© Э.А. Тихонович, Е.Н. Завгородняя, 2009
УДК 339.168 ББК 65.59(2Рос)
СУБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ОКОЛОТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Э.А. Тихонович, Е.Н. Завгородняя
В статье проанализирована субъектная структура рынка околотаможенных услуг РФ, оказываемых предприятиям малого и среднего бизнеса. Описаны последствия применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО для участников рынка.
Ключевые слова: рынок околотаможенных услуг, внешнеторговая деятельность, таможенная система, ВТО.
Прогнозируемый вследствие вступления России в ВТО рост внешней торговли, несомненно, увеличит число компаний, осуществляющих экспортно-импортные операции, и произойдет это увеличение, прежде всего, в секторе малого и среднего бизнеса. Субъекты рынка околотаможенных услуг должны быть в состоянии удовлетворить растущий спрос на их услуги со стороны указанного сектора.
Понятие «рынок околотаможенных услуг» сложилось недавно, в результате действия ряда предпосылок, основной из которых явилось изменение структуры таможенной системы, включающей в себя в настоящее время не только государственных субъектов, действующих на рынке (таможенные органы), но и коммерческих (таможенные компании, осуществляющие посреднические функции).
Околотаможенные услуги (related customs services) - это вид бизнеса, организуемый специализированными компаниями, выступающими в качестве посредников по выполнению вспомогательных бизнес-процессов, связанных с движением проходящих таможню товаров и грузов к потребителю. К ним относятся услуги консультантов, таможенных брокеров, складов временного хранения и таможенных складов, а также
таможенных перевозчиков. Отдельно можно отметить услуги таможенных юристов, которые отвечают за юридическую составляющую внешнеэкономических и инвестиционных проектов (см.: [6]).
Признаками рынка околотаможенных услуг, позволяющими говорить о его существовании, можно считать определение места и функций таможенных компаний в группе субъектов таможенной системы РФ, взаимодействующих с государством и субъектами внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по поводу реализации ряда внешнеэкономических проектов; появление профессиональных организаций, а также преодоление стереотипов маргинального восприятия российских таможенных компаний.
При этом система субъектов рынка око-лотаможенных услуг должна подчиняться следующим условиям:
- обеспечить высокую оперативность, надежность и полноту контроля хода внешнеторгового процесса;
- наладить четкую кооперацию и координацию деятельности всех участников внешнеторгового процесса;
-установить правильную соподчинен-ность органов управления и обеспечивать высокую эффективность услуг. Обращение к субъектам рынка около-таможенных услуг происходит на этапе таможенного оформления и сопровождения
внешнеэкономической сделки. Таможенные услуги, предоставленные на рынке, достаточно стандартизированы и отличаются качеством и скоростью выполнения, что зависит от профессионализма предоставляющих их компаний.
Потребители таможенных услуг - российские и зарубежные компании и международные перевозчики, являющиеся участниками ВЭД. Российские компании нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах и платежах, крупные иностранные компании заинтересованы в получении качественных и надежных услуг. Они значительно больше внимания уделяют репутации фирмы, ее опыту работы на рынке, рекомендациям со стороны партнеров по бизнесу, коллег и т. д. Зарубежные клиенты склонны обращаться к зарубежным компаниям, что обусловлено сложившимся у них стереотипом. Для них поведение их коллег более прозрачно и предсказуемо, а значит, как считают клиенты, существует больше гарантий на получение качественных услуг.
Рынок околотаможенных услуг разделен на следующие основные сегменты в зависимости от направлений деятельности [2]:
1. Услуги таможенных консультантов, обеспечивающих подготовку крупных контрактов и инвестиционных проектов, юридическую и судебную поддержку и сопровождение отношений с таможней.
2. Услуги таможенных брокеров, обеспечивающих согласование процедур, кодов ТН ВЭД РФ, режимов и условий контрактных поставок, связанных с прохождением национальных границ, оформлением, хранением, транзитом или переработкой товаров, а также практически решающие вопросы в сфере таможенного администрирования.
3. Услуги экспедиторов, обеспечивающих беспрепятственную доставку грузов, оформление их за границей и на границе, а также выполнение других требований брокеров и клиентов, включая переоформление документов, организацию беспрепятственного прохождения границ, страхование и т. д.
4. Услуги владельцев таможенных складов, обеспечивающих оформление и хранение грузов в различных режимах, консолидацию, маркировку, упаковку и сборку.
5. Услуги структур, обеспечивающих оформление и получение различных сертификатов, лицензий, разрешений и согласований.
