Научная статья на тему 'Сущность и реализация воспитательной функции редактора в работе с авторами-детьми'

Сущность и реализация воспитательной функции редактора в работе с авторами-детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АВТОРЫ-ДЕТИ / ДЕТСКОЕ АВТОРСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вищук О. Е.

появление на издательском рынке юных авторов привело к формированию новой редакторской компетенции – работы с авторами-детьми. Для редакторов одной из основных особенностей работы с детьми является необходимость реализовывать воспитательную функцию, которая полностью отсутствует в работе со взрослыми авторами. В данной статье мы постараемся определить, в чем заключается сущность этой функции, и каким образом редактор может влиять на воспитание и мировоззрение ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и реализация воспитательной функции редактора в работе с авторами-детьми»

СУЩНОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РЕДАКТОРА В РАБОТЕ С АВТОРАМИ-ДЕТЬМИ *

О. Ю. Вищук,

аспирантка, Национальный технический университет Украины

(Киевский политехнический институт)

Аннотация: появление на издательском рынке юных авторов привело к формированию новой редакторской компетенции - работы с авторами-детьми. Для редакторов одной из основных особенностей работы с детьми является необходимость реализовывать воспитательную функцию, которая полностью отсутствует в работе со взрослыми авторами. В данной статье мы постараемся определить, в чем заключается сущность этой функции, и каким образом редактор может влиять на воспитание и мировоззрение ребенка.

Ключевые слова: авторы-дети, детское авторство, воспитательная функция

The nature and implementation of the editor's educational function during the work with authors-children

Oksana Vishchuk,

post-graduate student of National Technical University of Ukraine

"Kyiv Polytechnic Institute"

Abstract: The appearance of young authors on the publishing market led to the formation of a new editorial competence: work with authors-children. For editors one of the key features of working with children is the implementation of educational function, which is completely absent in working with adult authors. In this article we try to determine what the nature of this function is, and how the editor can influence on the education and the worldview of the child.

Keywords: authors-children, children's authorship, educational function

В течение последних 20 лет в украинском и российском обществах наблюдается повышение интереса к детскому творчеству, особенно журналистскому Эта тенденция проявляется в нескольких аспектах:

1) увеличивается количество организаций, объединяющих юных

журналистов на уровне школ (школьные пресс-центры), городов («ЮнПресКлуб», Горловка, Украина; «Школа-студия журналистики "Контакт"» , Северодвинск, Россия), областей и регионов («Центр детского и юношеского творчества», Крым, Украина; «Лига малой прес-

* статья написана в рамках исследования, выполненного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического меди-аобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

сы ЧР» Чувашская республика, Россия) и стран в целом («Лига юных журналистов России»);

2) также растет количество региональных и международных фестивалей детской и юношеской прессы («Золотая осень Славути-ча», «Золотой диктофон» Украина; «Волжские встречи», «Под парусом мечты», «Тень пера» Россия);

3) показателем интереса к детской журналистике на государственном уровне служит поддержка госорганами таких фестивалей и разнообразных проектов: так, например, российский мультипортал «Юнпресс» создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а международный фестиваль-конкурс детско-юношеской журналистики «Пресс-весна на Днепровских склонах» (Украина) проходит при поддержке Главного управления образования г Киева;

4) важный признак внимания общества к детскому журналистскому творчеству - появление во « взрослых» СМИ материалов юных журналистов. В Украине авторов-детей публикуют издания «Укра'ша молода», «Метро Освгга», «Стена», в России - газеты «Ульяновская правда», «АиФ», «Дыхание земли» и др.

Несколько слабее выражен интерес к литературному детскому творчеству так как принято считать, что дети в силу юного возраста и небольшого опыта не способны создать качественный литературный продукт Поэтому издательства ред -ко рассматривают возможность публикации произведений авторов-детей. Тем не менее, в обеих странах проводятся литературные кон-

курсы, по результатам которых создаются сборники детских текстов, например, сборники «З любов'ю до життя» - произведения конкурса детского творчества «Перлинка» (Украина) или «Новогодняя сказка» - произведения конкурса «Сказка в новогоднюю ночь» (Россия), также изредка на книжном рынке появляются малотиражные моноиздания авторов-детей: «Настина азбука» (Анастасия Николаева, 8 лет), «Стихи» (Аня Карлова, 4 года).

