Научная статья на тему 'Сущность и содержание готовности педагога к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста'

Сущность и содержание готовности педагога к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Раиса Николаевна

В результате сравнительно-сопоставительного подхода к анализу теоретических источников в статье раскрыты сущность и содержание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, показаны особенности ее формирования, дана характеристика готовности педагога как результата его подготовки к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF READINESS OF TEACHERS TO FORM ETHNOCULTURAL COMPETENCE AT PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the essence, content of ethnocultural competence of preschool children as a result of the comparative approach to the analysis of theoretical sources; shows the features of its formation at preschool children; gives the characteristic of the readiness of teachers to form ethnocultural competence at preschool children as a result of training

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание готовности педагога к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста»

УДК 371.13:373.2:39

Р. Н. Савченко

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В результате сравнительно-сопоставительного подхода к анализу теоретических источников в статье раскрыты сущность и содержание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, показаны особенности ее формирования, дана характеристика готовности педагога как результата его подготовки к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная готовность, этнокультурная компетентность детей дошкольного возраста.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития дошкольного образования в России одной из важнейших проблем является формирование основ жизненной компетентности у детей дошкольного возраста. Переход к личностно ориентированной модели образовательно-воспитательной системы основывается на принципах формирования свободной личности, которая сознательно выбирает свой жизненный путь. Лич-ностно ориентированное воспитание обеспечивает ребенку право на свободу выбора ценностной позиции, на возможность ее использования при наличии установки на преодоление дисгармонии в опыте, поведении, общении и деятельности.

Указанный принцип нашел отражение в концепции компетентностно-ориентированного образования, активно внедряемого в последние годы во многих странах мира. Само понятие «компетентность», как указано в «Этнопсихологическом словаре», относится к понятийному ряду психологии профессионализма и определяется как индивидуальная характеристика человека в сочетании ее психических качеств, психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции [14]. Но в результате, в условиях отбора выпускников образовательных учреждений на рынке труда, этот термин стал использоваться с целью характеристики качеств будущих работников. По определению Международной комиссии Совета Европы, это общие, базовые умения, фундаментальные пути обучения, ключевые квалификации, ключевые представления или опорные знания [14].

© Савченко Р. Н., 2018

Савченко Раиса Николаевна - аспирант кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: raisa.savchenko.91@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2018

В аспекте компетентностного подхода огромное значение имеет этнокультурная компетентность, которая заключатся в том, что человек представляет собой активного носителя опыта во взаимодействии и принятии всех вариантов этнокультур. Знания и умения в области данной компетентности позволяют принимать и правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с представителями различных культур, применять оптимальную модель поведения для поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия с целью достижения высокого уровня эффективности в совместной деятельности.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы в аспекте изучаемой проблемы.

Результаты исследований и их обсуждение. Существует много определений понятия «компетентность», но в своем большинстве они характеризуют взрослую личность, которая имеет определенный уровень образования и готова на его основе к успешной деятельности (Ю. Г. Татур [13]), опыт и мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию (Б. С. Гершунский [3]), делает что-то хорошо, эффективно в широком формате контекстов, с высокой степенью саморегулирования, самооценки (В. И. Байденко [1]), обладает сформированной системой ценностей и отношений (И. А. Зимняя [5]).

Концепция компетентностно-ориентированного образования повлияла не только на поиск учеными определений понятия «компетентность» и ее структурных элементов. Внимание исследователей сосредоточилось также на изучении ключевых составляющих компетентности личности. Так, по мнению В. А. Николаева, в содержание понятия «компетентность» можно включить три аспекта:

1) проблемно-практический - адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач в данной ситуации;

2) содержательный - адекватное осмысление ситуации в общем культурном контексте;

3) ценностный - способность к адекватной оценке ситуации, ее сути, целей, задач с позиции собственных и общепринятых целей [8].

Определение компетентности детей дошкольного возраста дает исследователь Л. И. Боровиков [2]. По его мнению, компетентность ребенка-дошкольника - «это комплексная характеристика личности, которая вбирает в себя результаты предшествующего психического развития: знания, умения, навыки, креативность, инициативность, самостоятельность, самооценку и самоконтроль» [2]. Исследовательница Т. И. Пониманская, кроме указанных качеств, выделяет такие составляющие компетентности дошкольника, как независимость, критичность, оптимизм, умение доводить начатое до конца, брать на себя ответственность за ошибки [10].

