Научная статья на тему 'Существенные условия государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд'

Существенные условия государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3565
712
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / GOVERNMENT CONTRACTS / PUBLIC PROCUREMENT / CIVIL CONTRACT / TECHNICAL SPECIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакланова Елена Григорьевна, Тарадонов Сергей Валерьевич

В статье анализируются вопросы, касающиеся существенных условий государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд. К числу существенных условий государственного контракта согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Во избежание споров рекомендуется включать в контракт все условия, которые в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» названы в качестве обязательных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакланова Елена Григорьевна, Тарадонов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essential conditions of the state contract for the performance of research, experimental design and technological works for state needs

The article analyzes the issues relating to the essential conditions of the state contract for the performance of research, experimental design and technological works for state needs. Among the essential conditions of a public contract in accordance with clause 1 of article 432 of the Civil code of the Russian Federation are the following conditions: the subject of the contract, the terms that named in the law or other legal acts as an essential or necessary for contracts of this type, as well as all those conditions, which at the request of one of the parties must be agreed. To avoid disputes, it is recommended to include in the contract all the terms in Federal law from 05.04.2013 N 44-FZ (as amended on 21.07.2014) "On the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" identified as mandatory.

Текст научной работы на тему «Существенные условия государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд»

Новая парадигма развития в современных условиях

Существенные условия государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд

Е.Г. Бакланова, С.В. Тарадонов

В статье анализируются вопросы, касающиеся существенных условий государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд. К числу существенных условий государственного контракта согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Во избежание споров рекомендуется включать в контракт все условия, которые в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» названы в качестве обязательных.

Ключевые слова: государственный контракт, государственный заказ, гражданско-правовой договор, техническое задание

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 3 (16). С. 46-55.

Любой договор (контракт) прежде всего должен содержать соглашение сторон по всем существенным условиям. К их числу относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Условие о предмете контракта является существенным в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 432 ГК РФ) и, следовательно, обязательно включается в контракт.

В силу ст. 34 Закона № 44-ФЗ [4] в любом контракте должны быть отражены также следующие положения:

Бакланова Елена Григорьевна - аспирант Института экономики и предпринимательства, юрисконсульт ОАО «Аэроэлектромаш». Адрес для корреспонденции: l.baklanova@yandex.ru.

Тарадонов Сергей Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: taradonov@mail.ru.

• о твердой цене контракта;

• об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика);

• о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги;

• о порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг;

• о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Необходимо отметить, что если Гражданский кодекс РФ содержит понятие «существенные условия», то в Законе № 44-ФЗ используется термин «обязательные условия». Возникает вопрос: являются ли такие условия существенными по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ и будет ли контракт, в котором они отсутствуют, считаться незаключенным?

Судебная практика по этому вопросу на данный момент не сформирована. Поэтому во избежание споров рекомендуется включать в контракт все условия, которые в Законе № 44-ФЗ названы обязательными.

При рассмотрении существенных условий государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и технологических работ (ТР) остановимся на указанных особенностях более детально.

В современном российском законодательстве нет единого мнения, что рассматривать в качестве предмета государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР, как и предмета договора на выполнение НИОКР и ТР. Мнения и подходы современных ученых и цивилистов о предмете договора на выполнение НИОКР и ТР разнятся, хотя предмет договора на выполнение НИОКР и ТР является его существенным условием, как и в любом другом договоре (ст. 432 ГК РФ).

В научной литературе сформировались три взгляда на определение предмета договоров данного вида.

1) Предмет - результат творческой деятельности исполнителя [23, с. 53; 24, с. 24; 25, с. 67]. Он может выражаться в законченных НИОКР и ТР, образце нового изделия конструкторской документации на него, создании новой технологии или в ином произведенном новшестве. При этом проведение научных исследований предполагает, как правило, выяснение принципиальной возможности решения той или иной задачи и может завершаться выработкой соответствующих гипотез, теорий, заключений, рекомендаций и т.п. В ходе опытно-конструкторских работ (ОКР) решаются более утилитарные практические задачи, связанные с созданием образцов новой техники, технологии, материалов и иных производственных новшеств. Нередко проведение НИР (научно-исследовательских работ) и ОКР рассматривается сторонами в качестве последовательных стадий решения стоящей перед ними научно-технической проблемы. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследова-

ния, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

Специфика предмета рассматриваемых договоров выражается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности точно определить его конкретные параметры заранее. При заключении договора стороны, как правило, определяют лишь общие научно-технические, экономические, экологические и иные требования, которым должен отвечать ожидаемый результат. В этих целях заказчик разрабатывает и согласовывает с исполнителем техническое задание, а исполнитель готовит программу предстоящих работ.