Вместе с тем современная мировая практика книгоиздания знает немало примеров полноценного детского авторства: произведения «Язык тинейджеров от А до Я» (Люси ванн Амеронген, 13 лет), «Как общаться с девочками» (Алек Гривен, 9 лет), «Пророчество камней» (Флавия Бужор, 12 лет), «Ерагон» (Кристофер Паолини, 15 лет) стали бестселлерами во многом благодаря юному возрасту своих авторов. Таким образом, подготовка редакторов периодических и книжных изданий, готовых к сотрудничеству с авторами-детьми, становится актуальным вопросом как издательского дела, так и медиаобразования, поскольку работа с юными авторами подразумевает общение с детьми, в результате которого осуществляется влияние на многие аспекты личности и мировоззрения ребенка.

Работа редактора с авторами-детьми отличается от работы со взрослыми авторами по многим параметрам, среди которых одни из важнейших - оценка и формирование положительного влияния, оказываемое редактором на развивающуюся личность талантливого ребенка. Обсуждая авторский ориги-

нал или статью со взрослым писателем или журналистом, редактор также может в определенной степени влиять на позицию и взгляды автора, но при работе с ребенком уровень воздействия на его мировоззрение будет гораздо глубже.

Существует несколько причин сильного влияния редактора на автора-ребенка.

Во-первых, как и любой взрослый, редактор обладает для ребенка определенным авторитетом «по умолчанию», а позиция взрослого-профессионала дополнительно повышает внимание и доверие ребенка к его словам и замечаниям. Особенно сильно разница в отношении к знакомым взрослым (родственникам и учителями), и к чужим (в нашем случае, к редактору) заметна у авторов-подростков. Они активно подвергают сомнению авторитет близких, но готовы благожелательно воспринимать постороннего человека, не имеющего прямого отношения к их образованию и воспитанию [Новгородцева, 2006, с.45-46].

Во-вторых, правильная организация работы с авторами-детьми, т.е. поддержание рабочей, но, вместе с тем, теплой и дружественной атмосферы позволяет редактору создать комфортную для ребенка зону общения, в которой тот позитивно воспринимает и профессиональные замечания редактора, и его позицию по другим вопросам.

В-третьих, при условии регулярных встреч с авторами-детьми, редактор может общаться с ними с позиции наставника-ментора, т.е. индивидуального руководителя, заботящегося о развитии специальных способностей и об общем

культурном уровне незаурядного ребенка [Бабаева, 1996, с.245]. Сам редактор может и не осознавать этой позиции, становясь наставником не по должности, а из искреннего желания помочь талантливому автору реализовать свои творческие идеи. Позиция ментора, непривычная для отечественной формы образования, подразумевает тесное и благожелательное общение наставника и ученика, которое может выходить за рамки профессиональных вопросов и касаться других, важных для ребенка тем.

Существенное влияние редактора на авторов-детей отмечается в нескольких важных аспектах, связанных с творческой деятельностью и редакторской обработкой текстов. Наиболее значимыми из них являются:

- выбор ребенком темы произведения (дети младшего и среднего школьного возраста часто затрудняются с самостоятельным выбором темы, а подростки предпочитают писать в рамках ограниченного спектра тем);

- точка зрения автора на описываемую проблему (позиция автора-ребенка во многих случаях является не его личной, а заимствованной из рассуждений авторитетных взрослых);

- оценка ребенком действий вымышленных или реальных персонажей его художественных и журналистских произведений.

Среди других аспектов, которые не связаны непосредственно с текстами, но также могут повлиять на ребенка, стоит отметить общее отношение редактора к своей работе, которое может стать примером про-

фессионализма и компетентности, а также помочь авторам-подросткам в вопросах профориентации.

Таким образом, при работе с авторами-детьми перед редактором открываются широкие возможности влияния на детей, которые необходимо использовать с умом и для пользы не только издателя, но и самого ребенка, тем самым выполняя воспитательную функцию.

Сущность воспитательной функции редактора, работающего с авторами-детьми, как и в случае педагогической деятельности [Пидкасис-тый, 2010, с.330], состоит в осознанном и неосознанном влиянии, которое оказывает редактор на юных авторов при профессиональном общении и которое формирует нравственные и эстетические представления ребенка систему его взглядов на мир. Вместе с тем, в отличие от педагогов, редакторы без специального педагогического или психологического образования часто не осознают своего влияния на детей и в целом оказываются не готовыми к реализации воспитательной функции. В лучшем случае такой редактор просто упускает шанс позитивно повлиять на ребенка, в худшем - может навредить ему, формируя негативный образ процесса творческой работой над книгой и своей профессии и закрепляя возможные искажения в мировоззрении ребенка.

