Научная статья на тему 'Судебное обжалование решений местного самоуправления, его органов и должностных лиц'

Судебное обжалование решений местного самоуправления, его органов и должностных лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1064
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уфимцева Татьяна Михайловна

В статье анализируются вопросы судебного обжалования решений местного самоуправления, его органов и должностных лиц в случае принятия незаконного акта, причинения имущественного, морального или иного вреда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебное обжалование решений местного самоуправления, его органов и должностных лиц»

Студенческая трибуна

T. M. Sekretareva

STATE OF LIMITED MENTAL HEALTH AND PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION IN THE LEGISLATION OF MODERN

In the article a term «limited mental health» and problems of its implementation in the legislation of modern Russia are analyzed.

Key words: mental health, Criminal Law, crime, mental disorder.

SEKRETAREVA Tatiana Mihajlovna - Student of the Interregional Open Social University, Yoshkar-Ola. E-mail: fpps@mosi.ru

УДК 342.55

СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,

ЕГО ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Уфимцева Татьяна Михайловна,

студентка 1 курса факультета права и психологии Межрегионального открытого социального института, г. Йошкар-Ола.

E-mail: fpps@mosi.ru

В статье анализируются вопросы судебного обжалования решений местного самоуправления, его органов и должностных лиц в случае принятия незаконного акта, причинения имущественного, морального или иного вреда.

Ключевые слова: судебное обжалование, местное самоуправление, должностные лица, ответственность.

«Местное самоуправление - гарантируемая и признаваемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения» [1].

Судебное обжалование действий (бездействий) решений местного самоуправления, его органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан Российской Федерации, свою историю начинает с конца восьмидесятых годов двадцатого века. Введенные с 1 января 1988 г. - 1 июля 1990 г. Закон СССР от 30 июня 1987 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» и с 1 июня 1990 г. - Закон СССР от 2 ноября 1989 № 719-1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» [2] показали, что они оказались только формальными, так как граждане не моги в полном объеме пользоваться своими правами: обжаловать в суде действия коллегиальных органов, которые нарушали гражданские права.

Чтобы решить данную проблему 27 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», закрепивший право обжалования действий и решений единоличных и коллегиальных органов, в результате которых нарушаются гарантированные

Конституцией РФ права и свободы граждан [3]. Свое существование данный закон продолжил в Федеральном Законе от 6 октября 2003 г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 78 ФЗ 2003 г. в суде рассматриваются решения со стороны прямого волеизъявления граждан, также действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления, их решения.

«Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2) [4].

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ субъектом обжалования могут стать граждане и организации, предметом оспаривания которых являются действия (бездействия) многочисленных органов и лиц, оперативные решения, контролирующие, регистрационные функции практически во всех областях гражданской деятельности.

В современности выделяются три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

Во-первых, принятие должностными лицами незаконных актов правового характера в органах местного самоуправления, которые в полном объеме нарушают гражданскую свободу и права. Так, любой гражданин, который считает, что его права ущемлены, может

108

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Уфимцева Т. М.

обжаловать интересующие его акты правового характера.

В суде разрешено обжаловать нормативные и акты индивидуального характера. Обращение со стороны лица, ущемленного в правах, может быть направлено в суд, государственному органу, учреждению, общественному объединению, должностному лицу органа местного самоуправления. Гражданин в праве самостоятельно выбрать суд, помощью которого он воспользуется: по месту нахождения органа местного самоуправления или по месту жительства.

Во-вторых, ответственность лежит на должностных лицах или органах местного самоуправления, если они своими противоправными действиями причинили имущественный, моральный или иной вред, ущерб которого компенсируется. Возмещение ущерба регулируется статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Формы и виды деяний, причиняющие вред разнообразны. Например, к ним можно отнести индивидуальные или акты нормативного характера, которые направлены юридическим лицам и гражданам, подлежащие обязательному исполнению. К причинению вреда, как непринятие необходимых мер, может привести и противоправное бездействие.

В-третьих, причинение вреда должностными лицами и органами местного самоуправления в результате технической и хозяйственной деятельности. С 2003 года в соответствии со статьей 41 Федерального Закона «О местном самоуправлении» местное самоуправление является юридическим лицом, то есть несет ответственность за совершаемые действия и самостоятельно выступает в гражданско-правовом обороте. Органы местного самоуправления несут ответственность в результате невыполнения условий гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами согласно статье 1064 и в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 256 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации установливает единый срок для подачи заявления, равный трем месяцам. Свою работу он начинает со следующего дня, когда лицо узнало о нарушении своих свобод и прав. Например, устный отказа в приеме документов, письменный отказ в удовлетворении жалоб, получении документа, в котором нарушаются свободы гражданина и его права.

Общие принципы местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, в местном самоуправлении и лежат в основе деятельности и организации населения, формируют органы, самостоятельно осуществляющие управление делами местного значения и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов муниципальных образований и государственной власти субъектов Российской Федерации и [5].

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

В деятельности населения, связанной с решением вопросов местного значения, важно обеспечить взаимосвязь должностных лиц и органов местного самоуправления, которое является субъектом прав местного самоуправления. Население муниципального образования определяет механизм организационного осуществления норм муниципального права, прописанного в уставе муниципального образования.