Эти сегменты не предоставляют взаимозаменяемых услуг, но вместе с тем относятся к одному рынку, так как обслуживают потребности одних и тех же категорий покупателей.
Компании, занимающиеся таможенным консалтингом, позиционируют себя как лидеров рынка. Консультант выступает перед клиентом на первом этапе и поддерживает личные стратегические взаимоотношения, в то время как брокер, склад и перевозчик появляются лишь на следующих стадиях бизнес-процесса и выполняют, скорее, обслуживающую, техническую роль. К участникам рынка относят аудиторские компании «большой четверки» («PricewaterhouseCoopers», «Deloitte and Touche», «Ernst&Young», KPMG) с их опытом работы с крупнейшими транснациональными корпорациями и солидным репутационным капиталом, а также некоторые российские компании, например «TARGO customs consulting» [2].
Вместе с тем услуги консультанта на таможенном рынке предполагают в значительной мере техническую работу: получение разрешительной документации, сертификации и т. д. Однако при этом компании-консультанты выполняют управляющие функции, квалифицированно осуществляя администрирование процесса. Ценность консультанта состоит в том, что через него проходит большое число типичных проектов, к нахождению оптимальных решений которых консультант приложил усилия в прошлом, а в настоящем лишь эксплуатирует наработанную схему. Таким образом, на рынке формируется крупная группа компаний, специализирующихся на обслуживании проектов по ввозу технологического оборудования при реализации крупных инвестиционных проектов в реальном секторе, группа консультантов по использованию специфических, проблемных таможенных режимов, например режима переработки.
Консультант, как правило, заинтересован в стратегических партнерских отношениях с клиентом, в то время как брокер лишь осуществляет проект, стремясь минимизировать возможные издержки, тем самым максималь-
но увеличивая прибыль. Консультанты получают прибыль за счет высоких расценок на свои услуги. Кроме того, что крупные консультанты предоставляют комплексную юридическую и судебную поддержку проекта, они обеспечивают и взаимодействие с таможенными органами при выявлении расхождения между юридической стороной проекта на этапе осуществления внешнеторговой операции и его трактовкой представителем таможенных органов на конкретной таможне. Практика оспаривания решений таможни через суд воспринимается представителями государственных органов негативно, поэтому позволить себе предоставлять такую услугу могут только крупные таможенные компании, для которых судебный процесс по защите интересов клиентов не способен изменить характер взаимоотношений с Федеральной таможенной службой (ФТС) и не может существенно повлиять на успешность бизнеса.
В противовес компаниям, оказывающим консалтинговые услуги, таможенные брокеры приближены к сфере таможенного администрирования, так как их деятельность регламентируется законодательством, закрепляющим механизмы ответственности брокера перед таможенными органами, а участники этого сегмента рынка подлежат включению в государственный реестр.
В настоящее время, по оценкам экспертов, лишь около 20 % всех товаров оформляется таможенными брокерами. Таким образом, остальные 80 % - потенциал роста рынка [7].
К основным проблемам этого сегмента рынка, препятствующим наращиванию доли брокеров, относят рост цен на брокерские услуги; проблему исполнения договоренностей с клиентом и рост издержек в процессе выполнения проекта.
В то же время компании, которые заботятся о своей репутации, стремятся решить проблемы посредством предоставления клиенту максимального количества решений конкретной задачи и точного планирования его расходов при выборе любого из доступных вариантов. Такие компании причисляются к лидерам рынка. К критериям, на основании которых происходит попадание субъекта рынка в рейтинг лидеров, были отнесены следующие признаки: системность подхода к осу-
ществлению проектной деятельности; комплексность услуг; инновационный потенциал; клиентоориентированность, лояльность клиентов; хорошая репутация; доступ к административному ресурсу; содействие государству в совершенствовании политики в таможенной сфере; участие в общественной деятельности [2].
На основании этих критериев составлен рейтинг лидеров российского рынка околота-моженных услуг, в который вошли следующие зарубежные и российские компании:
1. Аудиторские компании «большой четверки».
2. «TARGO customs consulting».
3. «Кюне и Нагель».
4. «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».
5. «Национальный таможенный брокер».
6. Компании-поручители (НАТБ, С.В.Т.С., «РОСТЭК»).
7. Международные экспресс-перевозчики (DHL, Fedex, TNT и др.).
Одной из проблем профессионального сообщества субъектов рынка околотаможен-ных услуг является консолидация позиций и усилий для достижения общих корпоративных интересов. В данной ситуации более заинтересованные участники сталкиваются с нежеланием других участников затрачивать какие-то ресурсы для достижения целей, которые, по мнению первых, представляют интересы для всех участников рынка. Участники рынка околотаможенных услуг объединены в несколько крупных профессиональных объединений - Американскую торговую палату и Европейский деловой клуб.
