Научная статья на тему 'Subjective well-being of the child brought up in the remarried family'

Subjective well-being of the child brought up in the remarried family Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
639
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МОДЕЛИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬИ ПОВТОРНОГО БРАКА / SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL / MODELS OF SUBJECTIVE WELL-BEING / EDUCATION / REMARRIED FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Kolotilina Victoria V.

В статье рассматриваются: проблема субъективного благополучия ребенка, различные модели субъективного благополучия, тип семейного воспитания в семьях повторного брака, излагаются результаты сравнительного исследования субъективного благополучия ребенка в семьях с разным стажем совместного проживания в повторном браке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Subjective well-being of the child brought up in the remarried family»

УДК 159.9:316.356.2

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА,

ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В СЕМЬЕ ПОВТОРНОГО БРАКА

В. В. Колотилина

SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE CHILD BROUGHT UP IN THE REMARRIED FAMILY

V. V. Kolotilina

В статье рассматриваются: проблема субъективного благополучия ребенка, различные модели субъективного благополучия, тип семейного воспитания в семьях повторного брака, излагаются результаты сравнительного исследования субъективного благополучия ребенка в семьях с разным стажем совместного проживания в повторном браке.

The paper addresses the problem of subjective well-being of the child, various models of subjective well-being, and the type of family education in remarried families. The results of comparative research of the child’s subjective wellbeing in remarried families with different experiences of cohabitation are discussed.

Ключевые слова: субъективное благополучие, модели субъективного благополучия, воспитание, семьи повторного брака.

Keywords: subjective well-being of the individual, models of subjective well-being, education, remarried family.

О природе и проблеме субъективного благополучия личности писали разные авторы, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, хотя проблема эта приобретает свою актуальность именно в последнее время.

Говоря о субъективном благополучии, авторы обращают особое внимание на характер установления субъектом связей между отражаемыми оценочными характеристиками внешних объектов и явлений и характеристик внутреннего мира.

Так, Р. М. Шамионов определяет субъективное благополучие как собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [15].

В общем и целом понимание субъективного благополучия личности сводится к следующим основным категориям:

1) степени соответствия системе ценностей, принятой в данной культуре. Благополучным ощущает себя человек, обладающий социально желательными качествами;

2) удовлетворенности жизнью;

3) обыденному пониманию счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными.

Субъективное благополучие личности разные авторы связывают с разными факторами:

1) с успешностью самореализации личности (сторонники гуманистической ориентации А. Маслоу, К. Г. Юнг, М. Ягода, Г. Олпорт, К. Роджерс);

2) качествами самой личности, ее поло-возрастными особенностями;

3) с условиями жизнедеятельности (образовательными, социальными, экономическими) (М. В. Григорьева, О. А. Елисеева, Л. В. Куликов, В. А. Погор-ская, Г. В. Пучкова, Р. М. Шамионов, N. Вга^ит,

С. Б. Куй", Б. Shek и др.).

В период изучения субъективного благополучия как предмета, имеющего структуру, признаки и осо-

бенности в зарубежной психологии авторы выделяли следующие компоненты: позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни, доверительные отношения с другими, способность следовать своим убеждениям, компетентность, наличие целей в жизни, чувство самореализации (C. D. Ryff); различия между позитивно и негативно окрашенными аффектами (N. Bradburn); переживание безнадежности (надежды), собственной умелости, удовлетворенности жизнью и чувства собственного достоинства (D. Shek); удовлетворение, приятные и неприятные эмоции (E. Diener); аффективная и когнитивная оценка человеком удовлетворенности своей жизнью (A. Yang, D. Wang, T. Li, F. Teng, Z. Ren).

В отечественных исследованиях Л. В. Куликов выделяет следующие составляющие субъективного благополучия личности: социальное, духовное, материальное, физическое и психологическое [7]. В частности, социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом, межличностными связями и статусом в микросоци-альном окружении, чувство общности, принадлежности и т. п. Создается благополучие за счет удовлетворяющих межличностных отношений, возможности общаться, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Напряженность же в значимых межличностных отношениях может быть разрушительна для ощущения благополучия.

В. А. Погорская приходит к выводу, что субъективное благополучие - категория субъектности человека, в которой едины восприятие, оценка, соотнесение и другие процессы, обусловленные через многократные опосредования внешними и внутренними детерминантами; обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Оно является важной составляющей частью доминирующего психического состояния [11, с. 254].

