Научная статья на тему 'Субъектное экономическое мышление как экономическое благо: анализ феномена в контексте условий К. Менгера'

Субъектное экономическое мышление как экономическое благо: анализ феномена в контексте условий К. Менгера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ECONOMIC THINKING / SUBJECT ECONOMIC THINKING / ECONOMIC GOOD / ECONOMIC INDIVIDUAL / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богунов Леонид Александрович

Понимание экономического мышления с точки зрения экономического блага создает предпосылки для углубленного изучения данного феномена в целях повышения индивидуальной социально-экономической конкурентоспособности человека, совершенствования подходов к экономическому образованию, определения приоритетов и механизмов повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. В связи с этим представлен анализ и изложена возможность интерпретации феномена субъектного экономического мышления как экономического блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT ECONOMIC THINKING AS AN ECONOMIC GOOD: ANALYSIS OF THE PHENOMENON IN THE CONTEXT OF THE CONDITIONS OF C. MENGER

Understanding of economic thinking in terms of economic good creates the supposition for a detailed study of this phenomenon to enhance the individual socio-economic competitiveness of human, improvement of approaches to the economic education, setting priorities and mechanisms to improve the competitiveness of the national economy as a whole. In this connection, the analysis is made and interpretation of the phenomenon of subject economic thinking as an economic good is presented.

Текст научной работы на тему «Субъектное экономическое мышление как экономическое благо: анализ феномена в контексте условий К. Менгера»

УДК 330.101 ББК 65.012.12

Л. А. Богунов

СУБЪЕКТНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО: АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ К. МЕНГЕРА

L. A. Bogunov

SUBJECT ECONOMIC THINKING AS AN ECONOMIC GOOD: ANALYSIS OF THE PHENOMENON IN THE CONTEXT OF THE CONDITIONS OF C. MENGER

Понимание экономического мышления с точки зрения экономического блага создает предпосылки для углубленного изучения данного феномена в целях повышения индивидуальной социально-экономической конкурентоспособности человека, совершенствования подходов к экономическому образованию, определения приоритетов и механизмов повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. В связи с этим представлен анализ и изложена возможность интерпретации феномена субъектного экономического мышления как экономического блага.

Ключевые слова: экономическое мышление, субъектное экономическое мышление, экономическое благо, экономический человек, конкурентоспособность.

Understanding of economic thinking in terms of economic good creates the supposition for a detailed study of this phenomenon to enhance the individual socio-economic competitiveness of human, improvement of approaches to the economic education, setting priorities and mechanisms to improve the competitiveness of the national economy as a whole. In this connection, the analysis is made and interpretation of the phenomenon of subject economic thinking as an economic good is presented.

Key words: economic thinking, subject economic thinking, economic good, economic individual, competitiveness.

В настоящее время объективно возникает спрос на высокоадаптивного, конкурентоспособного экономического человека. Таково требование времени: времени приоритетов глобализации современного постиндустриального мира, рыночных экономических отношений, посткризисных тенденций. Эти проблемы рассматриваются, в том числе, и в работе экспертных групп в рамках Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года [1]. Способствовать адекватному самоопределению экономического человека в актуальных социальноэкономических преобразованиях, активной включенности в экономические процессы, экономической эффективности, по нашему мнению, должно именно качество его экономического мышления, которое может быть реализовано посредством формирования и развития субъектных составляющих экономического мышления. И в этом несомненное экономическое благо последнего.

Однако феномен субъектного экономического мышления требует углубленного изучения его содержательной стороны, механизмов формирования и развития, а также исследования его прикладных аспектов в русле рыночной экономики. Возможности экономического мышления в аспекте социально-экономической адаптации отдельного индивида и удовлетворения всей иерархии потребностей огромны. И чтобы устранить последние сомнения в необходимости исследования данного аспекта экономической науки, мы, во-первых, конкретизируем понимание субъектного экономического мышления, а во-вторых, представляем в настоящей статье анализ феномена как экономического блага с точки зрения условий, предложенных К. Менгером [2, с. 39]. Эти условия - наличие потребности, которую данное благо будет удовлетворять, свойств предмета, осознание человеком причинной связи между свойствами и возможностью удовлетворения и возможности распоряжаться данным предметом для удовлетворения потребностей. Содержание феномена «экономическое мышление» мы в данной работе не рассматриваем, поскольку подробный анализ данной проблемы проведен нами в статье «Экономическое мышление постиндустриального общества: становление и развитие» [3].

Итак, субъектное экономическое мышление характеризуется пониманием экономического человека в качестве субъекта экономической деятельности, т. е. организующего начала этой деятельности, определяющего и управляющего экономическими процессами посредством своего экономического мышления. Обнаруживая и изучая явления, процессы, которые детерминируют его экономическую жизнь, экономический человек обретает ориентацию и оказывается вовлеченным в анализ вариантов, в осуществление выбора, приобретает определенное чувство экономической свободы, что предполагает его активную преобразующую роль в позиционировании и понимании себя в качестве субъекта, которому самому нужно принимать экономические решения, в себе находить защиту себя и защиту своих близких. Экономический человек возлагает на себя ответственность за собственное существование, а не надеется на случай или кого-то экономически более грамотного.

