Научная статья на тему 'Сущность и место финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации в системе оборонной безопасности'

Сущность и место финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации в системе оборонной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1179
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБОРОННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорев В.П., Горева О.Е.

Мировой опыт показывает, что укрепление оборонной безопасности является неотъемлемой функцией государства, реализация которой выступает условием стабильности и эффективности развития общества. В настоящее время экономное и рациональное расходование имеющихся ресурсов для поддержания необходимой и достаточной военной мощи государства является основой развития системы обеспечения оборонной безопасности. Данная тенденция находит отражение в системе финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хорев В.П., Горева О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и место финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации в системе оборонной безопасности»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

31 (220) - 2013

УДК 338.245; 351.862.6

сущность и место финансово-экономического обеспечения

вооруженных сил российской федерации

в системе оборонной безопасности

В. П. ХОРЕВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических теорий и военной экономики E-mail: horev. 52@mail. ru

О. Е. ГОРЕВА,

капитан, кандидат экономических наук, старший помощник начальника учебно-методического отдела E-mail: horev. 52@mail. ru ФГКВОУ ВПО «Военный университет»

Мировой опыт показывает, что укрепление оборонной безопасности является неотъемлемой функцией государства, реализация которой выступает условием стабильности и эффективности развития общества. В настоящее время экономное и рациональное расходование имеющихся ресурсов для поддержания необходимой и достаточной военной мощи государства является основой развития системы обеспечения оборонной безопасности. Данная тенденция находит отражение в системе финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил РФ.

Ключевые слова: Вооруженные силы Российской Федерации, оборонная безопасность, финансово-экономическое обеспечение, оборонный бюджет.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации оборона страны относится к ведению Российской Федерации [3]. В целях обороны создаются Вооруженные силы Российской Федерации, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Фе-

дерации [8]. Президент РФ утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных сил РФ, федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, структуру, состав Вооруженных сил РФ, а также штатную численность военнослужащих, принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных сил РФ, другие решения, связанные с вопросами обороны и развития вооруженных сил.

Правительство РФ несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных сил РФ, разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете, организует оснащение Вооруженных сил РФ вооружением и военной техникой, обеспечение их материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами, разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса [8].

Непосредственное управление Вооруженными силами РФ осуществляет министр обороны через Министерство обороны Российской Федерации.

Особый порядок руководства Вооруженными силами РФ и обеспечения их потребностей свидетельствует о высокой значимости состояния армии и флота в обеспечении обороноспособности страны и защиты ее суверенитета.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [9] главным фактором в обеспечении безопасности является развитие системы обеспечения национальной безопасности - сил и средств обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности -Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Одной из составляющих национальной безопасности является военная безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы

Элементы 1-й подсистемы

или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять [8].

Наличию внешних угроз объективно соответствует понятие «оборонная безопасность», обеспечение которой производится через оборонный бюджет. В целях обороны страны создаются Вооруженные силы РФ, а одним из элементов организации обороны является финансирование расходов на оборону.

Система обеспечения оборонной безопасности, под которой понимается совокупность двух пересекающихся подсистем: первая состоит из элементов и включает в себя Вооруженные силы РФ, составляющие основу обеспечения оборонной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач оборонной безопасности, а также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач оборонной безопасности, вторая -правовые, финансово-экономические и духовные отношения между ними (рис. 1) [5].

Цели функционирования системы оборонной безопасности России: предотвращение угроз оборонной безопасности по всему их спектру; обеспечение территориальной целостности государства; обеспечение гражданского мира, свобод и прав населения; недопущение военной агрессии против России и ее союзников; поддержание интересов России во внешнеполитической сфере; интеграция

1. Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования

2. Органы 3. Органы

государ- государ-

ственного ственного

управле- управле-

ния Воо- ния дру-

руже- гих войск,

нными воинских

силами форми-

РФ рований

/

4. Часть

научного

и промы-

шленного

компле-

ксов

страны

/

Элементы 2-й подсистемы:

правовые, финансово-экономические и духовные

отношения между элементами 1-й подсистемы

Рис. 1. Система оборонной безопасности Российской Федерации

с системами оборонной безопасности иностранных государств [14-16].