Г. В. Пучкова в структуре субъективного благополучия выделила три основных компонента:

1) когнитивный - представления о благополучии и будущем;

2) эмоционально-оценочный, включающий оптимизм, удовлетворенность настоящим и прошлым, позитивное отношение к другим, самооценку здоровья, независимость, принятие себя и аутентичность;

3) мотивационно-поведенческий компонент, который включает контроль над обстоятельствами и цели жизни [12].

В исследованиях, посвященных изучению субъективного благополучия ребенка как субъекта психоло-го-педагогической деятельности, рассматривалась гипотеза о влиянии на субъективное благополучие особенностей образовательной среды. Так, М. В. Григорьевой было выявлено, что в гимназических классах основу структуры субъективного благополучия составляет удовлетворенность отношениями с другими людьми в целом, условиями обучения, отношениями с родителями и жизнью в целом, в то время как в общеобразовательных классах такой основой является удовлетворенность отношениями с другими людьми в целом и отношениями с родителями [4].

О. А. Елисеева в своей работе говорит о психологической безопасности как качественной характеристике образовательной среды, которая является условием гармоничного развития личности и субъективного благополучия участников образовательного процесса и уровень психологической безопасности влияет на показатели субъективного благополучия подростков: напряженность и чувствительность, самооценку здоровья, активность субъекта, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, понимание и принятие других людей [5].

Согласно данным Е. Е. Бочаровой, субъективное благополучие - феномен, относящийся к внутренней системе личности, внутренним критериям адаптиро-ванности в социальной среде и подразумевает отсутствие болезненных психических проявлений, способность преодолевать трудности, ставить жизненные цели и поддерживать уровень активности в их достижении. Субъективное благополучие является фактором социально-психологической адаптации [2].

Таким образом, можно наметить основные направления, по которым имеются разработки в русле данной проблемы: изучение субъективного благополучия в зависимости от самореализации личности взрослого человека, ощущения им удовлетворенности жизнью, своим социальным статусом и межличностными связями, изучение субъективного благополучия ребенка как субъекта психолого-педагогической деятельности в условиях образовательной среды и её психологической безопасности, выделение структуры и компонентов субъективного благополучия. Несомненно, что по данной тематике существует множество различных теоретико-методологических подходов и проведен ряд эмпирических исследований, однако важно отметить, что проделанная работа не лишена и ряда недостатков. Прежде всего, отсутствие комплексного подхода, большинство работ оперирует лишь двумя-тремя переменными, недостаточное внимание уделяется влиянию семьи как источнику первичной социализации, освоения социокультурного опыта, интеллектуального и личностного развития и адаптации ребенка, рассмотрение же субъективного благополучия в рамках семьи повторного брака ока-

зывается вне поля внимания современных исследователей. Все это свидетельствует о важности и актуальности изучения субъективного благополучия детей, воспитывающихся в повторнобрачных семьях, т. к. социальная адаптация ребенка начинается в микросоциуме семьи.

Физическое и, в особенности, психологическое благополучие ребенка является условием сохранения его здоровья и достижения высоких результатов в его воспитании, обучении и развитии. В связи с многочисленными фактами насилия и жестокости родителей по отношению к собственным детям, увеличения количества детей-сирот при живых родителях, проблема благополучия детей, в особенности воспитывающихся в семьях повторного брака, обретает высокую социальную значимость.

Важно отметить, что семьи, образованные в повторном браке, характеризуются более сложной картиной развития, чем семьи первого брака. В случае повторного брака пересекаются две линии развития семьи: последовательность стадий жизненного цикла семьи, обусловленных реализацией воспитательной функции и возрастом членов семьи, и специфические для повторного брака этапы развития: сепара-

ции/развода; неполной семьи; ухаживания и повторного брака [3]. При этом задачами повторного брака являются:

1) определение новых границ семейной системы, состава семьи;

2) создание новой ролевой структуры семьи с учетом прежнего опыта главенства, распределения ролей и осуществления функций контроля;

3) формирование нового семейного самосознания, семейной культуры и семейной истории [6].

Мы полагаем, что ребенок, переживающий образование новой семьи, может столкнуться с трудностями, влияющими на формирование им отношений с действительностью. Напряженность в значимых межличностных связях, определенное отношение в диаде «ребенок-неродной родитель» отражается на субъективном переживании им своего нового статуса, удовлетворенности межличностными связями, внутреннем равновесии, результатах воспитания, поэтому исследование субъективного благополучия ребенка в семье повторного брака представляется важной и актуальной проблемой.

