Научная статья на тему 'Субъектно-объектная структура собственности на интеллектуальный продукт'

Субъектно-объектная структура собственности на интеллектуальный продукт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ЭНДОГЕННОЕ И ЭКЗОГЕННОЕ ПРИСВОЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ / PROPERTY OF INTELLECTUAL PRODUCT / SUBJECT OF INTELLECTUAL PROPERTY / ECONOMICAL OWNER OF INTELLECTUAL PRODUCT / LAW OWNER OF INTELLECTUAL PRODUCT / INNER / OUTER PRODUCTION OF INTELLECTUAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Гузель Азатовна

Императив интеллектуализации хозяйственной деятельности определяет актуальность исследования ключевых ее элементов, среди которых особое место принадлежит собственности на интеллектуальный продукт. Широкий перечень возникающих вопросов по воспроизводству и структуре данного явления сужен рамками данной статьи, в которой представлено исследование альтернативной трактовки субъектной и объектной структуры собственности на интеллектуальный капитал компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

subJect-obJect structure PROPERTY of intellectual product

The main plaice is belonged to property of intellectual product in economical activity. The alternative definition of subject-object structure of intellectual property has been opened in this article.

Текст научной работы на тему «Субъектно-объектная структура собственности на интеллектуальный продукт»

Хасанова Г.А.

СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Императив интеллектуализации хозяйственной деятельности определяет актуальность исследования ключевых ее элементов, среди которых особое место принадлежит собственности на интеллектуальный продукт. Широкий перечень возникающих вопросов по воспроизводству и структуре данного явления сужен рамками данной статьи, в которой представлено исследование альтернативной трактовки субъектной и объектной структуры собственности на интеллектуальный капитал компании.

Ключевые слова: собственность на интеллектуальный продукт, субъект собственности на интеллектуальный продукт, эндогенное и экзогенное присвоение интеллектуальных продуктов.

Специфика интеллектуального присвоения состоит в том, что без личного экономического участия в этом процессе экономические агенты не способны организовать процесс созидания и использования интеллектуального блага: руководители государства определяют

видение, цели, стратегию развития, а также формируют институциональную инфраструктуру деятельности. Менеджеры и владельцы предприятий организуют и контролируют процесс производства интеллектуальных ценностей; коллективы интеллектуалов непосредственно осуществляют процесс их производства; общество в лице пользователей таких благ обеспечивает плодоношение последних. Все это требует от субъектов интеллектуальной деятельности наращивать свой интеллектуальный капитал. Обычная схема деятельности, когда собственники де-юре, то есть те, кому по закону принадлежит интеллектуальное благо, распоряжаются ими, перестает работать при интеллектуализации и информатизации жизнедеятельности. Другими словами, законодательное оформление права собственности на интеллектуальное благо с социально-экономической точки зрения не может быть основой для образования субъекта интеллектуальной собственности. Критерием при определении существования последнего могут служить его способности в организации эффективной системы использования интеллектуальных ценностей.

Рис.1. Схема субъектной структуры присвоения интеллектуальных ценностей

Центральным элементом системы интеллектуальной деятельности как элемента системы одноименной собственности является личность экономического собственника интеллектуальных ценностей - обладателя экономической власти. Поскольку интеллектуальный капитал - это «двигатель» общественного развития, а интеллектуал - обладатель одноименного капитала, то с экономической точки зрения собственность субъектов «пассивного» владения (юридических собственников) стремится к трансформации в собственность интеллектуалов, так как «власть переходит к тому фактору производства, который наименее доступен и который труднее всего заменить» [1].

Таким образом, субъектная структура собственности на интеллектуальный продукт может быть определена исходя из закона формирования собственности, который гласит, что «моментом, определяющим принадлежность предмета в собственность, является способ работы над ним, способ производства. Я отточил своими руками кремневый топор, - он мой; мы с женой и детьми построили хижину - она принадлежит семье, ...» [2]. То есть, экономическим собственником является тот или те, кто непосредственно участвовал в процессе присвоения ценности. Однако сущность собственности не сводится только к процессу и результатам присвоения, она определяется функционированием общественных отношений между

хозяйствующими агентами по поводу создания и использования ценностей. А это значит, что собственником является тот субъект, который способен создать и поддерживать благоприятное для «плодоношения» интеллектуальных ценностей и принимаемое другими лицами институциональное поле взаимодействия интеллектуала с окружением. Расширенное воспроизводство общественных институтов присвоения обеспечивает реализацию интеллектуального потенциала и развитие одноименного капитала субъектов интеллектуальной деятельности и обусловливает воспроизводство всех элементов системы интеллектуальной собственности. Однако не все субъекты интеллектуальной деятельности участвуют в процессе созидания институтов присвоения. В случае, когда хозяйствующий агент создает и использует общественные институты присвоения интеллектуальных благ, речь целесообразнее вести о полном институциональном собственнике интеллектуальных ценностей. Если субъект хозяйствования обладает правом использования созданных институтов, то он является полным функциональным собственником интеллектуальных ценностей. В большинстве случаев экономические агенты реально обладают возможностью использовать не институты, а объекты присвоения, это указывает на функционирование «неполных» или «ограниченных функциональных собственников» [3].

