Научная статья на тему 'Субъекты рекламных правоотношений: некоторые вопросы налогообложения'

Субъекты рекламных правоотношений: некоторые вопросы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ / ADVERTISING SERVICES / РЕКЛАМА / ADVERTISEMENT / ДОГОВОР / CONTRACT / РЕКЛАМОДАТЕЛЬ / ADVERTISER / РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ / ADVERTISING DISTRIBUTOR / СПОНСОР / SPONSOR / НАЛОГИ / TAXES / РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ / ADVERTISING COSTS / ГОСУДАРСТВО / STATE / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетников Никита Андреевич

Статья посвящена исследованию и подробному изучению субъектного состава участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of Legal Advertising: Some Taxation Issues

The article is devoted to the research and detailed study of the subjective composition of the legal parties involved in the field of manufacture and distribution of advertising media their organizational and legal forms, the forms of ownership, the tax system chosen by them

Текст научной работы на тему «Субъекты рекламных правоотношений: некоторые вопросы налогообложения»

тельных изменений, а также их консультантами по соответствующим вопросам. Отсутствие таких публичных обсуждений должно стать официальной причиной для дальнейшего отказа депутату во внесении его предложений на обсуждение парламентских комиссий, комитетов и заседаний парламента.

Возможно, перечисленные выше предложения сегодня покажутся кому-то утопией. Однако мы считаем, что право как явление, отображающее многовековую мудрость народа, создающее законы-принципы поведения для многих поколений, право как базис дальнейшего желаемого развития наших стран может рассчитывать на серьезную защиту от профанации, игнорирования важных теоретических основ и положений, которые разрабатывались с целью улучшения качества регулирования сложных общественных отношений.

Можно вести множественные научные дискуссии по поводу различных теорий возникновения права, но нельзя допускать разрушения его целостности, логичности и согласованности на всех этапах существования общества и общественных отношений.

Н.А. Решетников

СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья посвящена исследованию и подробному изучению субъектного состава участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации - их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, рекламные услуги, реклама, договор, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, спонсор, налоги, рекламные расходы, государство.

N.A. Reshetnikov

SUBJECTS OF LEGAL ADVERTISING: SOME TAXATION ISSUES

The article is devoted to the research and detailed study of the subj ective composition of the legal parties involved in the field of manufacture and distribution of advertising media - their organizational and legal forms, the forms of ownership, the tax system chosen by them

Keywords: taxation, advertising services, advertising, contract, advertiser, advertisement, advertising distributor, sponsor, taxes, advertising costs, the state.

Рассмотрение вопросов налогообложения участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации возможно лишь при подробном изучении субъектного состава данных участников - их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения. Так, изготовление и распространение рекламной информации могут осуществлять специализированные организации, привлеченные по договору рекламных услуг. Сторонами данного договора как договора об оказании услуг выступают исполнитель и заказчик, тогда как круг субъектов, перечисленных в ст. 3 Федерального

© Решетников Никита Андреевич, 2013

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: reshetnikov-nikita87@yandex.ru

закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (в ред. от 23 июля 2013 г.)1, значительно шире и включает в себя следующих субъектов: рекламодатель, рекла-мопроизводитель, рекламораспространитель, потребители и спонсор.

Очевидно, что в процессе создания рекламы, осуществления активной деятельности участвуют не все указанные субъекты, а лишь т.н. «активные субъекты рекламной деятельности»2, к которым относятся рекламодатель, рекламопро-изводитель, рекламораспространитель и спонсор3.

На стороне исполнителя выступают субъекты предпринимательской деятельности, следовательно, исполнитель является, как правило, либо коммерческой организацией, либо индивидуальным предпринимателем. В свою очередь коммерческие организации в сфере рекламы наиболее часто создаются в форме хозяйственных обществ - обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ.

Налогообложение в сфере рекламных услуг осуществляется в общем порядке с некоторыми особенностями, присущими данной деятельности. В частности, с субъектов рекламной деятельности взимаются:

а) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.). Субъектами налогообложения здесь являются именно организации, независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;

б) налоги, взимаемые как с физических лиц, так и с организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Главный принцип их взимания — наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог). ш

Особенности налогообложения рекламных организаций могут быть отмечены н в процессе взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль С

а

организаций. Так, налоговая база при реализации рекламных услуг определя- т

о

ется в соответствии с п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) как к

о

стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых о' в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и | без включения в них налога. т

го

В соответствии с подп. 25 п.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению н

о

(освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации Ю передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение | (создание), единицы которых не превышают 100 руб. Однако в Законе отсутству- к ют четкие и понятные определения понятий «единица товаров, работ, услуг», а «передача в рекламных целях», что нередко приводит к разночтениям между д

е

налогоплательщиками и налоговыми органами, урегулировать которые воз- | можно лишь в судебном порядке4. Кроме того, при налогообложении прибыли № между налогоплательщиками и налоговыми органами нередко возникают 69 споры по поводу того, какие рекламные расходы относятся к нормируемым, а • какие к ненормируемым. Чтобы снизить риск возникновения подобных споров, к налогоплательщику целесообразно вести раздельный учет нормируемых и не-нормируемых расходов на рекламу.

На стороне рекламодателя могут выступать и такие субъекты, как государственные и муниципальные учреждения, организации. Государство и муниципалитеты в данном случае выступают на стороне рекламодателя, осуществляя заказ рекламы услуг государственных образовательных учреждений, учреждений 233

здравоохранения, культуры и т.д. Заказ данной рекламы осуществляется на договорной основе с применением норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 2 июля 2013 г.)5.

