Научная статья на тему 'Существенная помощь студенту'

Существенная помощь студенту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
L. E. ZAVARZINA / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / PERSONALISTIC APPROACH / TESTING / ABSTRACT / REFERENCING / ROLE-PLAYING GAME / ESSAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшёв А.В.

В рецензии представлен анализ учебного пособия Л. Э. Заварзиной, посвященного самостоятельной работе студентов при изучении курса «История образования и педагогической мысли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIAL ASSISTANCE TO THE STUDENT

The review presents the analysis of L. E. Zavarzina textbook devoted to independent work of students when studying the course "History of education and pedagogical thought".

Текст научной работы на тему «Существенная помощь студенту»

А. В. Кудряшёв

Существенная помощь

студенту

УДК 378.14 ББК 74.480.27

В рецензии представлен анализ учебного пособия Л. Э. Заварзиной1, посвященного самостоятельной работе студентов при изучении курса «История образования и педагогической мысли».

Ключевые слова: Л. Э. Заварзина; самостоятельная работа студентов; персоналистический подход; тестирование; конспектирование; реферирование; ролевая игра; эссе.

A. V. Kudryashov

Substantial assistance to the student

The review presents the analysis of L. E. Zavarzina textbook devoted to independent work of students when studying the course "History of education and pedagogical thought".

Key words: L. E. Zavarzina; independent work of students; personalistic approach; testing; abstract; referencing; role-playing game; essay.

«История образования и педагогической мысли» — неотъемлемая, важная часть педагогического образования студентов. Эта учебная дисциплина, синтезируя гуманитарные знания, способствует расширению кругозора студентов, учит их мыслить не только ретроспективно, но и перспективно. Ведь история педагогики не только реконструирует, описывает, объясняет, интерпретирует педагогическое прошлое, обобщает, концептуализирует и систематизирует его, но

и соотносит историко-педагогические факты с современными теориями и практикой образования.

Тенденция последнего времени сводится к уменьшению часов на аудиторные занятия. Значительно увеличивается доля самостоятельной работы обучающихся. Саморазвитие — важная составная часть образовательного процесса высшей школы. Современная средняя школа заинтересована не только в профессионализме педагога, но и в личности учителя,

1 Заварзина Л. Э. Самостоятельная работа студентов при изучении курса «История образования и педагогической мысли»: учебное пособие / Л. Э. Заварзина. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2017. - 235 с.

обладающего достаточным уровнем культуры, высокими нравственными качествами, а также самостоятельностью мышления, мобильностью, деловой активностью, умением работать в коллективе. Будущий педагог должен научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации, принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных случаях, нести за них ответственность. Одним словом, он должен быть компетентным специалистом. Достичь этого качества без самостоятельной работы будущего педагога-профессионала, самодеятельности студента невозможно. Преподаватель высшей школы должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся.

Учебное пособие Л. Э. Заварзиной призвано оказать существенную помощь студентам в их самостоятельной работе при изучении курса «История образования и педагогической мысли».

Рецензируемое издание состоит из двух частей. В семи главах первой части содержится такой теоретический материал, который либо недостаточно представлен в других учебниках и пособиях по истории образования и педагогической мысли, либо вообще отсутствует, либо подан тенденциозно. Так, например, советские учебники по истории педагогики никогда, к примеру, не затрагивали деятельность Сергия Радонежского, а ведь его нравственный подвиг, педагогическая деятельность по воспитанию чувства патриотизма сыграли огромную роль в освобождении Московской Руси от монголо-татарского ига. Деятельность

1 Заварзина Л. Э. Указ. раб. С. 3.

просветителей XVIII в. трактовалась, в основном, только в противоборстве с императорской властью, при этом замалчивалось, что и Петр I, и Екатерина II способствовали созданию такой атмосферы, в которой успешно развивалась философско-педагоги-ческая мысль, проводились реформы образования1. Наследие такого педагога, как, например, В. В. Розанов ранее вообще не изучалось, да и сейчас включено не во все учебники. Имя П. Ф. Каптерева, хотя и не находилось официально под запретом, практически не упоминалось в педагогических исследованиях почти шестьдесят лет.

