ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ Б СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ
Т.А. ЗАБАЗНОВА,
к.э.н., доцент, директор, Себряковский филиал Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, e-mail: sfvolggasu@yandex.ru
Рассматривается существенные различия между понятиями «бизнес-среда» и «предпринимательская среда» в рамках агропромышленного комплекса страны, а также исследуется их роль в развитии сельских территорий.
Ключевые слова: бизнес-среда; сельское хозяйство; предпринимательская среда; предпринимательство; бизнес
Коды классификатора JEL: 013
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако однозначного определения данному термину найти невозможно. В большинстве учебниках, написанных в разный временной период, ему даются неодинаковая трактовка с разными существенными признаками. При этом часто понятия «бизнес» и «предпринимательство» определяют одинаково. Английский профессор Алан Хоскинг в учебнике «Курс предпринимательства» определяет бизнес как «деятельность, осуществляемую частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущую к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [8].
Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство, как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [7]. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих бизнес с экономической, политэкономической, психологической, правовой, управленческой и других точек зрения.
Термины «бизнес» и «предпринимательство» прочно вошли в словарный обиход, но на сегодняшний день в определениях российских ученых и практиков также немало различий.
Так, Юрий Осипов определяет «бизнес как делание денег из денег, но обязательно посредством полезной производительной деятельности — изготовлением продукта или оказания услуги». В учебнике А.В. Бусыгина дано сразу несколько определений бизнеса и предпринимательства и как «искусства ведения деловой активности», и «как мыслительного процесса», и как «особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций» и как «умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела» [2].
В российском законодательстве понятие бизнеса и предпринимательства закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 2): «...самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Исходя из классического определения толкового словаря, бизнес — предпринимательская экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела [1]. Однако предпринимательскую деятельность можно считать бизнесом, если она отвечает трем основным параметрам:
© Забазнова Т. А. 2009
❖ результат такой деятельности всегда реальная прибыль, а не доход или намерение или субъективная убежденность;
❖ получение прибыли должно быть стабильным: бизнес — это продолжительная деятельность, а не однократная сделка;
❖ это законная деятельность: незаконное получение любого дохода не может считаться бизнесом;
❖ эта деятельность должна приносить пользу обществу и/или его элементам.
Сама идея бизнеса основана на создании добавленной стоимости, т. е. создании некой дополнительной ценности для потребителя, за которою от готов и будет платить. Исходя из этого на рисунке 1 представлены основные виды деятельности, приносящие доход.
Виды бизнеса
Производство
{ Создание добавленной стоимости основано на переработке ресурсов в качественно новое состояние. Производство может быть
Торговля
Добавленная стоимость создается за счет повышения удобства приобретения и потребления, при этом сам продукт
Оказание услуг
Создание добавленной стоимости за счет проведения работ, удовлетворяющих потребности потребителя. Все услуги можно условно разделить на потребительские и деловые.
Рис. 1. Виды бизнеса, приносящие доход
Источник: составлено автором
Итак, бизнес можно определить как вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия ответственности и хозяйственного риска. Но бизнес — вид деятельности, требующий для своей успешной и непрерывной реализации определенного правового и организационного формирования. Принципиально важным в концепции бизнеса, как вида деятельности, является широта этого понятия. Бизнес — это не только производство и его организация, включая планирование и обеспечение, это не только маркетинговая деятельность, включая рекламу и ценовую политику, это и не только управление фирмой и финансовое обеспечение — это все элементы экономической деятельности в комплексе. Бизнес — это качественно иной вид деятельности по сравнению с его составляющими. Вследствие комплексности бизнеса, а также ответственности предпринимателей за результат бизнеса в целом, проблемы организации бизнеса заключаются не столько в проработке отдельных аспектов бизнеса, сколько в тщательной увязке всего комплекса: продукции, производства, маркетинга, менеджмента и финансирования. При этом для большинства фирм в связи с основным «дефицитом» в условиях рынка — ограниченностью финансовых средств — вопросы мобилизации и использования финансовых средств представляют первостепенное значение. В свою очередь, возможности и способы их решения зависят, главным образом, от формы организации бизнеса.
Кроме того, протекание бизнеса как деятельности зависит от множества факторов и условий, как внутри, так и вне пределов деловой организации. В связи с этим возникает необходимость исследования сущности бизнес-среды предприятия.
