Научная статья на тему 'Сущность и атрибуты инновационной политики'

Сущность и атрибуты инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3167
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / ECONOMIC POLICY / INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Михаил Алексеевич, Махотаева Марина Юрьевна

Рассмотрена сущность инновационной политики в качестве составной части социально-экономической политики, а также вопросы повышения её эффективности и широкого использования результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND ATTRIBUTES OF INNOVATION POLICY

The nature of innovation policy as a component of social and economic policies, as well as matters of the increase in its efficiency and extensive use of the results in order to accelerate the social and economic development of the country and best meet its social needs considered in the article.

Текст научной работы на тему «Сущность и атрибуты инновационной политики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.2

М. А. Николаев, М. Ю. Махотаева СУЩНОСТЬ И АТРИБУТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Рассмотрена сущность инновационной политики в качестве составной части социально-экономической политики, а также вопросы повышения её эффективности и широкого использования результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Ключевые слова: государственная политика, экономическая политика, инновационная политика.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. сформулирована объективная необходимость перехода на инновационный тип развития. В этих условиях повышается актуальность научного обеспечения инновационной политики, проводимой на различных уровнях. Методология формирования инновационной политики включает определение таких её важнейших элементов, как цели, задачи, основные направления и механизм реализации.

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. [11] рассматривает инновационную политику как важную составную часть государственной социально-экономической политики, определяющую цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

В ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [14] государственная научно-техническая политика

определяется как составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научнотехнической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Таким образом, в данных документах инновационная политика, а также научнотехническая политика рассматриваются как составные части социально-экономической политики государства. В литературе по государственному управлению категория государственная политика определяется как целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер [2].

Рассмотрим далее сущность категории «государственная экономическая политика», являющуюся важнейшей составной частью

государственной политики. В учебнике «Государственное регулирование экономики», выпущенном под редакцией А. Н. Петрова, под государственной экономической политикой понимается совокупность мер, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, обеспечивающих экономический рост и необходимый уровень благосостояния населения [3].

В самом общем виде под государственной экономической политикой понимают генеральную линию действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Складывается она из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости [9].

В рассмотренных определениях экономическая политика проявляется в реализации системы мер и в деятельности государственных органов в определённых сферах. В свою очередь, меры могут сводиться как к деятельности государства, так и к созданию условий для функционирования хозяйствующих субъектов. Не отрицая значимости деятельностного подхода к определению экономической политики, следует отметить его неполноту. В условиях рыночной экономики первостепенную важность приобретает создание государством рамочных условий для деятельности хозяйствующих субъектов. Этот аспект экономической политики подчёркивается П. Вельфенсом в работе «Основы экономической политики»: «Экономическая политика представляет собой совокупность государственных институтов, установленных правил и всех мероприятий, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на экономику, основанную на разделении труда. Институты и правила призваны ограничивать поведение экономических субъектов и обеспечивать стабильность экономики, т. е. создавать условия для эффективного взаимодействия множества экономических субъектов на основе специализации и конкуренции» [1].

Существует ряд теоретических подходов к изучению государственной политики, позволяющих с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики. Все они задают определённую систему координат, которая необходима в качестве основы для любого научного исследования деятельности органов государственной власти по выработке политической линии в данной общественной сфере. Основные из этих подходов представлены следующими школами [2]:

1. Институционализм рассматривает государственную политику как результат деятельности государственных институтов, использующих определённые административные процедуры.

2. Концепция политического процесса представляет государственную политику как результат политической деятельности, имеющей фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановку целей, формирование политики, легитимацию, выполнение, оценку и мониторинг) в процессе решения общественных проблем.

3. Теория групп оценивает государственную политику как результат групповой борьбы, конфликта между различными группами в обществе и правительстве и поиска консенсуса по конкретным вопросам политики.

4. Теория элит рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.

5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных технологий управления.

6. Теория инкрементализма (постепенности) — определяет государственную политику как последовательную и поэтапную деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел.

7. Теория игр - рассматривает государственную политику как рациональный выбор в конкурентной борьбе двух наиболее влиятельных сторон в обществе или правительстве.

8. Теория открытых систем — определяет государственную политику как результат ответа политической системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства в целом, призванного в современных условиях осуществлять социально-экономическую политику.

Таким образом, государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники [7].

Подобные определения инновационной политики дают и другие авторы. «Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей» [8].