Автор рецензируемого пособия трактует историю педагогики широко, как часть общей истории России. Рассматривая, в частности, философс-ко-педагогическую мысль в Киевской Руси и Московском государстве (I глава), Л. Э. Заварзина прослеживает связь между принятием христианства и становлением образования, освещая историю возникновения церковнославянской письменности, явившейся основой восточнославянского просвещения, определяет роль религии в создании педагогических идеалов, останавливается на ведущих мотивах и самобытности русской философс-ко-педагогической мысли X—XVII веков. Реформы образования, проводимые Петром I и Екатериной II, даны автором на фоне характеристики общественно-политической жизни страны (II глава).

Главы с третьей по седьмую освещают концепции таких педагогов, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой,

В. В. Розанов, П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Бунаков и А. П. Киселев. Л. Э. Заварзина полагает, что нельзя говорить о той или иной теории, ничего не зная об ее создателе, поскольку, во-первых, создание теории, как правило, обусловлено фактами жизни автора, а во-вторых, жизненный путь великого человека — это ценный педагогический материал. Действительно, история педагогики дает образцы «идеальных педагогических героев», отдающих свое сердце, все свои силы детям. Однако взгляд на историю педагогики сквозь призму личностного, персона-листического подхода, как справедливо отмечает М. В. Богуславский, может быть весьма субъективен1. Л. Э. Заварзиной же и в этом учебном пособии, и в других многочисленных публикациях удалось счастливо избежать субъективности, чрезмерной идеализации и схематизации как в подаче биографии, так и раскрытии сущности педагогических взглядов того или иного персонажа.

Форма изложения пособия, а именно живой, интересный язык, позволила преодолеть сухость традиционного вузовского учебника, избежать схематичности и обезличенности, «безобразности» учебного материала. Авторское повествование-размышле -ние как бы сквозит в неторопливом, подробном изложении педагогических концепций указанных педагогов. Это рассуждение направлено на поиск тех основ, на которые может опереться будущий современный учитель, ориентированный на образование личнос-

1 Богуславский М. В. История педагогики: м эффективных технологий, 2012. С. 145-150.

ти ученика, его неповторимого, индивидуального «образа», свободного и ответственного человека, носителя нравственных ценностей, национальной и общечеловеческой культуры.

Большим, на наш взгляд, достоинством первой части данного пособия является то, что в нем соблюден удивительно органичный баланс между изложением-пересказом идей выдающихся мыслителей и сохранением самого «духа» их философского, педагогического поиска. Автор не дает открытого анализа воззрений педагогов-ученых, не навязывает их оценок ни с личных позиций исследователя, ни с позиций современности или какого-либо из методологических оснований. Учебное пособие не может заменить первоисточников, однако, обращаясь к страницам произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Розанова, П. Ф. Каптерева, видишь, насколько скрупулезно Л. Э. Заварзина старается сохранить в изложении документальность, авторский контекст, акценты. Этот баланс позволяет сделать эту часть пособия одновременно увлекательным, поучительным, информативным и наглядным, обеспечивает легкость восприятия материала. Предложенный материал пробуждает интерес и к личности мыслителей, и к проблематике их научно-педагогических исканий, провоцирует читателя на размышления и поиск собственных ответов на поставленные вопросы. Главы первой части пособия могут быть обращены не только к студентам, но и к учите-дология, теория, персоналии. М.: Институт

лям, преподавателям. Не случайно в них находят свое разностороннее отражение актуальные проблемы современного образования.

Вторую часть книги, содержащую различные виды заданий для самостоятельной работы студентов, открывает тестирование. Это более справедливая форма проверки знаний, ставящая всех обучающихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключающая субъективизм преподавателя. Автором предложено 110 различных тестов по итоговому тестированию по всему курсу «История образования и педагогической мысли», они разделены на три вида: в первом — задания предполагают выбор правильных ответов — одного или нескольких (двух или трех); во втором — направлены на определение соответствия, например, между автором и его произведением, событием и датой, в которой оно произошло; в третьем виде — задания с открытым ответом.

Л. Э. Заварзина не обошла вниманием и такой традиционный, репродуктивный вид самостоятельной работы, как конспектирование. На наш взгляд, ключевую роль в изучении историко-педагогического процесса, различных педагогических концепций играет работа с соответствующими текстами. Педагогический процесс наполнен текстами, представленными в содержании образования, а также текстами взаимодействия, которые создаются самими участниками образования. В таком случае и педагоги-

1 Фроловская М. Н. Педагогическое образе 2016. № 6. С. 29-30.