Наиболее активно рекламные проекты финансируются в г. Москве. Например, при анализе 44 процедур размещения заказа государственными органами и учреждениями за 2011-2012 гг., проведенном журналом «Бюллетень оперативной информации «Московские торги», было выявлено, что особенно активно размещало заказы по коду ОКДП - 9211010 «Услуги по подготовке рекламных анонсов и афиш» ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы разместил наиболее дорогой заказ на подготовку рекламных анонсов и афиш на сумму свыше 5,5 млн руб. Общий объем проанализированных заказов составил свыше 25,7 млн руб.6

С другой стороны, государство и муниципальные образования в процессе распоряжения принадлежащими им муниципальными землями (и иным имуществом) участвуют в предоставлении земельных участков для размещения наружной рекламы в виде рекламных щитов, конструкций и иных сооружений. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом а на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной ? конструкцией на основании договора с ее собственником7. Заключение договора а. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, % здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной I или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме

1 аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, орга-| нами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в | соответствии с законодательством РФ.

| Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной

2 конструкции на земельном участке, который находится в государственной, му° ниципальной собственности или государственная собственность на который не « разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся

0

| в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственно-

1 сти, после утверждения схем размещения рекламных конструкций в соответствии 1 с частью 5.8 ст. 19 ФЗ «О рекламе» проводятся органом государственной власти,

0

° органом местного самоуправления муниципального района или органом местного ¿5 самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только

1 в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

I Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах

организации местного самоуправления»(с изм. от 2 июля 2013 г.)8 предусматривает, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления.

Так, в г. Саратове вопросы размещения наружной рекламы, в т.ч. рекламы на

234

зданиях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также

установка рекламных конструкции на земельных участках, принадлежащих муниципалитету, находятся в ведении городской администрации. В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 25 октября 2007 г. № 21-204 «О наружной рекламе в городе Саратове» (с изм. от 20 декабря 2012 г.) администрация муниципального образования «Город Саратов» наделена полномочиями по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Саратова, аннулированию таких разрешений, выявлению самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории г. Саратова, выдаче предписаний о демонтаже таких конструкций, обращению в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции и о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействитель-ным9. При этом заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Саратова, осуществляется на основе торгов в форме конкурса, проводимых администрацией муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с законодательством РФ. В целях проведения торгов администрацией создана постоянно действующая комис-сия10, уполномоченная в т.ч. заключать договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с победителем конкурса в соответствии с действующим законодательством. В свою очередь услуги по расклейке рекламных объявлений, подготовке и размещению рекламы осуществляет МУП «Городской центр размещения рекламы». В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов относится «часть прибыли ш муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и н осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых С

а

нормативными правовыми актами представительных органов муниципального т

о

образования и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и к

о

казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после о' уплаты налогов и сборов». |

В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 16 декабря 2010 г. О № 58-706 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2011 год» н

о

нормативы отчислений в бюджет МО «Город Саратов» от прибыли, остающейся в Ю распоряжении муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и и

иных обязательных платежей, для МУП «Городской центр размещения рекламы» с

к

на 2011 г. установлены в размере 50% (этот показатель действует и в 2013 г.), тогда а

как в предыдущие годы данный норматив составлял 80%. Данные отчисления |

относятся к неналоговым источникам пополнения муниципального бюджета. |

К «активным субъектам рекламной деятельности» относятся «спонсор» и №

«спонсорская реклама». Данные понятия предусмотрены в подп. 9 и 10 ст. 3 69

Федерального закона «О рекламе». Так, спонсором признается лицо, предоста- •

вившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации к и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Следовательно, спонсорский

взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон 235

по предоставлению услуг рекламного характера. Таким образом, по мнению Минфина России, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату.

Таким образом, в рекламном процессе участвуют как субъекты коммерческой деятельности (в основном - хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), так и публично-правовые образования. При этом государство и муниципальные образования в лице своих органов могут участвовать в рекламных правоотношениях, выступая в качестве рекламодателя, т.е. заказчика рекламных услуг (работ), путем проведения торгов на соответствующем уровне. Возможность участия государства и муниципалитетов в качестве рекламопроизводителя и рекламораспространителя ограничено действующим законодательством. Наиболее часто государственные и муниципальные органы в процессе реализации прав на принадлежащее им имущество осуществляют предоставление места под рекламу, активно участвуя в рекламном процессе.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12, ст. 1232; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4084.

2 Дзагоева Б.О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: автореф. дис.....канд. юрид. наук. М., 2008. С. 12.

3 См.: Там же.

4 См.: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2009 г. № 15АП-466/2009; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2009 г. № 09АП-3815/2009; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2009 г. № Ф05-9419/09 по делу № А40-84804/2008. Документы опубликованы не были. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. 1, ст. 3105; 2013. № 27, ст. 3463.

6 URL: http://boi-mt.ru/analytics/8217 (дата обращения: 16.04.2013).

7 См.: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 23 июля 2013 г.).

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2013. № 27, ст. 3477.

9 См.: Саратовская панорама. 2007. 7-13 нояб.

10 См.: Постановление главы администрации г. Саратова от 21 августа 2008 г. № 1112 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению торгов в форме конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования «Город Саратов»// Саратовская панорама (спецвыпуск). 2008. 27 авг.

Е.А. Сушко

ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Статья посвящена финансово-правовым основам реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются понятие, предмет, цели, принципы, источники этой системы; определяется значение финансово-правового регулирования данного направления.

Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, общественные отношения в процессе реализации контрактной системы в сфере закупок, цели, принципы, источники контрактной системы в сфере закупок.

© Сушко Елена Александровна, 2013

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная 236 юридическая академия»); e-mail: e.a.sushko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.