Научная статья на тему 'Сущность экологического сознания'

Сущность экологического сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4022
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аутлева Асиет Нурбиевна

В статье прослеживается главная функция экологического сознания как регуляция поведения человека с природой, обществом, что требует новой экологической идеологии и переориентации человеческого мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность экологического сознания»

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

© 2005 А.Н. Аутлева УДК 316.334.5 ББК 60.522 А 93

Сущность экологического сознания

Аннотация:

В статье прослеживается главная функция экологического сознания как регуляция поведения человека с природой, обществом, что требует новой экологической идеологии и переориентации человеческого мировоззрения.

Ключевые слова:

Сознание, экологическое сознание, массовое сознание

Отношение человека к природе, способы хозяйствования, прогнозирование последствия своей деятельности являются показателями состояния общества и в целом уровня цивилизационного развития.

Деятельность человека в историческом контексте включала этапы собирательства и охоты, перешедшие к земледелию и скотоводству, а затем и к развитию промышленности и научно - технической революции. Для биосферы - это возмущение.

Реакция любой системы на возмущение зависит от величины воздействия на неё. Биосфере, как любой другой системе присущи механизмы компенсации, подавляющие негативные последствия, но если внешние действия на природу превышают возможности её к самовосстановлению, то она начинает разрушаться и деградировать. «Однако при этом система до

определенного момента может сохранять способность к самовосстановлению, после чего развиваются

необратимые процессы, которые либо уничтожают, либо принципиально изменяют, при этом система переходит в качественно новое состояние» - так характеризует механизм антропогенного воздействия человека на биосферу В.И. Данилов-Данильян (7). Становится очевидной роль человека в изменении облика биосферы, о которой в своё время говорил В.И. Вернадский.

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагания и конструктивно-творческом преобразовании

действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая в свою очередь находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.

Необходимо отметить, что категория «экологическое сознание» в философии и в других рефлексивных науках обозначилась относительно недавно.

Термин « экологическое сознание» традиционно обозначается как совокупность представлений о взаимосвязях в системе человек - природа», о соответствующей стратегии и технологии взаимодействия в этой системе» (концепция коэволюции Н.Н. Моисеева) (12).

Экологическое сознание есть результат осознания того, что современные условия могут измениться на длительное время или исчезнуть навсегда. А чтобы этого не произошло, необходимо согласование целей человека и способа удовлетворения экологических потребностей, создание общих принципов экологической этики. В процессе этого согласования устанавливаются правила поведения человека на основе экологических и моральных критериев.

В.А. Скребец отмечает, что экологическое сознание как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику (1). Такая трактовка экологического сознания не только преодолевает попытки сведения его только лишь к знаниям, но и обосновывает предвосхищающие прогностическую его функцию. Механизм действия этой функции сознания, по мнению автора, базируется на теории П.К.Анохина об опережающем отражении действительности. Опора на данную теорию показывает, что экологическое сознание, благодаря тому, что рефлексивно способно не только регулировать настоящее, но и, заглядывая в будущее, прогнозировать будущие события, еще не достигнутые результатов деятельности по решению экологических проблем.

Рассматривая сущность экологического сознания, Г. С. Смирнов указывает, что экологизация сознания предполагает изменение направленности сознания, ориентацию её на более адекватное отражение состояния внешней среды и соответственных ценностных установок, в потребностях деятельности человека (3)

Э.В. Гирусов представляет экологическое сознание как совокупность взглядов, теорий, эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным природным возможностям.

Раскрывая содержание понятия «экологическое сознание», он определяет, что это «сознательное и неосознанное, организованное и стихийное изменение привычного стиля мышления, традиционных взглядов, идей, целей, норм, оценок, нравственных отношений, как на социально - психологическом, так и для общественного сознания, сознания как обыденного, так и научного» (4).

Определение места экологического сознания в структуре общественного сознания вызывает

неоднозначное решение у отечественных философов, экологов - А. Кочергин, Ю. Марков, Э. Гирусов,

А. Горелов, А. Дрегало, Н. Моисеев, Г. Платонов,

О. Яницкий и др. (табл. 1). Одни авторы полагают, что экологическое сознание как «адекватное отражение объективного мира» ничем не выделяется из общественного сознания: экологическое сознание,

выступая как целостное образование, пронизывает все уровни общественного сознания и, следовательно, не может претендовать на статус самостоятельной формы сознания (А.Н. Кочергин, Э.Р. Барбашина, Ю.М. Манин) (5, 10).

Таблица 1

Автор Определения

Д. Маркович Экологическое сознание охватывает наши представления, способы поведения, желания, ожидания, касающиеся окружающей среды

Н.Н. Моисеев (концепция коэволюции) Совокупность экологических представлений о взаимосвязи в системе человек - природа, о соответствующих стратегиях и технологиях взаимодействия в этой системе

В.В. Янч Совокупность чувственно-эмоциональных концептуально-теоретических представлений, отражающих субъектно-объектные отношения в системе «общество - природа и представляет собой оценку этих отношений с точки зрения возможных направлений воспроизводства и оптимизации

А. Кочергин, Ю. Марков, Н. Васильев Это отношения и связи между природой и обществом как подсистемами целостного объекта, реализующиеся в комплексе общественных отношений, связанных с выполнением деятельности по оптимизации системы «природа - общество»

И.А. Белозерова Экологическое сознание - экологическая деятельность, она выступает в качестве регулирующего, контролирующего, мотивирующего и программирующего фактора экологической деятельности

2-я пара экологическое сознание - экологические отношения - деятельность невозможна вне отношений: сознание создает условия, в которых деятельность становится возможной

3-я пара - экологического сознания - экологической культура, при этом она выступает не только как результат функционирования субъекта экологической деятельности, но и как набор программ ценностей, воздействующих на взаимоотношения общества и природы. Экологическое сознание становится проекцией будущего состояния экологической культуры.

