Научная статья на тему 'Сущность и функции сбытовой инфраструктуры АПК'

Сущность и функции сбытовой инфраструктуры АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
864
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА АПК / СБЫТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башелутсков П. П.

В статье приведен анализе инфраструктуры АПК и сбытовой инфраструктуры в частности, которая составляет совокупность специализированных видов деятельности, функции которых заключаются в предоставлении субъектам АПК услуг по реализации сельскохозяйственной продукции, маркетинговой деятельности, информационному и консультационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и функции сбытовой инфраструктуры АПК»

Коды классификатора JEL: Q 13

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК

БАШЕЛУТСКОВ П.П.

Башелутсков П.П. волгоградский государственный университет, аспирант кафедры Экономической теории и экономической политики, htes@volsu.ru

В статье приведен анализе инфраструктуры АПК и сбытовой инфраструктуры в частности, которая составляет совокупность специализированных видов деятельности, функции которых заключаются в предоставлении субъектам АПК услуг по реализации сельскохозяйственной продукции, маркетинговой деятельности, информационному и консультационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ключевые слова: инфраструктура АПК; сбытовая инфраструктура; торговое посредничество; системный подход

Первичной формой сбытовой инфраструктуры являлось торговое посредничество, которое возникло в результате обособления торговли как специфической функции отдельных товаропроизводителей. Данный процесс был связан с углублением общественного разделения труда. Торговые посредники содействовали установлению опосредованных отношений (деловых связей) между товаропроизводителями и покупателями, с целью ускорения движения товаров в сфере обращения. Товаропроизводителям часто было выгодно обращение к торговым посредникам, поскольку в этом случае они минимизировали затраты на проведение операций по продаже произведенной продукции.

Торговое посредничество укоренялось по мере развития товарного способа производства и приобретало соответствующие формы организации [5]. В современных условиях торговые посредники имеют возможность осуществлять сделки по купле-продаже товаров с более низкими трансакционными издержками, по сравнению с возможным уровнем затрат в случае самостоятельной организации системы сбыта.

Организационные процессы в рамках сбытовой инфраструктуры содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие субъектов АПК (сельскохозяйственных предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств, посреднических структур, предприятий оптовой и розничной торговли) должно быть сбалансировано и предполагает необходимость координации их действий.

Сбытовая инфраструктура создает условия и предпосылки для реализации интересов и целей всех субъектов АПК. У производителей сельскохозяйственной продукции существует возможность выбора наиболее подходящего канала распределения, позволяющего минимизировать трансакционные издержки. Перерабатывающие предприятия приобретают сырье для производства готовой продукции, а у потребителей есть своя система жизненно важных интересов - возможность приобретать качественную продукцию в необходимом количестве и по доступным ценам.

Характерными признаками сбытовой инфраструктуры АПК являются комплексность и формализация. Сбытовая инфраструктура АПК является системой, которая действует рационально, имеет установленную цель, связанную с организацией эффективного механизма реализации сельскохозяйственной продукции. Элементный состав сбытовой инфраструктуры должен быть сформирован таким образом, чтобы создать структуру (систему сбыта и распределения сельскохозяйственной продукции), позволяющую достигать интегральной цели с минимальными издержками.

При анализе инфраструктуры АПК и сбытовой инфраструктуры, в частности, современными исследователями используются различные подходы [3]. Часть из них концентрирует свое внимание на рассмотрении элементного состава инфраструктуры, другие связаны с изучением сущности, функций, свойств, а также особенностей функционирования и развития сбытовой инфраструктуры АПК. Считаем возможным, классифицировать подходы к изучению сбытовой инфраструктуры АПК, с учетом разделения их на системный, исторический, комплексный и структурно-функциональный подходы.

Исследование сбытовой инфраструктуры с позиций системного подхода дает возможность охарактеризовать такие свойства сбытовой инфраструктуры АПК, как целостность, организованность, системность, описать особенности взаимосвязи между ее элементами и взаимоотношения с другими подсистемами инфраструктуры АПК - информационной, социальной, производственной. Применение системного подхода к рассмотрению сбытовой инфраструктуры АПК позволяет значительно расширить представления о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы. Сбытовая инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающая свойствами целостности и устойчивости. Сбытовую инфраструктуру АПК можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент (оптовые продовольственные рынки, предприятия оптовой и розничной торговли, товарные биржи, торговые дома) занимает строго определенное место и выполняет исключительно ему присущие функции. Сбытовая инфраструктура будучи целостным, системным образованием, обладает свойством устойчивости, т.е. всегда стремится восстановить нарушенное равновесие,

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

компенсируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения. Так, в условиях перехода к рыночной экономике в начале 1990-х годов для многих крупных перерабатывающих предприятий, с одной стороны, возникла проблема сырьевой обеспеченности, с другой, появились трудности при сбыте готовой продукции. В этих условиях предприятия, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции были вынуждены диверсифицировать каналы закупок, прибегая к услугам частных посредников, закупая сырье у фермеров и частных крестьянских подворий.

