Научная статья на тему 'Судостроительный кластер Архангельской области как основа развития реального сектора экономики региона'

Судостроительный кластер Архангельской области как основа развития реального сектора экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пластинина В. Г.

В статье рассмотрены вопросы формирования судостроительного территориального кластера Архангельской области, обозначены проблемы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судостроительный кластер Архангельской области как основа развития реального сектора экономики региона»

62

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

4. Борисова Е.В. Инновационный потенциал Красноярского края как основа формирования инновационной инфраструктуры региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/14094.

5. О бизнес-инкубаторе КРИТБИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kritbi.ru/kritbi.

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ кластер АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

© Пластинина В.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Северодвинск

В статье рассмотрены вопросы формирования судостроительного территориального кластера Архангельской области, обозначены проблемы его развития.

Ключевые слова: кластер, судостроительный кластер, эффект синергии.

Со времен Петра I на территории Архангельской области существовал и развивался крупный сектор экономики - судостроение. Его основой сегодня выступают предприятия судостроения и судоремонта (ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта») [1]. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года судостроение относится к главным приоритетам в развитии машиностроительного комплекса региона [2].

Судостроительная промышленность определяет национальную безопасность во всех сферах морской деятельности, в том числе оборонной, транспортной, продовольственной, энергетической и технологической, так же ей отведено особое место в освоении ресурсов Арктики.

Для обеспечения эффективной государственной поддержки социальноэкономического и инновационного развития территорий с наибольшим научно-техническим и инновационным потенциалом сформирован судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области [3]. В развитии данного кластера принимают участие крупнейшие предприятия судостроительной отрасли, исследовательские институты, образовательные учреждения, конструкторские бюро. Каждый элемент кластера имеет свою

Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук.

Инновационный потенциал российских регионов

63

развитую сеть филиалов, представительств, поставщиков и контрагентов, что способствует быстрому и эффективному процессу создания добавленной стоимости.

В состав судостроительного инновационного территориального кластера входят шесть производственных предприятий (ОАО «ПО «Севмаш»; ОАО «Центр судоремонта «Звездочка»; ОАО «Северное производственное объединение «Арктика»; ОАО «Северный рейд»; ЗАО «Биус»; ЗАО «Промышленные технологии»), которые располагаются в непосредственной близости друг от друга.

Платформу для создания инноваций в отрасли формируют научно -исследовательские институты, конструкторские бюро, образовательные учреждения:

- Северный Арктический Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, который активно сотрудничает с международными организациями, научно-образовательными учреждениями и бизнесструктурами в сфере науки и образования [4]. Университет включает в себя широкий спектр институтов, в том числе институт судостроения и морской арктической техники [5];

- Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук;

- ОАО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега»;

- ОАО «Конструкторское бюро «Рубин-Север».

Государственную и правовую поддержку оказывают областное и местное самоуправление в лице:

- Правительства Архангельской области;

- Министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области;

- Министерства промышленности и торговли Архангельской области;

- Министерства образования и науки Архангельской области;

- Администрации муниципального образования «Северодвинск».

Тесное взаимодействие участников кластера создает фундамент для создания инновационного процесса во всех сферах деятельности. Качественные преобразования в одной из сфер, например, образовании, отражаются на других элементах.

Ярким примером положительного взаимного влияния науки и промышленности при государственной поддержке является система «завод-втуз», реализующаяся в САФУ имени М.В. Ломоносова. Данная система подготовки инженерных кадров представляет собой сочетание теоретического обучения с производственной работой студентов на базовых предприятиях в соответствии с направлением подготовки. Сегодня система «завод - втуз» решает задачи сокращения сроков адаптации специалистов к условиям кон-

64

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

кретного предприятия, обеспечивает ускоренный рост профессионального мастерства специалистов и включение их в решение задач научно-технического характера на предприятии за счет максимального приближения учебного процесса к производству.

К сожалению, создание и развитие судостроительного инновационного территориального кластера на сегодняшний день закреплено только на бумаге. Его участники действуют как самостоятельные элементы и не являются единым организмом, источником долгосрочного социально-экономического развития региона.

Утвержденная структура не имеет обратной связи с производственными предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями и представителями государственных органов власти. Единство же структуры будет достигаться только в случае взаимодействия всех элементов. Стратегию развития кластера должна задавать «Инвестиционная компания «Архангельск», которая, по сути, является чужеродной структурой. Наиболее целесообразно производить управление структурой на основе участников кластера, например ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Преимущество ОСК перед другими структурными элементами в том, что в состав холдинга входят предприятия, объединенные единым вектором развития, стратегией и политикой. Корпорация уже имеет отлаженный механизм управления, координации, административный ресурс для решения проблем в области судостроения и систему отчетности перед государством по итогам выполненных работ.

Недееспособность современной структуры управления кластером связана и с правовыми аспектами. Отсутствие координации предприятий кластера, общей стратегии поднимает вопрос о закреплении на уровне нормативного акта ответственного субъекта за выработку, реализацию и контроль плана развития судостроительного территориального инновационного кластера. Эффективное управление и устойчивое развитие базируется на показателях эффективности деятельности структур. Сегодня оценка экономикопроизводственных и социальных результатов кластера затруднена в силу отсутствия единой методики ее расчетов. Разработка и утверждение методических указаний по определению индикаторов развития, показателей эффективности с учетом отраслевой специфики деятельности кластера на уровне региона и страны позволили бы производить качественное оперативное управление, надлежащее планирование и прогнозирование развития отрасли и территории.

Разработку методических указаний целесообразно возложить на САФУ имени М.В. Ломоносова как научную основу региона. Апробирование систем оценки эффективности необходимо производить на основе статистической и отраслевой информации. Свободный доступ к отраслевым данным позволит производить исследования на базе Северного Арктического Феде-

Инновационный потенциал российских регионов

65

рального Университета, интегрировать науку в решение непосредственных производственных проблем путем написания практикоориентированных выпускных квалификационных работ не только по инженерным специальностям, но и области экономики, управления, энергетики и других.

Еще одна проблема развития судостроительного кластера Архангельской области связана с дефицитом трудовых ресурсов. Особенно сильно от него страдают производственные предприятия. Сложные демографические и политические условия диктуют судостроительному кластеру Архангельской области необходимость в создании комплексной программы по привлечению трудовых ресурсов в регион.

При реализации механизма кластерного развития экономики государство получает организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным и малым предприятиям, поставщикам, научно-исследовательским центрам, учебным учреждениям и другим организациям. Особо следует отметить, что в кластере достигается синергетический эффект за счет упрощенного доступа его участников к финансовым ресурсам, новым технологиям и рынкам. Данный эффект возникает при взаимовыгодном сотрудничестве всех элементов системы, их качественной и количественной совместимости.

Список литературы:

1. ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.nord-osk.ru/ (дата обращения: 18.02.2015).

2. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 №2074-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» (ред. от 26.12.2014).

3. Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория. - Режим доступа: http://duster.hse.ru/dusters/72/ (дата обращения: 17.02.2015)

4. Международная деятельность Северного (Арктического) федерального университета [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://narfu.ru/international/ (дата обращения: 17.02.2015).

5. Филиал САФУ в г. Северодвинске Севмашвтуз [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://narfu.ru/sf/sevmashvtuz.

6. Современное состояние и особенности национальной экономики в условиях глобализации: коллективная монография / Под общей редакцией Н.А. Адамова. - М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.