Существование повторного брака в условиях современного общества - весьма распространенное явление. Образованные, как правило, вследствие развода, повторные браки становятся новой формой супружеского союза, в котором начинают проживать дети супругов от предыдущих браков. Трудности установления детьми отношений с новыми супругами родителей определяются сохранением старой эмоциональной привязанности к родителю, проживающему отдельно, и чувством ревности к новому супругу, претендующему на любовь и внимание родителя. При этом отношение детей к повторному браку родителя (чаще это явление имеет место в повторных браках матерей, т. к. по давно устоявшейся традиции, ребенок после развода родителей остается с матерью) определяется их, возрастом, полом, историей семьи и отношениями с родителем, который вступает в брак,

типом семейного воспитания, реализуемым в семье [17].

Целью нашего исследования стало изучение субъективного благополучия детей в семьях повторного брака. Исходя из имеющихся теоретических и эмпирических данных, мы выдвинули следующие гипотезы:

1) существуют различия в показателях субъективного благополучия ребенка в семьях повторного и первого брака;

2) существует специфика значимых показателей субъективного благополучия ребенка по мере прохождения семьи повторного брака циклов развития семьи;

3) адаптационный период в жизни новой семьи приходится на первые 3 года жизни.

Для проведения исследования из числа обратившихся за психологической консультацией в Центр социальной помощи семье и детям была выделена группа испытуемых в возрасте 7 - 18 лет обоего пола в количестве 200 человек (100 девочек и 100 мальчиков). 100 человек из выборки воспитываются в семьях, где один из родителей является неродным. Выборка детей из повторных семей по периоду совместного проживания с неродным родителем была поделена на следующие группы:

0 - 3 лет 18 человек (18 %) (8 мальчиков, 10 девочек);

4 - 6 лет 41 человек (41 %) (23 мальчика, 18 девочек);

7 - 12 лет 37 человек (37 %) (17 мальчиков, 20 девочек);

13 - 18 лет 4 человека (4 %) (2 мальчика, 2 девочки).

В основу разделения на группы мы положили периодизацию жизненного цикла развития семьи Ю. Е. Алешиной [1], поскольку она учитывает переходные периоды в жизни семьи, связанные с появлением детей. Большинство авторов периодизаций жизненного цикла семьи отмечают влияние на взаимодействие в семье появления детей, их наличие и взросление, а также связывают появление проблем у членов семьи с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям (Д. Леви, Р. Нойберт, А. И. Антонов, Э. К. Васильева и др.). Наиболее стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. В периодизации Ю. Е. Алешиной обобщены исследования жизненного цикла семьи, и она в этой связи может быть адаптирована к целям нашего исследования, поскольку учитывает стаж брака и наличие-отсутствие детей в семье.

В таблице 1 представлены поло-возрастные характеристики выборки. Таким образом, в семьях повторного брака, проживающих совместно менее трех лет (0 - 3), группа 1,72 % детей школьного возраста, 22 % - подросткового и 6 % юношеского; в семьях, проживающих совместно 4 - 6 лет (группа 2), 85 % детей школьного возраста и 15 % подросткового; в семьях, проживающих совместно от 7 до 12 лет (группа 3), 38 % детей школьного возраста, 57 % -подросткового и 5 % - юношеского; в семьях, воспитывающих детей с дошкольного возраста, со стажем совместного проживания 13 - 18 лет (группа 4), 100 % детей юношеского возраста.

Таблица 1

Представленность поло-возрастных параметров в исследуемых группах детей

из семей повторных браков

Возрастные периоды Группа І Группа 2 Группа 3 Группа 4

пол

І 2 І 2 І 2 І 2

Школьный возраст (7 - 11 лет) 5 8 17 18 5 9 - -

Подростковый возраст (12 - 15 лет) 2 2 6 - 11 10 - -

Юношеский возраст (16 - 18 лет) 1 - - - 1 1 2 2

Примечание: 1 - мальчики, 2 - девочки.

Методы исследования

Для выявления социально-демографических характеристик исследуемых использовалась авторская анкета.

Для диагностики уровня субъективного благополучия ребенка, воспитывающегося в семье повторного брака, использовалась методика Шкала субъективного благополучия Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche в адаптации М. В. Соколовой [14]. Методика представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта. Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами.

Для диагностики типа родительского воспитания использовался опросник «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстиц-кис).

Для выявления родительского отношения мы использовали тест-опросник родительского отношения ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин).