Согласно теме нашего исследования, выделим этнокультурную компетентность личности дошкольника. С опорой на исследование Т. В. Поштаревой определим ее как характеристику личности, выражающейся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки, модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию и взаимопониманию [11]. Дошкольное детство - это особый период в развитии каждого человека, время интенсивного физического развития и роста, становления психических функций и личностных установок. Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, с учетом особенностей их развития, требует от педагога соответствующей готовности.

Характеризуя готовность педагога к работе с детьми, Г. А. Козберг отмечает следующие составляющие:

- познавательная составляющая, которая вбирает в себя объем и качество знаний личности и психологические характеристики, ответственные за продуктивность мыслительной деятельности;

- нравственно-этические нормы, ценности как результат эмоционально-волевых, интеллектуальных механизмов, которые реализуются в мироощущении, мировоззрении, объединены в морально-нравственной составляющей;

- творческая составляющая, определяемая запасом умений и навыков, мерой их реализации, способностью к созидательно-креативным действиям в сфере деятельности и общения;

- степень общительности, характер и прочность устанавливаемых контактов, входящие в коммуникативную составляющую;

- уровень и интенсивность художественных потребностей личности и пути их реализации, определяющие эстетическую составляющую [7].

Для формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста педагог сам должен обладать определенной этнокультурной компетентностью, что может быть достигнуто в процессе его профессиональной подготовки.

Понятие «этнокультурная направленность образования» находим во многих исследованиях. Она ориентирует образование на «развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина полиэтнического государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации» [14, с. 323]. Этнокультура объединяет людей, консолидирует их совместную деятельность, является органическим целым. Она формирует человека не только как умелое и умное существо, но и как носителя религиозной, этнической, межнациональной сущности.

По мнению М. Б. Кожановой, основой этнокультурной компетентности специалиста является система знаний, понятий, представлений о человеке как представителе этнической общности [6]. «Этнопсихологический словарь» трактует понятие этнокультурной компетентности как «... степень проявления человеком знаний, умений и навыков, которые позволяют ей адекватно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями других этнических общностей, найти единственно правильные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия» [14, с. 323].

Этнокультурная компетентность педагога - это способность учителя-воспитателя свободно ориентироваться в мире значений определенной этнической культуры. Эта компетентность предоставляет педагогу возможность научить ребенка дошкольного возраста ориентироваться в окружающем мире, свободно регулировать поведение внутри соответствующей культуры и одновременно чувствовать ее пределы, то есть конец и начало мира другой культуры. Сформированный, воспитанный в данной этнической культуре человек воспринимает язык этой культуры как само собой разумеющееся явление. В процессе этни-зации люди одной культуры усваивают одну и ту же заданность видения мира, один и тот же способ его категоризации, систематизации и типизации.

Анализируя определения, приведенные различными авторами, мы сформулируем критерии уровня готовности педагога (как психолого-педагогического феномена), необходимой для формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста. Готовность педагога к этому характеризует уровень усвоения им этнокультуры сообщества (народа), теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценност-

ных ориентаций, к реализации фундаментальных положений этнопедагогики как сердцевины системы воспитания в условиях этнокультурного направления деятельности дошкольных учреждений образования.

Полученные данные позволили нам выявить социально-педагогические критерии готовности педагога к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста:

- формирование готовности обусловливается перестройкой внутренней сущности педагога в духовно-практической деятельности, непрерывным моральным выбором в результате усвоения ценностных ориентаций этнокультуры, оптимальным природоответным развитием всех сфер личности: когнитивной, нравственно-волевой, деятельностно-практической, эмоциональной;

- готовность характеризуется уровнем усвоения педагогом знаний о культуре этноса, интериоризации ее ценностей, принципов, смысла существования, теоретической и практической готовности педагога к трансляции ценностей, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность, в практической педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;

- готовность к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста позволяет педагогу внедрять в профессиональной деятельности фундаментальные положения этнопедагогики, оптимально учитывая этнокультурные и этнопсихологические особенности представителей сообщества.