Бизнес-среда — это набор политических, экономических, социальных и технологических сил, которые находятся главным образом вне зоны контроля и влияния бизнеса, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на бизнес [4]. Другими словами, бизнес-среда представляет собой совокупность факторов, способствующих развитию бизнеса, определяющими среди которых являются государственное и бюрократическое регулирование, инвестиции, коррупция, налоговое бремя, законодательное регулирование, права собственности и доступ к финансовым ресурсам. Бизнес-среду предприятия принято подразделять на внутреннюю и внешнюю.
ТЕНА ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕ131}А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
За последние пятьдесят лет, с появлением и развитием системного и ситуационного подходов в менеджменте, внешняя среда привлекает все большее внимание исследователей. Будучи открытыми системами, организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. В связи со стремительным повышением турбулентности окружения, характер взаимодействия с ним бизнеса становится все более хаотическим, а последствия — все более существенными. Способность понимать ключевые процессы среды бизнеса выступает необходимостью. Организация, не понимающая своего окружения и своих границ, обречена на гибель. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживают только те, кто обладают достаточной гибкостью и способен адаптироваться [5].
Несмотря на всю хаотичность процессов, протекающих во внешней среде бизнеса, можно выделить ее основные значимые черты.
Сложность внешней бизнес-среды — число и разнообразие факторов, на которые вынуждена реагировать организация, крайне велико. Анализ внешних воздействий и определение ключевых факторов по той или иной проблеме, как правило, требуют значительное количество времени и усилий.
Подвижность внешней бизнес-среды — все объекты и процессы внешней бизнес-среды находятся в постоянном движении — они непрерывно претерпевают изменения. Так, постоянно изменяются финансовые условия, вводятся новые законы и прочие нормативные акты и отменяются старые, изменяются предпочтения и привычки потребителей и т.п.
Взаимосвязанность факторов внешней бизнес-среды — изменение одного фактора приводит к изменению множества других.
Турбулентность внешней бизнес-среды — изменения во внешней бизнес-среде происходят с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости, что в большей степени обусловлено неспособностью менеджеров своевременно просчитать цепочки взаимосвязей протекающих изменений.
Неуправляемость внешней бизнес-среды — организация имеет очень ограниченные возможности влиять на внешний контекст своей деятельности: через лоббирование законопроектов, создание фактических монополий, создание собственных стандартов качества и потребления и т.п. Кроме того, даже эти меры способны лишь отчасти стабилизировать среду. В основном приходится непрерывно адаптироваться к протекающим вокруг изменениям, т. е. изменяться самим.
Однако внешняя среда бизнеса сама по себе неоднородна.
С точки зрения интенсивности взаимодействия бизнеса и его окружения можно условно выделить три группы.
1. Локальная среда (среда прямого воздействия) — это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации (определение Элвара Элбинга). К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы.
2. Глобальная среда (среда косвенного воздействия) — наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом формирующие контекст бизнеса. Выделяются семь групп таких сил: социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые.
3. Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) — когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки.
Рассматривая структуру бизнес-среды, необходимо обозначить существование границ бизнеса, отделяющих внутреннюю среду от внешней. Существует несколько подходов к определению границ бизнеса [6], т.е. внешняя среда — все, что за пределами:
♦ взданий, участков, площадей и т.п.;
♦ взаимодействия между членами организации;
♦ взаимоотношений организации с участниками рынка;
♦ модели получения прибыли;
♦ вформирования цепочки ценностей.
В глобальной среде бизнеса можно выделить семь групп сил, оказывающих косвенное воздействие на бизнес.
Социокультурные силы — включают в себя изменение демографической ситуации, образовательного уровня, системы здравоохранения и социального обеспечения, (трудовой) мобильности, привычек и увлечений людей, образа жизни, приоритетов поколений (ценностей людей), традиций и т.п.
Технологические силы—под ними понимаются такие изменения в научно-технической сфере как научно-технический прогресс, устаревание знаний, внедрение новых технологий, а также действие кривой научения (опыта) — уменьшение себестоимости продукции, прямо пропорциональное совокупному объему выпуска [9].
Силы торговли — это изменения в принятых моделях бизнеса, открытие новых способов деловых отношений и механизмов их регулирования. Слово «торговля» в данном случае понимается в широком смысле — как установление баланса обмена между деловыми организациями и бизнеса с его клиентами.
Экономические силы — включают динамику уровня инфляции, процентной ставки (ставки дисконта), налоговых ставок, валютных курсов, уровня доходов населения, общей структуры расходов людей, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, а также изменение объемов золотовалютных резервов страны.