2) Предмет - работа исполнителя как таковая [16, с. 75; 18, с. 87; 20, с. 90]. С этим трудно согласиться, так как, во-первых, заказчиков интересует все же результат работ, пусть даже отрицательный, а не работы как таковые, и, во-вторых, во многих нормах закона (см. ст. 772-775, 778 ГК РФ) говорится именно о результате работ.

3) Предмет - работа и ее результат [14, с. 211; 22, с. 48]. Кроме того, имеется ряд ученых, которые как предмет договора на выполнение НИР рассматривают права на результаты научных исследований, а в качестве предмета договора на выполнение ОКР и ТР - права на эмпирические познания действительности [17, с. 10-11].

Правоприменительная практика нуждается в однозначном ответе на этот вопрос, поскольку при отсутствии соглашения по поводу предмета договора он не считается заключенным.

Ограничить предмет договора на выполнение НИОКР и ТР только самой работой нельзя хотя бы потому, что заказчик нуждается в результате и стороны должны урегулировать их права и обязанности именно в отношении результата работ (ст. 772 ГК РФ). Нельзя согласиться и с тем, что предмет договора - только результат работ.

Выше упоминалось, что отношениям сторон объективно присуща неопределенность в вопросе о том, каков будет полученный результат: заказчик не столько договаривается о результате, сколько ставит перед исполнителем задачу получить некий прогнозируемый, ожидаемый результат. Чтобы уменьшить эту неопределенность, заказчик заинтересован в согласовании направлений исследования путем разрешения поставленной задачи, а если это возможно - способов и методов выполнения работ, условий об использовании конкретных материалов, определенной информации и т.п. Иначе говоря, заказчик нуждается в договоренности о работе как таковой. Такая договоренность достигается путем согласования сторонами технического задания (п. 1 ст. 769 ГК РФ, абз. 2 ст. 773 ГК РФ).

Анализ заключаемых на выполнение НИОКР и ТР договоров показывает, что являющиеся их частью технические задания включают описание не только ожидаемого заказчиком результата, но и требований собственно к ра-

боте. Это тем более естественно, что заказчик должен оплатить проделанную исполнителем работу, даже если ее результат будет отрицательным. Практика справедливо рассматривает согласование технического задания в качестве существенного условия договора [8].

Сказанное позволяет считать предметом договора на выполнение НИОКР и ТР как работу исполнителя, так и ее результат.

Также необходимо отметить, что ранее действующее российское законодательство содержало определение предмета договора на выполнение НИОКР и ТР. В соответствии с Постановлением ГКНТ СССР от 05.08.1969 г. № 360 «Об утверждении Типового положения о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» предметом договора могут быть работы, связанные с использованием в промышленности и других отраслях народного хозяйства результатов законченных НИОКР и ТР, а также работ в области научно-технической информации [6].

Действующий ГК РФ однозначных указаний, что есть предмет договора на выполнение НИОКР и ТР - сами работы или их результат, не содержит. Из определения договора на выполнение НИОКР и ТР, содержащегося в п. 1 ст. 769 ГК РФ, можно сделать вывод, что результат является смыслом работы как НИР, так и ОКР и ТР, однако заказчик обязан принять и оплатить именно работу, а не ее результат. Таким образом, наличие или отсутствие результата работ не является основанием для отказа заказчика от ее оплаты.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что однозначного определения предмета договора на выполнение НИОКР и ТР, а следовательно, и государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР дать невозможно. Тем не менее стороны государственного контракта в момент его заключения имеют достаточно четкие представления о той деятельности, которую необходимо выполнить исполнителю по государственному контракту.

Помимо предмета договора п. 1 ст. 432 ГК РФ определяет в качестве существенных условий договора другие условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению сторон должно быть достигнуто соглашение.

Глава 38 ГК РФ четко не выделяет каких-либо условий, которые однозначно можно было бы назвать в качестве существенных. Однако с дополнительным применением иных норм ГК РФ, а также с учетом выработанных судебной практикой позиций можно выделить ряд условий, относящихся к категории существенных для государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР.

Техническое задание

В соответствии с п. 2 ст. 774 ГК РФ договором может быть предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и со-

гласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ. Техническое задание на выполнение НИОКР и ТР является неотъемлемым приложением к договору. Таким образом, техническое задание содержит описание того, что нужно заказчику, и процесс достижения необходимого результата.

Законом не регламентировано содержание технического задания, однако оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п. 2 ст. 774 ГК РФ обязанность заказчика составлять техническое задание прямо не предусмотрена, поэтому данный документ составляется им по желанию в целях экономии трудовых и временных затрат.