В современных условиях возрастают уровень и масштабы угроз в оборонной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

В рамках реализации мероприятий по обеспечению оборонной безопасности важнейшее значение имеет финансово-экономическое обеспечение войск, под которым понимается система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения войск и сил флота денежными средствами и оптимизации их использования для достижения высокой боеспособности и боеготовности Вооруженных сил РФ [12].

Оснащение Вооруженных сил РФ означает производство и передачу в их распоряжение продукции особого рода (вооружение и боевая техника) и части продукции народно-хозяйственного назначения (продовольствие, техника общегражданского назначения, строительные материалы). В совокупности они составляют огромные массы материальных ресурсов.

Кроме того, часть трудовых ресурсов страны выделяется для решения специфических задач по защите государства, которое оплачивает их труд в соответствии с его количеством и качеством.

В условиях товарного производства и действия товарно-денежных отношений содержание вооруженных сил осуществляется за счет экономических и финансовых источников, отражающих натурально-вещественную и стоимостную стороны затрат на оборону страны.

Оснащение армии и флота вооружением, техникой, материальными средствами в их натурально-вещественной форме осуществляется из экономических источников, которыми являются:

1) национальный доход государства;

2) национальное богатство;

3) внешние экономические ресурсы.

Национальный доход - чистый продукт общества, представляющий собой часть валового внутреннего продукта, остающуюся после вычета фонда возмещения израсходованных средств производства и воплощающую вновь созданную стоимость.

В процессе планового распределения национального дохода образуются фонд накопления и

фонд потребления, которые служат источником покрытия текущих затрат по содержанию Вооруженных сил РФ.

Из фонда потребления покрывается часть долгосрочных затрат по содержанию Вооруженных сил РФ, которые включаются в годовой цикл потребления:

1) затраты на вооружение и технику, используемые в войсках в процессе боевой подготовки;

2) часть расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Из фонда накопления национального дохода осуществляется удовлетворение долгосрочных затрат на оборону страны:

1) расширение основных производственных и непроизводственных фондов в Вооруженных силах РФ;

2) увеличение материальных оборотных средств;

3) увеличение резервов.

Эта часть ресурсов фонда обороны страны относится к долгосрочным затратам и направляется на увеличение накоплений, которые являются составной частью народнохозяйственного накопления.

Правильное соотношение между фондом накопления и фондом потребления национального дохода, затратами из этих фондов на оборону страны имеет большое значение для обеспечения пропорциональности развития экономики государства, роста материального благосостояния народа и укрепления обороноспособности страны [17].

Приоритет задач обороны страны приводят к необходимости использования в качестве экономического источника для обеспечения потребностей Вооруженных сил РФ национального богатства общества, представляющего совокупность накопленных обществом потребительных стоимостей, созданных трудом людей как в сфере производства, так и в сфере потребления, а также вовлеченных в хозяйственный оборот природных ресурсов.

Выделяют следующие элементы национального богатства:

— вооружение, техника и все виды имущества в форме государственных резервов;

— производственные и непроизводственные фонды;

— личное имущество населения;

— природные богатства страны.

Внешние экономические ресурсы являются дополнительным экономическим источником обеспечения потребностей армии и флота как в мирное, так и в военное время.

Внешние экономические ресурсы подразделяются на три основные группы:

1) ресурсы, полученные от союзников за плату, в кредит или безвозмездно;

2) военные трофеи;

3) местные ресурсы театров военных действий. Основным и решающим источником содержания Вооруженных сил РФ как в мирное, так и в военное время является национальный доход. Это обусловлено тем, что:

• национальный доход - это чистый продукт общества, используемый для потребления и накопления;

• используемый для накопления национальный доход выступает источником национального богатства;

• все остальные источники национального богатства носят вспомогательный характер и выступают как реальные экономические источники только в период войны.