Значит, субъект собственности на интеллектуальный продукт, то есть каждый из творцов интеллектуальных ценностей (в числе которых могут быть и институты) может характеризоваться полнотой осуществляемых им функций и определяться как полный и неполный собственник интеллектуальных благ. Более того, экономический собственник интеллектуальных ценностей по отношению к отдельным ее объектам может выступать потенциальным или реальным. Поэтому, например, акционеры компании, преследующие цель увеличения эффективности вложенного капитала относительно деятельности по формированию ценностно-целевой ориентации акционерного общества являются реальными экономическими собственниками. Однако экономически потенциальными относительно процесса производства отличных от институтов благ. Это значит, что при условии выбора в качестве базового вектора - интеллектуальный тип развития, каждый из экономических агентов участвует в процессе реального, фактического и конечного присвоения интеллектуальных ценностей, а определение субъектной структуры названного вида собственности отражает возможное многообразие форм приложения интеллектуальных способностей (рис. 1) [4].

Таким образом, интеллектуальное творчество, а также использование интеллектуальных ценностей требуют от их субъекта

осуществления деятельности по присвоению интеллекта такого уровня, который позволяет использовать продукты интеллектуального экзогенного творчества, переводя субъектов деятельности из разряда собственников де-юре в разряд собственников де-факто. Данные по качеству и результативности использования интеллектуальных ценностей позволяют оценить качество функционирования системы интеллектуальной собственности на предмет ее «пригодности» для формирования высокоэффективного собственника. Причем с точки зрения социально-экономической эффективности высокоэффективным собственник становится при условии стремления последнего совершенствовать общественные формы присвоения

интеллектуальных ценностей. И важным критерием при оценке деятельности личности как собственника интеллектуальных ценностей становятся не только и не столько показатели эффективности плодоношения ее объектов, сколько наличие возможности и способностей расширенного воспроизводства общественных форм интеллектуального присвоения.

Определив субъектную структуру собственности на интеллектуальный продукт рассмотрим ее объектную составляющую. Объектом одноименной собственности, бесспорно, является интеллектуальное благо. Но какова его сущностная характеристика и любое ли интеллектуальное благо может быть объектом интеллектуального присвоения, а значит одноименной собственности?

Говоря об интеллектуальных благах нужно отметить, что сегодня нет однозначного определения его сущности. С точки зрения материального производства интеллектуальный продукт - конкретные виды изобретений и нововведений, открытий, объективированных продуктов творческого труда, данных непосредственно в виде результатов умственного труда или вплетенных в другие виды деятельности, опосредованных ими.

Материализованное представление интеллектуального продукта искусственно сужает область исследований, не определяет разницы между продуктом интеллектуального и умственного творчества, а также рассматривает лишь материализованные продукты внешнего труда, это приводит к возникновению методологической «бреши» в определении бытия нематериальных ценностей. Оно не затрагивает результаты внутреннего труда и, как следствие, самого процесса внутреннего творчества, и факторов, влияющих на его характер; выводит из разряда интеллектуальных продуктов интеллект как одного из основных продуктов интеллектуального творчества. Это определяет значимость философского понимания «интеллектуального продукта».

С точки зрения философского подхода, интеллектуальный продукт - это воплощение знания, интеллекта, порождение

человеческого мозга, результат духовного производства, основой которого является интеллектуальное творчество. Продукт интеллектуальной деятельности вбирает в себя те характеристики, которые определяют характер интеллектуального творчества. Во-первых, продукт интеллектуального творчества - это продукт, процесс и результат использования которого носит гуманный и высоконравственный характер, отвечающий этическим и моральным требованиям человечества в целом.

Во-вторых, это продукт, который носит конструктивный созидательный характер. Ценность этого продукта состоит в том, что максимальную полезность от его использования могут получить все пользователи, причем субъекты, которые непосредственно не потребляют продукт, не несут на себе негативное бремя последствий от его использования другими. Более того, генерирование и применение интеллектуального продукта способствует устойчивому развитию человечества, под которым понимается определенная форма взаимодействия человека и природы. Она предполагает сохранение биосферы и процветания человеческого рода. В.И.Вернадский называл это форму взаимоотношений ноосферой. «Ноосфера - это сфера разума, рациональная человеческая деятельность в условиях окружающей его природы» [5]. На интеллектуала, как субъекта интеллектуальной деятельности, и ложится все бремя обязанности и ответственности по выстраиванию ноосферы.

