Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия «Социально-психологическая адаптация» в контексте обучения воспитанников детских домов'

Сущность и содержание понятия «Социально-психологическая адаптация» в контексте обучения воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1343
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / УЧЕБНАЯ СРЕДА / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / THE PROCESS OF ADAPTATION / EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнеева Т. П.

В статье раскрывается сущность социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в системе среднего профессионального образования, анализируются ее базовые характеристики и связь с социализацией личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN THE CONTEXT OF HOMELESS CHILDREN EDUCATION

The article defines the structure of social and psychological adaptation of homeless children in the system of school education, it analyses the basic characteristics and some common features with individual socialization.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия «Социально-психологическая адаптация» в контексте обучения воспитанников детских домов»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Корнеева Т.П., преподаватель кафедры общей и социальной психологии Московского гуманитарно-экономического института

(Волгоградский филиал)

В статье раскрывается сущность социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в системе среднего профессионального образования, анализируются ее базовые характеристики и связь с социализацией личности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация, процесс адаптации, учебная среда.

ESSENCE AND STRUCTURE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN THE CONTEXT OF HOMELESS CHILDREN EDUCATION

Korneeva T., the lecturer of the Moscow Institute of Economics and Humanities

The article defines the structure of social and psychological adaptation of homeless children in the system of school education, it analyses the basic characteristics and some common features with individual socialization.

Keywords: socio-psychological adaptation, socialization, the process of adaptation, educational sphere.

В последние годы возрос интерес к проблеме социально-психологической адаптации, однако существуют значительные расхождения в методологических подходах к определению ее содержания и сущности.

Считаем, что для определения понятия «социально-психологическая адаптация» необходимо провести анализ понятий: социальная и психологическая адаптация, социализация, адаптирован-ность.

Изучению сущности процесса социальной адаптации посвящены труды таких отечественных ученых, как: К.А. Абульханова-Слав-ская, Л.П. Буева, С.В. Кинелев, И.А. Милославова, Л.М. Растова, И.Д. Калайков и др.

В целом процесс социальной адаптации рассматривается как соответствие личности новым условиям ее жизнедеятельности.

Подходы к определению социальной адаптации говорят о том, что разные авторы употребляют этот термин с различными смысловыми оттенками. В связи с этим можно согласиться с В.Г. Асеевым, который считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса. [1]

В отечественной литературе последних лет начали появляться исследования по проблемам социальной адаптации несовершеннолетних, которые ранее имелись лишь по определенной категории детей, страдающих физическими и умственными недостатками. Однако необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день недостаточно выявлена специфика процессов адаптации несовершеннолетних в различных учреждениях, их интенсивность, организационное, нормативно-правовое обеспечение.

В данном контексте актуальны уже имеющиеся в педагогической литературе исследования, посвященные интересующей нас проблеме: Б.З. Вульфова об общих подходах, с точки зрения социальной педагогики, к процессу социальной адаптации, Г.А. Гусева о педагогической реабилитации дезадаптированного ребенка, Б.А. Куган о принципах социально-трудовой адаптации детей группы социального риска. [3]

В отличие от социальной психологическая адаптация представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающей мотивацию адаптивного поведения человека, формирование целей и программы поведения. [2]

Психологическая адаптация предполагает приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Проявлениями психологической адаптации являются взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Средствами адаптации являются образование, воспитание, трудовая и профессиональная подготовка.

Подчеркнем, что без психологической адаптации социальная адаптация была бы просто невозможной.

В современной науке специфической чертой социальной адаптации может считаться процесс, связанный с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие как в потреблении, так и передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды.

Останавливаясь на рассмотрении понятий «адаптация» и «социализация», необходимо отметить, что исследователи проблемы развития личности по-разному оценивают соотношение, связь, зависимость и понятийные рамки этих явлений.

Наиболее общепринятым в отечественной литературе является понимание социализации как «процесса усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».[5]

Следует подчеркнуть, что, во-первых, понятие «социализация» шире понятия «социальная адаптация», поскольку социализация представляет для личности глобальный процесс, а социальная адаптация всякий раз разворачивается в достаточно определенных границах вхождения в новые социальные обстоятельства, новые социальные общности. Во-вторых, социальная адаптация выступает одним из механизмов социализации. В-третьих, личность в социальной адаптации в большей степени выступает субъектом этого процесса, в процессе социализации она является объектом воздействия общества.

Анализ научной литературы показал, что не существует общих, единых подходов к определению понятия «социально-психологическая адаптация».

Изучению проблемы социально-психологической адаптации посвящено достаточное количество работ (Д.А. Андреева, Ф.Б. Березин, Н.М. Морозов, Л.Г. Егоров, Ж.Г. Сенокосов, А.С. Страдан-ченков и др.). Однако сложность и многогранность рассматриваемого понятия, недостаточная изученность данного явления создают основу как для неоправданно «зауженной», так и слишком «расширенной» его трактовки.

Представление сложного адаптационного процесса в виде «социально-психологической адаптации» в широком смысле предполагает выделение ее трех основных уровней: а) собственно социального; б) социально обусловленного, психологического; в) социально детерминированного, биологического.