Экологические силы — влияние сил природы: погоды и климата, рельефа и структуры местности наличие природных ресурсов, частота стихийных бурь и природных катаклизмов и т.д.
Правовые силы — изменения в законодательстве, нормативных актах и деятельности регулирующих организаций, непосредственно не связанных с основной деятельностью компании, однако опосредованно влияющих на бизнес. Кроме того, в политические силы входит изменения уровня преступности, степени правового обеспечения бизнеса и мер пресечения за экономические и иные правонарушения.
Политические силы — связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями.
Методика анализа действующих в глобальной среде бизнеса сил получила название СТЭЭПП (также СТЭП или ПЭСТ) — по первым буквам названия сил. Действие каждой силы раскладывается на отдельные факторы, после чего дается оценка каждому из них по следующим пунктам: сила воздействия, тенденция роста, качество влияния, использование возможностей и компенсация угроз.
Иногда в качестве существенной силы косвенной среды бизнеса рассматривают местные сообщества, мнение которых компания обязательно должна учитывать в проведении собственной политики. В зависимости от установившихся отношений, сообщества могут быть как серьезной преградой, так и значительной поддержкой бизнеса. В любом случае, местным населением нельзя пренебрегать.
Таким образом, бизнес-среда выступает определяющей совокупностью факторов, формирующих хозяйственную деятельность в современных условиях экономического развития. Как уже было отмечено ранее, понятия бизнеса и предпринимательства считают взаимозаменяемыми, что отражено законодательно в Гражданском кодексе РФ. Поэтому в некоторых отраслях, рассматривая состояние и развитие предпринимательства, целесообразней говорить о предпринимательской среде. Так тема формирования и развития агробизнеса и предпринимательства актуальна в аграрной экономике.
Термин «агробизнес» зародился в США как новая организация сельского хозяйства. Известные американские экономисты, теперь уже классики теории агробизнеса, Дж. Дейвис (John H. Davis) и Р. Голдберг (Rodjer A. Goldberg) впервые ввели это понятие в научную практику в 1955 году. А уже в 1957 году увидел мир их фундаментальный труд «Концепция агробизнеса» (Concept of Agribusiness), положивший начало научному изучению этого сектора экономики.
С точки зрения этих ученых, агробизнес — это такая система интеграции американских фермеров с партнерами по поставке, переработке и дистрибуции продуктов, которая позволяет установить действенный контроль над всеми взаимозависимыми участниками и взаимную выгоду от фермы до супермаркета и потребителя (from the farm gate to consumer table) [3]. Данное определение подчеркивает специфическую черту агробизнеса, заключающуюся в интеграции, базирующейся на взаимных экономических интересах. Такое сотрудничество в сфере сельского хозяйства и агробизнеса заключается во взаимовыгодных компромиссах в пределах, так называемых продуктовых цепей. Таким образом, всем
ТЕ131}А EGONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕ131}А ЕС0\0М!СУ8 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
участникам предпринимательской деятельности в аграрной сфере сегодня можно дать одну единственную рекомендацию: чем быстрее они сумеют объединить свои интересы, скоординировать деятельность, станут помогать и поддерживать друг друга, тем быстрее добьются успеха и тем более длительным этот успех будет.
Агробизнес представляет собой предпринимательскую деятельность в сфере производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции, а также оказания других услуг, связанных с сельскохозяйственным производством. Основная сложность предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве связана с переплетением экономических и природно-климатических начал воспроизводства. В связи с этим замедлен кругооборот и оборот капитала, а следовательно, ниже годовая норма рентабельности и отдача авансированного капитала, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, а с него и прибыль поступают сезонно.
Сельское предпринимательство в новой аграрной политике и в социальноэкономическом развитии страны является неотъемлемым элементом рыночных отношений в системе аграрного сектора экономики, без которого экономическое развитие общества не может стабильно функционировать. В настоящее время в агропромышленном секторе страны насчитывается свыше 260 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и около 18 тысяч малых сельскохозяйственных предприятий, в которых задействовано более 1 млн человек. В общем объеме производства сельхозпродукции по стране на их долю приходится в среднем более 60%, в том числе, около 90% картофеля, 56% мяса и 54% молока.
По своему экономическому положению и условиям жизни сельские предприниматели близки к среднему слою населения страны, развитие его гарантирует социальную и политическую стабильность общества. Следует отметить, что развитие предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве в какой-то мере снижает отрицательные тенденции развития отрасли в кризисные периоды, а также формирует экономические основы стабилизации и развития отраслей сельского хозяйства.
