Научная статья на тему 'Субъективное представление об интуиции: сравнительный анализ (на примере студенческой молодежи вузов Саратова и области)'

Субъективное представление об интуиции: сравнительный анализ (на примере студенческой молодежи вузов Саратова и области) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОВЕРИЕ ИНТУИЦИИ / INTUITION / SUBJECTIVE BELIEFS / RELIANCE TO INTUITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенец Ольга Владимировна

Статья посвящена исследованию феномена интуиции с использованием субъективных представлений об интуиции студентов и учащихся вузов Саратова и области. Анализ пространства субъективных представлений осуществляется с помощью разработанной автором анкеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to research of the phenomenon to intuitions with use the subjective beliefs about intuitions student HIGH SCHOOL Saratov and area. The Analysis space subjective presentations is realized by means of designed an author of the questionnaire.

Текст научной работы на тему «Субъективное представление об интуиции: сравнительный анализ (на примере студенческой молодежи вузов Саратова и области)»

УДК 316.6

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (на примере студенческой молодежи вузов Саратова и области)

О.В. Семенец

Саратовский государственный университет E-mail: olga-semenets@yandex.ru

Статья посвящена исследованию феномена интуиции с использованием субъективных представлений об интуиции студентов и учащихся вузов Саратова и области. Анализ пространства субъективных представлений осуществляется с помощью разработанной автором анкеты.

Ключевые слова: интуиция, субъективные представления, доверие интуиции.

Subjective Belief about Intuitions: Benchmark Analysis (on Example Student Higher Educational Istablishment of Saratov and Area)

O.V. Semenets

The article is dedicated to research of the phenomenon to intuitions with use the subjective beliefs about intuitions student HIGH SCHOOL Saratov and area. The Analysis space subjective presentations is realized by means of designed an author of the questionnaire.

Key words: intuition, subjective beliefs, reliance to intuitions.

В условиях постоянно меняющегося мира от человека требуется особое умение осуществлять эффективную и постоянную ориентировку в пространстве социальной реальности. Любая жизнедеятельность субъекта происходит в контексте той или иной ситуации. Человек непрерывно вынужден принимать решения в связи с новыми, все время меняющимися условиями, в рамках актуальной для него ситуации. Интуиция нередко выступает компонентом принятия таких решений при отсутствии необходимой информации и дефиците времени, а также в динамичных и, в том числе, экстремальных ситуациях.

В современной литературе интуиция является предметом рассмотрения представителей философской науки, а также изучается в психологических концепциях. В философии под «интуицией» понимается «непосредственное познание»1, «вид знания»2, «прямое усмотрение истины»3, «способ по-

ИНТУИЦИИ:

4 5

знания» , «непосредственное видение» , «ассоциация ощущений», «одна из форм неосознанного отражения, момент познания»6.

В психологии интуиция определяется как «особый тип мышления»7, «получение результата путем, промежуточные этапы ко-

о

торого не осознаются» , «знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается»9. Часто встречается в психологии понятие интуитивного опыта, образующегося при участии имплицитного научения в приобретении профессиональной компетенции или в индивидуальном развитии. И.К. Орлов под интуитивным опытом понимает формирование побочного продукта взаимодействия субъекта с системой, проявляющегося в неосознаваемом изучении ее свойств, приобретении неосознаваемых и невербализуемых знаний об особенностях ее функционирования10. Р.М. Грановская пишет о том, что с накоплением профессионального опыта специалист развивает у себя особое целостное видение предмета, его элементы складываются в единую систему. Впрочем, это не единственный способ развития целостного восприятия. Помимо профессионального опыта способствовать целостности может также субъективная эстетическая оценка, идентификация субъекта с объектом восприятия, перевоплощение11. Многие исследователи связывали неосознаваемость интуитивных решений с правополушарными процессами, а также отмечали особую роль поисково-исследовательской активности при интуитивных прозрениях, важность проявления познавательной внутренней мотивации, установки.

© О.В. Семенец, 2009

Проведенный теоретический анализ феномена интуиции показал, что интуиция представляет собой сложное многомерное динамическое образование и может определяться как:

процесс, включающий определенные механизмы и качества;

свойство субъекта, зависящее от индивидуально-психологических характеристик и проявляющееся при определенных условиях;

способность к социально-перцептивному прогнозированию, позволяющая адекватно интерпретировать возможное развитие ситуации или будущее поведение человека, выполняя при этом функцию снижения субъективной неопределенности;

условие формирования и критерий профессиональной компетентности специалистов в различных видах деятельности.

