней школы, базовый или профильный - студенты определяют сами. Все учебные материалы, подготовленные студентами, должны находиться в рамках заявленной темы.

Пространством для хранения справочной информации, а также для накопления материалов является система дистанционного обучения (СДО) MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка, http://moodle.org). В настоящий момент она широко используется в мировом информационно-образовательном пространстве, Саратовский государственный университет интенсивно использует MOODLE с 2007 г. (http://course.sgu.ru)4.

СДО MOODLE обладает богатым интерактивным инструментарием, который не только позволяет каждому студенту и преподавателю создать индивидуальное информационно-образовательное пространство, но и предоставляет возможность эффективной коммуникации с преподавателем, с коллегой по паре, со всеми однокурсниками.

Для организации информационной среды курса мы использовали следующие инструменты из набора, предоставляемого MOODLE:

гипертекстовые страницы (веб-страницы) для хранения справочного материала:

конспектов лекций, материалов для подготовки к мини-тренингам, проводимым в рамках лекций, примерных программ по географии, требований к оснащению кабинета; списка учебников, материалов для самостоятельной работы, ссылок на ресурсы Интернета, соответствующих темам модулей;

ш1к1-страницы - в качестве пространства для создания студенческого проекта, где при работе над модулем «Информационное общество. Информатизация образования» студенты создавали идеальные образы учителя, школы, вуза будущего, а затем организовывали сеть ш1к1-страниц, где накапливали собственные материалы проекта;

инструмент «Глоссарий» - единый тезаурус курса, для которого каждый студент подготовил собственную статью, а однокурсники прокомментировали её;

организационный, новостной и дискуссионные форумы; внутренняя электронная почта для общения с преподавателем и с другими обучающимися;

инструмент «Анкетный опрос» для входного и выходного контроля - единственный нестандартный модуль в этой системе, введенный специально для организации информационной среды данного авторского курса;

задания и тесты для промежуточного контроля.

Материалы, создаваемые каждой рабочей парой, были постоянно доступны и для преподавателя, и для студентов курса. Благодаря этому обучающиеся могли обмениваться удачными идеями, комментарии преподавателя адресовались каждой рабочей паре отдельно.

На первом практическом занятии было проведено входное анкетирование, при помощи которого преподаватель знакомился с отношением студентов к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. На зачетном занятии проведено выходное анкетирование, в котором были повторно заданы вопросы об использовании ИКТ в учебном процессе. В анкетировании приняли участие 30 человек. Далее приведен анализ некоторых вопросов

5

и ответов на них .

При входном анкетировании на вопрос: «Чего Вы ждете от курса "Новые информационные технологии в учебном процессе"?» 60% опрашиваемых дали ответ: «новых знаний и умений» или «новых приемов работы с компьютером»; 17% - «узнать, как использовать компьютер в педагогической деятельности»; 23% ответили «не знаю».

При выходном анкетировании на вопрос: «Что дал Вам курс "Новые информационные технологии в учебном процессе"?» 100% студентов ответили, что познакомились с тем, как можно применять средства новых информационных технологий на уроках географии.

На вопрос «Планируете ли Вы после окончания университета работать в учителем в школе (преподавателем в вузе)?» до начала занятий 44% опрошенных ответили положительно, 16% не думали об этой перспективе, а 40% — отрицательно. По окончании занятий 63% студентов ответили положительно и лишь 20% - отрицательно, т.е. в результате обучения 19% студентов изменили свое отношение к перспективе работы в сфере образования.

При ответе на вопрос: «Если бы Вы были учителем (преподавателем вуза), как бы Вы использовали компьютер в своей педагогической деятельности?» на первом месте и до, и после обучения находился ответ «визуализация учебной информации». Ответ «организация коллективной работы учащихся» переместился с предпоследнего места на третье. Это показывает, что студенты научились использовать средства ИКТ для создания пространства совместной деятельности обучающихся, а не только для контроля знаний и создания дидактических материалов.

Задания курса были сформулированы, исходя из принципа — правильных ответов на поставленные перед студентом вопросы в готовом виде не существует, поэтому преподавателю не было необходимости решать проблему «списывания». Обучающиеся имели право пользоваться всеми доступными материалами, электронными или печатными.

Зачетное занятие курса проходило в форме защиты студентами собственных проектов: демонстрировалась целесообразность

использования изученных инструментов и выявлялась позиция авторов по отношению к будущей профессиональной деятельности, а также к освоенному учебному курсу.

Таким образом, реализация авторской технологии, основанной на современных информационных концепциях образования, обеспечила:

повышение эффективности процесса обучения, оптимизацию контроля его успешности;

рост познавательной активности и творческой самостоятельности студентов;

оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы;

создание оптимальных условий для дифференцированного решения педагогом учебных задач с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Экспериментальная работа показала перспективы развития авторской технологии: успешную адаптацию к различным педаго-

гическим условиям; влияние на познавательный интерес обучающихся; активизацию мотивации обучения; повышение эффективности и качества образования.

Примечания

1 См.: Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М., 2010. С.29.

2 См.: Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2002. С.30.

3 См.: Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учеб. пособие / Л.И. Кобцева, С.М. Конюшенко [и др.]. 10-е изд., перераб. М., 2009.

4 См.: Гусейнов А.З. К вопросу об использовании технологии «blended learning» в процессе обучения в вузе / А.З. Гусейнов, Е.Е. Лапшева, В.И. Пономаренко // Новые образовательные стратегии в современном образовательном пространстве: Сб. науч. тр. СПб., 2007. С.33-37.

5 С результатами анкетирования, а также со всеми материалами курса можно ознакомиться на сайте http://course.sgu.ru - категория «Географический факультет» - Новые информационные технологии в учебном процессе (2009-2010 учебный год).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.