Адекватная реализация воспитательной функции редактора, работающего с авторами-детьми, может происходить лишь тогда, когда он понимает ее значимость и владеет хотя бы минимальной теоретической базой педагогических знаний (исключения составляют ре-

дакторы с природными педагогическими задатками). Наличие в системе работы с авторами-детьми двух основных типов редакторов -1) профессиональных редакторов, в силу обстоятельств работающих с детьми, и 2) профессиональных педагогов, в силу обстоятельств работающих редакторами, подталкивает к выводу что именно специалисты-педагоги более качественно реализуют воспитательную функцию редактора.

Но, оказавшись в нехарактерной для себя ситуации индивидуальной редакторской работы с автором-ребенком, не имея необходимых знаний о процессе создания произведения и его обработке, педагоги могут упускать воспитательные возможности, которые предоставляет им работа над детским произведением. Также, в тех случаях, когда редактором выступает педагог (например, в школьных газетах или при подготовке текстов талантливого ученика для литературных конкурсов) от недостатка редакторских компетенций может пострадать качество детских произведений. Поэтому оптимальным выбором специалиста для работы с авторами-детьми будет либо редактор, прошедший педагогическую подготовку, либо педагог, обладающий необходимыми знаниями о процессе редактирования произведений.

При формировании целей воспитания детей современная педагогика исходит из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя не только как существо общественное, но и как неповторимую индивидуальность со своими специфическими запросами и индивидуальными

способами социальной самореализации [Бортыко, 2001, с.94]. Вместе с тем, вопрос конкретного целепо-лагания остается открытым, научные школы лишь предлагают общие направления воспитания, такие как «гуманистическое воспитание», «создание условий для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности», «формирование целостного человека культуры» [Рожков, 2010, с. 8-9]. И хотя при работе с авторами-детьми редактору не доступен системный подход, на котором базируются понятия воспитания и образования, он также может способствовать достижению глобальной цели воспитания - формированию гармоничного и всесторонне развитого человека.

Способы реализации воспитательной функции редактора, работающего с авторами-детьми, могут отличаться, в зависимости от того, с каким видом детских текстов - литературных или журналистских - работает редактор. При подготовке детьми материалов для периодических изданий редактор включается в творческий процесс на подготовительном этапе и может влиять на выбор детьми темы для статьи. Юные журналисты часто выбирают темы развлекательного характера, интересные не столько читателю, сколько самому автору, и мало дающие им обоим в плане личностного развития. Без вмешательства взрослых или более опытных подростков школьные газеты превращаются в сборник новостей шоу-бизнеса и спорта, приправленных анекдотами и лирическими стихами.

Задание редактора в таких случаях - не выбирать тему вместо ребенка, а предложить ему список актуальных социально и культурно значимых тем, интересных и автору и читателю. Сегодня такими темами могут стать экологические проблемы, близкие ребенку (застройка зеленых зон, отсутствие экологической культуры у населения, вред, наносимый животному миру бытовыми отходами), вопросы сохранения национальных и региональных культурных особенностей, проблемы, связанные с самими детьми (увлеченность онлайн-игра-ми, гаджетомания, проявления агрессии в школах) и т.д.

Если редактору удается заинтересовать подобными темами автора-ребенка, а тому - подготовить хороший материал, воспитательная функция распространяется еще и на читателей издания. Увлеченный темой ребенок излагает ее более доступно и интересно, чем это сделал бы взрослый, и воспитание в этом случае происходит по принципу «равный - равному». Для самого же автора-ребенка процесс разработки актуальной и важной темы, которая поначалу может казаться ему неинтересной, несет не только новую информацию, но и заставляет формировать свое мировоззрение.

Когда речь идет о детях-авторах художественных произведений, влияние редактора на выбор темы ограничено, так как в большинстве случаев ребенок приходит к редактору с готовым текстом. Вопрос об уровне вмешательства редактора в тематику и смысловой слой детских произведений заслуживает отдельной дискуссии, но, даже если тема

остается неизменной, ее можно обсудить с автором-ребенком и предложить варианты тем для последующих произведений.

При работе над художественными текстами детей, редактор может обратить внимание на описанных персонажей (их роли, действия, реплики) и оценку автором важных моментов произведения. Так как тексты авторов-детей преимущественно предназначены для детского чтения, в них должны соблюдаться общие требования к детской литературе - автор должен давать позитивную и негативную оценку «правильным» и «неправильным» поступкам и решениям героев, разграничивать добро и зло, произведение в целом также должно выполнять воспитательную функцию [Огар, 2002, с.77-78, 109].

