Научная статья на тему 'Сущность и содержание проблемы формирования социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания'

Сущность и содержание проблемы формирования социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / ASPECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION / MEDICAL SERVICE SPHERE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибова Наталья Сергеевна

В статье все аспекты профессионального образования медиков рассматриваются в неразрывной связи с социокультурной компетенцией. Автор пытается проследить роль социокультурной компетенции в реализации всех вышеуказанных аспектов в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF FORMATION PROBLEM OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN TRAINING PROCESS OF MEDICAL SERVICE SPHERE SPECIALIST

In the article all the aspects the professional education of a future doctor are scrutinized with socio-cultural competence formation. The author tries to reveal the role of socio-cultural competence in implementation of all those aspects in the process of training a specialist for the sphere of medical service.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание проблемы формирования социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания»

УДК 378

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

© Наталья Сергеевна ГРИБОВА

Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Российская Федерация, ассистент кафедры иностранных языков, е-шай: natik_4@freemail.ru

В статье все аспекты профессионального образования медиков рассматриваются в неразрывной связи с социокультурной компетенцией. Автор пытается проследить роль социокультурной компетенции в реализации всех вышеуказанных аспектов в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания.

Ключевые слова: социокультурная компетенция; профессиональное образование; аспекты профессионального образования; специалист сферы медицинского обслуживания.

Стремительное развитие международных контактов, обусловленное вхождением России в европейское экономическое, образовательное и социокультурное пространство, значительно повышает спрос на высококвалифицированных специалистов различных областей, в т. ч. и специалистов сферы медицинского обслуживания, обладающих высоким уровнем развития коммуникативной компетентности, одним из значимых компонентов которой является социокультурная компетенция.

«Социокультурная компетенция - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях» [1, с. 480].

Современный специалист медицинского профиля должен активно владеть иностранным языком как важнейшим компонентом общей и профессиональной культуры, а также как средством общения в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности, выходящей за рамки страны проживания, отвечая международным квалификационным требованиям специалиста, чувствующего себя уверенно в любой стране, вне зависимости от того, где именно он получил образование. А единое европейское пространство, в свою очередь, предполагает доступность и обмен информацией между стра-нами-участницами Болонского процесса,

признание степеней и квалификаций, повышение возможностей трудоустройства выпускников за счет партнерских отношений вузов с работодателями [2, 3].

В процессе профессиональной подготовки будущий специалист сферы медицинского обслуживания должен знакомиться с национальной культурой народа - носителя изучаемого языка и закреплять в сознании понятия о новых предметах и явлениях, не находящих аналогии ни в их родной культуре, ни в их родном языке, а именно, не характерных для сферы медицинского обслуживания в России, что в дальнейшем выведет их на более высокий уровень общения с иностранными коллегами и дает возможность трудоустроиться за границей.

Но по окончании университета медицинского профиля специалисты, недавние выпускники, выходя на уровень международного общения с иностранными коллегами, а также при желании подтвердить степень и квалификацию специалиста сферы медицинского обслуживания, испытывают значительные затруднения, свидетельствующие о недостаточном уровне развития одного из компонентов коммуникативной компетентности - социокультурной компетентности, необходимой для успешной межкультурной коммуникации.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы и беседы) среди студентов постдипломного образования (интерны, аспиранты и соискатели кафедр Курского государственного медицинского университета), а также обобщения

опыта преподавания иностранного языка студентам неязыкового вуза медицинского профиля, нами была выявлена нехватка знаний в области социокультурной компетенции, что значительно осложняет профессиональное общение. Все эти факторы обусловливают актуальность данной статьи, цель которой - рассмотреть значимость формирования социокультурной компетенции применительно к различным аспектам иноязычного образования (развивающий (психологический) аспект, учебный аспект, воспитательный аспект, познавательный аспект) при подготовке специалиста сферы медицинского обслуживания.

Социокультурная компетенция связана со всеми вышеперечисленными аспектами профессионального образования медиков. Рассмотрим связь социокультурной компетенции с каждым аспектом иноязычного образования медиков, а также определим роль социокультурной компетенции в реализации всех аспектов иноязычного образования при подготовке специалиста сферы медицинского обслуживания.

Психология организации профессионального общения требует социокультурных знаний. Будущему врачу необходимо быть толерантным, в данном случае необходимо формирование и развитие у него особого «антропоцентричного» типа мышления, появившегося как закономерный результат эволюции гуманистической мысли. Принцип «диалогического антропоцентризма» основан на дружеском уважении и бескорыстной любви к природе и окружающим людям, т. е. на нравственном и эстетическом чувствах, которые реализуются в диалоге. Помочь современному человеку понять, что он не является рабом общественных институтов или жертвой созидаемой им культуры сегодня берется философия.