Однако в п. 1 ст. 769 ГК РФ диспозитивности нет, и норма сформулирована как императивная: «.исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования.». Такая ситуация, связанная с неоднозначностью в формулировках, явилась причиной споров цивилистов относительного того, признавать ли техническое задание в качестве существенного условия для договоров на выполнение НИОКР и ТР. Признание технического задания в качестве существенного условия договора на выполнение НИОКР и ТР также встречается в работах ряда авторов [17, с. 11; 21, с. 69].

Относительно того, считать ли техническое задание существенным условием, высказываются различные точки зрения. Например А. Н. Гуев указывает, что отсутствие технического задания вообще означает, что договор не заключен [19]. В то же время достаточное большое количество ученых придерживаются мнения, что техническое задание не относится к числу существенных условий договора на выполнение НИОКР и ТР [15, с. 57; 24, с. 124].

Буквальное толкование нормы п. 1 ст. 769 ГК РФ, содержащей определение рассматриваемых работ, позволяет сделать вывод, что техническое задание составляется при выполнении лишь НИР. Данная норма в этой части отличается неточностью. Техническое задание должно составляться также и при выполнении ОКР и ТР, поскольку через него индивидуализируется предмет договора, определяются требования к деятельности исполнителя.

В отличие от обычных договоров на выполнение НИОКР и ТР аналогичные условия государственного контракта имеют свою специфику. Например, согласно Приказу Миннауки РФ № 94, Минэкономики РФ № 130, Минфина РФ № 74н от 17 октября 1997 г. «Об утверждении Типового положения о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов» [5] госу-

дарственный контракт заключается на основании технического задания, являющегося его неотъемлемой частью.

Так, в соответствии с п. 87 вышеуказанного положения предметом контракта является работа, определяемая техническим заданием заказчика и согласованной с исполнителем программой работ (технико-экономические параметры).

По контракту на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по контракту на выполнение ОКР и ТР - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Таким образом, следует прийти к выводу, что техническое задание, отражающее объем подлежащей выполнению работы, определяющее условия и порядок ее проведения, является существенным условием государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР.

Если содержание государственного контракта и приложенное к нему техническое задание не позволяют определить объем подлежащей выполнению работы, то соответствующий государственный контракт (договор) не считается заключенным.

Срок выполнения работы

Другим существенным условием государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР, предусмотренным ГК РФ, является срок выполнения работы. Существенность данного условия предусмотрена ст. 708 ГК РФ, посвященной срокам в договоре подряда, к ней отсылает ст. 778 ГК РФ. Срок выполнения работ устанавливается сторонами с учетом сложности решаемых задач, ориентировочного объема предстоящих работ, обеспеченности исполнителя материально-техническими и иными ресурсами и т.п.

В государственном контракте, как и в договоре на выполнение НИОКР и ТР, обязательно должны быть согласованы начальный и конечный сроки выполнения работы. Кроме того, как и в подряде, могут предусматриваться промежуточные сроки, то есть сроки завершения отдельных этапов работы. На практике промежуточные сроки предусматриваются достаточно часто, поскольку заказчику необходимо видеть процесс работы и достигаемые при этом промежуточные результаты. Нередко сроки выполнения работы указываются не в основном тексте контракта, а в календарном плане работ или ведомости исполнения, прилагаемым к контракту. Как правило, исполнителю предоставляется право на досрочное выполнение работ, результаты которых должны быть приняты заказчиком.

В силу ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт в обязательном порядке включается условие о порядке и сроках приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия количества, комплектности или объема требованиям, установ-

ленным контрактом. Кроме того, обязательным является условие об оформлении результатов такой приемки.

В настоящее время вопрос о существенности такого условия договора на выполнение НИОКР и ТР, как срок выполнения работ, решен судами однозначно. Арбитражные суды считают такой срок существенным условием договора подряда, как, соответственно, и договора на выполнение НИОКР и ТР.

Однако до 2009 г. существовала и противоположная позиция. Ее сторонники отмечали следующее: в Гражданском кодексе РФ нет прямого указания на то, что срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.

Если суд приходит к выводу, что срок договора подряда относится к существенным условиям, то возникает вопрос: является ли заключенным договор, дополнительным соглашением к которому стороны исключили условие о сроке выполнения работ?

По вопросу о существенности условия о сроках выполнения работ для договора подряда существуют две позиции судов:

• позиция 1: сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда [7, 11-13];

• позиция 2: сроки выполнения работ не являются существенным условием договора подряда [9, 10].

В настоящее время суды придерживаются позиции 1.