Цель Американской торговой палаты заключается в представлении интересов своих участников перед государственными органами. В рамках Американской палаты решаются вопросы формирования общих для членов палаты интересов в том или ином секторе и по оказанию воздействия на государственные органы для защиты коммерческих интересов, разделяемых большинством членов. В составе таможенного комитета Американской палаты есть участники рынка таможенных услуг, в том числе и российские компании. Стать членами палаты могут российские компании, заинтересованные во взаимодействии с американскими импортерами.
К основным инструментам достижения программных целей палаты относятся организация конференций, деловых встреч с представителями государства и бизнеса. Таможенный комитет палаты поддерживает отношения с руководством ФТС, взаимодействует с исполнительной властью, доводя до государственных органов позиции своих членов по наиболее актуальным вопросам. Президент Американской палаты в России входит в постоянный комитет Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве РФ [1; 6].
Ассоциация европейского бизнеса в России (Европейский деловой клуб) представляет интересы европейских компаний на российском рынке. Комитет по таможне и транспорту Европейского делового клуба выполняет сходную с таможенным комитетом Американской палаты роль. Кроме того, таможенные комитеты обеих организаций пересекаются по своему членскому составу. В настоящее время комитет Европейского делового клуба ставит задачу объединения усилий своих членов для решения общих проблем отечественного таможенного рынка, а также оказания влияния на государственную политику в этой сфере.
К одной из проблем, которая в настоящее время решается Европейским деловым клубом, относится создание и утверждение государственными органами перечня товаров, к которым должны применяться такие усложняющие процесс доставки процедуры, как фитосанитарный контроль, эпидемиологическая инспекция и проч. Усилия клуба направлены на унификацию норм и процедур, подлежащих применению в сфере таможенного администрирования. Ставится задача сформулировать и исполнять единые «правила игры». Комитет Европейского делового клуба регулярно проводит открытые заседания, встречи с представителями ФТС, собирает информацию у участников рынка и информирует своих членов об имеющихся проблемах и инновациях в таможенной сфере. Заместитель председателя ассоциации входит в постоянный комитет Консультативного совета по иностранным инвестициям.
В сфере таможенного дела регулярно проходят корпоративные мероприятия, которые можно условно разделить на две катего-
рии. К первым относятся профессиональные семинары, организуемые на платной основе государственными органами, например ФТС. Ко вторым - конференции, симпозиумы и другие общественные мероприятия, ставящие своей целью обмен информацией между участниками рынка [3; 6].
Несмотря на то, что подобные общественные мероприятия важны для всего сообщества, многие участники рынка критически оценивают их, демонстрируя свою неудовлетворенность некоторыми параметрами: форматом, информативностью, стоимостью участия. Тем не менее участие в корпоративных мероприятиях компаний-операторов относят к критериям, на основании которых участников рынка причисляют к лидерам рынка.
В 2005 г. важность развития рынка околотаможенных услуг в направлении усиления сотрудничества стран мирового хозяйства, а также облегчения перемещения товаров между национальными экономиками была задекларирована в принятых Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли ВТО [5]. Для оптимизации усилий по повышению безопасности международной цепи поставок товаров необходим целостный подход при постоянном совершенствовании мер таможенного оформления. Рамочные стандарты имеют целью:
1. Установление стандартов, обеспечивающих повышение безопасности и облегчающих функционирование международной цепи поставок товаров на глобальном уровне с целью достижения большей определенности и предсказуемости.
2. Обеспечение комплексного управления международной цепью поставок товаров для всех видов транспорта.
3. Укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом.
4. Содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.
Рамочные стандарты ВТО, основанные на четырех описанных выше элементах, стоят на двух «опорах»: системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообще-
ством. Такая стратегия двух «опор» имеет множество преимуществ. Все таможенные администрации должны устанавливать партнерские отношения с частным сектором, чтобы вовлечь его в работу по обеспечению безопасного и надежного функционирования международной цепи поставок товаров. Основной акцент делается на создание международной системы определения частных компаний, обеспечивающих высокую степень гарантий безопасности в том, что касается их роли в цепи поставок товаров. Эти бизнес-партнеры должны получать ощутимые выгоды от такого партнерства в форме ускорения оформления и других мер.