«Государственная инновационная политика — одно из направлений государственной социально-экономической политики, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития» [13].

Инновационная политика, являясь составной частью социально-экономической политики, включает в себя научную и технологическую политику. «Государственная инновационная политика включает в себя научную и технологическую политику. Реализация сбалансированного комплекса мер в рамках этих «трёх политик», определение главного вопроса государственного регулирования инновационного развития в зависимости от стоящих перед страной социальноэкономических задач являются ключевыми условиями его эффективности» [5].

Она включает три этапа:

— разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности — осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

— определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

— осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.

Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического развития страны.

«Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями» [8].

Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства — это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационной политики, методов её формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам.

Научно-техническое лидерство — это доказательство правильности выбранного

стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

Формы инновационной политики можно разделить на следующие:

1. Прямые: государственное инвестирование в виде финансирования, кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное предпринимательство. Особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области научных исследований, а также кооперацию университетов с промышленностью.

2. Косвенные: в основном, направлены, с одной стороны — на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития.

Косвенные формы инновационной политики основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности субъектов в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным

инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить её структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

Среди основных факторов, влияющих на темпы и содержание государственной инновационной политики, в первую очередь следует выделить [10]:

— рыночный спрос на нововведения;

— наличие инновационного потенциала;

— наличие эффективных механизмов коммерциализации идей, разработок и результатов интеллектуальной деятельности;

— спецификацию прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности;

— налоговую политику государства;

— инновационную инфраструктуру;

— наличие разнообразных финансовых инструментов для финансирования высокорисковых инновационных проектов на всех стадиях развития инновационной компании;

— наличие высококвалифицированных специалистов;

— стимулирование предпринимательской деятельности [6].

Рассмотрим далее основные атрибуты государственной инновационной политики.

В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. определены следующие основные элементы инновационной политики: цели, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

В ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в число атрибутов данного вида политики входят: цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития

инновационной системы на период до 2010 г. инновационной системы.

[12] представлены следующие элементы Таким образом, в нормативных доку-

инновационной политики: цели, задачи, ме- ментах инновационная политика включает ханизмы и основные меры реализации го- следующие атрибуты: цели, задачи, основные сударственной политики в области развития направления, механизмы реализации (рис. 1).

Структура инновационной политики

Цели Задачи Основные Механизмы

направления реализации

Рис. 1. Структура инновационной политики

Целевой блок в том или ином виде низационных условий для инновационной представлен во всех анализируемых доку- деятельности, а с другой — с развитием и ментах (табл. 1). Анализ показывает, что эффективным использованием имеющего-цели государственной инновационной по- ся инновационного потенциала, увеличе-литики, с одной стороны, связаны с форми- нием его вклада в развитие экономики го-рованием экономических, правовых и орга- сударства.

Таблица 1

Цели и задачи государственной инновационной политики

№ п/п Название документа Цели и задачи

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года Формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путём объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

2. Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 годы Повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство

3. ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

Проект ФЗ «Об

инновационной

деятельности и

государственной

инновационной

политике»

Создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития.

Рассмотрим далее основные направ- элемент инновационной политики представления инновационной политики (табл. 2). лен в Концепции инновационной политики Наиболее системно, на наш взгляд, данный Российской Федерации на 1998-2000 гг.

Таблица 2

Основные направления инновационной политики

Документ Основные направления инновационной политики

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года — развитие инновационной системы; — создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; — формирование инфраструктуры инновационной системы; — создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы — разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности; — создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоёмкой продукции; — развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственнотехнологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров; — развитие малого инновационного предпринимательства путём формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; — совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ; — реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов; — использование технологий двойного назначения.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации.

Проект ФЗ «Об — формирования и реализации инновационных программ, проектов и обеспечивающих мероприятий; — координации инновационной деятельности в рамках

инновационной государственной инновационной политики;

деятельности и — создания и развития инфраструктуры инновационной

государственной деятельности;

инновационной — государственной поддержки инновационной деятельности;

политике» — финансирования мер по реализации государственной

инновационной политики.

На основе обобщения положений рассмотренных документов можно сформулировать следующие важнейшие направления инновационной политики:

— разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;

— создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

— развитие малого инновационного предпринимательства;

— создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;

— формирование и реализация инновационных программ и проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и её регионов.