Наряду с экономическими источниками различают финансовые источники расходов на содержание Вооруженных сил РФ, являющиеся производными от экономических источников. К финансовым источникам относятся:

1) федеральный бюджет - центральное звено финансовой системы, он концентрирует преобладающую часть всех финансовых ресурсов государства, отражает важнейшие направления финансовой политики и обеспечивает необходи-

мыми денежными средствами дальнейшее развитие экономики, рост реальных доходов населения, укрепление обороноспособности государства;

2) внебюджетные средства, образующиеся в Вооруженных силах РФ;

3) дополнительные источники:

— добровольные взносы населения;

— трофейная национальная валюта, захваченная у противника;

— военные деньги;

— другие источники, являющиеся одновременно доходами госбюджета.

Таким образом, источники расходов на оборону подразделяются на:

• экономические (национальный доход, национальное богатство, ресурсы, полученные от союзников, военные трофеи и местные ресурсы театров военных действий);

• финансовые (федеральный бюджет, внебюджетные средства, трофейная и иностранная валюта, военные деньги и добровольные взносы населения) (рис. 2) [11].

Современная война, скорее всего, может принять коалиционный характер, причем уже в мирное время страны - члены коалиций будут оказывать помощь более слабым и менее развитым партнерам. Эта помощь выступает как внешний ресурс для страны-получателя. Эти ресурсы могут быть представлены в виде займов, кредитов, конкретной экономической и военной помощи [2].

ИСТОЧНИКИ РАСХОДОВ НА ОБОРОНУ ГОСУДАРСТВА

\7

ЭКОНОМ И ЧЕСКИ Е

\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренние

Национальный доход.

Совокупный общественный продукт. Национальное богатство

Внешние

Экономическая и военная помощь. Ресурсы театров военных действий.

Военные трофеи

ФИНАНСОВЫЕ

\

Бюджетные

Средства федерального бюджета. Средства субъектов РФ. Финансовые резервы (фонды)

Внебюджетные

Средства от использования имущества (услуги). Средства от реализации ВВТИ. Средства от другой разрешенной деятельности

Рис. 2. Источники формирования оборонного бюджета

Основным бюджетным источником обеспечения расходов на оборону является финансирование из федерального бюджета, в котором значительная доля расходов сосредоточена в разделе «Национальная оборона».

Средства внебюджетных источников (СВИ) являются следующим видом финансовых источников, направляемых на финансирование потребностей Вооруженных сил РФ. Основными источниками образования СВИ являются: использование имущества (услуги), реализация продуктов утилизации, другие поступления. Эти средства могут расходоваться без проведения их по доходной и расходной частям федерального бюджета в качестве дополнительного источника финансирования потребностей войск [4].

Планирование оборонного бюджета есть неотъемлемая часть планирования расходов федерального бюджета, отраженных в едином документе -федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на последующие два года.

Оборонный бюджет представляет собой не только часть федерального бюджета, выделенную в законодательном порядке на расходы по содержанию и строительству Вооруженных сил РФ, но и важнейший инструмент реализации военно-научной, военно-технической, военно-социальной и военной политики [1].

В связи с этим оборонному бюджету принадлежит важная роль в обеспечении военной безопасности государства, функционировании всех потенциалов, на которых она базируется, в том числе на военно-экономических, военно-научных, военно-технических, военно-социальных и собственно военных слагаемых обороноспособности страны. Роль оборонного бюджета определяется результатом использования его в той или иной сфере деятельности по обеспечению военной безопасности страны.

Возможность воздействовать на состояние обороноспособности и военной безопасности страны с помощью оборонного бюджета основывается на том, что в условиях товарно-денежных отношений привлечение материальных и трудовых ресурсов в сферу обеспечения национальной безопасности находится в зависимости от имеющихся фондов военно-бюджетных ресурсов.