Далее рассмотрим возможности интерпретации субъектного экономического мышления в контексте критериев экономического блага.

Первое условие - наличие потребности. Человек действует для удовлетворения своих потребностей - того, что необходимо для его существования. И если блага - это средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, то субъектное экономическое мышление есть благо, а эффективность экономического мышления, его конкурентоспособность несут полезность для индивида, т. к. в конечном итоге именно качество экономического мышления субъекта обеспечивает возможность удовлетворения его потребностей. Отсюда естественным желанием здравомыслящего индивида будет приобретать и использовать благо под названием экономическое мышление.

И это справедливо, т. к. можно без преувеличения говорить об основе экономического существования индивида, о том, что формирует экономического человека - это экономическое мышление, которое, в свою очередь, формируется в экономической деятельности, интерпретирует и интерпретируется в экономической действительности и продуцирует определенное экономическое поведение индивида. Таким образом, экономическое мышление индивида, как основа производства его экономической деятельности, есть в то же время и основа его экономического и, в целом, физиологического существования.

Второе условие - свойства предмета, которые позволили бы поставить его в причинноследственную связь с удовлетворением потребности. Если предположить недостаточную осознанность индивидом возможностей своего субъектного экономического мышления в определении своей экономической эффективности или даже более того - незнание субъекта о наличии в качестве инструмента своей жизнедеятельности такого феномена, как экономическое мышление, соответственно, не придется и говорить об осознании «свойств» данного предмета. Трагичность ситуации может заключаться еще и в том, что в объяснении истоков того или иного качества своей жизнедеятельности индивид будет ссылаться на внешние обстоятельства - неправильную государственную экономическую политику, законы, конкуренцию, нечестность партнеров, недостаточное образование, отсутствие подходящих жизненных примеров в ближайшем или отдаленном окружении и т. п., даже на задумываясь о том, что причина его настоящей экономической ситуации заключается в нем самом.

Все вышеобозначенные факторы, конечно же, могут быть сопровождающими компонентами неуспеха, однако их наличие или, возможно, их иная интерпретация не мешает иному субъекту экономической деятельности быть более, а иной раз гораздо более успешным, в той же стране, с тем же стартовым капиталом. Вот и выходит, что акценты первопричин собственной социальноэкономической конкурентоспособности следует сместить на себя самого. А это уже иное качество экономического мышления, это уже осознание свойств предмета по К. Менгеру.

Но одного осознания наличия инструмента еще недостаточно. Им ведь надо уметь пользоваться. Нужно понять его содержательную структуру, его слабые и сильные стороны. Для этого необходимо изучить не только экономическое мышление и его наличие в себе самом, но и специфику отражения экономическим мышлением аспектов экономической теории, объективных экономических законов, осознание сути интерпретации субъектом экономической действительности, необходимо обязательно решать прикладные экономические задачи, действовать в реальном секторе экономики.

Эти условия позволят оттачивать-совершенствовать свое экономическое мышление, глубже познавать его возможности и опытным путем выстраивать корреляции между качеством своего экономического мышления и удовлетворением потребностей, другими словами - уста-

навливать причинную связь. Здесь мы уже видим выход на третье условие - познание человеком причинной связи между потребностями и возможностями их удовлетворения - роль и место в этом процессе субъектного экономического мышления.

Требующим, на наш взгляд, особого внимания является четвертое условие К. Менгера: приобретение возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы употреблять его для удовлетворения потребности.

Как мы понимаем, специфика субъектного экономического мышления как предмета удовлетворения потребностей как блага заключается в том, что данный феномен предоставляет нескончаемый веер потенциальных возможностей, и основная проблема для экономического субъекта заключается в том, чтобы осознать, понять всю универсальность данного «инструмента», т. е. необходимо научиться им управлять.

Давайте в качестве примера и демонстрации особенностей функционирования экономического человека в экономической среде и, следовательно, иллюстрации возможностей экономического мышления вообще обратимся к такому направлению, как бихевиоризм [4-6] и известной схеме бихевиоризма - «стимул - реакция». Данный подход органично в своем контрасте оттеняет возможности исследования экономического мышления, т. к. не изучает сознание, а значит, не может в полной мере объяснить предпосылки активной субъектной роли экономического человека и первопричин его креативного формирующего воздействия на экономическую действительность. А между тем, как мы понимаем, экономическое мышление являет собой не только результат отражения экономической действительности, но и формирующее начало экономической деятельности.

Бихевиоризм интерпретирует экономическую деятельность человека как зависящую от влияния на него внешних стимулов, опосредованную ими и, в свою очередь, оказывающую обратное воздействия на них, т. е. как реактивное экономическое поведение по принципу «стимул - реакция». Соответственно, экономическое мышление при этом будет пониматься как отражение объективной действительности, где как будто и нет места мышлению в том смысле, что мышление - это еще и преобразование действительности, а значит, трудно говорить о возможности распоряжаться предметом - экономическим мышлением - для удовлетворения потребностей. Ведь это только отражение, а значит, зависимость от чего-то внешнего, т. е. управляет, распоряжается внешнее, но не сам субъект, который в данном случае становится объектом экономических взаимоотношений, тем, кто не способен к самоопределению, т. к. это ни в его силах, ни в его власти.