В-третьих, в основе интеллектуального продукта лежит идея расширенного воспроизводства окружающих человечество ценностей. Сам интеллектуальный продукт есть результат реализации интеллектуального капитала. Его использование предполагает сохранение ограниченных ресурсов природы и активное внедрение в экономический кругооборот, способных и возможных к воспроизводству ресурсов.

В-четвертых, интеллектуальный продукт не исчезает после его потребления. Его могут потреблять одновременно многие субъекты, находящиеся в разных местах, причем каждому из них предоставляются равные возможности получать равную полезность от его использования. Поскольку продукт неделим между членами общества, для всех он выступает как целостное благо (материальный же продукт может использоваться единовременно один раз, конкретной группой людей). Здесь же нужно отметить, что интеллектуальный продукт не отчуждаем от его создателя. Его можно обменять, подарить или продать, но его создатель останется обладателем идеальной субстанции продукта.

В-пятых, интеллектуальный продукт имеет идеальную, невещественную субстанцию. Он является результатом генерации

мыслей, идей, знаний, ценностей; лишь в случае принятия решения о его использовании в качестве всеобщего блага, он может быть овеществлен.

В-шестых, интеллектуальный продукт обладает свойством новизны. Субъект, в процессе, как внутреннего, так и интеллектуального внешнего творчества направляет свои усилия на создание нового по замыслу продукта. Творчество «под копирку» невозможно и недопустимо. Как нельзя встретить двух человек с идентичными кодами ДНК, так нельзя найти совершенно одинаковые продукты интеллектуальной деятельности двух интеллектуалов. Более того, даже одна и та же личность не создаст два совершенно одинаковых продукта. Они всегда будут разными, новыми. Интеллектуал в каждую минуту времени, которую он направляет на создание внешнего интеллектуального блага, параллельно восполняет и обновляет свои знания, способности и опыт. Поэтому его внутренний потенциал постоянно изменяется, становится богаче. Изменение качества средств труда дает новое качество конечного продукта.

В-седьмых, интеллектуальный продукт отражает техникотехнологический, социально-нравственный и экономический уровень развития общества, в среде которого он был создан. Отнесение того или иного продукта умственного труда в разряд интеллектуальных обусловливается изменениями, происходящими в составе производительных сил и мировоззрения общемировой социальноэкономической системы. Таким образом, включение результата деятельности в разряд инновационных продуктов осуществляется путем проведения экспертизы на предмет социально-экономической своевременности его использования.

В-восьмых, продукт интеллектуального творчества характеризуется высокими затратами на его производство. Успешность создания интеллектуального продукта носит вероятностный характер.

В-девятых, интеллектуальные продукты не подвержены физическому износу. Но большое значение для них имеет моральное устаревание, что выражается в снижении потребительной стоимости продукта, например, в связи с созданием нового, удовлетворяющего такую же потребность, но на более высоком уровне. Моральный износ сложно спрогнозировать, он может составить от нескольких дней до нескольких столетий. Однако некоторые из интеллектуальных продуктов с течением времени не теряют своей ценности, наоборот они преумножают ее, например, литературные и художественные произведения.

В-десятых, интеллектуальный продукт практически всегда создается в рамках национальных границ, но имеет общечеловеческое значение. В сущности интеллектуального продукта заложена идея

созидания полезности во благо всего человечества, раскрытия новых путей конструктивного развития и обогащения каждой личности независимо от пола, расовой или национальной принадлежности. Интеллектуальный продукт выступает первоисточником нового качества социально-экономического и нравственно-культурного роста.

Таким образом, интеллектуальный продукт выступает результатом использования воспроизводимых ресурсов и представляет собой уникальную социально-экономическую ценность, процесс и результат использования которой носят высоконравственный, гуманный характер. Это продукт, обмен которым не ведет к потерям для субъектов его производства и потребления, а наоборот, к их взаимному обогащению.

Определение сущности и содержания внутреннего и внешнего интеллектуального творчества определяет бытие разных по своему функциональному назначению видов интеллектуальных продуктов: внутренний (эндогенный) интеллектуальный продукт и внешний (экзогенный) интеллектуальный продукт. Эндогенный

интеллектуальный продукт выступает результатом внутреннего интеллектуального творчества по формированию возможностей личности к плодотворной внешней интеллектуальной деятельности, направленной, с одной стороны, на создание интеллектуальных

продуктов для общества, с другой, на потребление функционирующих в обществе продуктов интеллектуальной деятельности. Это продукт, который выступает результатом освоения инвестиций личности в самое себя. Этими продуктами являются: 1) интеллект человека,

определяемый как диалектическое взаимодействие комплекса

мыслительных способностей человека, и комплекса приобретенных и развиваемых знаний - знаний (в широком смысле этого слова), включающих совокупность сведений в какой-нибудь области; 2) внутренние институты, регулирующие поведение личности.