Немаловажной является роль образования в формировании самосознания готовности к такой роли человека. Наряду с обществом образование может внести в это дело свою лепту, и весьма существенную, может быть, даже основную [4]. Чтобы быть толерантным, необходимо знать особенности психологии общения при первой встрече. Например, всегда улыбаться, выражать эмпатию; иными словами, специалист-медик, несомненно, должен обладать врачебной эти-

кой и тактом или социокультурной этикой общения. При реализации психологического аспекта иноязычного образования необходимо развитие аналитических способностей медика, а также развитие профессиональной наблюдательности. На уровне реализации профессионального общения специалист-медик должен уметь наблюдать социокультурные признаки пациента (например, какие руки, как одет пациент), а также знать психотерапевтические основы организации профессионального общения.

При реализации учебного аспекта иноязычного образования специалиста сферы медицинского обслуживания необходимо развитие у него умений профессионального общения. Врачи должны знать средства выразительности, целостность, связность, прагматику речевого общения. Специалисту-медику необходимы знания профессиональной терминологии, сленга, в т. ч. сленга профессионального, а также особенностей профессионального общения с разными слоями населения. Также необходимо развитие умений профессионального чтения (English for Specific Purposes).

Воспитательный аспект иноязычного образования специалиста сферы медицинского обслуживания должен реализовываться через содержание аутентичных текстов, художественных произведений, а также через просмотр художественных и документальных фильмов на английском языке (например, произведения William S. Maugham “Under Human Bandages”, Grisham “Testament”, сериалы “First Aid”, “Doctor House”). Будущему специалисту-медику необходимо знать о некоторых социокультурных особенностях организации работы сферы медицинского обслуживания англоязычных стран, например, таких, как отсутствие халата у врачей Африки, знание того, что все социальные слои могут лежать в одной палате, любой пациент может уйти из больницы без предупреждения).

При реализации познавательного аспекта иноязычного образования специалиста сферы медицинского обслуживания необходимо знакомство с традициями организации сферы медицинского обслуживания англоязычных стран. А именно, пословицы и поговорки, связанные с медициной “An apple a day keeps a doctor away”, “You’ll be as good as new”, “A

sound mind in a sound body”; знание особенностей общения врач - пациент, особенностей сбора анамнеза с учетом семейного дерева. Будущему специалисту-медику необходимо знание социокультурных особенностей организации работы врача, связанные с менталитетом народов англоязычных стран. Врачи за границей не имеют права много говорить о работе на рабочем месте, следуя принципу: «Все должно быть в меру»; также врачи за границей несут ответственность за моральный ущерб, поэтому они стараются максимально соблюдать принципы врачебной этики и такта, в то время как в России врач безнаказанно может напугать пациента, не задумываясь о последствиях. В англоязычных странах понятие постановки на учет по беременности отсутствует. И вместо «Are you pregnant?», скорее, вежливо спросят «Are you expecting?». Если говорить о наркотиках и проблеме наркомании в целом, то можно отметить, что за границей никакие факты не скрываются, всю информацию стараются предать гласности, в то время как в России все, что касается данной проблемы, особенно отдельно взятой семьи или авторитетного человека, скрывается.

Таким образом, содержание обучения специалиста сферы медицинского обслуживания должно быть направлено на реализа-

цию всех указанных аспектов, и социокультурный аспект должен пронизывать все вышеуказанные аспекты иноязычного образования (развивающий (психологический) аспект, учебный аспект, воспитательный аспект, познавательный аспект), а также все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение). Социокультурная компетенция должна включать две составляющие: социокультурную составляющую и профессионально-направленную составляющую, которые представляют собой неразрывное единство и пронизывают друг друга.

1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М., 2006.

2. Байденко В.И. Болонский процесс. М., 2005.

3. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Международное сотрудничество в рамках университетского комплекса непрерывного социальнопедагогического образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 11 (67). С. 34-36.

4. Журавлева Л.В. Теория-модель института диалога культур. Елец, 2010.

Поступила в редакцию 24.01.2012 г.

UDC 378

ESSENCE AND CONTENT OF FORMATION PROBLEM OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN TRAINING PROCESS OF MEDICAL SERVICE SPHERE SPECIALIST

Natalia Sergeyevna GRIBOVA, Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation, Assistant of Foreign Languages Department, е-mail: natik_4@freemail.ru

In the article all the aspects the professional education of a future doctor are scrutinized with socio-cultural competence formation. The author tries to reveal the role of socio-cultural competence in implementation of all those aspects in the process of training a specialist for the sphere of medical service.

Key words: socio-cultural competence; professional education; aspects of professional education; medical service sphere specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.