Уровень готовности педагога к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста зависит от социокультурных и психолого-педагогических предпосылок. Опираясь на теоретический анализ философской, психолого-педагогической, эт-нопедагогической литературы и собственный опыт работы в этом направлении, нам представляется уместным представить этнокультурную предпосылку формирования готовности педагога как этнокультурную идентификацию, которая включает две характеристики: 1) объективная - культурная основа; 2) субъективная - внутриличностная основа: включение в творческую педагогическую деятельность через погружение в мир этнокультуры, этнокультурная теоретическая подготовка педагога как основа готовности к осуществлению этнокультурного образования детей дошкольного возраста [12].

Таким образом, предпосылка формирования готовности педагога - этническая идентификация (от лат. identificare - отождествлять). В настоящее время это понятие учеными и исследователями трактуется по-разному. По мнению Л. Н. Гумилева, объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к той или иной общности воспринимается субъектом непосредственно, вполне естественно, а окружающими - как факт, который не подлежит сомнению [4]. Этнопсихологи это понятие трактуют как отождествление, уподобление себя членам данной этнической общности, процесс сопоставления и сравнения субъекта, объекта данной этнической общности, с субъектами данной и других сообществ [14]. Этническая идентификация является результатом процесса этнической социализации (этнизации) и означает осознание индивидом своей этнической принадлежности, принятие статуса и ролей данной этнической общности.

Эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями этнической группы, положительно ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, языку, территории проживания этноса, его государственности получил название этнической идентичности или этничности.

Т. Н. Петрова указывает, что для сохранения этнокультурной самобытности народа в рамках существования и активной интернационализации, то есть глобализации, должно быть определение не только со стороны внешних геополитических, но и внутренних факторов, то есть со стороны национально-этнического и культурно-исторического контекста. Концептуальность развития этнопедагогики в условиях новой образовательной парадигмы должна быть основана на следующих основных пяти принципах:

- каждый народ является самостоятельным субъектом прогресса с общепланетарной и социальной точек зрения;

- каждый народ имеет своеобразный этнопедагогический потенциал позитивного диалога с различными народами, культурами и цивилизациями;

- степень мировосприятия каждого народа имеет космоцентрический характер;

- у каждого народа имеется собственный национальный характер, что позволяет детерминировать формирование личности в качестве культурно-исторического феномена, а также субъекта, осуществляющего жизнедеятельность этноса;

- повышение уровня этнопедагогизации образовательного процесса, возникающая из проявления необратимости и объективности интернационализации образования, выступающего в качестве формы глобализации [9].

Рассматривая готовность к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста как профессионально важное свойство и устойчивую характеристику личности педагога, выделим в ее структуре следующие компоненты:

- мотивационно-личностный (положительное отношение и интерес к этнокультуре, этнопедагогике, определение содержания и направленности профессиональной деятельности);

- когнитивный (знания и представления об особенностях и условиях педагогической деятельности в современной национальной системе дошкольного образования);

- действенный (владение технологиями организации педагогического процесса в учреждениях дошкольного образования, самоконтроль, умение управлять своими действиями, ответственность, самооценка своей профессиональной подготовки, соответствие процесса решения профессиональных задач и ситуаций оптимальным образцам).

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования готовности педагога, необходимой для формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, позволяет сделать следующие выводы:

1. В трудах и психолого-педагогических исследованиях создана научная база для изучения теоретических основ формирования этнокультурной компетентности педагога.

2. Этническое воспитание является сердцевиной любой культуры. Механизм межпоколенной трансмиссии этнокультуры отражен в основных положениях народной педагогики - аккумуляторе жизненного опыта прошлых поколений.

Резюме. Таким образом, теоретическое исследование показало, что готовность педагога к формированию этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста строится на основе его собственной этнокультурной компетентности.

Этнокультурную компетентность личности можно определить как выбор определенного типа культуры, определенных обязанностей в отношении своей нации, социальных прав и возможностей в рамках данного этноса, системы ценностей, круга социального общения.