Воздействие оборонного бюджета на состояние и функционирование слагаемых военной безопасности страны осуществляется следующим образом [18].

Во-первых, путем правильного определения потребности Вооруженных сил РФ в ассигнованиях на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), закупку и содержание вооружения, военной техники и военного имущества, на капитальное строительство в интересах обороны страны. В процессе определения потребности в военно-бюджетных ресурсах важно устанавливать оптимальное соотношение расходов на текущее содержание и расходов долгосрочного характера.

Во-вторых, из оборонного бюджета возмещаются затраты поставщикам конечной военной продукции. Полное и своевременное возмещение этих затрат способствует повышению эффективности военного производства и ускоренному техническому переоснащению секторов оборонно-промышленного комплекса, в результате чего становится возможным освоение производства современных средств вооруженной борьбы, широкое использование научно-технических достижений. Определенное воздействие на поставщиков конечной военной продукции оказывается также через применение финансово-экономических льгот и санкций (проявление стимулирующей функции оборонного бюджета).

В-третьих, оборонный бюджет используется для развития производственной сферы экономики военной организации страны. Количественные и качественные параметры промышленного, ремонтного и строительного производства в рамках военной организации страны оказывают заметное влияние на состояние и функционирование военно-экономических и собственно военных слагаемых военной безопасности страны.

В-четвертых, воздействие на слагаемые обороноспособности страны оказывается путем контроля за законностью и целевым использованием выделяемых военно-бюджетных ресурсов.

Помимо этого, с помощью оборонного бюджета может оказываться воздействие не только на материально-вещественные слагаемые военной безопасности страны, но и на человеческий фактор, на военно-социальную составляющую и в целом на военно-социальную политику. Реализация военно-социальной политики в Вооруженных силах РФ выражается в системе мер по социальной защите военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов военной службы и членов их семей [13]. Социальная защита военнослужащих, в частности, предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и

компенсаций, охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. В системе мер по социальной защите военнослужащих наряду с гарантированием прав и свобод одно из важнейших мест занимает обеспечение материальных и духовных потребностей военнослужащих. Степень удовлетворения материальных и духовных потребностей военнослужащих существенно сказывается на уровне жизни и отношении к служебной деятельности. Поэтому среди основных направлений влияния оборонного бюджета на функционирование военно-социальных слагаемых обороноспособности страны особое место принадлежит расходам на выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий ветеранам военной службы [6].

Другим не менее важным направлением влияния оборонного бюджета на реализацию военно-социальной политики в Вооруженных силах РФ выступают расходы на продовольствие, вещевое, транспортное, медицинское и страховое обеспечение военнослужащих. В современных условиях проводимой военной реформы и сокращения численности вооруженных сил для реализации военно-социальной политики и функционирования военно-социальных слагаемых военной безопасности страны исключительное значение приобретают расходы на расчеты с увольняемыми военнослужащими и на пенсии ветеранам военной службы.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что в составе военного бюджета выделяют оборонный бюджет, объем и структура которого диктуется внешними угрозами государства. Сущность оборонного бюджета раскрывается в его функциях: распределительной, контрольной и стимулирующей, которые выражают способ действия этой категории в рамках военно-бюджетных отношений и характеризуют оборонный бюджет на всем протяжении его существования.

Через объем бюджетных ресурсов, направляемых на нужды обороны, а также через условия формирования и использования фондов денежных средств осуществляется воздействие на состояние слагаемых военной безопасности страны. Однако возможности использования оборонного бюджета как стоимостного инструмента реализации военно-экономической, военно-научной, военно-технической, военно-социальной и собственно военной

политики ограничены во многом размером выделенных бюджетных средств.

Нейтрализация угроз, а также обеспечение целостности и государственного суверенитета является важной задачей в Российской Федерации. Однако реалии таковы, что на сегодняшний день уровень оборонной безопасности России не в полной мере соответствует сложившейся системе угроз.