Ряд авторов (А.В. Булгаков, И.В. Дмитриев, Л.Г. Егоров, А.Н. Николаев, Ж.Г. Сенокосов и др.) рассматривают социально-психологическую адаптацию как процесс проявления индивидуальных предпосылок в конкретных социально-психологических условиях.

Некоторые авторы (А.А. Тиморин, К.Н. Лезнов и др.) отмечают, что социально-психологическая адаптация личности характеризуется как взаимный процесс, двусторонний процесс.

Социально-психологическую адаптацию характеризуют как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожида-

ниям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является связующим звеном между общественной сущностью человека и окружающей действительностью и носит многофункциональный характер:

1) выступает условием и средством оптимизации взаимодействия человека с социальной средой и с природой;

2) способствует развитию человека и совершенствованию окружающей социальной действительности;

3) реализует социальную сущность человека;

4) является необходимой при овладении человеком любого из существующих видов деятельности.

Социальная адаптированность предполагает наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия. Такими, по мнению В.А. Петровского, являются: свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды (социальной и физической, окружающей человека; осознание своих потребностей и ценностных ориентаций, и способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения своих основных потребностей); способность человека осознать свои стереотипы в восприятии других людей, способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли. [4]

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам (Л. Филипс, Т. Шибутани), являются следующие:

а) адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки, добивается компетенции и мастерства;

б) адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально окрашенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способности тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Таким образом, при изучении процесса адаптации воспитанников детских домов к обучению в средних профессиональных учебных заведениях необходимо четко проследить взаимодействие двух сторон: адаптацию личности воспитанника к новой среде и

адаптацию социальных институтов новой среды к личности воспитанника детского дома.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы и предположения о том, что:

1. По нашему мнению, понятие «социально-психологическая адаптация детей-сирот» есть специально организованный процесс восприятия детьми опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их в существующую социальную среду. Одним из основных условий успешного протекания социально-психологической адаптации следует считать наличие необходимого «уровня социализации индивида», т.е. соответствующих знаний, умений, навыков, сформировавшихся качеств личности, позволяющим адаптироваться человеку к определенной ситуации, а также наличие соответствующей мотивации поведения.

2. Социально-психологическая адаптация проявляется в приспособлении личности к определенной микросоциальной среде (в данном случае к учебному коллективу), в освоении индивидом определенных социальных норм, ролей, в формировании адекватных форм поведения и межличностных отношений, обеспечивающих эмоциональный комфорт и чувство удовлетворения от пребывания в данной среде.

3. Результатом социально-психологической адаптации должно стать свободное функционирование в учебной среде. Обеспечивают социально-психологическую адаптацию, прежде всего, развитые коммуникативные навыки.

Литература:

1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. - С. 3-17.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.

3. Куган Б.А. Системный подход к управлению социальнотрудовой адаптацией воспитанников детских домов. / Научно-методическое пособие. - Шадринск: ПО «Исеть», 1997. - 76 с.

4. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 26-38.

5. Радина Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов. - Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2004. - 193 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ НА ЧЕЛОВЕКА

Мусаелян Э.Р., аспирант кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического института

Статья посвящена воздействию, которое оказывает реклама на человека. Раскрываются, с точки зрения психологии, специфика воздействия различных методов, используемых в рекламе (гипноза, внушение, подражание, заражение, убеждение, социально-психологическая установка), и степень их эффективности.

Ключевые слова: воздействие, реклама, психика.

THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF ADVERTISING ON HUMAN

Musaelyan E., the post-graduate student, psychology chair, Moscow Institute of Economics and Humanities

Article is devoted to influence which render advertizing on the person. Disclosed, in psychological terms, the specific impact of the various methods used in advertising (hypnosis, suggestion, imitation, infection, belief, social and psychological setting), and the degree of their effectiveness.

Keywords: influence, advertising, mind.

Особенности рекламного воздействия на человека сегодня изучаются главным образом для того, чтобы создавать психологически и коммерчески более эффективную рекламу. В этом случае психические процессы исследуются в связи со средствами отображения рекламной информации или средствами воздействия на человека.

Изучая психологическое влияние рекламы на человека, исследуя воздействие рекламиста на потребителя, необходимо понимать, что эффективность такого воздействия не может определяться какими-то отдельными психическими процессами, характеристиками психики или характеристиками самой рекламы, или только ее запоминаемостью, способностью привлекать внимание или вызывать положительные эмоции. Чтобы понять, каково воздействие

рекламы на человека, необходимо детально исследовать практически всю психику человека, все его психические процессы. В рекламной деятельности широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, так как реклама - это явление социально-психологическое.

Понятие «реклама» стало в последние годы термином, вызывающим вполне определенный круг ассоциаций в экономическом, социокультурном и политическом смыслах.

Возможность управлять поведением людей методами психологического воздействия всегда привлекала политиков, менеджеров, психотерапевтов, маркетологов и т. д. Проблемами влияния рекламы на психику человека занимались такие ученые, как: К. Т. Фрид-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.