ческий процесс следует рассматривать как текст взаимодействия культур: «педагог — ученик — содержание образования», направленный на достижение познавательных и практических целей. В широком смысле педагогу в этом может помочь герменевтика, междисциплинарное направление, которое занимается искусством толкования текстов (словесным, образным, деятельностным). Под герменевтическим методом подразумевается диалоговое обучение, пост-

1

роенное на основе толкования текста . Большинство текстов — это целостное произведение, но в ряде случаев могут быть представлены извлечения из нескольких источников.

Пробудить активность, интерес обучающихся к изучению конкретной темы возможно посредством ситуативного задания, важнейшую роль при этом, на наш взгляд, могут сыграть тексты-«мотиваторы» (мотивирующие тексты). Знания, полученными из таких текстов, следует связать с личным опытом обучающихся, их наблюдениями. Например, чтобы обсудить тему «Устарела ли классно-урочная форма организации обучения для современной школы?», необходимо знать не только тексты Я. А. Коменского, но и тексты, анализирующие взгляды основоположника педагогической науки. Задача преподавателя, использующего тексты-«мотиваторы», состоит в том, чтобы сделать знания актуальными, личностно значимыми, нужными в данный момент, на данном занятии (этапе обучения), для этого необ-

1е в герменевтическом круге // Педагогика.

ходимо помочь студентам вспомнить прежние факты, извлечь информацию из личного опыта. Обучающиеся на занятии воспроизводят известную им информацию, осознают ее, обобщают факты, связывают старые примеры с новыми знаниями.

Таким образом, одной из главных задач, которую должен решать преподаватель, является формирование активной позиции обучающихся. Актуализация знания и рефлексия необходимы для открытия нового знания, что также дает возможность рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу, способствует самостоятельному осмыслению, систематизации информации .

Все эти факторы подтверждают необходимость такого вида самостоятельной работы студентов, как конспектирование. Л. Э. Заварзина составила три списка источников для конспектирования. Во-первых, статьи выдающихся отечественных мыслителей и педагогов; во-вторых, партийно-государственные документы; наконец, в-третьих, статьи современных исследователей истории образования и педагогической мысли.

Еще один традиционный вид самостоятельной работы предложен студентам для самостоятельной работы — реферирование. Автором разработано 13 тем для написания рефератов, к каждой даны списки литературы, причем среди указанных источников

много работ современных авторов.

Более прочному и глубокому усвоению знаний по истории образования и педагогической мысли способствуют интерактивные методы обучения. Они стимулируют активный обмен мнениями и информацией, помогают учиться, лучше взаимодействовать друг с другом. Исследователи, занимающиеся методикой современного обучения педагогики в высшей школе, выделяют особый вид интерактивного обучения — драмогерменевтику (взаимосвязь трех составляющих: герменевтики (глубинного анализа текста), педагогики и театра)2.

Л. Э. Заварзина разработала и апробировала особый вид творческой работы обучающихся при изучении истории образования и педагогической мысли — ролевую игру на основе встречного текста3. Этот вид самостоятельной работы, подчеркивает автор, «позитивно отражается на самообразовании студентов, способствует увеличению умственной, духовной зрелости, просвещенности обучающихся, развивает не только логическое, но и образное мышление, способности к эмпатии, перевоплощению, сотворчеству, к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмо-

4

ционального напряжения».

Успех ролевой игры, используемой при изучении курса «История образования и педагогической мысли», полагает автор, гарантирует сценарий, т.

1 Гугнина О. В. Актуализация знаний и рефлексия как этапы современного урока обществоз-нания в условиях ФГОС // Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С. 55.

2 Гугнина О. В. Указ. раб. С. 55.

3 Заварзина Л. Э. Указ. раб. С. 200-209.

4 Там же. С. 200.

е. ситуация, описанная в нем, должна быть чрезвычайно близка к исторической действительности. В мизансценах студенты играют роли выдающихся личностей прошедших эпох и их современников. Успех игры зависит от того, насколько участники игры знакомы с историческим контекстом, воспроизводимым в ней, насколько вжились в образ конкретной исторической личности, показывают ли ее «живым» человеком. Важно, чтобы исполнители ролей говорили на языке изображаемой эпохи, воспроизводили ее колорит, не делали фактических ошибок, а главное — донесли до зрителя основную идею сценического действия.