При статистической обработке данных использовался 1-критерий Стьюдента в программном пакете 8ТЛТ18Т1СЛ.

Результаты, полученные с использованием Шкалы субъективного благополучия, приведены в таблице 2 и отражают статистически значимые отличия показателей субъективного благополучия (СБ) у детей, воспитывающихся в семьях разного типа. Так, общие показатели субъективного благополучия (сум-

ма) значимо выше (при р = 0,0005), у детей из семей повторного брака. Получены значимые отличия по показателям: психоэмоциональная симптоматика

(р = 0,0117), изменения настроения (р = 0,000), значимость социального окружения (р = 0,0025), самооценка здоровья (р = 0,0000). Таким образом, общие результаты и отдельные показатели субъективного благополучия детей в повторнобрачных семьях находятся в пределах нормы. Однако имеют место статистически значимые отличия, которые позволяют ин-

терпретировать показатели субъективного благополучия в диапазоне от умеренного благополучия до выраженного эмоционального дискомфорта. Таким образом, полагаем, что в индивидуальных случаях можно говорить о наличии у детей, воспитывающихся в повторнобрачных семьях, трудностей в контроле своих эмоций, неуравновешенности, беспокойства по поводу реальных и воображаемых неприятностей, а также комплекса неполноценности, неудовлетворенности собой и своим положением [14].

Таблица 2

Представленность показателей субъективного благополучия в исследуемых группах

Показатели СБ Тип семьи ґ-критерий

1 2

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику 8,58000 10,11000 -2,54211

Изменения настроения 4,26000 6,45000 -5,31312

Значимость социального окружения 6,26000 7,80000 -3,06135

Самооценка здоровья 4,04000 5,53000 -4,61772

Сумма 2,92000 3,94000 -3,52485

Примечание: 1 - семьи, воспитывающие совместных детей, 2 - семьи повторного брака.

Таблица 3

Показатели субъективного благополучия в группах детей, воспитывающихся в семьях повторного брака

Показатели СБ Среднее значение Различия при р < 0,05 в парах

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4

Напряженность и чувствительность 14,66667 11,21951 7,97297 7,25000 1-2, 2-3, 1-4

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику 13,88889 10,80488 7,78378 7,50000 1-2, 2-3, 1-4

Изменения настроения 9,72222 6,97561 4,59459 3,50000 1-2, 2-3, 1-4

Значимость социального окружения 11,00000 8,68293 5,51351 5,50000 1-2, 2-3, 1-4

Самооценка здоровья 7,66667 5,97561 4,16216 4,00000 1-2, 2-3, 1-4

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 11,05556 9,29268 7,32432 7,50000 2-3, 1-4

Сумма 6,55556 4,48780 2,27027 2,00000 1-2, 2-3, 1-4

Рассматривая показатели субъективного благополучия ребенка в семьях повторного брака с разным стажем совместного проживания, можно говорить о наличии значимых отличий в показателях по шкале субъективного благополучия как общих, так и отдельных кластеров, отражающих более детальное положение ребенка в семье повторного брака (таблица

3). Так, значимо выше показатели по кластерам: напряженность и чувствительность; признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику; изменение настроения; значимость социального окружения и самооценка здоровья у детей, проживающих в новой семье менее шести лет. При этом самые высокие показатели у детей, воспитывающихся в семьях, которые переживают адаптационный период, 0 - 3 лет (группа 1). Вероятно, это связано с чрезмерной чувствительностью младших подростков (72 % от общего состава группы) к попыткам отчима или мачехи выполнять воспитательную родительскую функцию, они бурно протестуют против их требований, в то время как младшие дети (раннего и дошкольного

возраста (группа 4)) легче формируют привязанность к новому члену семьи, получая явные преимущества от общения с компетентным взрослым.

Следующим этапом исследования стало изучение особенностей семейного воспитания в исследуемых группах. Результаты исследования типа семейного воспитания: родительского отношения (ОРО) и типа родительского воспитания по методике АСВ (таблица

4) показали значимые отличия в исследуемых параметрах. Мы можем говорить о тенденции неродного родителя дистанцироваться от ребенка супруга, ему свойственна степень недоверия ребенку, в некоторых ситуациях ребенок воспринимается неприспособленным к жизни, неудачливым и несмышленым, также у неродного родителя менее выражено стремление помогать ребенку в его делах и планах, гордиться им, поощрять его инициативу и самостоятельность, взрослый игнорирует интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка. При этом родитель непоследователен в воспитании: требования к ребенку могут быть непомерными и не соответствующими его возможно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стям, но в то же время, родителем не установлены ному реагированию и применению строгих наказа-рамки в его поведении, и в случае незначительных ний. нарушений имеет место приверженность к чрезмер-