Совершенствуя каналы сбыта, перерабатывающие предприятия, изменяли и расширяли ассортимент выпускаемой продукции. В результате этого увеличилось число случайных покупателей, появились нетрадиционные каналы сбыта, такие, как продажа продукции посредникам, реализация ее через оптовые продовольственные рынки, сезонные продовольственные ярмарки. Продуктовая цепочка на стадиях после переработки сократилась. Из нее исчезло традиционное оптово-посредническое звено (сбытовая база), в то же время резко возросло значение прочих поставок на потребительский рынок. Многие сельскохозяйственные предприятия стали самостоятельно вывозить продукцию для ее реализации за пределами своего региона.

Состав сбытовой инфраструктуры представляет собой совокупность элементов, образующих целостную систему распределения сельскохозяйственной продукции. Современная сбытовая инфраструктура АПК состоит из ряда элементов: предприятия оптовой и розничной торговли, оптовые продовольственные рынки (ОПР), продовольственные биржи и аукционы, торговые дома, сезонные продовольственные ярмарки.

Использование структурно-функционального подхода обеспечивает возможность рассмотрения композиции сбытовой инфраструктуры АПК, соединение отдельных составляющих в единое целое. Таким образом, можно установить ее роль, место и назначение отдельных элементов в инфраструктуре, механизм их взаимоотношения между собой, характер, формы и степень влияния на другие элементы. Очевидно, что конкретный состав элементов и субъектов АПК предопределяет возможные варианты формирования сбытовой инфраструктуры комплекса.

В свою очередь, определенной сбытовой инфраструктуре соответствуют конкретные варианты ее компонентного состава. Однако, соответствие между элементами, входящими в состав сбытовой инфраструктуры и самой инфраструктурой не является полным, отсутствует жесткая закрепленность сбытовой инфраструктуры за определенным элементным составом.

Так по своей сущности современная сбытовая инфраструктура АПК отличается от аналогичной модели инфраструктуры в период централизованно - плановой экономики, хотя и в той и в другой модели содержатся повторяющиеся, аналогичные элементы - предприятия оптовой и розничной торговли, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия. При одном и том же составе сбытовой инфраструктуры могут быть разные, иногда значительно различающиеся модели ее организации.

Применение структурно-функционального подхода позволяет:

- изучить проявление целенаправленности функционирования сбытовой инфраструктуры и определить ее функции;

- установить то место, которое занимает сбытовая инфраструктура АПК в интегральной инфраструктуре комплекса;

- выявить взаимодействие сбытовой инфраструктуры с другими инфраструктурными элементами АПК и оценить зависимость между отдельными элементами в рамках сбытовой инфраструктуры.

Исторический подход определяет, интегрирует прошлое и современное состояние сбытовой инфраструктуры, позволяет установить закономерности перехода от прежней модели сбытовой инфраструктуры к ее современному состоянию.

Ряд исследователей [2], при анализе сущности сбытовой инфраструктуры АПК, связывают ее с понятием торговой услуги, что, на наш взгляд, не совсем правомерно, поскольку помимо услуг по реализации сельскохозяйственной продукции, сбытовая инфраструктура так же обеспечивает выполнение маркетинговой, информационной функции, обеспечивает функционирование системы консультационных услуг.

Включение в состав инфраструктуры видов деятельности, результаты, функционирования которых выступают в специфической форме услуг, как отмечает В. Федько, вытекает из необоснованного отождествления сферы услуг и инфраструктуры, когда особенности первой экстраполируются на вторую [8]. Подчеркивая неправомерность такого подхода, Е. Румянцева пишет: «нередко в качестве общего признака выделения сферы услуг берется специфика производимых потребительских стоимостей, принимающих форму результата, неотделимого от процесса труда» [4]. Однако этот процесс характеризует не все отрасли, которые обычно принято включать в сферу услуг, в частности, он не может быть отнесен к науке, кредитнофинансовой системе, торговле. Здесь, речь идет о комплексе отраслей, выделяющихся в результате развития общественного разделения труда и связанных с продолжением производственных процессов в сфере обращения и распределения. В качестве существенных признаков и критериев сбытовой инфраструктуры значительная часть исследователей [6] выделяет следующие:

- производственная деятельность инфраструктуры не создает новой натурально-вещественной формы продукта, а лишь увеличивает стоимость уже созданной;

- продукция сбытовой инфраструктуры, выступающая в форме процессов перемещения, транспортировки, хранения сельскохозяйственной продукции, а также сбора и анализа информации о ситуации на продовольственном рынке, подлежит потреблению в момент предоставления этих услуг;

- процесс оказания услуг в ходе функционирования сбытовой инфраструктуры неотделим от потребления полезного эффекта.