Другие авторы исходят из признания, что экологическое сознание является особой формой общественного сознания. Так, Р.У. Биджиева (2) считает правомерным выделение экологического сознания в отдельную форму общественного сознания, что связывает уровнем теоретического знания». Специфику экологического сознания они видят в отражении проблем взаимодействия общества и природы, условий сохранения жизнедеятельности людей. Соответственно,

функциональная характеристика определяется

преимущественно теоретическое отражение

экосоциального бытия с целью выработки экологического знания (2). Экологическое сознание, по мнению Е.А. Когай, есть осознание человеком укоренелости своего бытия в мире, переживания своего события с окружающим миром - миром природы, культуры, социума (8). При этом тот же автор выделяет основные аксиомы экологического сознания в контексте коэволюционной парадигмы взаимодействия общества и природы:

- признание достоинства и внутренней самоценности как человека, так и природы;

- утверждение неразрывного единства человека и природного мира, понимание человеком себя как части мира, и мира как части себя.

В философской, естественно - научной литературе существуют попытки классифицировать экологическое сознание. В качестве существенного признака в тех или иных классификациях берутся разные основания: качество субъекта (носителя экологического сознания), структурные элементы, составляющие интегральную категорию «экологическое сознание», количество субъектов, обладающих экологическом сознанием.

Исходя из первого основания, различают -экологическое сознание повседневное (обывательское), которое регулирует поведение, отношение, оценку человека в повседневной жизни (не выбрасывать мусор в неположенное место, оценка экологических проблем, чистота города, дома, качество питьевой воды, продуктов питания и т.д.); профессиональное - экологическое сознание людей, которые по роду своей деятельности имеют возможность оказывать влияние на экологическую ситуацию окружающей среды.

По количеству субъектов, обладающих экологическим сознанием: индивидуальное и массовое.

Массовое экологическое сознание опирается на традиции, содержит советы, наставления, которые нередко, как крупицы народной мудрости, переходят из поколения в поколение вместе с пословицами и поговорками. Они становятся постоянной частью экологического сознания масс, и формирует соответствующие ценностные и волевые установки. Традиции как стабилизирующий механизм социоприродного взаимодействия, способствуют формированию экологической парадигмы общественного сознания, благодаря которой становится возможным организация соответствующей экологически

ориентированной творческой деятельности человека. Сложившиеся традиции подтверждают наличие этнокультурных норм общения человека и природы. В массовом сознании переплетены научные взгляды и обыденные представления, мифологизированные суждения и заблуждения, политизированные установки и примитивные ориентации, его неотъемлемой частью является парадоксальность, усиливающаяся в условиях общего кризиса социокультурной жизни. Как особая форма противоречий, порождающих взаимоисключающие установки и ориентации, парадоксы значительно снижают степень зрелости экологического сознания масс.

Осмысление природы в качестве системы с ограниченными адаптивными возможностями нацеливает человека на осуществление мер рационального природопользования и стимулирует формирование научных экологических взглядов и представлений. Регулятивная функция экологического сознания включает в свой арсенал механизмы регулирования человеческой деятельности: от нормативно-стимулирующих - нормы, запреты, традиции, обряды, обычаи - до ценностноориентационных - цели, ценности, идеалы. Соответственно двум основным специфическим направлениям регулятивной функции можно выделить две подфункции: нормативная и ценностно-ориентационная. Отсюда, главной функцией экологического сознания многие авторы считают регуляцию поведения. Стратегическая функция экологического сознания носит социальный характер, она сводится к оптимизации взаимоотношений в системе «человек природа -общество», что в свою очередь требует новой экологической идеологии и переориентации человеческого мировоззрения.

Примечания:

1. Белоозерова И.А. Идея коэволюции человека и природы в современной культуре. Дис. к.ф.н. -Белгород, 2001. - 185с.

2. Биджиева Р.У. Диалектика формирования

экологического сознания в условиях развитого социализма. - М., 1981. - С.13 -14.

3. Бородкин В.В. проблемы отрицания и развитие М.: Наука, 1991.

4. Валитова А.И. Экологическое сознание:

сравнительный анализ // Социологические исследования, 1999, №3. - С.129-134.

5. Гирусов Э.В., Платонов Г.В. Мир в поисках концепции устойчивого развития: социологический аспект // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 7 «Философия», 1996. - №1. - С.3-14.

6. Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Слагаемые экологического сознания: к истории вопроса // Человек, 1999 - №3. -С. 19.

7. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? // Вопросы философии, 1998. -№8. - С.15-25.

8. Когай Е.А. Полифункциональность экологического сознания // Социально-гуманитарные знания. - №5. -С. 129

9. Кочергин А.Н., Марков Ю., Васильев Н. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987. - С. 162.

10. Кочергин А.Н., Барбашина Э.Р. Системный подход и экологическое сознание // Система «общество -природа», проблемы и перспективы. - М., 1983.

11. Маркович Д Социальная экология - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997.

12. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998. - № 8. - С.26-32.

13. Платонов Г.В. Оптимизация отношения общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7 «Философия», 1986. - №1.

14. Янч В.В. Структура и динамика современного

экологического сознания (Философский

методологический анализ): Автореф. дис. на

соискание учен. степ. канд. философ. наук - Минск, 1991. - С.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.