Гарантии прав местного самоуправления охватывают всю совокупность условий и средств, обеспечивающих правовую защиту и их реализацию [6]. К правовой защите можно отнести юридические, духовные, политические и экономические гарантии. Если будет сформулирован четкий порядок наступления ответственности за действия, нарушающие права граждан, увеличится эффективность исполнения правовых норм государственного контроля.

Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления - это последствия принятых противоправных решений [7].

Так как проблема передачи полномочий органам местного самоуправления является на сегодняшний день актуальной, она требует тщательного изучения для дальнейшего совершенствования механизма местного самоуправления. Одним из путей решения данной задачи будет высокое культурное правосознание органов и должностных лиц местного самоуправления, возможно введение определенных санкций за нарушение должностных обязанностей, прав граждан Российской Федерации.

Таким образом, государственные и общественные формы контроля за деятельностью местного самоуправления, которые закреплены Законом и обеспечивают защиту интересов государства, граждан, населения, учреждений, предприятий, организаций, являются необходимым условием в реализации муниципальных норм права. Опыт, который приобретается годами, показывает, что для того, чтобы отстаивать свои законные права, нужно хорошо знать законы.

На сегодняшний день стоит острая проблема реализации Законных прав из-за размытости закона от 6 октября 2003 г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Граждане, зная закон, имеют полное право обратиться в органы прокуратуры, суд, где решение поставленной проблемы будет идти гораздо быстрее.

Литература

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3230; 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Производство по делам об оспаривании решений, дей-

ствий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления [Электронный ресурс]:

http://studme.org/135606159112/pravo/proizvodstvo_delam_ospari

109

Студенческая трибуна

vanii_resheniy_deystviy_bezdeystviya_organov_gosudarstvennoy_

vlasti.

3. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. №12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3230; 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. С.96.

6. Федеральный закон от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3230; 2003. № 40. Ст. 3822.

7. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право. Москва. С.516.

8. Консультант плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

9. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

10. Михеева Т. Н. Новеллы в правовом регулировании местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 65-68.

T. M. Ufimtseva

DECISIONS' JUDICIAL APPEAL OF LOCAL SELF-GOVERNMENT,

ITS BODIES AND OFFICIALS

In the article decisions' judicial appeal of local self-government, its bodies and officials are analyzed in the case of passing of the illegal act, causing property, moral or other damage.

Key words: judicial appeal, self-government, officials, responsibility.

UFIMTCEVA Tatiana Mihajlovna - Student of the first year studying of the faculty of Law and Psychology of the Inter-Regional Open Social Institute, Yoshkar-Ola.

E-mail: fpps@mosi.ru

110

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ. ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

УДК 342.5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ «ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Черкасов Константин Валерьевич,

доктор юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой административного, финансового и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), г. Нижний Новгород.

E-mail: CherkasovKV1978@yandex.ru

Захаревич Дмитрий Александрович,

преподаватель кафедры административного, финансового и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), г. Нижний Новгород.

E-mail: zaharevich_dima@mail.ru

Статья посвящена процессу формирования системы «Открытое правительство» в России. Анализируется нормативно-правовая основа деятельности «Открытого правительства», организационная структура органов, ответственных за его реализацию. Особое внимание уделяется взаимосвязи системы «Открытое правительство» с концепцией «Электронное правительство». Выделяются основные организационно-правовые проблемы внедрения механизмов открытости в государственное управление.

Ключевые слова: «Открытое правительство», государственное управление, органы государственной власти, информационно-коммуникационные технологии, взаимодействие органов власти и граждан.

В последние десятилетия в мире все больше набирает популярность идея развития «нового государственного управления», основанного на двухстороннем взаимодействии органов государственной власти с гражданами и бизнес-структурами посредством использования информационных технологий. Инструментами реализации данного проекта призваны стать взаимосвязанные системы «Электронное правительство» (англ. «e-Govemment») и «Открытое правительство» (англ. «Open government»). Достигнув определенных результатов в области информатизации государственных органов и внедрения механизмов «Электронного правительства», в настоящее время в Российской Федерации ведется активная работа по интеграции новой западной системы взаимодействия органов власти (управления) и общества «Открытое правительство» в отечественную структуру государственного администрирования. Процесс внедрения механизмов открытости в деятельность государственных структур сталкивается с теоретическими и организационно-правовыми трудностями.

Статья выполнена в рамках гранта ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» на тему: «Открытое

правительство» в механизме взаимодействия государства и общества: состояние и перспективы повышения эффективности.

К теоретическим проблемам следует отнести отсутствие единообразного понимания «Открытого правительства» в отечественной науке и практике. Отчасти причиной этого является недостаточная проработанность дефиниции в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы внедрения системы в государственное управление России. Важно отметить, что в Российской Федерации термин «Открытое правительство» вошел в научный оборот в результате дословного перевода английского словосочетания «Open government» на русский язык. Однако, английское слово «government» гораздо шире понятия «правительство» (как органа исполнительной власти), и включает в себя такие значения как «государство», «управление», «власть» [13]. В частности, западная концепция «Open government» предусматривает развитие новых способов организации государственного управления, а не конкретной управленческой структуры.

В связи с этим этимологически название концепции было бы точнее перевести на русский, как «открытое государственное управление», подразумевающее использование механизмов обеспечения открытости власти и информационных технологий в организации и осуществлении публичного администрирования. Думается, употребление термина «Открытое правительство» в качестве синонима «Open

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.