Названные особенности услуги позволяют разграничивать такие понятия, как выполнение услуг и обслуживание. Хотя довольно часто их общее функциональное назначение приводит к неоправданному отождествлению этих понятий. В этой связи мы разделяем точку зрения Л. Ибрагимова [1], что объединение отраслей инфраструктуры только по признаку выполнения услуг является недостаточно обоснованным, и влечет за собой необходимость разграничения понятий сфера обслуживания, сфера услуг и инфраструктура.

Сбытовая инфраструктура АПК представляет собой часть общей инфраструктуры АПК, выделенной по функциональному признаку и обеспечивающей возможность эффективной организации распределения сельскохозяйственной продукции. Она охватывает все этапы процесса распределения: транспортировку, складирование, хранение, реализацию, сбор информации о ситуации на рынке.

Для организации системы сбыта важным фактором является предварительная оценка емкости рынка. Чем она обширнее, тем больше у сельскохозяйственных предприятий шансов найти потребителей и реализовать свою продукцию. Также значимым фактором является степень отдаленности сельскохозяйственного предприятия от рынка сбыта. При близком расположении затраты на транспортировку единицы продукции до потребителя будут ниже, чем себестоимость ее производства, кроме того, на рынок возможно поставлять скоропортящуюся продукцию. Если же рынки сбыта, расположены на средней удаленности, то поставка на рынок скоропортящейся продукции оказывается затруднительной, требуется ее первичная переработка, что приведет к росту себестоимости производства и в конечном итоге приведет к росту цены.

Изучение рынка является одной из главных предпосылок успешной реализации продукции АПК. У сельскохозяйственных товаропроизводителей всегда присутствует четкая специализация, ориентация на определенный сегмент рынка, например, рынок зерна, мясной, молочной продукции и др. Процесс производства носит сезонный характер, с ярко выраженными периодами роста и спада производства. Поэтому процесс исследования рынка, определение его емкости, поиск новых рынков сбыта позволяют организовать эффективную систему реализации сельскохозяйственной продукции.

Расходы на транспортировку сельскохозяйственной продукции также существенно влияют на рост цен на рынке. Производить продукцию, требующую больших транспортных затрат, могут далеко не все сельхозпредприятия. Даже экономически устойчивым хозяйствам в случае их расположения далеко от рынка сбыта придется работать в убыток. Поэтому организация рациональной системы сбытовой инфраструктуры является одним из приоритетных направлений развития АПК в современных условиях.

Особенность распределения сельскохозяйственной продукции заключается в том, что сами сельскохозяйственные товаропроизводители имеют ограниченные возможности влияния на формирование каналов распределения. Это связано с сырьевым характером самой продукции, необходимостью ее переработки, ограниченным сроком хранения. Объективную необходимость интеграции сельскохозяйственных производителей между собой и со своими рыночными партнерами определяет удаленность товаропроизводителей от конечного потребителя, высокие трансакционные издержки.

На долю трансакционных издержек приходится около 25 процентов от общих затрат предприятия. Рациональная организация сбытовой инфраструктуры АПК позволит оптимизировать трансакционные издержки и эффективно управлять ими, что, безусловно, важно для снижения себестоимости продукции, роста рентабельности и прибыли. Оптимизация предполагает не только снижение размера трансакционных издержек, можно говорить и об их росте, но в том случае, если он связан с использованием различных новшеств в технологиях, маркетинге, управлении производством, с обеспечением качества товаров и услуг. Механизм управления трансакционными издержками в АПК должен обеспечивать выявление, анализ, планирование, а также воздействие на величину таких затрат по трансакциям.

Планирование размера трансакционных издержек с использованием экономико-математического моделирования и прогнозирования может способствовать существенному их сокращению. Использование маркетинговых технологий позволит решить проблему оптимизации трансакционных издержек. Как отмечает, например, В.Стукач [7] путем формирования рациональных «продуктовых цепочек», за счет снижения расходов на обладание информацией, использования системы электронной торговли существует возможность значительно повысить эффективность сбытовой инфраструктуры АПК.