Такое многомерное и системное понимание феномена интуиции в теоретическом дискурсе обусловило наш исследовательский интерес и сместило его фокус с уровня теоретической рефлексии на уровень субъективных репрезентаций. Целью данной статьи является анализ субъективных представлений об интуиции разнопрофильных студенческих групп и выделение зоны инвариантных, типичных репрезентаций этого феномена и самобытных, нетипичных представлений, связанных с профессиональной социализацией каждой группы.

В исследовании приняли участие 186 человек, из которых 109 - студенты Саратовского классического университета (специальности «Психология», «Физика», «Радиофизика и электроника», «Биология»), 32 человека - учащиеся школы современного балета «Антре», 45 человек - курсанты Вольского военного училища тыла и транспорта. Для достижения поставленной цели была разработана анкета «Субъективное представление об интуиции», которая включала в себя 13 вопросов, каждый из которых представлял собой вариант незаконченного предложения. Вопросы были объединены в три основных блока - «Определение интуиции», «Условия проявления интуиции», «Интуиция в собственном жизненном опыте испытуемого» и дополнительный блок вопросов, ориентированный на возможность выразить рес-

пондентами в свободном порядке собственные мнения, суждения, которые не нашли отражения в основной части анкеты. Приведем интерпретацию результатов сравнительного анализа разных профессионально ориентированных групп по каждому блоку анкеты.

В первом блоке наиболее типичным в определении интуиции для всех групп респондентов является указание на связь проявления этого феномена и характера ситуации («чувство, что надо поступить в определенной ситуации так, и никак по-другому», «вариант решения сложившейся ситуации», «помогает выходить из разных ситуаций», «способность моментально оценивать ситуацию»), с акцентированием внимания на антиципирующей функции интуиции («предопределять события», «уверенность в том, что все случится определенным образом совершенно независимо от сложившихся условий», «предугадывать развитие ситуации», «предугадывать действия, обстоятельства», «предугадать ситуацию и повернуть ход событий в свою сторону»).

Вместе с тем характер осмысления этого феномена студентами, получающими различное профессиональное образование, значительно различается: от рационально-чувственного, эмоционально-творческого до прагматического. Так, в субъективных представлениях об интуиции студентов физического факультета преобладает рациональное осмысление («способность, основанная на опыте», «принятие решения в ситуации выбора», «самопроизвольный вариант решения сложившейся ситуации», «умение выбирать наиболее правильный путь решения какой-либо проблемы», «абстрактное явление»). При этом они выражают определенное недоверие к данному феномену, отчасти полагаясь на представления, сформированные телевидением и другими средствами массовой информации. Интуиция ассоциируется с «мистикой» (8%), а также «шоу на ТНТ» (10%), что свидетельствует о проявлении в ответах испытуемых стереотипов, сложившихся в информационном пространстве, и несамостоятельном характере ответов, отталкивающихся от представлений, навязанных масс-медиа. При этом были ответы «ин-

туиция - антинаучное толкование», «интуицию надо отличать от страха», «интуиция не может быть описана количественно», «интуиции не существует», свидетельствующие о том, что для многих людей - в данном случае для студентов физического факультета -интуиция является сферой неопределенной, которую нельзя просчитать и интерпретировать в качестве научных представлений. Интуиция не может быть объяснена физическими законами, и поэтому размытость, нечеткость границ этого понятия сопряжена с ощущением опасности и недоверия по отношению к данному феномену.

Студенты-психологи, определяя интуицию, связывают ее с «предчувствием, предвидением», «шестым чувством, внутренним голосом», «способностью предвосхищать». У студентов-биологов отмечается и рациональный, и чувственный уровни рефлексии этого понятия: интуиция определяется и как «предчувствие», и как «способность», а также как «помощник в принятии решения» и «внутренний голос».

У студентов балетной школы в субъективном определении интуиции преобладает эмоционально-творческое отношение: интуицию определяют как «чутье» или «чувство», а также как «предчувствие (опасности)».

Что касается представлений курсантов военного училища, то их определения интуиции подчеркивают ее прагматический характер: «способность оценить ситуацию», а также как «помощника в решении проблем» и «подсказку».