Маркерами этнокультурной компететности являются: 1) внешние ориентиры-стимулы (этнотип, речь; культура семьи; ощущение малой родины; общность традиций, обычаев; эпос, история этноса; известные предки); 2) внутренние ориентиры (самоощущение, самочувствие в данной этнической среде; внутренняя этническая близость; эмоциональная связь с этническим сообществом; личный выбор-решение).

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

2. Боровиков Л. И. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника : научно-методические материалы для занятий в школе социальной педагогики и социальной работы. -М., 1993. - 19 с.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М. : Совершенство, 1998. - 335 с.

4. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории : научная монография. - М. : Эксмо, 1992. - 18 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос. - 2006. - 5 мая. - С. 42-44.

6. Кожанова М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1(65). - С. 105-110.

7. Козберг Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Воронеж, 2000. - 22 с.

8. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 28 с.

9. Петрова Т. Н. Основные положения развития этнопедагогики как науки в условиях новой парадигмы образования // Вестник Чувашского государственного педагогичского университета им. И. Я. Яковлева. -2017. - № 2(94). - С. 103-110.

10. Пониманская Т. И. Проблемы подготовки студентов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 98-104.

11. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. - № 3. -С. 35-42.

12. Проблемы этнологии и этнопедагогики : материалы Международной научно-практической конференции. Вып. 8. - Новосибирск, 1999. - 183 с.

13. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

14. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. - М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. - 343 с.

UDC 371.13:373.2:39

R. N. Savchenko

ESSENCE AND CONTENT OF READINESS OF TEACHERS TO FORM ETHNOCULTURAL COMPETENCE AT PRESCHOOL CHILDREN

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the essence, content of ethnocultural competence of preschool children as a result of the comparative approach to the analysis of theoretical sources; shows the features of its formation at preschool children; gives the characteristic of the readiness of teachers to form ethnocultural competence at preschool children as a result of training.

Keywords: competence, professional readiness, ethnocultural competence of preschool children.

REFERENCES

1. Bajdenko V. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda) // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2004. - № 11. - S. 3-13.

2. Borovikov L. I. Etnokul'turnaya kompetentnost' social'nogo pedagoga i social'nogo rabotnika : nauchno-metodicheskie materialy dlya zanyatij v shkole social'noj pedagogiki i social'noj raboty. - M., 1993. - 19 s.

3. GershunskijB. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. - M. : Sovershenstvo, 1998. - 335 s.

4. Gumilev L. N. Ot Rusi k Rossii. Ocherki etnicheskoj istorii : nauchnaya monografiya. - M. : Eksmo, 1992. - 18 s.

5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya // Ejdos. - 2006. - 5 maya. - S. 42-44.

6. Kozhanova M. B. Etnopedagogicheskij podkhod v izuchenii sociokul'turnoj real'nosti // Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2010. - № 1(65). - S. 105-110.

7. Kozberg G. A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti uchitelya v pervonachal'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Voronezh, 2000. - 22 s.

8. Nikolaev V. A. Teoriya i metodika formirovaniya etnopedagogicheskoj kul'tury uchitelya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - M., 1998. - 28 s.

9. Petrova T. N. Osnovnye polozheniya razvitiya etnopedagogiki kak nauki v usloviyakh novoj paradigmy obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogichskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2017. - № 2(94). - S. 103-110.

10. Ponimanskaya T. I. Problemy podgotovki studentov k gumanisticheskomu vospitaniyu detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 2. - S. 98-104.

11. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokul'turnoj kompetentnosti // Pedagogika. - 2005. - № 3. - S. 35-42.

12. Problemy etnologii i etnopedagogiki : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vyp. 8. - Novosibirsk, 1999. - 183 s.

13. Tatur Yu. G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № 3. - S. 20-26.

14. Etnopsikhologicheskij slovar' / pod red. V. G. Krys'ko. - M. : Moskovskij psikhologo-social'nyj institut, 1999. - 343 s.

© Savchenko R. N., 2018

Savchenko, Raisa Nikolaevna - Post-graduate Student, Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: raisa. savchenko. 91 @mail.ru

The article was contributed on February 15, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.