Определяя сущность, состав и основные функции сбытовой инфраструктуры АПК, в соответствии с общей методикой анализа рыночной инфраструктуры, можно выделить три блока функций: распределительный, коммуникационный и регулирующий.

Таблица 1

Функции сбытовой инфраструктуры АПК

Распределительные 1. Продвижение - предполагает организацию системы сбыта, движение продукции от производителя к потребителю; 2. Операционные функции - транспортировка, доставка, хранение сельскохозяйственной продукции;

Коммуникационные 1. Информационная деятельность - сбор, анализ и распространение информации о параметрах рынка сельскохозяйственной продукции; 2. Посредническая - установление контактов, проведение переговоров, поиск поставщиков, рынков для реализации и т.п.; 3. Сервисная - оказание консультационных услуг

Регулирующие 1.Установление контактов с покупателями сельскохозяйственной продукции; 2. Принятие рисков, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Распределительный блок непосредственно включает в свой состав функции, связанные с распределением, реализацией продукции, выбором каналов и механизмов реализации. Коммуникационный блок функций связан со сбором, анализом и распространение субъектам АПК своевременной и достоверной информации о текущей ситуации на рынке. Регулирующий блок функций направлен на регламентацию процессов товародвижения, поддержание сбалансированности спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию. Реализация регулирующих функций также предполагает формирование и поддержание взаимосвязей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и потребителями сельскохозяйственной продукции, создание эффективной системы реализации произведенной продукции.

Таким образом, сбытовая инфраструктура АПК составляет совокупность специализированных видов деятельности, функции которых заключаются в предоставлении субъектам АПК услуг по реализации сельскохозяйственной продукции, маркетинговой деятельности, информационному и консультационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. / Л.А. Ибрагимов.М.: «Изд-во ПРИОР», 2001. С. 37.

2. Каменева Н.Г. Организация биржевой торговли: учебник для вузов. М.: Биржи и банки, ЮНИТИ. 1998.

3. МорозовА.В. Проблемы трансформационных изменений в инфраструктурной сфере региона. // Экономика и управление. 2007. № 3. С. 156-159; Ибрагимов Л.А., Инфраструктура товарного рынка. / Л.А. Ибрагимов. М.: «Изд-во ПРИОР», 2001; Колодин В.С. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999; Стороженко О., Безменова Н. Функции, структура и инфраструктура рынка //Бизнес Информ. Харьков, 1999. N 7-8 (апр.). С.54-57.

4. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. / Е.Е. Румянцева. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 580.

5. Русакова Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики. / Е.Г. Русскова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. С. 106-112.

6. Стороженко О., Безменова Н. Функции, структура и инфраструктура рынка //Бизнес Информ. Харьков, 1999. N 7-8 (апр.). С. 54-57; Шумаев В. В., Сокольчик Н. Развитие инфраструктуры - важнейший фактор становления товарных рынков России // Вопросы экономики. 1999. N 7. С. 49-53; Терентьев В.Г. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. // Труды семинара ВНИИ системных исследований. М., 1979. С. 47; Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

7. Стукач В. Управление трансакционными издержками в АПК // АПК: экономика, управление. 2006. № 3. С. 18-20.

8. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 21.

Коды классификатора JEL: C15, M000

РЕФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР

РУДАКОВА О.С.

Рудакова О.С. всероссийский заочный финансово-экономический институт, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Банковских технологий,

OlRud@yandex.ru

Статья посвящена анализу методологических особенностей реформирования современных бизнес-структур с использованием реинжиниринга бизнес-процессов и имитационного моделирования.

Ключевые слова: реинжиниринг; бизнес-процесс; информационные технологии; имитационное моделирование; модель; стратегия внедрения

Радикальные изменения в экономике не могут осуществляться без использования новых инструментов и методов, повышающих эффективность деятельности организаций. Чтобы стать лидером, необходимо использовать стратегию опережающего, а не догоняющего инновационного развития, технологии нового поколения. В полной мере это относится и к организационным технологиям.

Обращение к теме реинжиниринга, под которым понимается кардинальное изменение традиционной функционально-ориентированной структуры управления и производства компании, основанное на выделении взаимодействующих бизнес-процессов, обусловлено необходимостью внедрять принципиально новую модель бизнеса.

Такая системная трансформация - явление достаточно новое для российских организаций, однако она позволит снять многие типичные проблемы функционально-ориентированных структур управления: не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.