Во втором блоке - «Условия проявления интуиции» - все респонденты отмечают роль и значение экстремальной, рискованной, опасной ситуации, связанной с дефицитом времени и информации в активизации интуитивных процессов («экстремальные условия, когда нужно выбрать быстрый и правильный путь», «отсутствие другого выбора, кроме как полагаться на интуицию», «ситуации близкие к риску, грозящие человеку сильным нервным потрясением, вредом для здоровья», «критические, неожиданные ситуации, когда нет времени на обдумывание», «обстановка, заставшая врасплох»).

При определении условий проявления интуиции просматривается тенденция, ана-

логичная обозначенной нами для каждой группы испытуемых при ответах на первый блок вопросов. Так, о доминировании чувственного компонента свидетельствуют мнения студентов-психологов, что интуиция проявляется в субъективно значимых ситуациях, сложных и необычных, а также в любых ситуациях, независимо от каких-либо условий. Таким образом, можно сказать о наличии в данных ответах высокой степени доверия интуиции и важности этого феномена.

У студентов физического факультета так же, как и в первом блоке, отмечается склонность к рациональному толкованию исследуемого феномена. Большинством обозначается возможность проявления интуиции в «ситуациях неопределенного выбора» и в «нелогичных ситуациях» При этом важными качествами для активизации интуиции были названы «ум, интеллект», «логическое мышление», «наблюдательность», «уверенность».

При рационально-чувственном осмыслении интуиции студентами-биологами отмечаются следующие условия ее возникновения: «отсутствие информации» и «ограниченное время» («ситуации, требующие смекалки, находчивости и правильности действий "здесь и сейчас"», «когда нужно дать ответ на незнакомый тебе вопрос, при знакомстве с новым человеком, а также ситуации, в которых не знаешь, как поступить»). Среди качеств субъекта, способствующих проявлению интуиции, были указаны «внимательность, наблюдательность», «интеллект, логика», «креативность», «доверие интуиции». Здесь так же, как и у студентов-психологов, в ответах подчеркивается важность, эффективность и постоянное присутствие интуиции в жизни каждого человека («интуиция работает при любых условиях», «нужна практически всегда», «эффективна во многих ситуациях», «условия не нужны, интуиция повседневно присутствует в моей жизни при принятии любых решений»).

Субъективные представления студентов балетной школы об условиях проявления интуиции отражают их эмоционально-творческое отношение к этому феномену и подчеркивают значение таких качеств и процессов как «любопытство», «фантазия», «знание художественной литературы и искусства» для развития интуиции.

По мнению курсантов военного училища, данный феномен проявляется в ситуациях «принятия жизненно важных решений на основе ранее приобретенного опыта». Уровень развитости интуиции зависит от следующих качеств и функций: «жизненный опыт», «память, мышление», «умение оценивать обстановку». При этом интуиция может быть неэффективна «в азартных играх» и «в ситуациях, где действия оговорены руководящими документами».

В третьем блоке «Интуиция в жизненном опыте испытуемого» все респонденты отмечали проявление интуиции в ситуации экзамена, что вполне логично, учитывая статус испытуемых. Ситуация экзамена знакома и приближена к экстремальным условиям для данной категории лиц, а значит, она связывается с необходимостью применения интуиции («когда я решаю какие-либо тесты и выбираю билет на экзамене», «на зачете, когда я из двух вариантов выбрала верный», «когда я пишу зачетные тесты, то я предчувствую, будет ли у меня зачет или нет», «на экзамене точно знаешь, какой будет билет»).

У студентов специальности «Психология» преобладание чувственного компонента в описании проявлений интуиции сочетается с высокой степенью доверия интуитивным процессам. В анкетах приведены примеры из собственного опыта в «ситуациях выбора, принятия решения», в «неопределенных» и «в любых» ситуациях. При этом многие из опрошенных описывали ситуации предчувствия неприятных или опасных событий, которых им удалось избежать, так как доверились своей интуиции («отошел вовремя от дороги, где произошло ДТП», «проснулась в нужный момент, и это спасло от пожара», «взяла зонт, и неожиданно пошел дождь»). Также студенты-психологи отметили проявления интуиции в области межличностных отношений («предвидела проявления плохого характера у молодого человека», «предчувствовала смерть бабушки»).

У студентов физического факультета склонность к рациональному осмыслению сочетается с проявлением недоверия к интуитивным процессам в большинстве случаев в «математических или точных науках». Интуиция в основном проявлялась как «вы-

бор в ситуации», «знание», «защита от окружающего мира». Из своего опыта проявления интуиции студенты описывают ситуацию выбора профессии или вуза и «участия в лотерее».