Решение проблем стабильного развития аграрной экономики и повышения благосостояния сельского населения России во многом определяется потенциалом развития сельских территорий и, соответственно, состоянием предпринимательства в сельском хозяйстве и его среды. Аграрное предпринимательство определяется самостоятельной инициативной деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляемой в конкурентносостязательных условиях под свою имущественную ответственность, для успешной предпринимательской деятельности.
Предпринимательская среда представляет собой совокупность условий и факторов, влияющих на развитие субъектов предпринимательской деятельности, их деловую жизнь, на потребителей и социально-инфраструктурную обустроенность соответствующих территорий и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Предпринимательская среда аграрного бизнеса может рассматриваться и как определенная система исторических, природных, географических, демографических, духовных, политических, экономических и социальных характеристик, свойственных конкретной сельской территории и воздействующих на предпринимательскую деятельность в ее границах.
Между предпринимательством в сельском хозяйстве и его бизнес-средой существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Бизнес— среда формирует трудовой потенциал, уровень и качество жизни сельского населения, что оказывает существенное влияние на предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве. Результаты последней, в свою очередь, формируют экономические и финансовые условия для укрепления и развития среды предпринимательства.
Структура предпринимательской среды агробизнеса представлена на рис. 2.
Внутренней предпринимательской средой называются ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все могут контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят: цели, структуру, технологию и людей.
Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений.
Рис. 2. Структура предпринимательской среды агробизнеса Источник: составлено автором
Инфраструктура бизнеса — система институтов и их взаимосвязей с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:
❖ производственная инфраструктура — транспортные средства, дороги, линии электропередач, связи и.т.д.;
❖ рыночная инфраструктура — услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда т.д.);
❖ финансовая инфраструктура — оказание финансовых услуг банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;
❖ информационная инфраструктура — система учреждений, оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации, консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования, юридические и т.д.). См. содержание информации, которая предоставляется о фирмах государственными органами в США
В качестве принципов становления и функционирования предпринимательской среды могут выступать фундаментальные социополитические принципы устойчивого развития территорий, которые должны соблюдаться наравне и в согласованности с национальными особенностями социально-экономических и политических отношений:
❖ принцип политической, экономической и культурной свободы, призванный обеспечить отход от конфронтационных идеологий к этике устойчивого развития на основе традиционных гуманистических ценностей;
❖ принцип социального партнерства государства, наемного труда и работодателей, способствующий проведению политики в интересах всех участников;
❖ принцип обязательного государственного регулирования рыночных отношений с целью осуществления перехода от рыночно-потребительской экономики максимизации капитала к смешанной экономике социальной, экономической и экологической достаточности и устойчивости;
❖ принципы социальной справедливости и демократического коллективного управления производством и социальной сферой общества, обеспечивающие преодоление социальных диспропорций.
Таким образом, развитие частного предпринимательства в сельской сфере, усиление предпринимательской ориентации сельскохозяйственных предприятий являются однозначно позитивными явлениями, которые содействуют реальному формированию рыночной экономики. Однако они имеют последствия не только в экономике, но и в других сфе-
ТЕ131}А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
рах общественной жизни. Ведь заново формируется новая социальная группа сельских жителей — фермеров. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что именно сельские предприниматели составляют социальную базу демократии и общественного развития. Уже сейчас они выступают мощной силой влияния на местном уровне. Агробизнес требует существенного переосмысления этих изменений и их учета при формировании местной и государственной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бизнес как особый вид деятельности [Электронный ресурс]. [2007]. Режим доступа: http://econbook.kemsu.r/UMK_Aparina/1.html#1
2. Бусыгин, А. В. Предпринимательство: Учебник / А. В. Бусыгин. — М., 2003.
3. Губени, Ю. Фермер как составная бизнес-среды // Ежедневная всеукраинская газета. — 2006. — № 217.
4. Дашкевич, О. Бизнес-среда и предпринимательская активность // ЭКОВЕСТ. — 2006. — № 5. — С. 112.
5. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: Курс лекций / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников. — М., — 2004.
6. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1993.
7. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Вып.1: Предприниматель и предпринимательтво / Р. Хизрич. — М.: ПРОГРЕСС, 1991.
8. Хоскинг, А. Курс предпринимательства / А. Хоскинг. — М.: Международные отношения, 1993.
9. Barlett, C. A., Managing Across Borders: The Transitional Solution / C. A. Barlett, S. Goshal. Boston: Harvard Business School Press, 1991.