Авторы-дети заимствуют материал из реальной жизни, соответственно, оценка персонажей также переходит из реальности в произведение. Так, например, если ребенок младшего или среднего школьного возраста восхищается старшеклассником, который срывает уроки, курит и хамит учителям, такой персонаж может позитивно оцениваться ним и в произведении. В текстах подростков негативными персонажами часто выступают родители, которые постоянно что-то запрещают и командует. Задача редактора в таком случае - не просто изменить такие акценты в тексте, а и объяснить ребенку, в чем не прав герой-старшеклассник, и в чем правы герои-родители.

Что касается поворотов сюжета, то они также могут быть неправильно оценены автором-ребенком в тек-

сте. То, что ребенок и для себя лично, и в произведении рассматривает как смелый поступок (персонаж-ребенок потерял или сломал дорогую вещь и убегает из дому боясь наказания), на самом деле показывает уход от ответственности, поскольку смелость в подобной ситуации заключается в признании вины и попытке исправить положение.

Важно, чтобы редактор знал и учитывал психологические особенности детей разного возраста, и был готов помочь ребенку в разрешении проблем и вопросов, которые дети стесняются и боятся обсуждать вслух, но выражают в творчестве. Эти проблемы могут быть как относительно безобидными и предсказуемыми (например, страх смерти у дошкольников, обострение чувства стыда у младших школьников, неудачи в отношениях с противоположным полом у подростков), так и более серьезными, если речь идет о насилии по отношению к ребенку. Редактору без психологического образования сложно выявить в детском тексте признаки душевной или физической травмы, тем более, что такая цель при подготовке произведения перед ним не ставится, но если ребенок сам пишет о насилии, редактору стоит сообщить об этом родителям или учителям юного автора.

Еще один важный воспитательный момент - общее впечатление автора-ребенка о работе редактора - часто проходит незамеченным. Тем не менее, для многих детей общение с редактором и совместная работа над произведением - это первый опыт вхождения во взрослую профессиональную жизнь с позиции

участника, а не стороннего наблюдателя. Если этот опыт окажется положительным, редактор будет не просто исправлять текст, а обсуждать все спорные моменты с автором-ребенком, рассказывать об издательском деле и журналистике, демонстрировать уважение к позиции ребенка, высоки шансы, что тот и в дальнейшем будет развивать свои литературные и творческие способности. Даже если ребенок не планирует продолжать авторскую или журналистскую деятельность, опыт общения со взрослыми на профессиональные темы, получение материального или морального вознаграждения за работу стимулируют ребенка к размышлению о вопросах дальнейшей профориентации. Позиция редактора в этих ситуациях также способна реа-лизовывать воспитательную функцию - влиять на формирование гармоничного и всесторонне развитого человека.

Таким образом, редактор, работающий с авторами-детьми, может осуществлять влияние на детей и участвовать в их воспитании непосредственно во время совместной работы над детским произведением. К сожалению, из-за отсутствия педагогического и психологического образования, редакторы детской периодики и книжных изданий практически не выполняют свою воспитательную функцию. Обладая широкими возможностями по развитию детского мировоззрения, редакторы сосредотачивают свое внимание на тексте, игнорируя его автора. Изменить эту ситуацию можно, с одной стороны, добавив хотя бы краткие курсы психологии и педагогики в программы обучения редакторов,

с другой - информируя уже работающих редакторов об их воспитательной функции.

Литература

Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марю-тина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996. 416 с.

Бортыко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.

Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38-50.

Огар Э.И. Детская книга: проблемы издательской подготовки. Львов: Аз-Арт. 2002. 159 с.

Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. М: Юрайт; Высшее образование, 2010. С. 284-426, 451-475.

Рожков М.И. Проблема цели воспитания в современной педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. Т.2. С. 7-11.

References

Babaeva, J.D., Leites, N.S., Marjutina, T.M. and others. Psychology of gifted children and adolescents. Moscow: Academy, 1996. 416 p.

Bortyko, N.M. Teacher in contemporary education. Volgograd: Peremena, 2001. 214 p.

Novgorodtseva, A.P. Internal conflicts of adolescence. Cultural-Historical Psychology. 2006. № 3, p.38-50.

Ogar, E.I. Children's book: Problems of edition. Lviv: Az-Art. 2002. 159 p.

Pidkasisty, P.I. Psychology and Pedagogy. Moscow: Yurayt Publishing, Higher Education, 2010, p. 284-426, 451-475.

Rozhkov, M. I. Problem of the goal of education in modern pedagogy. Herald of pedagogy of Yaroslavl. 2010. № 4. V.2, p.7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.