Такой подход может быть интересен для манипулятивной экономики, но не для экономического мышления. И поскольку в экономической науке все-таки принято оперировать категорией «субъект», понимая под этим активную включенность в экономические процессы, а также исходя из конкретных жизненных примеров индивидов, способных к проявлению своей субъектной экономической позиции, мы настаиваем на неправомерности понимания экономического мышления только лишь как отражающей реактивной составляющей.

С точки зрения бихевиоризма изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Применительно к поведению экономического человека роль основного регулятора поведения отводится выгоде. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угасания других. Все поведенческие реакции делятся на наследственные, включающие в себя физиологические реакции и приобретенные реакции. При этом развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющихся наследственных, т. е. безусловные реакции связываются в практической деятельности с условными, и впоследствии уже человек проявляет эти условные поведенческие реакции. Все это суть отражающего подхода.

Но такой ментальный и поведенческий детерминизм обусловливает предопределенность качества и уровней эффективной или неэффективной экономической деятельности, а следовательно, функциональную ограниченность экономического мышления как инструмента - предмета удовлетворения потребностей, т. к., уточним еще раз, экономическое мышление с точки зрения бихевиоризма может быть понято лишь как результат отражения внешних экономических стимулов.

Данная ограниченность и наличие критики со стороны других научных направлений повлияли на возникновение необихевиористских тенденций, которые в схему «стимул - реакция» вставляли промежуточные переменные и которые теперь позволяют и нам рассматривать экономическое мышление в более развернутом, гибком варианте, полноценно отражающем суть явления.

Так в какой же степени субъект экономической деятельности может распоряжаться своим экономическим мышлением и его субъектными составляющими? Бихевиоризм вносит свою лепту в понимание его формирования как научения, создания условно-рефлекторных связей в процессе взаимодействия экономического человека с экономической действительностью, хотя и дает ограниченное понимание относительно особенностей интерпретации субъектом экономической действительности, ее изменения, объяснения индивидуальной и шире - групповой, общественной экономической эффективности.

Для объяснения последних феноменов, например, с гуманистических позиций, необходимо рассматривать экономического человека как целостную систему, открытую новым возможностям, наделенную потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы, обладающую определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своей активной субъектной позиции, а в отношении экономической действительности - благодаря своему субъектному экономическому мышлению.

Таким образом, об эффективности экономического мышления справедливо говорить, если экономический человек имеет знания, умения, навыки, которые и позволят осуществляться экономическому поведению не по принципу «стимул-реакция», но с позиции экономического мышления - анализируя экономическую ситуацию и делая рациональный выбор. Это обусловит возможность распоряжаться экономическим мышлением так, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения своих потребностей, причем не одной или нескольких, а потенциально всех. Это означает соблюдение четвертого условия по К. Менгеру.

Исходя из того, что все необходимые условия, которые должны присутствовать для определения того или иного предмета в качестве экономического блага, имеются у экономического мышления, мы справедливо можем понимать его таковым, а значит, говорить о необходимости его углубленного исследования и реализации в экономической практике, которая должна предполагать:

— во-первых, осознание субъектом процессов формирования и развития своего экономического мышления, что определяется непосредственным и активным включенным его участием в этой деятельности;

— во-вторых, формирование и развитие субъектного экономического мышления должно предполагать не формирование определенных представлений об экономической действительности, но формирование готовности всестороннего восприятия экономических ситуаций, умения выходить за рамки инерционности экономического мышления, за пределы субъективного стереотипного восприятия экономических ситуаций;

— в-третьих, знания, умения и навыки адекватного, конкурентоспособного реагирования на новые экономические стимулы, что, в свою очередь, порождает большую экономическую эффективность субъекта экономической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru.

2. Менгер К. Основания политической экономии // Избр. работы. - М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. - 495 с.

3. Богунов Л. А. Экономическое мышление постиндустриального общества: становление и развитие // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 7-11.

4. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 816 с.

5. Козлова Е. В. Психологические основы экономической социализации: учеб. пособие. - Великий Новгород: НовГУ, 2004. - 78 с.

6. Прикладная экономическая психология: сб. ст. / Федеральное агентство по образованию, гос. образов. учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов», На-уч.-исслед. лаб. соц.-экон. проблем предпринимательства / под науч. ред. С. Г. Ковалева, Э. Х. Локшиной. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та экономики и финансов, 2006. - 198 с.

Статья поступила в редакцию 11.03.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Богунов Леонид Александрович - Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева; канд. псих. наук; доцент кафедры «Управление и бухгалтерский учет»; leonid.bogunov@mail.ru.

Bogunov Leonid Aleksandrovich - Northern Kazakhstan State University named after M. Kozybaev; Candidate of Psychological Sciences; Assistant Professor of the Department "Management and Accounting"; leonid.bogunov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.