В Рамочных стандартах устанавливаются критерии, в соответствии с которыми компании, участвующие в цепи поставок товаров, могут получить специальный статус партнера по поддержанию безопасности. Эти критерии охватывают такие аспекты, как оценка угроз; наличие плана обеспечения безопасности с учетом оценки угроз; наличие плана коммуникационных мероприятий; принятие процедурных мер по недопущению попадания в международную цепь поставок грузов с нарушениями или без соответствующих документов; физическая безопасность зданий и сооружений, используемых в качестве погрузочных или складских площадок; безопасность контейнеров и грузов, средств транспорта; проверка персонала и защита информационных систем.
Приоритеты при допуске участников могут быть определены с учетом ряда факторов: объема внешнеторговых сделок, нарушения безопасности, стратегических угроз, исходящих от некоторых географических регионов, другой информации, имеющей отношение к рискам. Выбор факторов, которые будут иметь решающее значение, должен зависеть от конкретных обстоятельств.
Исключительно важным также является наличие генерального соглашения о минимальных льготах, которые компании-партнеры могут получить благодаря статусу уполномоченного оператора (УЭО). Такие льготы могут включать ускоренное прохождение грузов незначительного риска через таможню, повышение уровня безопасности, оптимизацию издержек цепи поставок товаров за счет эффективного решения вопросов безопаснос-
ти, повышение репутации организации, расширение деловых возможностей, более полное понимание таможенных требований и более тесный контакт между УЭО и таможенной администрацией [5].
Многим компаниям, которые работают в привязке к узлам международной цепи поставок товаров, уже приходится выполнять действующие международные требования безопасности и/или осуществлять собственные программы по повышению безопасности, чтобы снять озабоченность таможенных администраций.
Уполномоченные экономические операторы, участвующие в международной цепи поставок товаров, будут проводить самооценку с учетом заранее установленных стандартов безопасности и передовой практики, чтобы их собственные программы и процедуры обеспечивали адекватные гарантии для своих отправок и контейнеров вплоть до того, как они будут выпущены из-под таможенного контроля в пункте назначения.
Таможенные администрации совместно с представителями торгового сообщества разработают порядок валидации или процедуры аккредитации по критериям качества, которые обеспечивают компаниям, имеющим статус уполномоченного экономического оператора, соответствующие стимулы.
Таможенная администрация будет регулярно обновлять программу партнерства «таможня - бизнес» для того, чтобы способствовать внедрению минимальных стандартов безопасности и наиболее эффективных методов обеспечения безопасности цепи поставок товаров.
Таможенные администрации будут работать совместно с уполномоченными экономическими операторами для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставок товаров, начинающейся на ее таможенной территории или проходящей через нее.
Принятие Рамочных стандартов должно упрочить статус субъектов рынка около-таможенных услуг, определить обязанности таможенных органов страны перед субъектами рынка и тем самым снизить риски их деятельности.
Реализация выделенных преимуществ существенно повысит качество и
доступность предоставляемых услуг (особенно стремление получить статус уполномоченного оператора), что положительно скажется на внешнеэкономических операциях предприятий малого и среднего бизнеса РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Американская торговая палата в России : офиц. сайт. - Режим доступа: www.amcham.ru.
2. Анализ рынка таможенных услуг (2007 год) : офиц. сайт группы компаний «САННА Логистик Сервис». - Режим доступа: http:// www.sanna-logistic.ru/analitics/cusmots/.
3. Европейский деловой клуб в России : офиц. сайт. - Режим доступа: www.aebrus.ru.
4. Новокшенов, И. Б. Таможенный брокер / И. Б. Новокшенов // Право и экономика. -2000. - №°2. - С. 63-68.
5. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли // Информационноконсультационная система «Виртуальная таможня». - Режим доступа: http://www.vch.ru/cgi-Ыn/gшde.cgi?taЫe_ code=9&action=show&id=323.
6. Российский рынок таможенных услуг: особенности, проблемы и перспективы развития (основные выводы по итогам экспертного опроса). -Режим доступа: http://old-opec.hse.ru/library/ artide.asp?tmpl=def_artide_print&d_m=5336&c_m= 19&с1_по.
7. Таможенный брокер. Правовые акты. Порядок получения и выдачи лицензии. Реестр таможенных брокеров / сост. Н. Т. Краснолуцкая. - М. : Благовест : Центр экономики и маркетинга, 2000. - 160 с.
SUBJECT STRUCTURE OF CUSTOMS-RELATED MARKET SERVICES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
E.A. Tikhonovich, Ye.N. Zavgorodnyaya
The article analyses the subject structure customs-related market services provided for small and medium-sized businesses. It describes the consequences of the Framework security convention application and the facilitation of the world trade by the WTO for the market participants.
Key words: customs-related market services, foreign trade, customs system, WTO.