К сожалению, специальных сценариев ролевых игр, в которых подвергались бы драматизации какие-либо события, феномены, ситуации исто-рико-педагогической тематики, не существует. Поэтому Л. Э. Заварзина включила в самостоятельную работу студентов такое задание, как создание собственных сценариев. Эта работа трудная и специфическая, требующая от обучающихся не только педагогических знаний, но и актуализации материала, изученного в школе по истории, литературе, русскому языку, словом, широкого кругозора. Ролевая игра — это драматизация, где с помощью диалога, который ведут действующие лица, разрешается определенный конфликт.

Сценарий для ролевых игр по истории образования и педагогической мысли может представлять собой вторичный или встречный текст, т. е. такой, который создан на основе одного или нескольких текстов-источников и сохраняет с ним связь.

Работа над сценарием как жанром встречного текста способствует развитию у студентов понимания текста на разных уровнях: излечения информации, интерпретации смысла в авторском и культурном контекстах, интерпретации смысла в личностном контексте обучающегося. Это обусловливает создание обучающимися встречных текстов, различающихся степенью связанности с исходным текстом, рефлексивности, актуализации субъектного опыта.

Л. Э. Заварзина разделила работу над созданием встречных текстов на два уровня. Первый требует от студентов представления прозаического (педагогического) текста (или его фрагмента) в виде диалогов действующих лиц. Создание встречного текста более высокого — второго — уровня предполагает работу над сценарием, основу которого составляют несколько текстов. При создании встречных текстов большую роль играет текст-образец. Сценарий-образец выполняет, по меньшей мере, две функции: он может быть разыгран по ролям, и он же является обучающим материалом для студентов в создания сценариев.

В пособии представлен, на наш взгляд, прекрасный текст-образец «Реформы К. Д. Ушинского в Смольном институте благородных девиц», написанный автором. К. Д. Ушинский при такой подаче его образа и особенностей его реформаторской деятельности является перед читателем (зрителем) живым, близким и понятным человеком: иногда почти разъяренным, иногда растерянным и даже смешным, столкнувшимся с

проблемами, которые то превосходят его понимание ситуации (сцена с «облитым» духами его пальто), то почти заикающимся и задыхающимся от негодования (сцена с мадмуазель Тюфяевой), то непримиримо строгим, то мягким и близким воспитанницам; то мечущимся по всему Петербургу в поисках учителей для Смольного института, то стоящим за кафедрой и пророчески-вдохновенно вещающим о задачах женского образования; то рассудительно корректным в разговорах с императрицей, то совершенно непритязательным, например, в беседе с Аделаидой Карловной Сент-Илер.

В пособии предложены и другие темы, к которым даны соответствующие тексты-источники, для создания сценариев ролевой игры.

Полагаем, что работа с историко-педагогическими источниками способствует углублению, конкретизации и упрочнению знаний обучающихся. Привлечение письменных источников при изучении истории педагогики дает обучающимся возможность:

— раскрыть информационную значимость источника (о каких сторонах истории свидетельствует источник, что дает для характеристики отдельных событий, личностей и др.);

Список

1. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М. В. Богуславский. - М. : ФГНУ ИТИП РАО, Издательский дом ИЭТ, 2012. - 436 с.

2. Гугнина, О. В. Актуализация знаний и рефлексия как этапы современного урока обществознания в условиях ФГОС / О. В. Гугнина // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 3. - С. 55-58.

— соотнести информацию источника с контекстными знаниями, иллюстрировать и дополнять их;

- сопоставить и систематизировать данные различных источников и на их основе высказать и аргументировать свои оценочные суждения.

Еще один вид творческого задания, требующего от студентов креативного мышления, оригинальных находок, представлен в пособии - эссе. Кроме рекомендаций по написанию эссе, примера этого вида сочинения, Л. Э. Заварзина предложила различные темы для написания эссе, среди которых афоризмы выдающихся педагогов.

Уверены, что рецензируемое учебное пособие, представляющее пример наиболее удачного сочетания научности с живостью и образностью изложения (в первой его части) и многообразия видов самостоятельной работы (во второй части), окажет существенную помощь студентам при изучении курса «История образования и педагогической мысли». Полагаем также, что материалы, имеющиеся в пособии, будут интересны всем, кто неравнодушен к отечественной культуре и образованию в частности.

литературы

3. Заварзина, Л. Э. Самостоятельная работа студентов при изучении курса «История образования и педагогической мысли» / Л. Э. Заварзина. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. - 235 с.

4. Фроловская, М. Н. Педагогическое образование в герменевтическом круге / М. Н. Фроловская // Педагогика. -2016. - № 6. - С. 26-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.