Студенты биологического факультета в ответах демонстрировали рационально-чувственное понимание интуиции в сочетании с достаточно высокой степенью доверия к данному процессу («каждый человек рождается с интуицией, но ее нужно развивать», «интуиция проявлялась как видение, ощущение, приводящее к правильному решению проблемы»). Проявления интуиции отмечались в случае сходства ситуации с предыдущими, т.е. когда есть опыт, информация по отношению данной ситуации, которые реализовались как «догадка, ответ на вопрос», «предчувствие», «способность найти верный путь».

Учащиеся балетной школы в большинстве ответов показывают эмоционально-творческое доверительное отношение к интуиции. В ситуациях общения или «во время конкурсов» интуиция актуализировалась как догадка или правильный выбор, а также «часто и в разных проявлениях».

У курсантов военного училища интуиция проявлялась в основном при совершении покупок («выбор машины») и в повседневной жизнедеятельности в виде «помощника в нахождении оптимального выхода», что свидетельствует о проявлении прагматического отношения к интуитивным процессам.

При помощи проведенного анкетирования удалось также выяснить степень доверия к интуиции и оценку субъективной важности данного феномена в жизни людей. Около 30% всех опрошенных указали на высокую степень важности и присутствия в жизни интуиции. Из них 12% - студенты специальности «Психология», 10% - учащиеся балетной школы «Антре», 6% - студенты биологического факультета и около 2% - студенты физического факультета и курсанты военного училища. При этом субъективно по-разному оценивается степень развитости собственной интуиции испытуемыми. Большинство студентов - психологов, биологов - и учащихся балетной школы оценивают этот показатель как «среднюю». Среди студентов физическо-

го факультета и курсантов военного училища большинство оценивают показатель как «высокий». Возможно, такие показатели можно объяснить уверенностью студентов физического факультета и курсантов военного училища в оценке собственной интуиции, которая одновременно сочетается с низкой степенью доверия к интуитивным проявлениям.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование субъективных представлений об интуиции разнопрофильных студенческих групп позволяет выделить области инвариантных, типичных репрезентаций этого феномена, связанных с ситуативным и антиципирующим характером проявлений интуиции, и области самобытных, нетипичных представлений, обусловленых профессиональной социализацией каждой изучаемой группы. Так, у студентов университета прослеживается склонность к рационально-чувственной оценке интуиции, что проявляется в доминировании либо интеллектуального, либо чувственного компонента в рассмотрении этих процессов. Учащиеся балетной школы эмоционально и творчески подходят к вопросу определения интуитивных проявлений. Курсанты военного училища демонстрируют прагматичный подход. Характер будущей профессиональной деятельности оказывает влияние на готовность полагаться на интуицию при принятии решений. Лица с гуманитарной специальностью оказывают большее доверие интуиции, чем лица естественно-научной и технической специ-

альностей. Исходя из мнений большинства респондентов, можно сделать вывод, что интуиция вносит позитивный вклад в преодоление субъективной неопределенности при принятии решения, так как помогает формировать суждения о будущих событиях, являющихся информационной основой выбора субъекта.

Примечания

1 См.: Федяев А.П. Внефизическая реальность: Факт существования, основные свойства и способы познания. Казань, 1998; Франк С.Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. СПб., 1995.

2 См.: Быковский И.А. Проблема определения понятий «интеллект» и «искусственный интеллект». Саратов, 2003; Семенов В.В. Философия души. Сверхчувственная материя и диалектика бессознательного. Пущино, 2001.

3 См.: БейлиА.А. От интеллекта к интуиции. Новочеркасск, 1994.

4 См.: Комар А.А. Искусство и наука // Природа. 2006. №12. С.82-85; Дрыгин В.И. Мировоззрение в творчестве учёного / Под ред. И.В. Мартынычева. Саратов, 1991.

5 См.: Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М., 1999.

6 См.: Дмитриев А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного. Саратов, 1985.

7 См.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

8 См.: Грановская Р.М. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

9 См.: Степаносова О.В. Современные представления об интуиции // Вопр. психологии. 2003. № 4. С.133-143.

10 См.: Орлов И. К. Формирование интуитивного опыта при управлении неизвестной системой // Вопр. психологии. 2005. №3. С.57-70.

11 См.: Грановская Р.М. Указ. соч. С.154-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.