Цена и порядок расчетов

Цена государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР, размер, порядок финансирования и оплаты работ относятся к числу его существенных условий. Данный вывод вытекает из п. 1 ст. 766 ГК РФ.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Чаще всего цена работы определяется путем составления протокола согласования цены. В случае, когда в состав выполняемых исполнителем НИОКР и ТР входят их различные виды, в контракте могут устанавливаться цены отдельно для каждого вида научно-технической продукции.

Порядок расчетов избирается самими сторонами. В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) - поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д.

Заключение

Проанализировав основные особенности существенных условий государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР, можем сделать следующие выводы.

К числу существенных условий государственного контракта на выполнение НИОКР и ТР согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Кроме того, в силу ст. 34 Закона № 44-ФЗ в любом контракте должны быть отражены также следующие положения:

• о твердой цене контракта;

• об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика);

• о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги;

• о порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг;

• о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Во избежание споров рекомендуется включать в контракт все условия, которые в Законе № 44-ФЗ названы в качестве обязательных.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 5. - Ст. 410.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 4) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5496.

4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - 2013. - № 80.

5. Приказ Миннауки РФ № 94, Минэкономики РФ № 130, Минфина РФ № 74н от 17 октября 1997 г. «Об утверждении Типового положения о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов» // СПС «Консультант плюс».

6. Постановление ГКНТ СССР от 5 августа 1969 г. № 360 «Об утверждении Типового положения о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» // СПС «Консультант плюс».

7. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 ноября 2013 г. по делу № А28-1030/2013 // СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление ФАС Уральского округа от 23 мая 2006 г. № Ф09-4228/06-С4 // СПС «Консультант плюс».

9. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 июля 2006 г. № Ф08-3038/2006 по делу № А15-2031/2005 // СПС «Консультант Плюс».

10. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 мая 2002 г. № А56-32145/01 // СПС «Консультант Плюс».

11. Определение ВАС РФ от 30 мая 2012 г. № ВАС-6830/12 по делу № А04-1367/2011 // СПС «Консультант Плюс».

12. Определение ВАС РФ от 19 марта 2012 г. № ВАС-2399/12 по делу № А46-3334/2011 // СПС «Консультант Плюс».

13. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 № 127 // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 2.

14. Балабан А. Договоры на выполнение НИОКР: комментарий судебной практики // Хозяйство и право. - 2003. - № 1. С. 54-58.

15. Благов Е.В. О совершенствовании размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд // Инновации. - 2006. - № 10. - С. 73-77.

16. Гаврилов Э.П. Комментарий к нормам главы 38 ГК РФ // Патенты и лицензии. - 2005. - № 9. - С. 10-11.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь и др. - М., 1996. - 387 с.

18. Байбак В.В., Валявина Е.Ю., Дроздов И.А. и др. Гражданское право: учебник в 3 тт. / Под ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. - М., 2014. -Т. 2. - 498 с.

19. Моргунова Е. Результаты научно-технической деятельности, созданные по государственным контрактам, в гражданском обороте // Хозяйство и право. - 2006. - № 11. - С. 87-95.

20. Онищик Л.В. Существенные признаки договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и распределение прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД) // Инновации. - 2004. - № 6. - С. 67-73.

21. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ. - М., 2001. -С. 389-390.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Ринг М.П. Договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. - М., 1967. - 87 с.

23. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. - М., 2013. - 392 с.

24. Рябова С.Э. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении научно-исследовательской, конструкторской и технологической деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2004. - 125 с.

25. Сергеев А.П. Гражданское право: учебник в 3 тт. / Под ред. А.П. Сергеева. - М., 2012. - Т. 2. - 489 с.

Essential conditions of the state contract for the performance of research, experimental design and technological works for state needs

Baklanova Elena - postgraduate student of the Institute of Economics and Business Affairs, legal counsel of JSC "Aeroelectric"

Taradonov Sergey - Candidate of Law Sciences, professor of Department of Civil Law Disciplines of the International Institute of Economics and Law

The article analyzes the issues relating to the essential conditions of the state contract for the performance of research, experimental design and technological works for state needs. Among the essential conditions of a public contract in accordance with clause 1 of article 432 of the Civil code of the Russian Federation are the following conditions: the subject of the contract, the terms that named in the law or other legal acts as an essential or necessary for contracts of this type, as well as all those conditions, which at the request of one of the parties must be agreed. To avoid disputes, it is recommended to include in the contract all the terms in Federal law from 05.04.2013 N 44-FZ (as amended on 21.07.2014) "On the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" identified as mandatory.

Key words: government contracts, public procurement, civil contract, technical specification

Addresses for correspondence: l.baklanova@yandex.ru, taradonov@mail.ru.

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 3 (16). P. 46-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.