Таблица 4

Тип семейного воспитания в исследуемых группах

Показатели шкал Тип семьи і-критерий

1 2

Тест-опросник ОРО

Принятие-отвержение 12,10000 10,08000 2,78978

Кооперация 4,70000 3,33000 5,36687

Симбиоз 3,67000 1,85000 7,84481

«Маленький неудачник» 2,14000 2,95000 -2,97318

Тест-опросник АСВ

Чрезмерность требований-обязанностей 1,89000 2,65000 -3,87642

Недостаточность требований-обязанностей 1,81000 2,44000 -2,51335

Недостаточность требований-запретов 1,95000 2,50000 -2,77196

Чрезмерность санкций 1,73000 2,62000 -3,70499

Примечание: 1 - семьи, воспитывающие совместных детей, 2 - семьи повторного брака.

Таблица 5

Тип семейного воспитания в группах детей, воспитывающихся в семьях повторного брака

Показатели шкал Среднее значение Различия при р < 0,05 в парах

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4

Тест-опросник ОРО

Принятие-отвержение 11,27778 11,31707 8,29730 8,50000 2-3

Контроль 3,88889 3,58537 2,08108 2,50000 2-3

Тест-опросник АСВ

Гиперпротекция 2,05556 3,17073 3,83784 0,50000 1-2, 2-4, 3-4

Гипопротекция 3,44444 2,95122 4,37838 1,50000 2-3, 3-4

Потворствование 1,83333 2,97561 4,40541 2,00000 1-2, 2-3, 3-4

Игнорирование потребностей ребенка 1,55556 1,56098 3,29730 1,00000 2-3

Чрезмерность требований-запретов 3,27778 2,75610 2,89189 1,00000 1-4, 2-4, 3-4

Чрезмерность санкций 3,50000 2,48780 2,45946 1,50000 1-2, 1-4

Минимальность санкций 1,22222 2,56098 4,24324 2,25000 1-2, 2-3, 3-4

Неустойчивость стиля воспитания 1,83333 2,36585 3,45946 1,00000 2-3, 3-4

По мере прохождения семьей основных стадий цикла развития семьи, изменяется тип воспитания и характер взаимоотношений с детьми. Результаты отражены в таблице 5 и свидетельствуют о непоследовательности типа воспитания в период от момента создания новой семьи и прохождения ею периода адаптации, который связан с перераспределением ролей, определением правил и норм взаимодействия и осуществления функций контроля и приходится на первые 3 года жизни.

Первые 6 лет жизни в новой семье (группа 1 и 2) сопровождаются стремлением родителя наладить отношения с ребенком супруга, проводить с ним больше времени, взрослый поддерживает его интересы и планы, уделяет ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание становится важным делом его жизни в этот период. В это же время высок уровень контроля за поведением ребенка, приверженность к чрезмерному реагированию на нарушения запретов, строгость наказаний. По мере взросления ребенка

эмоциональное отношение родителя к нему меняется. Подростковый возраст оказывается кризисным периодом для семьи, в силу особенностей личности ребенка в этот период, и неустойчивость стиля воспитания, свойственная многим семьям, переживающих возрастные кризисы детей, имеет место и в семьях повторного брака родителей. Так, родители могут стремиться некритично и максимально удовлетворять потребности ребенка, но в то же время его потребность в эмоциональном контакте и общении с родителем может быть ущемлена. Подросток оказывается на периферии внимания, выпадая у родителей из виду, попадая туда лишь, когда случается что-то серьезное. При этом родители предпочитают обходиться без наказаний, применяя их крайне редко, больше уповая на поощрения.

Результаты и их обсуждение Существуют различия в показателях субъективного благополучия ребенка в семьях повторного и первого брака. У детей из повторнобрачных семей име-

ются эмоциональные проблемы, субъективное благополучие у них умеренное, серьезные проблемы отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. В крайних индивидуальных случаях, возможна неудовлетворенность положением и собой, пессимизм, неуверенность в себе, что может пагубно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка.