Рассмотрим далее следующий элемент инновационной политики - механизмы её реализации (табл. 3). Следует отметить, что механизм реализации является наименее проработанным элементом инновационной политики. В большинстве рассмотренных документов механизм по существу повторяет основные направления инновационной политики.

Таким образом, мы рассмотрели следующие атрибуты инновационной политики: цели, задачи, основные направления, механизмы реализации. Кроме этого к основным элементам политики относятся субъекты и принципы. Анализ показывает, что в представленных документах в качестве основного субъекта инновационной политики выступает государство. Так, в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. сформулировано, что государственная инновационная по-

литика заключается в определении органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Таким образом, в качестве субъекта политики здесь выступает государство. Аналогичный подход применяется и в других документах.

Принципы инновационной (научнотехнической) политики наиболее полно представлены в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В этом документе выделяются две группы принципов: принципы осуществления политики и принципы государственной поддержки инновационной деятельности.

К первой группе относятся следующие принципы:

— признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

— гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

— гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

— интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреж-

Таблица 3

Механизм реализации инновационной политики

Документ Мероприятия

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года — формирования и реализации инновационных программ, проектов и обеспечивающих мероприятий; — переход к программно-целевому принципу государственной поддержки инновационной деятельности; — развитие внутреннего рынка инновационной продукции; — привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах; — формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности; — формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок.

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы — формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере; — государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоёмкое, высокотехнологичное производство; — совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности; — внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоёмкой продукции и реализации её на внешнем рынке; — обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства; — развитие лизинга наукоёмкого уникального оборудования; — участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» — предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; — предоставление образовательных услуг; — предоставление информационной поддержки; — предоставление консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации; — формирование спроса на инновационную продукцию; — финансовое обеспечение (в т. ч. субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); реализация целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации; — поддержка экспорта; — обеспечение инфраструктуры.

Проект ФЗ «Об

инновационной

деятельности и

государственной

инновационной

политике»

— финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;

— финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

— финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

— инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

— размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

— предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

— тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологичной продукции российских производителей по отношению к аналогичной, субсидируемой соответствующими государствами, продукции иностранных производителей;

— предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам.

дений высшего профессионального образования, кафедр на базе научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти;

— поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

— концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

— программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

— доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в т. ч. для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

— публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной де-

ятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

— защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

— приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

— обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

— целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

— стимулирование научной, научнотехнической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

— развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

— развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Таким образом, мы рассмотрели сущность инновационной политики. Данный вид политики является важнейшей составной частью социально-экономической политики и заключается в определении целей и задач, направленных на активизацию ин-

новационной деятельности, повышение её эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Литература

1. Вельфенс П. Основы экономической политики. СПб. : ДБ, 2002. 495 с.

2. Государственное управление: основы теории и организации : учебник / под ред. Козбаненко. М. : «Статут», 2000. 912 с.

3. Государственное регулирование экономики / под ред. проф. А. Н. Петрова. Ч. 1 : учебное пособие. СПб. : Знание, 1999. 115 с.

4. Государственное управление: основы теории и организации : учебник / под ред. Козбаненко. М. : «Статут», 2000. 912 с.

5. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М. : ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. 168 с.

6. Котов А. И. Государственное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода. СПб., 2010. 19 с. иКЬ: http://www.engec.ru/sites/default/files/avtoref/av-toreferat_kotov_red_dop.pdf

7. Кузык Б. Н. Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование : учебник. М. : Экономика, 2011. 604 с.

8. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2004. 127 с.

9. Николаев М. А., Махотаева М. Ю. Региональная экономика и управление : учебное пособие. Псков : Изд-во ППИ, 2007. 370 с.

10. Никонова Я. И. Содержание, сущность и базовые принципы формирования инновационной политики развития экономических систем // Фундаментальные исследования № 8, 2011. иКЬ: http://www. rae.ru/fs/pdf/2011/8-3/47.pdf

11. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы” Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.

12. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». (утв. письмом правительства РФ от 05.08.2005 п 2473п-п7).

13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).

14. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года, в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 254-ФЗ).

M. A. Nikolaev, M. Y. Makhonaeva THE NATURE AND ATTRIBUTES OF INNOVATION POLICY

The nature of innovation policy as a component of social and economic policies, as well as matters of the increase in its efficiency and extensive use of the results in order to accelerate the social and economic development of the country and best meet its social needs considered in the article.

Key words: state policy, economic policy, innovation policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.