Исходя из этого, можно выделить основные задачи финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил РФ:

1) полное (в пределах установленных норм) и своевременное обеспечение денежными средствами мероприятий боевой и мобилизационной подготовки, хозяйственных и культурно-бытовых нужд, содержания и эксплуатации вооружения, военной техники и иных нефинансовых активов;

2) правильное определение потребности в бюджетных ассигнованиях и осуществление контроля за законностью и хозяйственной целесообразностью использования их строго по целевому назначению;

3) обеспечение сохранности денежных средств и нефинансовых активов, своевременное принятие мер к возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством;

4) соблюдение требований налогового законодательства, своевременное удержание (начисление) установленных налогов и сборов, осуществление расчетов с бюджетами различных уровней;

5) своевременное удовлетворение денежным довольствием (заработной платой) военнослужащих (лиц гражданского персонала) и иными выплатами, установленными законодательством;

6) строгое соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины;

7) законное, целевое, экономное, эффективное и результативное использование денежных средств и нефинансовых активов, правильное документальное оформление хозяйственных операций;

8) правильная организация и ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, обеспечение достоверности учета;

9) качественное и своевременное составление и представление установленной бюджетной, на-

логовой, статистической (финансовой) и иной финансовой отчетности.

Вместе с тем необходимо отметить, что реальная эффективность финансово-экономического обеспечения может быть оценена только по конечным параметрам обороноспособности:

• уровню боеготовности и боеспособности войск и сил флота;

• уровню морально-психологического состояния личного состава, его организованности и дисциплины;

• уровню решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей;

• уровню эффективности использования выделяемых в войска ресурсов [19].

На современном этапе развития Вооруженных сил РФ совершенствование их финансово-экономического обеспечения находится в тесной взаимосвязи с общегосударственной политикой, и в первую очередь в бюджетной сфере. Сегодня возникает потребность в проведении дальнейших исследований состояния и проблем развития финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России, особенностей его планирования в современных условиях и разработке научно обоснованных принципов военно-бюджетной политики на основе программно-целевого метода.

Одной из общих узловых проблем является координация деятельности органов государственной власти по разработке и реализации плановых документов в области финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил РФ. Логичным представляется создание упорядоченной системы целей, стратегий, мер, способов действий, направленных на обеспечение оборонной безопасности Российской Федерации и отражаемых в последовательной разработке и согласованной реализации системы взаимоувязанных планов и программ по их финансово-экономическому обеспечению.

Список литературы

1. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000.

2. Золотарев В. А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). М.: Канон-Пресс, 1998.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

4. Корсунь В. П., Токарев Д. А. К вопросу о показателях оценки оборонной безопасности России // Военная мысль. 2003. № 4.

5. Кузык Б.Н. Экономика военной сферы: учебник. М.: МГФ «Знание», 2006.

6. Кушнир А. М. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности // Армия и общество. 2008. № 1.

7. Макаренко Д. И., Хрусталёв Е. Ю. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. М.: Наука, 2008.

8. О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146.

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

10. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-Ф3.

11. Пожаров А. И. Военная экономика России: история и теория. М.: ВФЭУ, 2005.

12. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2008.

13. Фатеев К. В. Правовое содержание военной безопасности государства и ее обеспечения в XXI веке. URL: http://www. voennoepravo. ru/ node/3348.

14. Хрусталёв Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.

15. Хрусталёв Е.Ю. Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9.

16. Хрусталёв Е.Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.

17. Хрусталёв Е.Ю. Финансово-экономические и научно-производственные проблемы военной безопасности государства // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2.

18. Цымбал В. И., Хрусталёв Е. Ю. Экономические аспекты военной безопасности современной России // Экономическая наука современной России. 1999. № 4.

19. Экономика военного строительства: новая парадигма / под ред. д. э. н. , проф. Г. А. Лавринова, д. э. н. , проф. С. Ф. Викулова. Ярославль: ООО ИПК «Литера», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.