Эндогенный продукт является подсистемой человеческого капитала в форме одновременно средства и результата

интеллектуального творчества. Он имеет идеальную субстанцию, может быть объектом присвоения только со стороны своего носителя -личности или коллектива. Характер и содержание присваивающей деятельности по формированию и развитию эндогенного интеллектуального продукта определяются не только способностями самой личности, но и совокупностью накопленных цивилизацией знаний, навыков и умений. Последний аргумент определяет неоспоримость двойственности природы ключевого из интеллектуальных продуктов - интеллекта: с одной стороны,

интеллект - результат индивидуального внутреннего труда личности, с другой, - результат всеобщего труда по развитию интеллектуального

потенциала общества.

Эндогенным продуктом внутренней интеллектуальной деятельности является и система внутренних институтов и мотивов, определяющих и регулирующих направленность и интенсивность внутреннего и внешнего интеллектуального творчества.

Интеллект, внутренние институты и стимулы, являясь объектами личного творчества, обусловливают качественные характеристики друг друга: с одной стороны, уровень развития интеллекта определяет содержательную сторону норм и правил регулирования, побудительных сил, активизирующих творчески-трудовую деятельность личности; с другой, интеллект является функцией от внутренней мотивационной и ценностно-нормативной структуры субъекта присвоения. Таким образом, эндогенным интеллектуальным продуктом является интеллект человека, а также его внутренние институты и мотивы.

Экзогенный интеллектуальный продукт представляет собой результат работы интеллекта человека по созданию ценностей для общественного использования. Это продукты, являющиеся отражением интеллектуальных способностей и возможностей личности, которая несет в себе базовые ценности общества. В работах различных исследователей приводятся критерии классификации экзогенных интеллектуальных продуктов. Но многие из них исходят из примата материального производства. Так, например, с позиции участия в процессе воспроизводства выделяют интеллектуальный продукт, предназначенный для личного потребления (книги, картины, музыкальные произведения и т.д.) и для производственного потребления (схемы и проекты технологических процессов, профессиональные знания, чертежи и т.д.). С точки зрения устойчивости значения знания для общества выделяют: интеллектуальный продукт, имеющий устойчивое (долговременное) значение, например, таблица умножения; интеллектуальный продукт, имеющий недолговечное значение, например, проекты и чертежи, относящиеся к какой-либо производственной технологии [6].

Таким образом, продуктами интеллектуального творчества, в зависимости от направленности последнего, становятся эндогенный и экзогенный интеллектуальные продукты. Однако не каждый из них может быть объектом присваивающей деятельности. С юридической точки зрения под объектами интеллектуальной собственности понимается новооткрытое знание во всех основных областях человеческой деятельности, а именно: науке, искусстве и производстве. Юридическая точка зрения: не показывает аспекты, отражающие особенности интеллектуального творчества, и связанное с ним многообразие объектов присвоения; не рассматривает возможность и

необходимость присвоения институтов как объектов, играющих ключевую роль в функционировании интеллектуальной собственности, и содержащих в себе потенциал интенсификации процесса трансформации интеллектуального потенциала в интеллектуальный капитал; юридическое регулирование интеллектуальной собственности не предполагает разделения идеального начала объекта интеллектуальной собственности и ее вещественной оболочки, тогда как задача теории как раз и состоит в этом разделении;

Сужаются рамки объектов интеллектуальной собственности исключительно овеществленным новооткрытым продуктом интеллектуальной деятельности.

Социально-экономический подход к определению объекта собственности, позволяет отождествлять его с результатом интеллектуального творчества, который: а) обладает свойством

редкости, но воспроизводимости; б) за право извлечения полезности за которое, ведется конкурентная «борьба»; в) обладает признаками интеллектуального продукта. Функционирование правовых институтов, регулирующих присвоение и использование последних, переводит их в разряд инновационных.

Представленная в данном исследовании субъектно-объектная структура собственности на интеллектуальный продукт позволяет расширить исследовательский потенциал данного явления и обеспечить актуализацию факторов и институционализацию условий, определяющих процесс интеллектуализации человеческого бытия.

Источники

1. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969. - С. 95.

2. Плеханов Г.В. Материалистическое понимание истории / Избранные философские произведения: в 5-ти т. - Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 660.

3. Колесникова Е.А., Салихов Б.В., Сиваченко Ю.И. Формирование корпоративной

собственности в условиях социально-экономической трансформации: монография. -

Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2004. - С. 24-30.

4. Левман Л.Б. Формирование собственности на рабочую силу в современной экономике России: дис. ... канд. экон. наук / РГГУ. - М.: 2001. - С. 15-74.

5. Ноосфера-духовный мир человека. / Сост. Коротнян А.В. - Ленинград: Лениздат, 1986. - С. 8.

6. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1996. - С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.