Дети в семьях, воспитывающиеся в семье повторного брака родителя с раннего возраста, более 12 лет, удовлетворены своей повседневной деятельностью, окружением, здоровьем, не испытывают напряжения в эмоциональном общении и резких перепадов настроения. Трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенность, беспокойство, неудовлетворенность собой и своим положением характерно для детей, переживающих адаптационный период, который приходится на первые 3 года жизни новой семьи. Младшие дети легче формируют привязанность к неродному родителю, в отличие от подростков, бурно протестующих в ответ на воспитательное воздействие отчима или мачехи.

Семья повторного брака проходит основные этапы, связанные в «приходом» одних членов семьи и

«уходом» других, переживанием образования новой семейной системы, определением её границ, правил и норм взаимодействия, распределения ролей и осуществления функций контроля. Претерпевают изменения также воспитательные воздействия родителей. В период адаптации они находятся в поиске типа воспитания как основы комфортных взаимоотношений, уделяя крайне много внимания воспитанию ребенка супруга, контролю его поведения, соблюдению системы санкций.

Семьи повторного брака становятся нормой жизни современного общества и в начале своего образования проходят кризисные периоды. Эмоциональный дискомфорт испытывают как дети, так и взрослые члены новой семьи. Трудности во взаимоотношениях в таких семьях могут быть вызваны неразвитостью родительских чувств к неродному ребенку, неумением родителей выражать и дозировать свои чувства к ребенку супруга, возрастом, полом ребенка, историей семьи, типом воспитания. Такие семьи нуждаются в психологическом сопровождении и коррекции детско-родительского взаимодействия в особенности на начальных этапах формирования семейной структуры.

Литература

1. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы / Ю. Е. Алешина // Вестник МГУ. -1987. - № 2. - (Серия 14, Психология).

2. Бочарова, Е. Е. О субъективном благополучии личности в аспекте адаптации / Е. Е. Бочарова // Ученые записки. - 2009. - Т. 2. - № 2(6). - (Серия: Психология. Педагогика).

3. Браун, Дж. Семейная психотерапия и семейное консультирование / Дж. Браун, Д. Кристенсен. - М., 2001. - 352 с.

4. Григорьева, М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения / М. В. Григорьева // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 2.

5. Елисеева, О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / О. А. Елисеева. - М., 2011. - 124 с.

6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

7. Куликов, Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л. В. Куликов // Психология здоровья. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.

8. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие для вузов / Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

9. Маслоу, А. Мотивация и личность [пер. с англ.] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. - 351 с.

10. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт; пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

11. Погорская, В. А. Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностно-смысловой сферы личности у студентов педагогических профессий / В. А. Погорская // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3(6).

12. Пучкова, Г. В. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Г. В. Пучкова. - Хабаровск, 2003. - 163 с.

13. Роджерс, К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994. - 480 с.

14. Соколова, М. В. Шкала субъективного благополучия / М. В. Соколова. - 2-е изд. // НПЦ «Психодиагностика». - Ярославль 1996. - 17 с.

15. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции / Р. М. Шамионов // Мир психологии. - 2002. - № 2.

16. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - СПб.: Азбука, 1996. - 736 с.

17. Baumrind, D. Effective parenting during the early adolescent transitions / D. Baumrind // P. A. Cowan, E. M. Hetherington (eds.). Family transitions. - N. Y., 1991.

18. Bradburn, N. The Structure of Psychological Well-Being / N. Bradburn. - Chicago: Aldine Pub. Co, 1969.

19. Diener, E. Factors predicting the subjective well-being of nations / E. Diener, M. Diener & C. Diener // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - 851 - 864 s.

20. Jahoda, M. Employment and unemployment: a socual-psychological analysis / M. Jahoda. - Cambridge, 1982.

21. Ryff, C. D. Human health: new directions for the next millennium / C. D. Ryff & B. Singer // Psychological Inquiry, 1998, 9, 69 - 85 s.

22. Shek, D. After-school time and perceived parental control processes, parent-adolescent relational qualities, and psychological well-being in Chinese adolescents in Hong Kong / D. Shek // Family Therapy [serial online]. - 2007. -№ 34(2).

23. Yang, A. The impact of adult attachment and parental rearing on subjective wellbeing in Chinese late adolescents / A. Yang [et al.] // Social Behavior and Personality [serial online]. - 2008; 36(10):1365-1378. Avaible from March 4, 2011.

Информация об авторе:

Колотилина Виктория Васильевна - соискатель кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий КемГУ, +79236039559, vkolotilina@mail.ru.

Victoria V. Kolotilina - post-graduate student at the Department of Social Psychology and Psycho-Social Technologies, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.